Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 18:02, курсовая работа
Специфика статуса естественных монополий в российской переходной экономике состоит в том, что для российских естественных монополий никто и никогда не считал ни предельных доходов, ни предельных издержек Структурный и технологический монополизм был в принципе присущ социалистической директивной экономике Российские естественные монополии не вырастали в рыночной среде естественным путем последовательных укрупнений и перешли в рынок в своем первозданном виде.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 МОНОПОЛИЯ. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МОНОПОЛИИ 7
1.1 Формы и виды монополий 7
1.2 Монопольная цена. Монополия и конкуренция 10
1.3 Характерные черты монополии 12
2 СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИЗМА В РОССИИ 14
2.1 Проблема монополии в современной Российской экономике 15
2.2 Польза и вред монополии …………………………………...… ........... 18
3 МЕТОДЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ…………….....19
3.1 Направления антимонопольной политики………………..…..………….22
3.2 Методы антимонопольной политики………………..……………..…….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..…………………………..…………….………….32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
2.1 Проблема монополии в современной российской экономике.
Российское антимонопольное законодательство не дает определение понятия “монополия”, поскольку в реальности чистых монополий нет. Но есть предприятия, которым присущ главный признак монополии - значительная доля на рынке определенного товара. “Реальной монополией” считается хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В таком случае говорят, что фирма занимает “доминирующее положение”. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет от 35% до 65%, если это установлено антимонопольным органом.
Все предприятия, имеющие на рынке определенного товара долю более 35%, заносятся в специальный реестр (региональный и федеральный рынок). Назначение реестра состоит в подготовке информационной базы данных о крупнейших субъектах рынка для осуществления государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства. Всего в реестр включено около 6500 предприятий. Включенные в реестр предприятия имеют следующее распределение по принципу отраслевой принадлежности: 22% - услуги жилищно-коммунального хозяйства, 13% - продукция производственно-технического назначения, 28% - продукты питания, 5% - товары народного потребления, 21% - отдельные виды работ и услуг, 11% - хозяйствующие субъекты, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий (для естественных монополистов на транспорте, в области связи и энергетическом комплексе составляются свои реестры). Из 6500 предприятий, входящих в реестр, долю более 35% на товарных рынках РФ имеют около 450 предприятий.
Изучая реестр можно придти к выводу, что российские монополисты федерального уровня – это, в основном, узкоспециализированные производства. Специфика их заключается в том, что они сознательно создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям. Экономические кризисы показали, что такие производства являются очень неустойчивыми по сравнению с более диверсифицированными.
В российской экономике очень распространено такое явление как “локальный” монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства – также локальные монополии.
Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Естественная монополия – это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.
Три главных естественных монополиста России:
Четвертым можно назвать “Ростелеком” (услуги междугородной и международной электрической связи).
Санкт-Петербургские естественные монополисты: ПТС, Водоканал, Метрополитен и др.
В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.
Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.
Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.
Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:
1. отсутствие конкурентного
2. искушение получить
В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.
Помимо ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам. Например, администрация Кировской области создала унитарное государственное предприятие “Кировфармация”, включив в него ранее самостоятельные аптеки, магазины “Оптика”, фармацевтическую фабрику, аптечную базу и контрольно-аналитическую лабораторию. Государственный антимонопольный комитет усмотрел в этом нарушение закона “О конкуренции” и предписал ликвидировать незаконно созданную структуру. После реорганизации предприятия ассортимент медицинских препаратов в аптеках намного расширился, что можно расценить как улучшение положения потребителя вследствие разукрупнения монопольного предприятия.
Для преодоления высокой степени монополизации российской экономики и для развития конкуренции были разработаны специальные государственные программы. Основной задачей этих программ являлось снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции. Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше.
Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального значения: РАО “ЕЭС”, Газпром и МПС. Общая концепция реформ – отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.
Цели реформирования РАО “ЕЭС”: развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и экономически целесообразно, а также совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии.
Реформа Газпрома заключается в отделении транспортировки и распределения газа (монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого необходим переход на контрактные цены и отход от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего производителя.
Реформа МПС предполагает три этапа. 1-й этап: создание грузовых и пассажирских компаний; 2-й этап: отработка взаимоотношений между созданными компаниями, МПС и пользователями услуг; 3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты.
У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить постепенно, и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.