Особенности монополизма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Специфика статуса естественных монополий в российской переходной экономике состоит в том, что для российских естественных монополий никто и никогда не считал ни предельных доходов, ни предельных издержек Структурный и технологический монополизм был в принципе присущ социалистической директивной экономике Российские естественные монополии не вырастали в рыночной среде естественным путем последовательных укрупнений и перешли в рынок в своем первозданном виде.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1 МОНОПОЛИЯ. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МОНОПОЛИИ 7
1.1 Формы и виды монополий 7
1.2 Монопольная цена. Монополия и конкуренция 10
1.3 Характерные черты монополии 12
2 СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИЗМА В РОССИИ 14
2.1 Проблема монополии в современной Российской экономике 15
2.2 Польза и вред монополии …………………………………...… ........... 18
3 МЕТОДЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ…………….....19
3.1 Направления антимонопольной политики………………..…..………….22
3.2 Методы антимонопольной политики………………..……………..…….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..…………………………..…………….………….32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Курсовая по Микроэкономике (2).docx

— 89.48 Кб (Скачать)

Подобные действия органов власти имеют экономическую подоплеку, желание угодить "своим" предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем законодательство многое запрещает должностным лицам государственной власти и управления, как-то:

1. заниматься  предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;

2. самостоятельно  или через представителей голосовать  посредством принадлежащих им  акций (вкладов, паев, долей) на общих  собраниях акционеров;

3. совмещать функции  органов исполнительной власти  и местного самоуправления с  функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями  и правами этих органов.

Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.

Кроме уже перечисленных мер, в политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), "Калуга-путь-маш" (машины рельсосварочные, краны укладочные) и так далее.

Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

Но внесение предприятия в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры - скажем, по ценам, так как само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства.16

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, если в странах с рыночной экономикой монополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой группы производителей).

Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.

Однако гораздо большее значение имело изменение условий хозяйствования. Благодаря этим условиям, резко усилились последствия монополизации и ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все три важнейших последствия монополизации (занижение производства, завышение цен, получение монопольных сверхприбылей), до той поры сдерживавшиеся социалистическим государством, вырвались наружу. При этом старый порок советских монопольных производителей — неэффективность — сохранился везде, где осталась монополия. Усиление проявлений монополизма, в свою очередь, негативно повлияло на общий ход реформ в стране.

Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

Значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.

В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.

Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической — она все больше становится политической и общественной. Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население России осознало всю пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

        Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

       Антимонопольная служба России еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства России. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1  Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник. Под редакцией

   А .Г. Грязновой и А.Ю. Юданова, 2008 г., - 569с.

  1. Ясин Е., Цапелик В. “Пути преодоления монополизма в общественном

    производстве, 2008 г., №1, 891с.

3   Караваев А. “Борьба с недобросовестной конкуренцией,2008 г., №7, 236с.

4   Рузавин Г., Мартынов В. “Монополии и несовершенная конкуренция” Курс рыночной экономики, М., 2010г., 429с.

5   Пигу А. “Экономическая теория благосостояния”, Т.1, М., 2010г., 326с.

6   Мочерный С. “Основы экономической теории”, 2007 г., 176с.

7 Олейник О. “Запреты, пределы, санкции в антимонопольном законодательстве”, “Закон”, 2008 г., №4, 89с.

8   Самуэльсон П. “Экономикс”, 531с.

9  Прохоров А. “Что такое недобросовестная конкуренция и как с ней   бороться”, “Бизнес”, 2009 г., №23, 54с.

10  Еременко В. “Пресечение недобросовестной конкуренции по французскому праву”, 2010 г., №4, 32с.

11  Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, Т.4, 2011г., 166с.

12  Чемберлин Е. “Теория монополистической конкуренции” М., 2008 г., 163с.

13  Тотьев К. “Государственная и естественная монополии”, 2010 г., 63с.

14  Никитин С., Глазова  Е. «Государство и проблема монополии», 2010г., 200с.

  1. Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 2009г.

16  С.Фишер., Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,2007 г., 500с.

17 Дж. Вильсон, В.Цапелик. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики 2011г № 11, 312с.

18  Макконнелл К. Р., Брю С. Л./ Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т 1 – М.: Республика, 5-е издание, 2007г. – 399 с.

 

 

1Вечканова, Г.С.  Микро- и макроэкономика: Энциклопедический словарь. Под общей редакцией Г.С. Вечканова - 2008 г., с.32

2 Пигу, А.П. Экономическая теория благосостояния, Т.1, М., 2007 г., с.326

3 Самуэльсон, П.О., Экономикс, 2009, с. 531

4 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, Т.4, 2008, с. 166

5 Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник. Под редакцией А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова, 2009 г., с. 25

6 Официальный сайт МАП Российской федерации

7 Официальный сайт МАП Российской федерации

8 Официальный сайт МАП Российской федерации

9 Рузавин Г., Мартынов В. Монополии и несовершенная конкуренция М., 2007, с. 81

 

10 Ясин, Е.О., Цапелик, В.А. Пути преодоления монополизма в общественном производстве, 2009 г.,  с.35

 

11 Грязнова, А.Г. Микроэкономика. Теория и Российская практика. Учебник. А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданова. –М., 2008, с. -123

12 Грязнова, А.Г. Микроэкономика. Теория и Российская практика. Учебник. А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданова. –М., 2008, с. -39

13 Статья «Связь времён». Авторский сайт Павла Романца, 2008.

14 Статья «Связь времён». Авторский сайт Павла Романца, 2008.

15 Статья «Связь времён». Авторский сайт Павла Романца, 2008.

16 Грязнова, А.Г. Микроэкономика. Теория и Российская практика. Учебник. А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданова. –М., 2008, с. -87


Информация о работе Особенности монополизма в России