Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 18:02, курсовая работа
Краткое описание
Специфика статуса естественных монополий в российской переходной экономике состоит в том, что для российских естественных монополий никто и никогда не считал ни предельных доходов, ни предельных издержек Структурный и технологический монополизм был в принципе присущ социалистической директивной экономике Российские естественные монополии не вырастали в рыночной среде естественным путем последовательных укрупнений и перешли в рынок в своем первозданном виде.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 5 1 МОНОПОЛИЯ. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МОНОПОЛИИ 7 1.1 Формы и виды монополий 7 1.2 Монопольная цена. Монополия и конкуренция 10 1.3 Характерные черты монополии 12 2 СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИЗМА В РОССИИ 14 2.1 Проблема монополии в современной Российской экономике 15 2.2 Польза и вред монополии …………………………………...… ........... 18 3 МЕТОДЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ…………….....19 3.1 Направления антимонопольной политики………………..…..………….22 3.2 Методы антимонопольной политики………………..……………..…….25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..…………………………..…………….………….32 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Во многих странах
именно малый бизнес является естественной
основой формирования конкурентной среды,
полигоном для испытания венчурных технологических
и экономических проектов. У него больше
возможностей маневрировать капиталом,
переключаясь с одного вида деятельности
на другой, ниже операционные расходы,
у работников выше чувство причастности
к делам фирмы и заинтересованность в
ее успехе. Даже в условиях повышенного
риска малые предприятия охотно берутся
за новации, которые они затем могут передать
на тиражирование промышленным гигантам.
Как показывает
зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий
в общем числе хозяйствующих субъектов
и численности занятых, тем меньше безработица
и выше конкуренция. Однако сегодня темпы
роста числа этих предприятий замедлились,
занимаются они в основном торговлей и
посреднической деятельностью.
Для развития малого
бизнеса необходимы доступные кредиты
и льготное налогообложение, создание
лизинговых компаний, информационных,
консалтинговых и учебно-деловых центров,
а также вовлечение малых предприятий
в новые сферы деятельности, международные
программы сотрудничества. Пока же все
это остается благим пожеланием из-за
скудости госбюджета, недостатка политической
воли у властей, противодействия чиновников,
настроенных против рыночных реформ.
3.2 Методы антимонопольной
политики
Пожалуй, самыми важными из
всех мер антимонопольной политики для
России оказались ограничительные меры.
Они предусмотрены законом "О конкуренции"
и применяются антимонопольным органом
к хозяйствующим субъектам, которые нарушают
антимонопольное законодательство. Это
запреты на монополистическую деятельность
и недобросовестную конкуренцию, на действия
органов власти и управления, которые
могут неблагоприятно сказаться на развитии
конкуренции.
Запреты на монополистическую
деятельность подразделяются на запреты,
направленные против соглашений, ограничивающих
конкуренцию, и запреты на злоупотребление
предприятиями своим доминирующим положением.
Такие злоупотребления являются наиболее
типичным (более 60%) нарушением антимонопольного
законодательства. Например, Самарское
территориальное управление ГАК рассмотрело
дело о нарушении закона "О конкуренции"
акционерным обществом "Связьинформ".
Его филиал - Самарская городская телефонная
сеть потребовала с абонентов плату за
переключение их телефонов на новую электронную
АТС. Но согласно "Правилам предоставления
услуг местными телефонными сетями"
в этом случае номера заменяются бесплатно.
Такое требование было расценено как навязывание
предприятием, доминирующим на рынке услуг
связи, условий, дискриминационных для
контрагентов. Нарушителю антимонопольного
законодательства было предписано прекратить
взимание платы за переключение телефонов,
а полученные деньги вернуть абонентам. 9
Довольно часто
встречаются такие нарушения, как навязывание
контрагенту невыгодных условий договора,
несоблюдение порядка ценообразования,
согласованные действия предприятий,
направленные на ограничение конкуренции.
Мониторинг более 200 цен показал, что свыше
трети предприятий, занимающих доминирующее
положение на рынке, завышают цены на товары
и услуги.
Так же закон запрещает
устанавливать монопольно высокие или
монопольно низкие цены, изымать товар
из обращения с тем, чтобы создавать или
поддерживать дефицит или повышать цену,
навязывать контрагенту условия договора,
невыгодные для него или не относящиеся
к предмету договора, включать в договор
дискриминирующие условия, которые ставят
контрагента в неравное положение по сравнению
с другими предприятиями, препятствовать
выходу на рынок (или уходу с него) другим
предприятиям, побуждать контрагента
отказываться от заключения договоров
с отдельными покупателями (заказчиками),
несмотря на то, что есть возможность произвести
или поставить нужный товар.
Для того, чтобы
важность этого запрета стала полностью
понятной, необходимо уточнить, что такое
монопольно высокая и монопольно низкая
цены.
Монопольно высокая
цена - это цена, устанавливаемая доминирующим
на рынке данного товара хозяйствующим
субъектом (производителем), чтобы компенсировать
необоснованные затраты, вызванные недостаточно
полным использованием производственных
мощностей, и (или) получить дополнительную
прибыль за счет снижения качества товара.
