Понятие и сущность факторинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы являются: выявление сущности факторинга и его особенностей, как инструмента рынка, исследование механизма применения факторинговых операций. Особое внимание уделено анализу возможностей развития факторинга в России. Изучение и использование мирового опыта в этой сфере позволит улучшить состояние расчетов в отечественной экономике, поскольку факторинг выступает как эффективная система обслуживания как внутренней, так и экспортной деятельности поставщика. Расширение внешнеэкономических связей российских предприятий должно опираться на более качественное кредитно-финансовое обслуживание. Здесь применение факторинга может сыграть большую роль.

Оглавление

Введение

Глава I Понятие и сущность факторинга

1.1Факторинг – понятие, сущность……………………………………...6
1.2Факторинг – значение…………………………………………………7

ГлаваII Механизм действия
2.1 Российский рынок факторинговых услуг…………...…………….20
2.2 Факторинг в регионах………………………………………………25

Глава III Анализ рынка 2007 – 2010
3.1 Анализ Российского рынка факторинга за 2007 – 2009 год……...27
3.2 Причины замедленного роста факторинговых услуг……………..34
3.3 Мнения специалистов……………………………………………….35
3.2 Влияние кризиса на рынок факторинговых услуг………………...38

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА ФАКТОРИНГОВЫХ УСЛУГ).doc

— 292.50 Кб (Скачать)

Заметим, что далеко не всякое предприятие, может воспользоваться услугами факторинговой компании. Такое обслуживание не предоставляется предприятиям с большим числом дебиторов, задолженность каждого из которых выражается скромной суммой, а также предприятиям, занимающимся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции; строительным и иным компаниям, работающим с субподрядчиками. Факторинг также не применяется по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятий и организаций. Такого рода ограничения имеют объективный характер, поскольку в подобных случаях факторинговой компании очень сложно оценить кредитный риск или не имеет смысла принимать на себя повышенный объем работ и дополнительный риск, связанный с переуступкой таких требований, оплата которых может быть не обеспечена в установленный срок из-за невыполнения поставщиком договорных обязательств.

С учетом запросов поставщика и факторинговой компании принимается  немало внутренних факторинговых соглашений разных типов. Соглашение о полном обслуживании (открытый факторинг без права регресса) практикуется, как правило, при стабильных контактах между участниками. Подобное обслуживание призвано обеспечить полную защиту от возникновения сомнительных долгов и обеспечение установленного притока денежных средств; управление кредитом; учет продаж; кредитование в форме предварительной оплаты лил оплату суммы переуступленных требований (за вычетом издержек) к фиксированной дате.

Применительно к последнему срок оплаты иногда изменяется, но, как правило, факторские компании в рамках соглашений, не предусматривающих права регресса, дают гарантию оплаты по истечении установленного числа дней со дня покупки долгового требования, не связывая это с тем, оплатили ли клиенты свои долги или нет (если кредиты были согласованны). Такой срок именуется фиксированным сроком оплаты. Определяя его фактор, - компания анализирует финансовую отчетность потенциального поставщика и делает расчет среднего срока оплаты его счетов клиентами.

Как правило, полное обслуживание имеет место лишь тогда, когда поставщик переуступает фактору долги всех своих клиентов. Тогда исчезает возможность дискриминации, так или иначе поставщик переуступит лишь те долговые требования, которые сложно инкассировать или по которым кредитные риски минимальны. Подобная практика выгодна и поставщику, поскольку не будет необходимости вести двойной учет, а также управлять кредитом по каждому непереуступленному долговому требованию. Данная практика выгодна для обеих сторон, кроме случаев, когда поставщик реализует продукцию своим отделениям, дочерним предприятиям или филиалам, или если поставщик применительно к определенно компании выступает и продавцом, и покупателем.

Еще практикуется разновидность  полного обслуживания, именуемая  дробным факторингом, когда компания переуступает все свои долговые требования не отдельной, а сразу нескольким Факторинговым компаниям в целях уменьшения риска не лучшего выбора для партнерства факторинговой компании. Здесь учитывается также сравнительно узкая специализация отдельных факторинговых компаний на конкретных направлениях деятельности поставщика. Разделение имеет место иногда по географическим районам, бывает, что по группам товаров и т.д.

Соглашение о полном обслуживании может быть с правом регресса и без такого права. В первом случае фактор- компания не страхует кредитный риск, который несет поставщик. Компания может вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в рамках определенного срока (как правило, в течение 90 дней с установленной даты платежа). Данное соглашение реализуется по мере поступления платежей от клиентов. В этом случае поставщик не может иметь гарантированный приток денежных средств, что характерно для полного обслуживания без права регресса.

Когда поставщик не заинтересован в заключении открытого соглашения, но намерен получить весь набор услуг от факторинговой компании, иными словами хочет заключить закрытое (агентское) соглашение о полном обслуживании, фактор- компания может действовать через специальную сбытовую фирму, благодаря которой будет осуществляться размещений заказов и на имя которой будут выставляться счета. В этом случае можно избежать уведомления клиентов о переуступке прав. Фирма сохраняет право собственности на товары и счета- фактуры, осуществляет бухгалтерский учет и инкассирование долговых требований и обеспечивает защиту от кредитных рисков, как при полном обслуживании.

