Особенности спроса и предложения на российском рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования - проанализировать особенности спроса и предложения на российском рынке труда.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать основные теоретические подходы к исследованию рынка труда и механизма его функционирования;
2. Выявить особенности функционирования рынка труда в современной России;
3. Отразить взаимодействие спроса и предложения на российском рынке труда;
4. Показать необходимость и механизм регулирования рынка труда;
5. Обозначить тенденции развития российского рынка труда в современных условиях.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..........3
1. Концептуальные подходы к анализу функционирования современного рынка труда……………………………………………………………………………….……5
1.1. Неоклассический подход к анализу функционирования современного рынка труда………………………………………………………………………………….…5
1.2. Кейнсианский подход к объяснению механизма функционирования рынка труда………………………………………………………………………………….…7
1.3. Марксистская экономическая теория рынка труда……………………..............8
2. Рынок труда и особенности его функционирования в современной России…………………………………………………………………………...…….11
2.1. Взаимодействие спроса и предложения на российском рынке труда…..........11
2.2. Необходимость и механизм государственного регулирования рынка труда…………………………………………………………………..…………….…15
2.3. Анализ тенденций на российском рынке труда в современных условиях…...20
Заключение…………………………………………………………………………....24
Библиографический список……………………………………………………….…26
Приложение А. Равновесие на рынке труда. Неоклассическая концепция
Приложение Б. Спрос и предложение в классической теории занятости
Приложение В. Спрос и предложение в кейнсианской теории занятости
Приложение Г. График кривой индивидуального предложения труда
Приложение Д. График равновесия на рынке труда
Приложение Е. График рыночного предложения труда

Файлы: 1 файл

Моя курсовая7.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

     Равновесная ставка заработной платы определяется на рынке труда в результате взаимодействия спроса на труд, обусловленного его  предельной производительностью, и  предложения труда, в основе которого лежат предельные издержки (тяжесть) труда (MRPL = MRCL).

     Отразив взаимодействие спроса и предложения  на рынке труда, рассмотрим и покажем  необходимость и механизм регулирования  рынка труда.

2.2. Необходимость  и механизм государственного регулирования рынка труда

     Регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы, в связи с чем его рассмотрение выделено в специальный раздел. Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов (14, с. 156).

     Можно выделить четыре основных направления  государственного регулирования рынка  труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным (1, с. 517).

     Административные  меры общей направленности сводятся к регулированию режима работы и  отдыха. Государственные органы законодательно устанавливают, как правило, максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина непосредственно влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной продолжительности рабочей недели приведет к образованию дополнительных рабочих мест.

     Применение  такой меры в современных условиях России требует определенной осторожности. С одной стороны, она позволяет  снизить уровень потенциальной безработицы для еще работающих и уменьшить существующую безработицу, с другой стороны, может отрицательно сказаться на эффективности экономики в целом.

     Среди специализированных административных мер регулирования, распространяющих свое воздействие на отдельные группы населения, следует выделить квотирование рабочих мест для инвалидов. Эта  мера, естественно, вызывает негативное отношение работодателей, так как обязывает их принимать на работу лиц, не обладающих достаточной квалификацией и опытом или имеющих ограничения по состоянию здоровья. Поэтому такая защитная административная мера обычно дополняется экономическим поощрительным воздействием на предпринимателей, предоставляющих работу данным группам людей. Сюда, прежде всего, относятся различные налоговые льготы, выплата субсидий.

     Следует упомянуть несколько нетрадиционную административную меру защиты интересов  молодежи посредством снижения, как ни странно, в определенных случаях возраста выхода на пенсию по старости. Подобные меры дают эффект в Швеции, ФРГ, Испании (14, с. 158-160).

     Среди общих экономических мер государственного регулирования следует выделить помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление государственных заказов для промышленности в период спадов, организацию общественных работ.

     Содействие  в организации собственного дела, оказываемое службами занятости, включает как оказание консультативной и материальной помощи, так и помощь в отборе и подготовке работников для вновь создаваемой фирмы. Помощи в организации собственного дела следует уделять особое внимание, так как это связано не только с трудоустройством человека, желающего организовать свое дело, но и с созданием новых рабочих мест. В отношении частных предпринимателей государство использует различные меры, стимулирующие их расширять свое производство, причем там, где возникает острая необходимость в дополнительных рабочих местах (10, с.105).

