Особенности регулирования инвестиционной деятельности в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:50, доклад

Краткое описание

Классическое определение экономической категории «инвестиции» дано Дж.М.Кейнсом, который рассматривал инвестиции как «текущий прирост ценности капитального имущества в результате производственной деятельности данного периода» или же ту «часть дохода за данный период, которая не была использована для приобретения». Кейнс рассматривал инвестиции с точки зрения возрастания стоимости капитала.

Файлы: 1 файл

СРС 9 Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 22.67 Кб (Скачать)

    Классическое  определение экономической категории  «инвестиции» дано Дж.М.Кейнсом, который рассматривал инвестиции как «текущий прирост ценности капитального имущества в результате производственной деятельности данного периода» или же ту «часть дохода за данный период, которая не была использована для приобретения». Кейнс рассматривал инвестиции с точки зрения возрастания стоимости капитала.

    Центральное место в формировании инвестиционной политики принадлежит государству, экономическая роль которого заключается  в:

– формировании инвестиционной политики и разработке на её основе общегосударственных планов развития и инвестиционных программ;

– выработке общегосударственных инвестиционных программ, индикативных планов развития на уровнях: региональном, местном, межотраслевом, отраслевом, отдельных фирм, объединений, предприятий;

– реализации инвестиционной политики и внедрении всей системы программ и планов в общественном воспроизводстве.

    Эти три аспекта составляют органическое единство политики и экономики. Поскольку  «политика есть концентрированное  выражение экономики», постольку  инвестиционная политика, формируя инвестиционные процессы, определяет экономическое  и социальное развитие страны. Инвестиционная политика с одной стороны определяется производственными процессами, а  с другой – воздействует на них. В зависимости от того, на каком уровне осуществляется инвестиционная политика, её можно подразделить на: международную – мегауровень; национальную (государственная) – макроуровень; инвестиционная политика отдельных фирм – микроуровень. Далее каждая подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Так как целью дипломной работы является изучение теоретико-практических основ государственной инвестиционной политики, остановимся на ней более подробно.

    При формировании инвестиционной стратегии  важным является вопрос о постановке целей. При этом следует соблюдать  следующие условия: поставленные цели должны быть четко сформулированы; не должны противоречить общегосударственным  социально-экономическим целевым  установкам; должны иметь временные  ограничения.

    Для достижения поставленных стратегических целей в экономике используются различные методы и приёмы. Под  инвестиционной тактикой мы понимаем совокупность приёмов, методов и форм экономико-политической деятельности, направленной на достижение целей и решение задач того или иного конкретного этапа инвестиционной стратегии. Государственную инвестиционную стратегию можно представить в виде сложной и целостной системы отношений, проявляющихся через формирование инвестиционной стратегии и тактики, где государство выступает качестве основного субъекта распределение инвестиционных ресурсов, регулятора и контролёра инвестиционных процессов.

    В мировой практике различают два  вида инвестиционной политики: экстенсивный и интенсивный, принципиально отличающиеся по динамике, структуре и эффективности  привлечения и использования  инвестиций в экономику страны. При  экстенсивном типе аккумуляция и  наращивание капитала происходит в  основном без существенного изменения  технического уровня производственных активов. Интенсивная инвестиционная политика представляет собой привлечение  и использование капитала при  преобладании инновационных процессов, применении новейших технологий и техники. Государственная инвестиционная политика в Республике Казахстан в целом  должна развиваться по интенсивному типу.

    Государственная инвестиционная политика подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя государственная инвестиционная политика – часть внешнеэкономической политики, проводимой государством в виде установления структуры и масштабов иностранных инвестиций, как зарубежных инвесторов в отечественную экономику, так и вложения национальных инвесторов за рубежом. Ёе специфика зависит от содержания и целей внешнеэкономической политики, в частности, от её приоритетов, от соотношения между экспортной и импортной политиками. Внешняя инвестиционная политика страны включает в себя политику регулирования, стимулирования, а также контроля над притоком и оттоком капитала.

