Открытая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение проблемы формирования и основных черт открытой экономики, ее преимуществ и перспектив для Беларуси.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
 Рассмотреть сущность открытой экономики;
 Осветить факторы макроэкономической динамики в условиях открытой экономики;
 Изучить проблемы открытости экономики Беларуси.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и критерии открытости экономики 4
2. Экзогенные факторы макроэкономической динамики в условиях открытой экономики 11
2.1. Позитивные последствия открытости 11
2.2. Негативные факторы воздействия на макроэкономические равновесия 12
3. Состояние и тенденции открытости национальной экономики Беларуси 19
Заключение 37
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

Открытость экономики и ее влияние на макроэкономическую динамику (2008) - ГТЭУ.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

     На  глобальных конкурентных рынках кроме  ТНК, объединяющих в основном крупные сырьевые и финансовые компании, а также компании, производящие стандартные массовые изделия (автомобили, электронные платы, тракторы), существуют еще два типа компаний: узкоспециализированные предприятия и венчурные фирмы.

     Первые  изготавливают узкоспециализированную продукцию. Их сила – в высокой производительности и в быстром освоении новых модификаций и новых стандартов при высоком качестве.

     Такие предприятия существуют в орбите нескольких крупных сборочных компаний и снабжают их дешевыми и качественными деталями, узлами или комплектующими.

     Вторые  – венчурные фирмы, сконцентрированные в основном на верхнем ярусе, пытаются найти революционные и баснословно выгодные (в случае удачи) решения для производства новых товаров и услуг. В 85, а то и в 90 случаях из 100 в первые пять лет своего существования такие фирмы кончают банкротством, но в 10–15 – достигают успеха, и тогда они становятся эффективными узкоспециализированными предприятиями, но чаще их инкорпорирует крупная компания, покупая патент.

     Из  вышесказанного вытекает, что в выбранных  приоритетах стратегии экономического развития Республика Беларусь, адаптируясь к глобальным процессам, должна особое внимание уделять инновациям и экспорту.

     Составной частью национальной стратегии развития Беларуси должны быть действия государственных и негосударственных институтов по приспособлению к неизбежным процессам глобализации. Институты должны больше внимания уделять внешним факторам, связанным с глобализацией. Ответом на вызовы и угрозы глобализации должны быть специальные механизмы, стимулирующие мировую конкурентоспособность предприятий страны, адаптацию к процессам, происходящим в мировой экономике и охраняющие их от внешних шоков. Внутренняя экономическая политика должна больше внимания уделять регулированию перетока иностранного капитала. Грамотная экономическая политика требует и эффективных негосударственных институтов ее реализации: профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, банкиров, страховщиков и т. п.

     Политика  и институты должны способствовать трансферту в Беларусь высоких технологий. Инвестиционная политика должна быть направлена в первую очередь на привлечение ПИИ, которые повышают наукоемкость национальной экономики, обеспечивают доступ к высоким технологиям, включают страну в европейское и мировое научное пространство. Провозглашенная политика инновационного развития Беларуси может быть реализована только при условии интеграции Беларуси в европейское и мировое научное пространство, при условии привлечения иностранных инвестиций в сектор интеллектуальных услуг. По данным ЮНКТАД в 2004, 2005 гг. до двух третей ПИИ пошли в сектор услуг, что свидетельствует о переориентации потоков капитала из секторов добывающей и обрабатывающей промышленности в доминирующий в постиндустриальной экономике сектор услуг.

     Активное  участие Беларуси в международной  торговле технологиями может позволить перейти от так называемого «перелива» новейших технологий в импортированных товарах к освоению новых знаний, воплощенных в импортированных машинах и оборудовании, а также технологий их изготовления. Такое освоение знаний и технологий, воплощения их в машины, для нас особенно важно, так как мы получаем в результате потенциальную возможность преодолеть свое технологическое отставание от более развитых стран мира.

     Экономическая политика и институты не должны противопоставлять  регионализацию глобализации. В случае Беларуси регионализация в Союз с Россией, а также в Евразэс должны стать двигателем для интеграции с другими регионально интегрированными экономиками. Беларусь наряду с Украиной должны стать своего рода мостом между Евразэс и ЕС. Одним из лозунгов белорусской внешней политики должен быть: «В Европу с Россией и Украиной».