Монопольно низкая
цена - это цена приобретаемого товара,
установленная доминирующим на рынке
данного товара покупателем с целью получить
дополнительную прибыль и (или) компенсировать
за счет продавца свои необоснованные
затраты. То есть цена, сознательно установленная
доминирующим на рынке данного товара
продавцом на уровне, приносящем убытки
от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов
с рынка .
Этот запрет на установление
монопольных цен действует довольно стабильно,
хотя и здесь немало проблем. В частности,
"Временные методические рекомендации
по выявлению монопольных цен" от 21
апреля 2007 г. предлагают одновременно
использовать концепцию ограничения прибыли
и концепцию сравнения рынка. Применение
первой концепции осложняется тем, что
производственные затраты необходимо
устанавливать с учетом того, что производственные
мощности могут быть исчерпаны. Но при
общем спаде производства в России это
нереально. Так же нереально выяснить
действительную себестоимость, прибыль
и рентабельность предприятия в условиях
господства бартера и неучтённой наличности.
Поэтому предпочтительной оказывается
концепция сравнения рынков, в рамках
которой антимонопольному ведомству не
нужно проверять производственные показатели
предприятия-монополиста, достаточно
на основе внешних факторов выявить монопольно
высокие или монопольно низкие цены.
Сейчас в России
чаще практикуются монопольно высокие
цены, а в странах с развитой конкуренцией
- монопольно низкие, иногда даже демпинговые.
Российский монополизм проявляет свое
антиконкурентное поведение преимущественно
в отношениях с потребителями или поставщиками,
а не с конкурентами. Но по мере развития
конкуренции повышается вероятность применения
монопольно низких цен: мощные многопрофильные
компании благодаря перекрестному субсидированию
за счет прибыльности одних секторов могут
занижать цены на продукцию других и тем
самым блокировать конкурентов. В этой
части особенно необходимо контролировать
финансово-промышленные группы. 10
Так же российское
антимонопольное законодательство стремиться
к запрету заключения соглашений, ограничивающих
конкуренцию, к таким относятся:
1. соглашения, препятствующие
входу других предприятий на
рынок;
2. отказы от
заключения договоров с определёнными
продавцами или покупателями;
3. соглашения
по разделу рынка по территориальному
принципу или ассортименту реализуемой
продукции;
4. ценовые соглашения.
Наряду с запретами
на заключение вредных для конкуренции
соглашений и на злоупотребление доминирующим
положением для борьбы с ограничением
конкуренции применяется контроль за
экономической концентрацией. Она возникает
в результате создания, реорганизации
или слияния предприятий и объединений
или когда появляется возможность для
группы организаций проводить на рынке
согласованную политику.
Согласно закону
"О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках", если
предприятие достигает определенного
порога по объему операций, оно обязано
получить согласие антимонопольного органа
на свои действия (предварительный контроль)
или уведомить его о них (последующий контроль).
Предварительно
контролируются:
создание, слияние
и присоединение коммерческих организаций,
объединений, союзов и ассоциаций, если
их активы превышают 100 тыс. МРОТ (Минимальный
размер оплаты труда);
ликвидация и разделение
(выделение) государственных и муниципальных
унитарных предприятий, активы которых
превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит
к появлению предприятия, доля которого
на товарном рынке превышает 35% (за исключением
случаев, когда предприятие ликвидируется
по решению суда). 11
Кроме этого, предварительное
согласие требуется, когда:
лицо (группа лиц)
приобретает акции (доли) с правом голоса
в уставном капитале хозяйственного общества,
если оно (она) получает право распоряжаться
более чем 20% таких акций. Это требование
не распространяется на учредителей хозяйственного
общества при его образовании;
одно предприятие
(группа лиц) получает в собственность
или пользование основные производственные
средства либо нематериальные активы
другого предприятия и балансовая стоимость
имущества, составляющего предмет сделки,
превышает 10% балансовой стоимости этих
средств и активов предприятия, отчуждающего
имущество;
лицо (группа лиц)
приобретает права, позволяющие определять
условия ведения предпринимательской
деятельности предприятия или функции
его исполнительного органа.
В этих трех случаях
предварительное согласие нужно, если
суммарная балансовая стоимость активов
лиц, участвующих в сделках, превышает
100 тыс. МРОТ, или одним из них является
предприятие, внесенное в реестр хозяйствующих
субъектов, доля которых на рынке определенного
товара превышает 35%, или приобретателем
является группа лиц, контролирующая деятельность
этого предприятия.
При создании нового
хозяйствующего субъекта учредители освобождены
от предварительного контроля, однако
они должны уведомить антимонопольный
орган о создании предприятия в 15-дневный
срок после регистрации. В случае, если
создание новой фирмы ведет к ограничению
конкуренции, МАП может потребовать от
учредителей восстановить первоначальные
условия. Если же они опасаются негативных
для конкуренции последствий своих действий,
то могут обратиться в МАП до регистрации
и получить соответствующее заключение.
Российское антимонопольное
законодательство не разрешает действия
или сделки, в результате которых возможно
установление или расширение рыночной
власти коммерческой организации, если
негативные последствия для конкуренции
не компенсируются повышением ее конкурентоспособности
на внутреннем и международном рынках.