    Основной  целью политики регулирования является максимизация эффективности капитала. Политика стимулирования направлена на привлечение как можно большего объёма инвестиций, то есть здесь важна  скорее количественная, а не качественная сторона. Политика контроля над притоком капитала направлена на защиту отечественной  экономики от потрясений и нестабильности мирового рынка капиталов. Особую актуальность эта политика приобрела после  азиатского финансового кризиса. Эта  политика позволяет защитить отечественный  рынок от международного спекулятивного капитала.

    Основной  целью политики контроля над оттоком  капитала является недопущение «бегства»  капитала из страны. В мировой теории выделяют превентивный и временный  контроль. Первый устанавливается в  случае, когда страна, имея дефицит  платежного баланса, все-таки не девальвирует национальную валюту. Превентивный контроль выступает в различных формах, чаще всего это: налогообложение  фондов, прибылей, переведенных за границу, введение системы двойных валютных курсов (относительно низкий курс для  сделок по капитальным счетам), установление запрета на перевод капитала за границу. Данная политика, как свидетельствует  мировая практика, неэффективна. Дело в том, что частный сектор легальными и нелегальными путями находит возможность уйти из под контроля и перевести капиталы за границу. Кроме того, введение такого контроля создает благоприятную почву для развития и процветания коррупции, особенно, если инвесторы стремятся вывести средства через оффшорные зоны.

    Другая  форма – временный контроль применяется  только в условиях кризиса. Данная политика содействует оздоровлению экономики  через реструктуризацию финансового  сектора. Экономисты считают, что ещё  рано оценивать последствия применения данной политики. «Но предварительные  итоги показывают, что в противовес опасениям ортодоксальных экономистов  временный контроль не нанёс значительного  ущерба».

    Политика  регулирования иностранных капиталопотоков включает в себя введение различных инвестиционных режимов и систему государственных гарантий. В мировой практике различают следующие инвестиционные режимы: режим наибольшего благоприятствования; национальный режим; справедливый и равноправный режим.

    При режиме наибольшего благоприятствования  страна-реципиент капитала относится  к инвесторам одного государства  не менее благоприятно, чем к другим инвесторам. То есть суть данного режима заключается в создании одинаковых конкурентных преимуществ всем иностранным инвесторам. Мировой практике известны случаи, когда из данного режима предоставляются определенные исключения, в частности, исключения общего плана и оговоренные в соглашениях и договорах. Наиболее ярким примером является практика КНР. В законодательстве этой страны записано, что «исключением является любое соглашение о формировании таможенного союза, зоны свободно торговли, экономического союза или соглашения об избежание двойного налогообложения, а также стимулирования приграничной торговли. В Мексике исключения из режима наибольшего благоприятствования применяются в отношении всех двусторонних и многосторонних соглашений, подписанных страной до вступления в силу Соглашения о североамериканской зоне свободной торговли, и касаются авиации, рыболовства, морского судоходства, телекоммуникаций, производства, продажи и лицензирования радиотелевизионных программ…

    Одной из составляющих политики регулирования  является политика предоставления государственных  гарантий зарубежным инвесторам. Страна-реципиент  капитала гарантирует иностранным  инвесторам защиту его прав и интересов  в законодательном порядке. Мировая  практика выделяет следующие основные формы государственных гарантий: установление в законодательном  порядке национального режима; защита от экспроприации, национализации; предоставление беспрепятственного перевода прибыли  и других видов доходов; защита инвесторов от изменений в законодательстве, которые будут приняты после  подписания договора или введение так  называемой «дедушкиной оговорки».

