Перспективы развития текстильной и швейной промышленности в России до 2015 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть состоит из трех разделов. В первом разделе излагаются общетеоретические основы, второй раздел содержит краткую характеристику территориальнойРабота состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть состоит из трех разделов. В первом разделе излагаются общетеоретические основы, второй раздел содержит краткую характеристику территориальной

Оглавление

Введение 3
Глава 1 5
1. Общая характеристика легкой промышленности Российской Федерации 5
1.1 Текстильная промышленность 7
1.2 Швейная промышленность 8
Глава 2 8
2. Территориальная структура легкой промышленности Российской Федерации 8
2.1 Принципы размещения промышленности 9
2.1.1 Легкая промышленность в Центральном федеральном округе 11
2.1.2 Легкая промышленность в других федеральных округах 12
Глава 3 13
3. Проблемы и перспективы развития легкой промышленности Российской Федерации 13
3.1 Характеристика легкой промышленности. Оценка состояния и тенденций ее развития 13
3.2 Проблемы развития легкой промышленности Российской Федерации 17
3.3 Перспективы развития легкой промышленности Российской Федерации 18
3.4 Проект стратегии развития легкой промышленности России на период до 2015г 20
Приложение 23
Заключение 27
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 88.89 Кб (Скачать)

При разработке Стратегии  и мероприятий учтены:

Национальные интересы России (повышение уровня и качества жизни  населения, здоровье нации, стратегической и экономической безопасности государства, обеспечение высоких темпов промышленного  роста и создание потенциала для  будущего развития российской экономики);

Предложения федеральных  органов исполнительной власти, субъектов  Российской Федерации и бизнеса, высказанные на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 20 июня 2008 года по вопросу  подъема экономики легкой промышленности, определения путей и способов повышения ее конкурентоспособности  на рынке потребительских товаров, технического текстиля и продукции стратегического назначения; важнейшие законодательные и нормативно-правовые акты, определяющие политику государства в легкой промышленности на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Предложения субъектов Российской Федерации, отраслевых НИИ, общественных организаций и объединений о  необходимых мерах поддержки  отрасли по приоритетным направлениям и проблемным вопросам;

Особенности легкой промышленности, как объекта предполагаемого  воздействия и стартовые условия  ее деятельности на современном этапе  для определения целевых ориентиров ее развития на период до 2015 года.

Базой для разработки Стратегии  послужили следующие материалы:

- цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи  долгосрочной государственной политики  в социальной сфере, в сфере  науки и технологий, а также  структурные преобразования в  экономике, предусмотренные в  Концепции долгосрочного социально-экономического  развития Российской Федерации  на период до 2015 года от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;

- основные направления  развития легкой промышленности, одобренные участниками заседания  президиума Государственного совета  Российской Федерации 20 июня 2008 года (г. Иваново);

- региональные Программы,  концепции и кластеры развития  легкой промышленности, официальные  источники информации;

- «Методические рекомендации  по разработке стратегий развития  отраслей промышленности» (от 30.07.2004, МФ-П13-4480).

В основу Стратегии заложен  переход легкой промышленности на инновационную  модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ, увеличение выпуска качественной продукции  нового поколения. Особое внимание уделено  вопросам защиты внутреннего рынка  от незаконного оборота товаров, технического перевооружения и развития отраслевой науки, импортозамещения и  экспорта, обеспечения отрасли материально-сырьевыми  ресурсами и профессиональными  кадрами.

Для реализации Стратегии  предполагается задействовать венчурные  фонды, инновационный фонд, гранты, собственные средства предприятий, субсидии и бюджетное финансирование НИОКР, мега- проектов и других инновационных  проектов, обеспечивающие конкурентный уровень отрасли, а также инвестиции отечественных и зарубежных инвесторов, коммерческих банков и страховых  компаний.

Механизм решения задач  и реализации мероприятий Стратегии  носит комплексный, системный и  стратегически-целевой характер и  охватывает все виды деятельности легкой промышленности: от глубокой переработки  сырья до производства готовых товаров  и их продвижения на рынки сбыта.

