Понятие и сущность факторинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы являются: выявление сущности факторинга и его особенностей, как инструмента рынка, исследование механизма применения факторинговых операций. Особое внимание уделено анализу возможностей развития факторинга в России. Изучение и использование мирового опыта в этой сфере позволит улучшить состояние расчетов в отечественной экономике, поскольку факторинг выступает как эффективная система обслуживания как внутренней, так и экспортной деятельности поставщика. Расширение внешнеэкономических связей российских предприятий должно опираться на более качественное кредитно-финансовое обслуживание. Здесь применение факторинга может сыграть большую роль.

Оглавление

Введение

Глава I Понятие и сущность факторинга

1.1Факторинг – понятие, сущность……………………………………...6
1.2Факторинг – значение…………………………………………………7

ГлаваII Механизм действия
2.1 Российский рынок факторинговых услуг…………...…………….20
2.2 Факторинг в регионах………………………………………………25

Глава III Анализ рынка 2007 – 2010
3.1 Анализ Российского рынка факторинга за 2007 – 2009 год……...27
3.2 Причины замедленного роста факторинговых услуг……………..34
3.3 Мнения специалистов……………………………………………….35
3.2 Влияние кризиса на рынок факторинговых услуг………………...38

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА ФАКТОРИНГОВЫХ УСЛУГ).doc

— 292.50 Кб (Скачать)

•      Номос- Банк

•      ОАО АКБ «Пробизнесбанк» является головной кредитной организацией Банковской группы LIFE

•      Межрегиональной факторинговой компании "ТРАСТ"

•      АКБ «СОЮЗ» – универсальный коммерческий Банк. 

•      Акционерный коммерческий банк "ЦентроКредит" 

 

Структура спроса на сегодняшний день такова, что 81% принятой на обслуживание дебиторской задолженности принадлежит производственным компаниям, соответственно лишь 19% - торговым. Такое неравномерное распределение, по мнению аналитиков, объясняется тем, что в составе промышленных холдингов часто присутствуют собственные торговые компании.

Более трети потребителей факторинга являются производителями  пищевой продукции, при этом чуть менее половины - это производители  алкогольной продукции. Больше половины сделок (66%) заключены с компаниями - производителями товаров народного потребления: пищевой промышленности - 33%, приборостроения (сюда входит бытовая техника и компьютеры) - 16%, химии и нефтехимии (сюда входит бытовая химия) - 12%, легкой промышленности - 5%.

По мнению экспертов, опережающих темпов роста рынка факторинга по сравнению с рынком товарных кредитов можно добиться, диверсифицируя регионы оказания факторинговых услуг. Например, в прошлом году двукратные темпы роста рынка удалось сохранить именно за счет активного выхода компаний-факторов в регионы. Так, если по итогам 2005 года около 60% объема этого рынка приходилось на московский регион, то по итогам 2006 года его доля снизилась до 55%, а по итогам 2007 года может составить менее 50% 
 
Российский рынок факторинга в 2008 году

Эйфория экстенсивного  роста на рынке факторинга в прошлом. Сейчас чтобы выжить Факторы вынуждены  меняться - совершенствовать риск-менеджмент и бизнес-процессы. 
       В 2008 г. впервые за последние пять лет темпы роста рынка факторинга резко замедлились. Доля факторинга в ВВП сократилась с 1,56% в 2007 г. до 1,44% в 2008 г. Если в 2007 г. объем требований, уступленных Факторам, в 1,7 раза превзошел аналогичный показатель прошлого года, то в 2008 г. этот рынок вырос лишь на 16,7% до 602 млрд. руб. (см. рисунок 1). Положительный прирост по итогам года - заслуга относительно успешной работы Факторов в I полугодии 2008 г. 
       Финансовый кризис заставил Факторов пересмотреть систему риск-менеждмента и вести более аккуратную и сбалансированную кредитную политику.