    Политика  стимулирования привлечения зарубежных инвестиций оказывает воздействие  на направления, объём капиталопотоков. Анализ последних десяти лет позволяет выделить три основных направления реализации данной политики. Во-первых, это улучшение имиджа страны-реципиента путем проведения активной «инвестмент-промоушн», то есть рекламной кампании. Данное осуществляется через средства массовой информации, путём участия государства в различных международных акциях, форумах, саммитах и т. д. Естественно, это направление работы требует колоссальных затрат, в связи с чем «инвестмент-промоушн» осуществляется главным образом на уровне государства. Во-вторых, это содействие и всесторонняя поддержка государства иностранного капитала. Такое направление политики стимулирования выступает в форме полного пакета услуг: консалтинговые услуги, устранение различных административных формальностей, упрощение порядка регистрации и т. д. В-третьих, предоставление инвесторам различных льгот.

    Внутренняя  инвестиционная политика в отличие  от внешней регулирует внутренние капиталопотоки. Основной целью таковой является определение приоритетных направлений инвестирования, стимулирование отечественных инвесторов, обеспечение роста внутреннего инвестиционного спроса, формирование эффективного конкурентоспособного рынка институциональных инвесторов, обеспечение трансформации сбережения в инвестиции.

    Инвестиционная  политика является частью макроэкономической политики. Означает ли это, что инвестиционная политика не формирует и не регулирует отношения, происходящие на микроуровне. Инвестиционная политика включает проблемы по улучшению инвестиционного климата, по стимулированию конкуренции, повышению  эффективности производства и т.д., то есть, работая в рамках национальной системы в целом, регулирует процессы, имеющие место на микроуровне. Здесь  необходимо отметить, что каждая микроединица формирует и осуществляет свою микрополитику, не идущую в разрез национальной.

    Предметом анализа государственной инвестиционной политики являются особенности национального  экономического поведения субъектов  инвестиционного рынка, а также  отдельные формы причинно-следственных связей категории «инвестиции» и  других категорий экономической  теории, (например, инвестиции и совокупный продукт, процент и уровень инвестиционной активности, инвестиционный спрос и  ВВП), а также роль государства  и степень его вмешательства  в инвестиционные процессы.

    Сущность  государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Казахстан, как и в любом другом государстве, состоит в соблюдении ряда правил, так называемых «китов»:

1. Экономическая  безопасность. Здесь строго должно  быть прослежено влияние привлечения  и использования иностранных  банковских и государственных  кредитов на рост внешнего  долга страны и пассивного  сальдо торгового баланса страны. В основе данного принципа  лежит принцип предпочтения прямых  иностранных инвестиций международному  ссудному капиталу.

2. Определение сущности «инвестиции» как экономической категории. В мировой практике существует огромное число определений понятия «инвестиции», причем каждая страна в зависимости от национальных особенностей формирует свое экономическое объяснение категории «инвестиций». Сюда входит не только определение экономического понятия категории «инвестиции», но и их классификация.

3. Реализация инвестиционных задач государства. Поток и использование иностранных и отечественных инвестиций – процесс, регулируемый государством и направленный, как правило, на решение макроэкономических задач в средне- и долгосрочной перспективе.

4. Создание максимально благоприятного инвестиционного климата. Здесь государство должно позаботиться о постоянном повышении инвестиционного рейтинга страны.

5. Этапность привлечения и приоритетности использования иностранных инвестиций. Здесь государство должно формировать основные цели и приоритеты инвестиционной политики, исходя из сравнительных преимуществ казахстанской экономики наряду с объективными направлениями глобального технико-экономического развития.

6. Приоритетное использование для национальной экономики международного ссудного капитала. Согласно данному принципу необходимо в конкурсном порядке утвердить проект, и только после привлекать кредит под проект. Важным условием должно стать опережение нормы внутреннего капитала над стоимостью кредита.

7. Законодательный механизм. В законодательстве должны быть четко и ясно изложены права и обязанности инвестора, гарантии и способы защиты его интересов. Перед Казахстаном стоит задача создать развитую, внутренне непротиворечивую систему экономического законодательства, обеспечивающую равные права для иностранных и отечественных инвесторов.

Информация о работе Особенности регулирования инвестиционной деятельности в Казахстане