Разработка Стратегии  осуществлена методом программно-целевого прогнозирования, выбор которого обусловлен:

- интегрированием целей,  решением проблем отрасли системными  методами, минимизацией рисков и  обеспечением реализуемости мероприятий  Стратегии за счет гармонизации  ресурсов и задач, отсутствия  дублирования в их решении;

-совмещением экономических  и административных рычагов управления, обеспечивающих реализацию мероприятий  Стратегии в установленные сроки.

В результате реализации Стратегии  будут созданы экономические  условия для роста объемов  производства конкурентоспособной  продукции к 2015 году к уровню 2008 года в 3,8 раза и увеличения экспорта в 4,2 раза, объем которого в 2015 году составит порядка 3,5 млрд. долларов США.

Реализация мероприятий  Стратегии позволит повысить конкурентоспособность  российских компаний, укрепить позиции  и завоевать новые сегменты на внутреннем и внешнем рынках. Доля продукции отечественного производства на российском рынке должна составить  не менее 50%. Не менее 80% товаров легкой промышленности России должны иметь  инновационный характер и патентную  защиту (товарный знак, полезная модель). Это будет способствовать обеспечению  экономической и экологической  безопасности, повышению обороноспособности России, развитию регионов, созданию новых  рабочих мест.

Стратегия призвана стать  одним из основных инструментов государственной  политики в решении проблем легкой промышленности и привлечении инвестиций для ее эффективного развития на период до 2015 года. Она должна взаимоувязать  задачу эффективного развития важнейшего сектора российской экономики с  обеспечением потребностей граждан  страны, силовых структур и ведомств, смежных отраслей промышленного  комплекса России в качественных и доступных потребительских  товарах, в продукции технического и стратегического назначения.

 

Приложение 

Легкая промышленность Чувашской Республики

Легкая промышленность  Чувашской Республики включает в себя предприятия ОАО «Корпорация  «ЧХБК», ЗАО «Чебоксарский трикотаж», ОАО «Лента», ОАО «Новочебоксарская фабрика «Пике», ЗАО «Швейная фабрика«Элита»,в Ядринском районе – меховая фабрика ,в г. Алатырь сохранилась обувная фабрика.

Таблица 2. Динамика производства легкой промышленности Чувашской Республики

Показатели

2003

2004

2005

Индекс физического объема, %

99,6

101,4

108,4

Среднегодовая численность  работников организаций, чел.

17090

16495

14078

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток),млн. р.

36,8

-1,7

47,6

Рентабельность проданных  товаров, продукции(работ, услуг) организаций, %

1,9

6,4

4,5

Объем промышленной продукции

-

6,0

5,5

Среднемесячная  заработная плата  одного работника , руб.

-

-

4500

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал ,%

-

-

105,0 - 115,0


Объем отгруженной продукции  в 2005 году составил 2655,1млн рублей, средневзвешенный индекс промышленного производства в 2005 году составил 121%.

Несмотря на положительную динамику развития отрасли, в легкой промышленности Чувашской Республики остается нерешенным ряд проблем:

Основные проблемы:

1.Высокая доля материальных затрат (до 65-70%) в структуре затрат на производство.

2.Рост производственных издержек, в том числе повышение тарифов на топливо и электроэнергию при сдерживании цен товаропроизводителей.

 

3.Работа большинства швейных предприятий по толлинговым схемам, при которых устанавливаются низкие расценки на изготовление продукции.

 

4. Нестабильное финансовое положение предприятий отрасли (с 1995 г. число убыточных предприятий увеличилось в 4,5 раза, сумма убытка возросла в 6,8 раза, каждое третье предприятие отрасли убыточно).

 

5.Недостаток собственных оборотных средств и возможности привлечения кредитных ресурсов в связи с высокой ставкой рефинансирования (13%), превышающими среднюю рентабельность по отрасли (около 7%).

 

6.Недостаточность квалифицированных рабочих кадров.

 

7.Отсутствие на предприятиях сертифицированных систем качества, отвечающих международным стандартам ИСО 9000.

 

8.Высокая конкуренция с импортом, поступающим из ближнего и дальнего зарубежья (по оценке Минпромнауки России импорт продукции легкой промышленности за 2003 г. составил 25 млрд. р., при этом из-за рубежа законно поступает только 30%, остальное - минуя таможню).

