Открытая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение проблемы формирования и основных черт открытой экономики, ее преимуществ и перспектив для Беларуси.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
 Рассмотреть сущность открытой экономики;
 Осветить факторы макроэкономической динамики в условиях открытой экономики;
 Изучить проблемы открытости экономики Беларуси.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и критерии открытости экономики 4
2. Экзогенные факторы макроэкономической динамики в условиях открытой экономики 11
2.1. Позитивные последствия открытости 11
2.2. Негативные факторы воздействия на макроэкономические равновесия 12
3. Состояние и тенденции открытости национальной экономики Беларуси 19
Заключение 37
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

Открытость экономики и ее влияние на макроэкономическую динамику (2008) - ГТЭУ.doc

— 265.50 Кб (Скачать)
 

     Правительствами новых индустриальных стран и государств с переходной экономикой обычно разрабатываются правила и рекомендации по импорту оборудования, сырья и материалов для производства изделий на экспорт. Беспошлинный ввоз продукции разрешается только предприятиям тех отраслей, которые в состоянии реализовать свою продукцию на мировом рынке по ценам, превышающим определенный минимум, установленный государством.

     Стимулирование  замещения импорта рассматривается  правительствами как краткосрочная цель, без реализации которой формирование конкурентоспособных предприятий-экспортеров крайне затруднительно. Множество фирм первоначально развивалось для замещения импорта, а затем стали ведущими экспортерами.

     Рассмотрим  показатели, характеризующие открытость экономики Беларуси в различные периоды.

Таблица 3.2. Показатели открытости экономики Беларуси

Год ВВП, млрд. руб. Экспорт, млрд. руб. Импорт, млрд. руб. Экспортная  квота Импортная квота
2003 36565 20886 24271,8 0,571 0,664
2004 49992 29063 34796 0,581 0,699
2005 65067 33715,7 35253,9 0,518 0,541
2006 79231 42033,4 47607,6 0,531 0,601
2007 96042 52086,1 61363,2 0,542 0,639
 
 

     Проанализируем  полученные результаты с помощью  рисунка 3.2.

     

     Рис. 3.2. Динамика открытости экономики Беларуси 

     Итак, уровень экспортной квоты в Беларуси колеблется на уровне 0,53 – 0,58, а импортной – 0,6 – 0,7, что свидетельствует о значительной открытости экономики. При этом объем импорта более нестабилен по сравнению с экспортом.

     Для того чтобы реально стать открытой экономикой требуется:

  • создание соответствующих условий для активизации деятельности отечественных и иностранных предпринимателей,
  • для продвижения товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов на мировые рынки;
  • образование новых организационно-экономических  форм международного сотрудничества;
  • определения места отечественных предприятий в технологической цепочке ТНК;
  • формирование корпоративных структур в банковской сфере и др.

     Расширение  деятельности государства диктуется  также процессами интеграции, координации деятельности со многими международными организациями.

     В Республике Беларусь в соответствии с мировыми тенденциями также функционируют институты, осуществляющие регулирующее воздействие на наднациональном, региональном и международном уровнях.

     Внешнеэкономическая политика разрабатывается с целью  развития обеспечения конкурентных преимуществ, защиты национального производства и рынка, создания благоприятных условий для расширения своего влияния на внешних рынках и углубления международного бизнеса.

     Среди стратегических целей внешнеэкономической  политики: • во-первых, развитие экспортного  потенциала республики как предпосылки  стабилизации экономического роста на базе повышения конкурентоспособности реального сектора экономики и сферы услуг, что обусловлено спецификой сложившейся структуры национальной экономики республики, ориентацией на вывоз готовой продукции, ввоз сырья и комплектующих изделий в связи с отсутствием своих природных ресурсов и зависимостью от внешних энергетических и сырьевых носителей. Собственные природные ресурсы в настоящее время покрывают 15 % от потребности в них. Импортируется около 92 % энергоносителей, 99 % черных металлов и т. д. Ограниченность природных ресурсов сочетается с использованием высоко энерго-, материало-, трудоемких технологий производства. Доля энергии в себестоимости продукции достигает 40 %, а материальных затрат - в пределах 50-85 % в зависимости от отраслей. В связи с этим экономика республики зависима, с одной стороны, от ввоза сырья и комплектующих изделий, с другой, от реализации производимой продукции. Это определило формирование в Республике Беларусь модели экс-портоориентированного и импортозамещающего производства;

     В связи с данными целями по-новому звучит роль государства. Принципами организации деятельности во внешнеэкономической сфере являются следующие:

  • либерализация внешнеэкономических процессов;
  • открытость экономики и встроенность в систему мирохозяйственных связей;
  • интеграция    в    мировое    экономическое    сообщество    и международное разделение труда;
  • равномерное распределение приоритетов и сбалансированность внешнеэкономического сотрудничества;
  • экономическая целесообразность и равноправие в торговле;
  • экономическая безопасность республики;
  • защита белорусских товаропроизводителей;
  • доступ к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (капитал, технологии, товары и услуги) [12].

     Либерализация как принцип имеет первостепенное значение. Она является одной из предпосылок открытия экономики и в период перехода к рыночной модели хозяйствования выступает ведущим направлением реформ во внешнеэкономической сфере.