При данном раскладе содержится в тайне заключение факторингового соглашения, в этом случае существенно  возрастают издержки факторинговой компании.

Новыми этапом развития факторингового соглашения о полном обслуживании является агентское соглашение, иначе именуемое как соглашение об оптовом (открытом) факторинге.

Когда фирма располагает  полноценной системой учета и  распоряжается самостоятельно кредитом, услуги факторинговой компании окажутся или ненужными или невыгодными. Однако фирме может понадобиться защита от кредитных рисков. В этом случае факторской компанией заключается агентское соглашение, по которому компания будет приобретать неоплаченные долговые требования, а поставщик будет действовать как агент по их инкассированию. На счете будет отражаться участие в сделках факторинговой компании. Однако вместо отметки о совершении платежа в пользу последней будет зафиксировано, что платеж следует осуществлять поставщику, но в пользу факторинговой компании. Достоинство такой практики – уменьшение затрат факторинговой компании по оценке кредитоспособности клиента и снижение оплаты, получаемой с поставщика.

Бывают случаи, когда поставщик нуждается лишь в кредитовании со стороны факторинговой компании. Тогда между ними заключается открытое или конфиденциальное соглашение об учете счетов – фактур. Подобное соглашение может быть опасным для факторинговой компании, которая будет предъявлять очень жесткие требования к поставщику.

Некоторые поставщики, добившиеся стабильного финансового положения, отходят от полного обслуживания, прибегая к учету счетов- фактур в факторинговой компании. Но бывает и иначе – переход от учета  к полному обслуживанию, что имеет место, когда поставщики имеют осложнения в управлении кредитом и инкассировании своих счетов.

Поскольку проведение факторинговых  операций в России пока остается уделом банков, занимающихся факторингом. Для  проведения подобных операций в банках формируются отделы или группы факторинга, выступающие обособленными структурными подразделениями, поскольку располагают оборотными фондами, формированными из собственных средств банка (прибыль, фонды). Кроме того, используются и привлеченные факторингом денежные ресурсы. Когда у факторингового отдела появляется потребность в привлечении дополнительных источников для обеспечения выполнения обязательств, банк может предоставить ему краткосрочный кредит. Рыночные агенты также иногда предоставляют факторинговому отделу временно свободные средства на конкретный срок. Денежные возмещения за эту услугу определяется договором по соглашению сторон. Имеются и другие каналы привлечения ресурсов для факторингового подразделения, в частности, привлечения различных депозитов, выпуск и продажа облигаций с фиксированным годовым доходом. За счет полученной прибыли Факторинговый отдел (группа) банка формирует резервный фонд.

Все операции факторингового отдела учитываются на отдельном  активно – пассивном счете. В  аналитическом учете ведутся отдельные счета по поставщикам. Результаты деятельности факторингового отдела входят составной частью в общий баланс банка. В случае трудностей с выполнением принятых Факторинговым отделом обязательств ответственность за нее несет банк, при котором он организован.

В плане работы факторингового отдела обычно учитываются плановые размеры кредитов, условия предоставления и погашения кредитов, размер процентных ставок, отчислений в доходы банков и в бюджет, и другие условия  кредитно- расчетных операций. Отдельно выделяется плановая потребность в кредите, при определении которой учитываются объемы платежей, которые намечает реализовать Факторинговый отдел в соответствии с заключенными договорами, финансовое состояние и платежеспособность плательщиков, объемы собственных и привлеченных средств отдела.

Штат факторингового отдела определяется Правлением банка  на основе объема факторинговых операций и числа клиентов. В нем обычно предусматривается должности экспертов, занимающихся заключением факторинговых договоров и контролем их исполнения, экономистов, в обязанности которых входит оценка кредитоспособности поставщика и его контрагентов, бухгалтеров.

Поскольку для факторинга характерен большой риск, отдел идет на заключение договора, на обслуживание только после тщательно изучения финансового состояния потенциального клиента. Особое внимание уделяется таким вопросам, как уровень обеспеченности собственными оборотными средствами; имеется ли спрос на продукцию поставщика; каково ее качество; развивается ли у клиента производство и каковы его перспективы; сколь успешно действует на рынке управленческий персонал фирмы; хорошо ли поставлен учет и внутренний контроль; насколько платежеспособны потенциальные должники и другие.

В целях оценки кредитоспособности клиента факторинговый отдел изучает прошлую, текущую и планируемую деятельность поставщика посредством анализа бухгалтерских отчетов и балансов, финансовых показателей деятельности предприятия: величины прибыли, уровня рентабельности, объема и источников образования оборотных средств, соответствия потребности в собственных денежных средствах и их наличия, состояния и форм расчетов с поставщиками, покупателями, вышестоящей организацией, бюджетом, банками. Кредитоспособность не может быть стабильна без аккуратности в расчетах по ранее полученным кредитам, очень важна устойчивость финансового положения предприятия, способность при необходимости мобилизовать денежные средства.

