Особенности монополизма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Специфика статуса естественных монополий в российской переходной экономике состоит в том, что для российских естественных монополий никто и никогда не считал ни предельных доходов, ни предельных издержек Структурный и технологический монополизм был в принципе присущ социалистической директивной экономике Российские естественные монополии не вырастали в рыночной среде естественным путем последовательных укрупнений и перешли в рынок в своем первозданном виде.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1 МОНОПОЛИЯ. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МОНОПОЛИИ 7
1.1 Формы и виды монополий 7
1.2 Монопольная цена. Монополия и конкуренция 10
1.3 Характерные черты монополии 12
2 СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИЗМА В РОССИИ 14
2.1 Проблема монополии в современной Российской экономике 15
2.2 Польза и вред монополии …………………………………...… ........... 18
3 МЕТОДЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ…………….....19
3.1 Направления антимонопольной политики………………..…..………….22
3.2 Методы антимонопольной политики………………..……………..…….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..…………………………..…………….………….32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Курсовая по Микроэкономике (2).docx

— 89.48 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного

Учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский

Государственный университет» (национальный исследовательский университет) в

г. Миассе

Факультет «Экономика, управление, право»

Кафедра «Финансы и финансовое право»

 

 

 

Особенности монополизма в России

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

По дисциплине «Микроэкономика»

ЮУрГУ – 080200.2012.918.ПЗ КР

 

 

                                                            

                                                            

 

                                                             Руководитель, доцент

_____________А.С. Кондратьев

                                                                   _______________2012 г.

       

                                                                                  Автор работы

                                                                       Студент группы МДМ – 108

                                                                                  ____________А.А. Ермакова

                                                                  _______________2012 г.

 

 

                                                                                 Работа защищена

                                                                                 с оценкой (прописью, цифрой)

                                                                                 ________________________

                                                                                 ___________________2012г.

 

 

 

 

 

 

 

Миасс 2012

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного

Учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский

Государственный университет» (национальный исследовательский университет) в

Г. Миассе

Факультет «Экономика, управление, право»

Кафедра «Финансы и финансовое право»

Специальность «Менеджмент»

 

 

                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                            Заведующий кафедрой

_____________ И. А. Серко

                                                                                   ________________2012 г.

 

                                                      ЗАДАНИЕ

на курсовую работу студента

Ермаковой Александры Александровны

Группа МДМ – 108

 

             1 Дисциплина Микроэкономика

             2 Тема работы Особенности монополизма в России

 3 Срок сдачи студентом законченной работы 17 декабря 2012г.

             4 Перечень вопросов, подлежащих  разработке:   1.     Исследовать

характерные черты монополии.    2.  Раскрыть структурные особенности монополизма в России.    3. Отразить методы антимонопольной политики в России.

              5 Календарный план

Наименование разделов 
курсовой работы

Срок выполнения разделов работы

Отметка 
о выполнении руководителя

Введение. Глава 1. Монополия. Характерные черты монополии

   

Глава 2. Структурные особенности монополизма в России

   

Глава 3. Методы антимонопольной политики в России

   

Заключение. Библиографический список и приложения.

   

 

 

Руководитель работы __________________________/ А.С. Кондратьев/

Студент                        __________________________/А.А. Ермакова/

РЕФЕРАТ

 

 

 

                                          Ермакова А.А. Особенности монополизма

                                                                в России.- Миасс: ЮУрГУ,  МДМ – 108,

                                                                 2012. – 35 с., библиографический список -                                                                                      

      18 наим.

 

 

          Объектом исследования является монополизм на территории Российской Федерации.

         Цель работы – изучение монополий и антимонопольной политики.

        Задачей данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о монополии со всех сторон изучения.

         В работе изучено становление монополии в России, её современные направления и методы.