     Экономическая политика и институты должны способствовать повышению конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках. Главное направление действий – превращение путем укрупнения и интеграции главных предприятий страны в ТНК. Выстоять в жесткой конкурентной борьбе на глобальных рынках могут только гиганты. Поэтому при приватизации белорусских предприятий целесообразно учитывать этот фактор. Нефтехимические и энергетические предприятия должны установить корпоративные отношения с российскими ТНК – поставщиками сырья и крупных холдингов в машиностроительной промышленности, например, с европейскими распределительными сетями. Целесообразно также создание единой автомобильной строительной компании и компании сельскохозяйственного машиностроения, включая более мелкие белорусские предприятия могли бы включиться в ТНК на условиях франчайзинга или лифрексдинга.

     Итак, белорусская экономика, будучи глубоко вовлеченной в мировое хозяйство, естественно, попадает во все большую зависимость от состояния мировой конъюнктуры и национальных экономик, их глобализации и поэтому заинтересована не только в международной финансовой и экономической стабильности, но внимательно следит за происходящими в мире переменами.

 

Заключение

 

     В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.

     Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития нескольких последних десятилетий  является последовательный переход  многих стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, ориентированной на внешний рынок.

     Принцип открытости экономики обладает большой  привлекательностью. В оценке степени  открытости экономики следует учитывать  воздействие двух моментов, имеющих неоднозначные последствия.

     Первый. Конечно, переход к открытой экономике для международной конкуренции означает создание жизнеспособного рынка. Открытость экономики позволяет создать рыночную дисциплину, приводит к конкуренции - источнику жизненной среды динамичной рыночной системы. Более того, если экономика открыта, то роль правительства в ограничении потоков товаров и капитала снижается, таким образом, сокращается возможность коррупции и злоупотреблений, а также ограничивается уязвимость, вызванная некомпетентностью. Один из путей разрушения мошеннических схем коррумпированных инсайдеров - допуск иностранной конкуренции.

       Второй. Открытая экономика для Беларуси привлекательна тем, что благоприятствует сдвигам в политической и социальной сферах. Прежде всего, открытая экономика - это продолжение политики гласности. Быть открытым - значит быть свободным, и это стимулирует приверженность этой политике. Важно при этом, чтобы предпочтения формировались на основе благоприятных результатов, а не привлекательных слов. В частности, требуют неотложного практического решения проблемы преодоления бедности и повышения экономического роста.

     Принято считать, что Запад оказывает  поддержку открытой экономике, и  именно в этом случае западные инвесторы  готовы вкладывать средства в экономику Беларуси. Конечно, важен приток иностранных инвестиций и технологий, но их нельзя получить, будучи лишь любезными с иностранцами. Это подтверждает опыт Китая, где функционируют огромные суммы иностранного капитала. Дело не в хорошем отношении к иностранному капиталу априори, а в том, чтобы дать понять иностранным инвесторам, что их реальная деятельность формирует в стране благоприятные оценки. Привлечение иностранных инвестиций в Беларусь - это второй шаг, а первый состоит в том, чтобы сделать экономику нормально функционирующей и привлекательной для иностранных инвестиций. Открытие экономики расширяет возможности потребительского выбора населения и тем самым способствует повышению жизненного уровня в краткосрочной перспективе. Широкое разнообразие потребительских товаров зарубежного производства на внутреннем рынке обогащает предложение, диверсифицирует потребности. Однако их удовлетворение в краткосрочной перспективе стоит неоправданно дорого, если оно препятствует долгосрочному экономическому развитию.

 

Список  использованных источников

 
     
  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические  отношения: Учебное пособие для  студ. экон. спец. М.: Маркетинг, 2001. 340 с.
  2. Буглай В.Б. Международные экономические отношения: Учебное пособие для экон. спец. вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003. 255 с.
  3. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. М.,2002. 472 с.
  4. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник. М.: Изд-во БЕК, 2002. XI, 451 с.
  5. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: Финансы, 2004. 727 с.
  6. Макроэкономика/под ред. Э.А. Лутохиной. Мн.: Равноденствие, 2004. 418 с.
  7. Национальная экономика Беларуси / под ред. В.Н. Шимова. Мн.: БГЭУ, 2005. 844 с.
  8. И.Н. Емельянович. Открытая экономика: цивилизованный путь развития Беларуси// Наука и инновации. 2005. №11. С.17-24.
  9. Малинин А. Важнейшие факторы формирования внешнеторгового сальдо Беларуси// Банковский вестник. 2007. №5. С. 18-23.
  10. Коновалов В.М. Глобализация и выбор модели постпереходной экономики// www.economy.bsu.by
  11. О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов// www.minfin.gov.by
  12. Шмарловская Г.А. Реформирование роли государства в процессе глобализации// www.economy.bsu.by

Информация о работе Открытая экономика