Поэтому контроль не мешает интеграции
российских предприятий для конкуренции
с зарубежными фирмами.12
Но, в тоже время,
нередко создание, слияние, присоединение
или ликвидация коммерческих организаций
и приобретение акций нередко проходят
с нарушением антимонопольного законодательства.
Например, администрация Кировской области
создала унитарное государственное предприятие
"Кировфармация", включив в него ранее
самостоятельные аптеки, магазины "Оптика",
фармацевтическую фабрику, аптечную базу
и контрольно-аналитическую лабораторию.
"Кировфармация" была наделена функциями
государственного управления, контроля
и надзора за деятельностью аптечных учреждений
независимо от их форм собственности.
ГАК усмотрел в этом нарушение закона
"О конкуренции" и предписал ликвидировать
незаконно созданную структуру. Мингосимущество
приняло решение о разделении "Кировфармации"
на самостоятельные хозяйствующие субъекты
со статусом юридического лица. Сейчас
большинство аптек работает самостоятельно,
они увеличили товарооборот и расширили
ассортимент лекарств. 13
В целом, можно сказать, что контрольная
деятельность антимонопольного ведомства
пока недостаточно эффективна. Оно не
привлекает отраслевые министерства к
проведению конкурентной политики в отраслях,
не имеет следственных полномочий (в отличие,
например, от японской Комиссии по добросовестной
торговле), ему трудно получать требуемые
сведения. Соглашение между ГАК и Госналогслужбой
об обмене информацией и содействии друг
другу практически не выполняется. Суды
не применяют статью Уголовного кодекса,
в соответствии с которой виновный в установлении
монопольных ограничений конкуренции
может быть лишен свободы на срок от 2 до
7 лет. Статья не работает еще и потому,
что предприниматели не готовы подавать
жалобы и взаимодействовать с правоохранительными
органами, а антимонопольное ведомство
не проявляет активности в подаче исков
о таких нарушениях.
Важным для антимонопольной
политики является также запрет на недобросовестную
конкуренцию.
Под недобросовестной
конкуренцией понимаются действия, направленные
на приобретение преимуществ, которые
противоречат законодательству, обычаям
делового оборота, требованиям добропорядочности,
разумности и справедливости и которые
причинили (могут причинить) убытки конкурентам
или нанесли ущерб их деловой репутации.
Речь идет о распространении ложных, неточных
или искаженных сведений, способных причинить
убытки либо нанести ущерб, введение потребителей
в заблуждение относительно характера,
способа, места изготовления, потребительских
свойств и качества товара, а также о некорректном
сравнении собственного товара с аналогичной
продукцией конкурентов. К недобросовестной
конкуренции также относится получение,
использование, разглашение научно-технической,
производственной, торговой информации
или коммерческой тайны без согласия владельца.
Так же, безусловно,
растёт интерес предпринимателей к защите
деловой репутации предприятия и правовой
охране товарных знаков от их незаконного
использования. Так, швейцарская фармацевтическая
компания "Мерк, Шарп и Доум Идеа"
обратилась в Государственный антимонопольный
комитет с заявлением о том, что ее оригинальный
препарат производит словенская фирма
"КРКА" и распространяет в России
под своей торговой маркой. При этом в
рекламе она не сообщает о его побочных
эффектах и противопоказаниях, что вводит
в заблуждение потребителей, создает угрозу
их здоровью и наносит ущерб финансовым
интересам компании "Мерк". Компании
"КРКА" было предписано прекратить
нарушение антимонопольного законодательства. 14
В антимонопольной
политике используются ещё и запреты на
антиконкурентные действия органов власти
и управления. Развитие рыночных отношений
предполагает устранение прямого вмешательства
государственных органов власти в деятельность
предприятий. Законом запрещено принимать
нормативные акты и совершать действия,
которые ограничивают самостоятельность
предприятий, создают дискриминирующие
или благоприятные условия для одних в
ущерб другим и тем самым ограничивают
конкуренцию, ущемляют интересы предприятий
или граждан.
Однако власти субъектов
Федерации и органы местного самоуправления
допускают многочисленные нарушения,
в частности необоснованно предоставляют
льготы, ограничивают создание предприятий,
вводят запреты на их деятельность, продажу
или покупку товаров, указывают на приоритетность
некоторых договоров, произвольно устанавливают
размеры регистрационного сбора, препятствуют
выходу на рынок товаров и услуг "иногородних"
предприятий и так далее. Например, Ассоциация
пользователей услуг транспорта обратилась
в ГАК с заявлением о нарушении закона
"О конкуренции" со стороны МПС, которое
обязало собственников грузовых вагонов,
не относящихся к парку МПС, приобретать
новые узлы для ремонта вагонов за счет
собственных средств. Несмотря на единые
правила планового ремонта подвижного
состава для всех предприятий и организаций
независимо от отраслевой принадлежности
и форм собственности. Это решение МПС,
создавшее дискриминирующие условия для
предприятий, имевших собственный вагонный
парк, было отменено.15