         Изучено, что представляет собой монополия, ее виды и сущность. Проведён анализ антимонопольной политики, и какую неотъемлемую роль она играет в современной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ5

1 МОНОПОЛИЯ. ХАРАКТЕРНЫЕ  ЧЕРТЫ МОНОПОЛИИ7

    1. Формы и виды монополий7
    2. Монопольная цена. Монополия и конкуренция10
    3. Характерные черты монополии12

2 СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИЗМА В РОССИИ14

    2.1 Проблема монополии в современной Российской экономике 15

       2.2 Польза и вред монополии     …………………………………...… ........... 18

3 МЕТОДЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ В РОССИИ…………….....19

       3.1 Направления антимонопольной политики………………..…..………….22

       3.2 Методы антимонопольной политики………………..……………..…….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..…………………………..…………….………….32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………..……………………….…...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Объектом исследования является монополизм на территории Российской Федерации.

Цель работы –  изучение монополий и антимонопольной политики.

Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

Всевластию монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего. Может ли житель Москвы или Владивостока добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Кузбасса перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, также как и то, что подобное положение позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы.

Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

Нынешнее поколение россиян, на своем опыте испытавшее крах государственного монополизма, без труда найдет массу бытовых примеров подобных перемен. Черствый хлеб, например, еще недавно безраздельно господствовавший в булочных, мгновенно стал редкостью, после того как монопольная система снабжения сменилась конкуренцией массы независимых пекарен.

В монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии существуют лишь там, где размеры создают крупные преимущества в издержках. Это положение теории многократно проверено практическим опытом.

Дело в том, что высокие прибыли монополистов всегда были предметом зависти мелких компаний. В истории многих стран зафиксированы попытки мелких фирм под тем или иным названием создать картель (ассоциацию, объединение, комиссию по стандартам и т.п., т. к. официально картели запрещены в большинстве стран) и объединенными усилиями диктовать свои условия поставщикам и потребителям. Одной из главных проблем переходного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков в условиях спада производства и кризиса неплатежей, охвативших все отрасли промышленности и регионы Российской Федерации, в том числе, сферу естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность.

Предприятия сферы естественных монополий, подобно подавляющему большинству промышленных предприятий, подверглись воздействию неблагоприятных факторов переходного периода. По прошествии семи лет существования в условиях экономической реформы снизился производственный потенциал, произошло ухудшение финансового положения многих предприятий естественных монополий.

Между тем, от адекватности финансового поведения предприятий сферы естественных монополий в переходной экономике в конечном итоге зависит не только их выживание в неблагоприятных условиях, но также и перспектива общей стабилизации и поступательного роста предпринимательской активности в российской экономике.

В современной России, например, такие шаги предпринимали импортеры чая и производители соков. Исход этих попыток, однако, всегда был неутешителен для их организаторов. Поскольку издержки у этой организации не были ниже, чем у мелких производителей, ничто не мешало новым, независимым фирмам вступать в отрасль и успешно конкурировать с картелем, а недовольным участникам самого объединения (такие обязательно появлялись) спокойно и безнаказанно покидать его.

Специфика статуса естественных монополий в российской переходной экономике состоит в том, что для российских естественных монополий никто и никогда не считал ни предельных доходов, ни предельных издержек Структурный и технологический монополизм был в принципе присущ социалистической директивной экономике Российские естественные монополии не вырастали в рыночной среде естественным путем последовательных укрупнений и перешли в рынок в своем первозданном виде. Поэтому для России они в наибольшей степени были и остаются своеобразным понятием на стыке производственной технологии с макроэкономикой, в связи, с чем у многих политиков и экономистов велико искушение решать все проблемы привычными административными методами (Этим, в частности можно объяснить обилие проектов структурной реорганизации естественных монополий) Многие аспекты классических представлений о естественных монополиях в связи с российской спецификой переходной экономики остаются чистой теорией.

 

 

 

 

 

1. Монополия. Характерные черты монополии

Монополия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(-ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей: например, установить цену ниже себестоимости, если товар имеет большое значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость1.

Цена может быть составлена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И наоборот, при нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, какую только выдержит рынок. Тем не менее, по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Здесь может играть роль боязнь введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов или стремление быстрее проникнуть, благодаря невысоким ценам, на всю глубину рынка. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени.

Информация о работе Особенности монополизма в России