 

График 1. Темпы прироста рынка факторинга в 2008 году резко упали

 

Безумство храбрых - в прошлом

Для факторинга характерна сезонность - объемы предоставленного финансирования в первом полугодии обычно в два раза ниже, чем во втором. В 2008 году объемы уступленных требований во втором полугодии не только не превзошли объемы первого полугодия, а даже на четверть снизились относительно него. Во втором полугодии волна финансового кризиса накрыла и факторинговую отрасль: из-за сужения ресурсной базы многих участников рынка объемы финансирования клиентов сократились. Кроме того, значительное влияние на объемы и развитие рынка оказал дефолт крупнейшего (по данным исследования "Эксперт РА" за первое полугодие 2008 года) Фактора - ФК "Еврокоммерц" (его доля на рынке факторинга на 01.07.2008 составляла 22,3%). 
        Менее громким, но не менее значимым для рынка событием стала продажа факторингового бизнеса МФК "Траст" банку ВТБ. "Для нас не имело смысла осуществлять покупку факторингового портфеля компании, так как за то время, пока велись переговоры о заключении сделки, он был в значительной мере погашен" - комментирует сделку Михаил Якунин, вице-президент, начальник Управления дочерних финансовых компаний банка ВТБ. Кредитной организацией были куплены операционные активы, то есть технологии, клиентская база, история взаимоотношений с клиентами МФК "Траст". 
      Кроме того, ушли с рынка ряд средних и мелких Факторов, к ним относятся КБ "Система", Банк "Северная казна" и другие. 
      Но случившиеся события не являются результатом высокой рискованности факторинга как такового. "То, что произошло, не это не болезнь рынка, а проблема отдельных игроков" - полагает Антон Мусатов, заместитель Председателя Правления Банка НФК.

 

Рэнкинг крупнейших Факторов по объему фактически уступленных  денежных требований

 

Наименование  Фактора

Объем денежных требований, уступленных Фактору  в 2008 г., тыс. руб.

Темпы прироста в 2008 г., %

1

Промсвязьбанк

141822978,0

46.4

2

Еврокоммерц*

93769341,0

0.1

3

Банк НФК

67286830,0

8.3

4

Банк "Петрокоммерц"

60950381,0

12.7

5

БСЖВ

33886914,0

176,9

6

ТрансКредитФакторинг»

22485594,3

85.3

7

ЮниКредит Банк

20759017,6

54.9

8

НОМОС-БАНК

14879273,9

6.0

9

Газпромбанк

14724920,4

107.9

10

Металлинвестбанк

10310967,0

н/д

11

ФК "Лайф" /ФГ "Лайф"

6145445,9

н/д

12

СМП Банк

4570178,0

99.7

13

ТрансКапиталБанк

3204015,4

17.7

14

Банк «Санкт-Петербург»

2619238,7

21.3

15

РОСПРОМБАНК"

2491389,0

35.6

16

ЦентроКредит"

2468421,0

-25.1

17

Банк "Казанский"

2077588,2

274.9

18

СКБ банк

1544885,0

-66.4

19

СДМ-БАНК

1241794,1

н/д

20

Сибирьгазбанк

963486,0

н/д

21

ПРБ

762761,0

н/д

22

ЦЕРИХ»

652029,4

121.7

23

Кредит Европа Банк

330646,0

н/д

24

ЮниФактор

88946,0

1560.1

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет Факторов


 

Шансы для лидеров

Однако, даже с учетом этих событий, рынок факторинга в 2008 году показал рост по сравнению с 2007 годом, что является поводом для  оптимизма факторинговых компаний и их клиентов - далеко не всем финансовым институтам удалось показать положительный прирост по итогам 2008 года (например, объемы нового бизнеса лизинговых компаний в 2008 году сократились на 27,8% относительно 2007 года). Не позволило значительно упасть рынку выгодное положение Факторов по сравнению с другими кредиторами за счет более быстрой оборачиваемости вложенных средств. Сроки, на которые предоставляется финансирование Факторами, обычно значительно короче, чем при банковском кредитовании. Кроме того, многие опрошенные нами компании и банки отмечали, что в сложных ситуациях дебиторы (особенно оптовики) склонны скорее погашать долги перед своими поставщиками, а с банками договариваться о пролонгациях кредитов. "Если с банками можно вести бесконечные разговоры о реструктуризации, то, если полки оголяются, уже ни с кем ни о чем разговоры вести невозможно" - комментирует Михаил Окунев, начальник банковского управления Металлинвестбанка. Факторы оказывались в более выигрышном положении с точки зрения погашения портфеля. 
        Однако так считают не все эксперты. Бывший управляющий директор ФК "Еврокоммерц", Илья Волков считает, что в этой связи важно "имя" фактора и "имя" банка: "Скорее выбор клиента зависит не от того факторинг это или кредит, а от имени кредитора". 
      Финансовый кризис ставит Факторов перед выбором: надо либо меняться - укреплять систему риск-менеджмента, совершенствовать работу с просроченной задолженностью и продуктовую линейку, - либо уходить с рынка, сворачивая объемы финансирования. На рисунке 2 Факторы проранжированы по убыванию доли второго полугодия в общем объеме уступленных требований. Наиболее близкое к среднерыночному соотношение между полугодиями продемонстрировал НОМОС БАНК. На наш взгляд, те Факторы, которые оказались левее НОМОС БАНКа (т.е. значительно не сократили финансирование во второй половине 2008 года), в 2009 году могут подняться на несколько позиций в рэнкинге Факторов по объему уступленных требований. К ним в большей степени относятся Факторы с иностранным или государственным участием в капитале (ЗАО "ТрансКредитФакторинг", КБ "Роспромбанк" (ООО), Газпромбанк, ЗАО "БСЖВ" и др.). 
      Высокая доля финансирования, предоставленного Факторами во втором полугодии в годовых объемах уступленных требований, оказалось возможна при сочетании трех компонентов: доступ к источникам фондирования, уверенность Фактора в проработанности бизнес-процессов и риск - менеджмента, а также желания собственников Факторов инвестировать в дальнейшее развитие бизнеса. Отсутствие одного из трех перечисленных компонентов не даст компании, предоставляющей услуги факторинга, значительного конкурентного преимущества в период кризиса. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График 2. Факторы, не сократившие объемы финансирования во втором полугодие 2008 года, станут лидерами роста в 2009 году.