Факторинговый отдел  должен сотрудничать с банком, который  призван предоставлять отделу всю необходимую информацию о финансово- хозяйственной деятельности и платежеспособности клиентов, а также оперативно сообщать отделу обо всех произошедших изменениях. За оказание подобных услуг факторинговый отдел в установленные сроки перечисляет банку плату за счет прибыли, полученной от реализации факторинговых операций. Аналогичные договора могут заключаться с аудиторской или посредническо-консультационной фирмой.

Поставщик обязан предоставлять  факторинговому отделу информацию о  платежных требованиях, включающую наименование и адрес каждого плательщика и условия торговли с ним;

- контрольную сумму  всех переуступаемых долговых  требований;

- сумму долга каждого  плательщика, а также данные  о проверке его счетов;

- условия платежа для  каждого плательщика и прочую информацию, необходимую для работы с платежными требованиями.

Факторинговый отдел, кроме  финансового положения плательщика, характера его хозяйственных  связей и сложившейся практики взаимоотношений  с поставщиками, конкурентоспособности  поставляемой продукции, учитывает также сроки и объемы оплаченных счетов, наличие свободных собственных средств, а также предстоящие обязательства отдела, ведет картотеку невозмещенных платежей по каждому плательщику.

Факторинговый отдел  банка обычно предоставляет своим  клиентам разнообразные услуги:

- вкладные операции;

- услуги покупателям  по погашению их задолженности  поставщикам;

- услуги поставщикам  по немедленной оплате отгруженной  ими продукции;

- услуги поставщикам по устранению дебиторской задолженности покупателей;

- содействие предприятиям- клиентам факторинга в работе  с банками, обслуживающими покупателей,  а также различные консультационные  услуги.

История факторинга как  правового явления исследователями  данного вопроса описывается по-разному. Одни считают факторинг проявлением современного капиталистического права, указывая на то, что он возник лишь в 30-х гг. прошлого века в США, другие находят признаки факторинга еще в Вавилонии. Однако наиболее обоснованной представляется точка зрения, в силу которой факторинг представляет собой явление, возникшее в результате трансформации средневекового английского института торгового посредничества, который в результате перенесения на "американскую почву" приобрел свои специфические черты.  
        Начало операциям факторинга положил созданный в Англии еще в XVII в. Дом факторов (House of Factors). В то время крупные европейские торговые дома имели в колониях-факториях свои представительства, возглавляемые факторами (торговыми посредниками по сбыту товаров на незнакомых иностранным производителям рынках). Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.  
        Однако бурное развитие факторинговой деятельности наблюдается в Северной Америке лишь во второй половине XIX в. При этом первоначально американские факторы всего лишь принимали у производителей товар для реализации, т.е. имела место сделка, аналогичная договору комиссии в континентальной системе права. Особенно ярко это проявлялось в сфере торговли текстилем. Но с течением времени, в связи с введением в Европе высоких таможенных пошлин на текстиль, производители начали создавать собственные системы сбыта своей продукции на европейском рынке, которые включали в себя и элементы производства. В результате этого американские факторы вынуждены были изменить форму своей деятельности, преобразившись из посредников при продаже товаров (agent factoring) в институты, финансирующие производителей товаров (credit factoring). Они разработали также свое ноу-хау о способе финансирования клиентов, которое включало дисконт и исполнение получаемых от клиентов денежных требований, а также принятие на себя финансовых рисков. В сферу своей деятельности факторы включали также ведение бухгалтерии производителей, внесение денежных авансов в счет будущих поступлений от контрагентов и предоставление кредитов для закупки сырья и финансирования производства. Таким образом, американские факторы начали осуществлять деятельность, типичную для банковских организаций. Данная схема настолько прижилась в США, что в настоящее время 90% производителей текстиля используют схему факторинга. 
       В начале 60-х гг. прошлого века началась экспансия американских товаропроизводителей в Западную Европу, что привело к активизации деятельности европейских факторинговых компаний. Уже к середине 60-х гг. были созданы две крупнейшие факторинговые ассоциации: IFG (International Factors Group) и FCI (Factors Chain International). Объем факторинговых операций неуклонно возрастал, увеличивалось количество факторинговых компаний, работающих как на внутреннем, так и на международном рынках. Этот процесс продолжается и по сей день. По данным FCI, мировой оборот факторинговых операций вырос в с 1996 г. по 2001г. более чем в 2,3 раза, составив 720,19 млрд. евро, причем более 96% объема факторинга пришлось на внутренний факторинг. 
       Необходимость унификации регулирования факторинговой деятельности в связи с частично международным характером ее использования привела к созыву в Оттаве в 1988 г. дипломатической конференции по принятию проектов конвенций о международном факторинге и международном финансовом лизинге, которые были подготовлены Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА). Одним из итоговых документов данной конференции явилась Конвенция УНИДРУА о международном факторинге, подписанная 28 мая 1988 г. 
Данная Конвенция сыграла значительную роль в развитии факторинговой деятельности, поскольку национальное законодательство многих государств не содержало практически никаких норм, регулирующих факторинг. Она послужила основой для разработки национального законодательства в данной области, после ее принятия ряд государств ввели факторинг в систему своего гражданского права.

Информация о работе Понятие и сущность факторинга