     В числе экономических специализированных мер особое внимание в развитых странах  оказывается созданию предприятий  так называемой защищенной занятости  — специализированных предприятий для инвалидов. Это еще один пример защитного регулирования. Такие предприятия менее конкурентоспособны, чем обычные, из-за низкой производительности труда, поэтому требуют финансовой поддержки со стороны государства. Однако они дают инвалидам возможность работать, поэтому рассматриваются как эффективная мера для трудоустройства данной социально уязвимой группы (30, с. 345).

     Организация общественных работ — способ создания временных рабочих мест для тех, кто не нашел себе применения на рынке труда. Эта мера направлена на защиту безработных и не относится к тем, кто имеет работу.

     Государство обладает экономическими средствами регулирования  величины и структуры предложения  рабочей силы. Налоговые рычаги, позволяющие стимулировать или  ограничивать предложение рабочей силы, представляют собой группу, которую можно охарактеризовать и как экономическую, и как административную. Количество рабочих мест, как правило, больше количества людей, их занимающих, из-за совместительства. Поэтому меры, ограничивающие совместительство, позволяют получить вакантные рабочие места. Ставки подоходного налога, существенно возрастающие в зависимости от числа мест работы человека, позволяют снизить спрос на рабочие места со стороны тех, кто уже имеет работу.

     К экономическим мерам, регулирующим структуру предложения, относится организация переподготовки безработных. Основной системой является организация переподготовки за счет фонда занятости, которая охватывает официально зарегистрированных безработных. Для финансирования системы переподготовки необходимо привлекать средства предприятий, причем, не только взимая с них взносы в фонд занятости, но и обязывая их платить за обучение работников, которым грозит безработица. Чтобы эти расходы не ложились бременем на предприятия, необходимо разработать механизм льготного налогообложения для них (19, с. 367).

     Такие меры имеют в основном экономический  характер и являются специализированными, так как направлены на облегчение трудоустройства работников, вынужденных  сменить место жительства. Следует отметить, что для России характерна большая привязанность к одному месту жительства, чем в развитых странах (из-за существования прописки, неодинаковых материальных условий в разных регионах, семейных связей и т. д.), что затрудняет применение указанных мер. Кроме того, ситуацию усложняют и проблемы миграции из «горячих точек».

     Рассмотрим  далее меры по регулированию заработной платы. Воздействие на заработную плату  можно рассматривать как общий  экономический способ определенного  регулирования спроса и предложения. Воздействие на предложение рабочей силы очевидно, поскольку величина заработка во многом определяет и сферу приложения труда, и стремление работать в нескольких местах. С другой стороны, государство, проводя или поддерживая определенную политику в области заработной платы, может влиять на величину и структуру спроса на рабочую силу.

     Его вмешательство может быть административным или экономическим. Влияние на продолжительность  рабочего времени и оплату единицы  рабочего времени обычно носит административный характер; в большинстве развитых стран государство регламентирует максимальную продолжительность рабочей недели и минимальную заработную плату. Эти нормы являются ориентиром при заключении трудового договора между предпринимателями и работниками (22, с. 367).

     Монополизация рынка труда происходит также  под активным воздействием профессиональных союзов. Лидеры профсоюзного движения вступают в контакт с предпринимателем на стороне услуг труда, централизованно  выражая интересы работников, организованных по профессиональному выпуску.

     Какими  же методами профсоюзные организации  добиваются от работодателей улучшения  условий труда и повышения  заработной платы? Существуют два основных методы: 1) воздействие на предложение  услуг труда и 2) воздействие на спрос.

     Первый  метод основан на сокращении предложения  труда различными способами.

     Договариваясь с работодателей о найме работников, принадлежащих только данному профсоюзу, его лидеры в обмен обеспечивают предложение качественной рабочей  силы. Для этого выдвигаются жесткие условия вхождения работников данной профессии в профсоюз, например высокие профессиональные требование, квалификация, вступительный взнос. Конечно же, это сокращает предложение труда, но делает его более качественным, что дает основания требовать более высокой оплаты.