 

9.Высокая зависимость от поставок хлопка-волокна из стран Средней Азии.

10. Износ технологического оборудования (его активной части).

Проведенный Минпромэнерго ЧР SWOT-анализ легкой промышленности Чувашской Республики показывает, что несмотря на кризисное состояние, легкая промышленность Чувашии имеет будущее. Возрождение легкой индустрии потребует определенных инвестиций, в том числе государственных. Без государственной поддержки, направленной на создание системы стимулирования товаропроизводителей путем создания для них режима наибольшего благоприятствования, льготного налогообложения, предоставления льготных кредитов, льгот во внешнеэкономической деятельности, легкой промышленности придется труднее.

 

Основными тенденциями развития отрасли в  перспективе являются:

 

  • ориентация на выпуск высококачественных тканей и трикотажных полотен сложных структур, марочных товаров конечного потребления;
  • рост объемов производства набивных тканей, хлопчатое бумажных тканей для пошива качественного постельного белья, спецодежды, форменной одежды для силовых структур, трикотажных изделий бельевого, детского и чулочно-носочного ассортимента с использованием новых видов натурального и химического сырья;

 

  • переход от узкого ткачества к широкому (2-3 м), что ведет к необходимости модернизации производства;

 

  • применение гибких технологий, способных быстро реагировать на запросы рынка, выдвигает на первый план отделочные производства;

 

  • дальнейшее обострение проблем хлопка, так как государства-производители хлопка-волокна стремятся увеличивать объемы собственной переработки этого сырья (Китай, Турция, Юго-Восточная Азия);

 

  • усиление процесса разукрупнения предприятий, создание структур холдингового типа, что позволяет предприятиям формировать собственную сбытовую сеть, развивать кооперацию предприятий-смежников, технологических и производственных связей, осуществлять единую инвестиционную и научно-техническую политику, обеспечивать завершенный цикл производства от поставки сырья до реализации готовой продукции (в настоящее время до 90% отечественных прядильно-ткацких производств объединены в крупные холдинги).

 

В Комплексной Программе экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 гг. предусматривается выполнение следующих мероприятий в сфере развития легкой промышленности:

- реконструкция и техническое переоснащение промышленных предприятий, загрузка неиспользованных производственных мощностей;

  • оптимизация структуры промышленных предприятий, диверсификация производства;
  • создание новых интегрированных структур;
  • развитие новых производств конкурентоспособной продукции;
  • повышение качества продукции, внедрение и сертификация систем управления качеством, соответствующих международным стандартам ISO 9001:2000;
  • реформирование предприятий и их переход на аутсорсинг с использованием сети малых и средних предприятий -поставщиков комплектующих, необходимых услуг;
  • развитие инновационного потенциала и внедрение прорывных технологий с освоением наукоемкой продукции;
  • развитие инновационной инфраструктуры (в том числе отраслевой направленности);
  • внедрение энергосберегающих технологий;
  • развитие межрегиональной кооперации;
  • организация импортозамещающих производств и развитие экспортного потенциала отрасли;
  • создание товаропроводящей сети в регионах Российской Федерации;
  • развитие системы профессионального образования (подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров);
  • снижение издержек, не связанных непосредственно с процессом производства продукции;
  • эффективное использование основных производственных фондов хозяйствующих субъектов;
  • интеграция высококачественного дизайна в массовое производство одежды и обуви;
  • развитие франчайзинга.

Реализация  основных мероприятий позволит повысить эффективность работы отрасли, обеспечить переход на инновационный путь развития, провести модернизацию предприятий, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и долю отечественных товаров на российском рынке, расширить экспортные возможности легкой промышленности, а также оказать позитивное влияние на развитие смежных отраслей экономики.

Таким образом, стратегическая цель развития легкой промышленности ЧР   -    формирование конкурентоспособной отрасли, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, диверсифицированной структурой производства, значительным экспортным потенциалом, инновационной восприимчивостью и ориентированностью на социальные нужды трудящихся.

Информация о работе Перспективы развития текстильной и швейной промышленности в России до 2015 года