 

 
Источник: "Эксперт РА" по данным анкет Факторов

 

Под знаком изменений

Финансовый кризис отразился  не только на повышении стоимости услуг Факторов и ужесточении требований к заёмщикам. "Для клиентов в текущей ситуации стоимость факторинга передвинулась на второй план. На первом месте сейчас - возможность получить финансирование" - полагает Виктор Носов, директор Департамента факторинговых операций ОАО "Промсвязьбанк". 
       В ряде случаев Факторы запрашивают дополнительное обеспечение (в виде поручительств и залогов). "Если мы видим, что финансовое состояние клиента не блестящее, но компания достаточно типична для факторингового бизнеса, у неё есть перспективы на рынке, то мы принимаем решение по подкреплению своих позиций - запрашиваем дополнительное обеспечение. И клиенты нормально на это реагируют", - поясняет Александр Морозов, начальник управления факторинга Банка "Петрокоммерц". 
       А Банк НФК отказался от возможности, которую раньше предоставлял своим клиентам, по самостоятельному отбору дебиторов на покрытие риска неплатежа. Сейчас Банк действует по старому классическому факторинговому принципу: "все или ничего". Металлинвестбанк повышенное внимание стал уделять уровню кредитной нагрузки. Компаний с низкой кредитной нагрузкой ужесточение требований практически не коснулось. 
       Прогнозы Факторов относительно темпов роста рынка в 2009 году отличаются кардинально - одни Факторы ожидают рост, другие - падение. Наиболее оптимистичный прогноз находится в границах 5-10% роста рынка по отношению к 2008 году, наиболее пессимистичный - падение объемов рынка на 50%. По мнению "Эксперта РА" объемы рынка в 2009 году не превысят 630 млрд. руб. (прирост, если и будет, то составит не более 5% по отношению к 2008 году). 
       Качественные изменения в системе риск - менеджмента и организации бизнес-процессов положат, на наш взгляд, начало его интенсивного развития в противоположность экстенсивному, которое мы видели в предыдущие годы. "В отношении факторинга уже происходит процесс, который будет прослеживаться весь 2009 год, - "очищение" рынка факторинга. Речь идет не о каком-то негативном явлении, а об очищении в том плане, что останутся наиболее сильные и правильные с точки зрения управления рисками игроки", - считает Михаил Карякин, Начальник Управления страхования кредитных и специальных рисков "Капитал Страхование". 
На новом уровне 
       Структурные изменения на рынке факторинга и горькие уроки 2008 г. обострили проблему отсутствия регулирования. Возможно, необходимость соблюдения нормативов, подобных существующим в банковской сфере, позволила бы избежать принятия Факторами на себя чрезмерного риска. 
       Столь долгожданные поправки в ст. 825 ГК РФ, снимающие правовую коллизию по поводу необходимости лицензирования факторинговой деятельности, были восприняты рынком неоднозначно. С одной стороны, снят важнейший правовой барьер для работы факторинговых компаний без банковской лицензии, открыт доступ для новых игроков, в том числе и иностранных компаний, и "дочек" крупных государственных структур. 
      С другой стороны, именно сейчас, по мнению многих, необходим институт регулирования или саморегулирования рынка факторинга. "Поправки, которые приняла Госдума к ГК в 43 главе, скорее зафиксировали статус-кво. Единственное, к чему это приведет в ближайшее время, - к приходу на рынок иностранных игроков. Но мое глубокое убеждение заключается в том, что рынку факторинга в нашей стране, с ее короткой историей становления цивилизованных обычаев делового оборота, без регулирования жить нельзя", - считает Роман Огоньков, первый заместитель председателя правления банка НФК. 
      Будем надеяться, что созданная Ассоциация Факторинговых Компаний действительно сможет стать авторитетной саморегулируемой организацией. Такая ассоциация будет играть важную роль в отсутствие специального надзорного органа, так и в случае, если кто-то из уже существующих финансовых регуляторов расширит свою зону ответственности, включив в нее и факторинговый сегмент. 