     Специфика государств с транзитивной экономикой состоит в том, что они переходят  вначале на либерализацию товарных рынков, а впоследствии - либерализацию рынков услуг, национальных финансовых рынков.

     В связи с этим внешнеэкономическая  политика республики нацеливается на стимулирование развития внешней торговли вследствие воссоздания и расширения национального экспортного потенциала, всемерное содействие отечественному предпринимательству, а также экспорт капитала посредством размещения СП, привлечения иностранных инвестиций.

     Либерализация внешней торговли приобретает особое значение в связи с тем, что она выполняет многофункциональную роль: стимулирует становление рыночных отношений, ускоряет обеспечение макроэкономической стабилизации, структурную адаптацию. Это находит выражение в формировании частного сектора экономики вследствие приватизации государственной собственности; предоставлении права большему кругу экономических субъектов осуществлять внешнеэкономическую деятельность; в улучшении распределения ресурсов и повышении конкурентоспособности производства; в развитии конкуренции и демонополизации экономики; в стимулировании снижения издержек производства, появлении новых рынков сбыта, методов внешнеторговых операций и т. д.

     В Республике Беларусь либерализация  внешней торговли сопровождалась модификацией и расширением роли государства, которое определило цели либерализации, ликвидировало свою монополию на ВЭД, сформулировало правовое поле, институциональные структуры, сократило прямое государственное регламентирование, ввело практически новые для транзитивных государств инструменты государственного воздействия (тарифное, нетарифное, валютное регулирование).

     Так, в условиях, когда в связи с  углублением процесса либерализации ВЭД обострилось проблема допуска национальных товаров на внешние рынки вследствие попыток искусственного ограничения движения товаров и услуг в отдельных секторах торговли, установления жесткого торгового режима с высокими таможенными пошлинами, возросла необходимость в повышении роли государства. Потребовалось участие его в организации ВЭД с учетом международных норм и правил, в переориентации её с общего рыночного пространства государств СНГ на мировые рынки посредством таких инструментов воздействия, как налоги, пошлины, валютный контроль и пр. В результате возникла необходимость решения вопросов с вхождением в ЕС, ВТО [12].

     Представляется, что целесообразно модифицировать внешнеэкономическую политику государства, ориентируя ее на следующие направления:

  • формирование открытой, экспортоориентированной экономики;
  • дальнейшую либерализацию внешней политики, включая внешнеторговую;
  • использование возможности решения внутренних проблем за счет других государств (с целью преодоления ограниченности природных ресурсов, численности рабочей силы, участвовать в формировании многоотраслевого дифференцированного  производства; развитие интегрированной сферы услуг и инфраструктуры, привлечение инвестиций);
  • участие в процессе интернационализации капитала и транснационализации    через    образование    новых    организационно-экономических форм международного сотрудничества (развитие СП, промышленно-торговых групп, ТНК и их проникновение на территории других государств, как предпосылок:

     а) развития производственного кооперирования;

     б)  расширения влияния в развитии международной  торговли товарами;

     в)  повышения роли, расширения географии  и асортимента торговли услугами, технологией;

     г)  определения места предприятий  Республики Беларусь в технологической цепочке ТНК;

     д)  формирования корпоративных структур в банковской сфере и развития либерализации и их финансовой деятельности;

  • участие в создании общественных благ для мировой экономики (наука, природная среда);
  • совершенствование   конкурентной,   ценовой,   таможенно-тарифной, налоговой, инвестиционной, интеграционной политики и механизма их взаимосвязи, нацеленных на создание условий для вхождения национальной экономики на глобальные рынки товаров, услуг, технологий, труда, инвестиций, кредитов;
  • совершенствование  институциональных основ и правового обеспечения (гармонизация налогового, таможенного и пр. законодательства);
  • изменение  функциональной роли государства,  сфер  его влияния, механизмов воздействия (усиление социальной функции, «отслеживания» потенциальных угроз для национального государства, адаптации национальной экономики к интернационализации и интеграции); снижение издержек государственного регулирования и управления государственным аппаратом за счет передачи части функций межгосударственным и наднациональным органам власти.

     Это позволит создать механизм адаптации  для вхождения республики через интеграцию в международные экономические отношения, определить место государства в многоуровневом механизме.

     Понимание процессов глобализации, происходящих в мировой экономике, важно для определения стратегии модернизации Беларуси. Важнейшая черта экономики 21 века – ее ярусный характер. На верхних ярусах располагаются высокоразвитые страны: США, ЕС, Япония, Канада, генерирующие новые знания и технологии, которые посредством ТНК и благодаря мобильности ученых поэтапно перемещаются на ярусы, ниже расположенные. ТНК, пронизывающие многие ярусы, на верхнем ярусе концентрируют научно-технологические центры, на промежуточных ярусах – в странах с хорошей инфраструктурой и высокой квалификацией рабочей силы, размещают производственные мощности сборки высокотехнологичных товаров и вспомогательных интеллектуальных услуг, на более низких ярусах – с дешевой рабочей силой – массовые серийные производства, пошив одежды и т. п., еще ниже – заводы по первому переделу сырья, поднимающегося, как правило, с самых нижних ярусов. Задача каждой страны – подняться на как можно более высокий ярус, так как в вертикальной производственной цепочке добавленная стоимость тем меньше, чем ниже этаж.

Информация о работе Открытая экономика