     Профсоюзы воздействуют на контрактные отношения. Так, работодатель заключает трудовое соглашение с обычным работником сроком на один год, а с работником, входящим в профсоюз, - на три года. Это лишает гибкости ценовой сигнал на рынке труда: в странах с сильными профсоюзами заработная плата пересматривается редко и, как правило, в сторону повышения. Профсоюзы добиваются сокращения рабочего дня или рабочего обучения специальности или испытательного срока. Все эти меры прямо или косвенно ограничивают предложение услуг труда, что, соответственно, вызывает перманентный рост заработной платы.

     Итак, действие профсоюзов ограничивает конкуренцию  на рынке труда и его монополизация  выражается в том же эффекте, что  и монополизация товарного рынка. Создание искусственного дефицита на рынке труда по сравнению с совершенной конкуренцией приводит к сокращению найма и к более высоким ставкам заработной платы, которая теряет гибкость и не в состоянии эффективно балансировать спрос  предложение. Выигрывает ли от этого общество?

     Члены профсоюза явно выигрывают. Однако рост издержек фирм в связи с искусственным  завышением профсоюзами заработной платы приводит к повышению цен  на готовую продукцию, что подрывает  конкурентоспособность производителей. К тому же поддерживается безработица среди тех, кто не входит в профсоюз, а при найме им приходится соглашаться на более низкую оплату труда.

     Еще один метод воздействия профсоюзов на рынок труда- стимулирование спроса на труд как производный. В этом случае профсоюзы пытаются стимулировать спрос на собственную продукцию, активно участвуя, например, в рекламных акциях. Для увеличения спроса на продукцию своих предприятий профсоюзы добиваются от правительства ограничения ввоза в страну аналогичных товаров из-за рубежа, составляющих конкуренцию отечественной продукции, повышения на них импортных пошлин, т.е. способствуют введению протекционистских мер (9, с. 321-324).

     Таким образом, государственная политика в области занятости в России призвана охватывать регулирование заработной платы, стимулирование создания новых рабочих мест и развития предпринимательства, оказание помощи безработным в организации собственного дела, создание сети предприятий защищенной занятости для инвалидов, организацию переподготовки работников, организацию общественных работ, выплату пособий по безработице.

     2.3. Анализ тенденций на российском  рынке труда в современных  условиях

     Рынок труда в России неотделим от макроэкономических показателей. Тенденции развития кадровой индустрии во многом диктуются потребностями производства и определяются законом спроса и предложения.  На рынке рабочей силы условия все больше диктуют работники (соискатели). Причины сложившийся ситуации, а также прогноз развития рынка труда приводится в статье «Рынок труда России 2009–2010 гг.: оценка пройденного, перспективы развития» Саликова С. Н.. в журнале «Мотивация и оплата труда».

     Макроэкономическая  ситуация. Стабилизация политической ситуации и структурная перестройка экономики привели к устойчивому росту и развитию производства. Это обусловило увеличение количества рабочих мест и рост спроса на труд (за последние 3 года численность специалистов, занятых в экономике, возросла на 3,3%).Также модернизация производства и переход к новым технологиям привели к возрастанию требований работодателей к качеству рабочей силы. В то же время система образования не отвечает потребностям рынка труда, поэтому спрос на квалифицированных рабочих не может быть полностью удовлетворен. Возникает рассогласованность между спросом и предложением. Но макроэкономические факторы будут способствовать дальнейшему увеличению объемов производства и росту потребности работодателей в рабочей силе.

     Анализ  рынка рекрутинга. Количество вакансий значительно превышает число специалистов, всецело отвечающих требованиям вакансии. Это вынуждает работодателей быть гибче при определении требований к кандидатам, существенно увеличивать дельту предлагаемых заработных плат (разрыв между нижней и верхней границей предложения может достигать 100%).

     На  основании исследований, проведенных специалистами, можно утверждать, что по количеству  наиболее востребованного персонала в 2008 году продолжают лидировать сотрудники финансовой отрасли — на их долю приходится 12% всех предложений за год.  На втором месте по востребованности специалисты IT и телекоммуникационного сегмента рынка. «Третьей» стала отрасль оптовой торговли, рекрутинговую активность в которой уже несколько лет подпитывает экспансия в регионы крупных и не очень дистрибуторов, а также федеральных розничных сетей. Также серьезно увеличился спрос на персонал со стороны производственных компаний, в первую очередь на технических специалистов: инженеров и технологов.

Информация о работе Особенности спроса и предложения на российском рынке труда