 

 

3.2 причины замедленного роста рынка факторинговых услуг

Рост рынка факторинга сдерживает низкая осведомленность  предпринимателей Основным препятствием для развития рынка факторинга, я считаю низкую осведомленность предпринимателей об этой услуге, а так же неготовность многих отечественных кредитных организаций развивать факторинговое обслуживание. Факторинг относят то к кредитным, то к дисконтным, то к иным банковским операциям. Между тем он не является чисто банковской операцией, предполагая постоянное финансовое обслуживание, а не разовые сделки. Все это требует специальных процедур принятия решений и управления рисками. 
      Чаще всего факторинг воспринимается  как дополнительный источник денежных средств. Однако факторинг — целый комплекс услуг по аутсорсингу дебиторской задолженности, он включает и управление задолженностью, и кредитный менеджмент, и страхование риска неплатежа, а также информационные, консалтинговые услуги. 
    И именно незнание и недостаток информации об услуге влекут за собой настороженное к ней отношение. На первый взгляд факторинг кажется дорогим удовольствием, по сравнению, например, с кредитными программами. Но все зависит от целей клиента, привлекающего дополнительные средства: повышение отдачи от оборотного капитала за счет ускорения его оборачиваемости, возможность привлекать новых клиентов и вновь получать финансирование. Для привлечения клиентов компании снижают стоимость услуг Конкуренция, связанная с организацией рядом банков факторинговых подразделений, вынуждает игроков снижать расценки. В самом начале развития факторинга в России эффективная ставка могла достигать 30-40% годовых — сейчас можно говорить о средней эффективной ставке порядка 13-17%». Стоимость факторингового обслуживания чаще всего состоит из двух основных комиссий: за финансирование (начисляется на объем предоставленного финансирования в процентах годовых) и за управление дебиторской задолженностью (взимается как фиксированный процент от суммы поставки). Я хочу обратить внимание на то, что ряд игроков «потакают потребности клиента», предоставляя под видом факторинга так называемый invoce discounting — только денежное финансирование сделок, без управления задолженностью или страхования рисков. По моему мнению, такое финансирование под именем факторинга подрывает репутацию факторингового бизнеса. Invoce discounting позволяет привлекать клиентов ценами. Однако, стоит заметить, что у поставщика возникают проблемы с покупателем, он понимает, что «экономия» обошлась боком, задумывается, «стоит ли овчинка выделки», и уже для следующей сделки требует сервисное сопровождение. 
       Крупные компании снижают стоимость факторинга, создавая предложения с более низкими тарифами: «Например, если у клиента много покупателей и доля каждого из них невелика, значит риски распределены и мы готовы снизить стоимость сделки. А «стоимость денег» у всех факторов примерно одинаковая». 
       Цена факторингового обслуживания зависит от того, какой объем бизнеса клиент передает на обслуживание, и от качества переданной дебиторской задолженности. Для снижения себестоимости банки например, разработали ПО, позволяющее сократить трудозатраты при обработке документов. В результате комиссия за обработку документов снизилась в пять раз. Такое ПО входит в пакет услуг и клиенту устанавливается бесплатно». Факторы разрабатывают специальные предложения для малого и среднего бизнеса. В продвижении услуг игроки делают акцент на личные продажи. Важно донести клиенту нюансы схемы факторингового обслуживания и прояснить все возникающие вопросы на начальном этапе. Чтобы сделать клиенту предложение, «от которого невозможно отказаться», факторы изучают потребности и подстраиваются под них. Главное для клиентов — бесперебойно получать средства после постановки на факторинговое обслуживание, которое обеспечивает возможность планировать финансовые потоки. Деньги от фактора они получают почти сразу — оборачиваемость финансов у клиентов в разы ускоряется. Продавцам это выгодно — значит, выгодно и нам: растет востребованность в услуге. 

Информация о работе Понятие и сущность факторинга