Особенность структуры рынков нефтяной и газовой отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение структуры рынка и типы рыночных структур. Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучить структуру рынка;
рассмотреть основные типы рыночных структур, присущих экономике современной России;
рассмотреть особенность структуры рынка в нефтяной и газовой отрасли.

Оглавление

Введение
. Понятие и структура рынка
.1 Понятие рынка и структура рынка
.2 Показатели и факторы рыночной структуры
. Характеристика типов рыночных структур
.1 Чистая конкуренция
.2 Монополистическая конкуренция
.3 Олигополия
.4 Чистая монополия
. Особенность структуры рынков нефтяной и газовой отрасли
3.1 Олигополия в нефтяной отрасли
.2 Монополия в газовой отрасли
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

 

Заключение

В курсовой работе была показана структура товарного рынка России. Были изучены типы рыночных структур, рассмотрены особенности рыночных структур нефтегазового комплекса.

Условия, в которых протекает хозяйственная деятельность, весьма разнообразны, поэтому решения, принимаемые продавцами и покупателями, существенно различаются в конкретных рыночных ситуациях. Для того чтобы облегчить анализ этих ситуаций, их необходимо каким-либо образом классифицировать. В экономике принята их классификация по критерию количества экономических субъектов, выступающих как на стороне предложения, так и на стороне спроса. В соответствии с этим критерием различают четыре основные рыночные структуры:

.Чистая конкуренция;

2.Монополистическая конкуренция;

.Олигополия;

.Чистая монополия.

Для определения типа рыночной структуры можно использовать показатели рыночной власти фирмы. К таким показателям относят индекс Бейна, Индекс Тобина, индекс Лернера, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации, коэффициент относительной концентрации, коэффициент энтропии, дисперсия рыночных долей, коэффициент Джини, индекс Холла-Тайдмана.

Рынок, где господствует чистая конкуренция, - исторически самый развитый и простой для ценообразования и обмена. Он состоит из множества продавцов и покупателей одноимённого товара.

Конкуренция в условиях монополистической конкуренции выражается в том, что на рынке выступает не один, а несколько десятков производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. Монополистическая конкуренция, таким образом, отличается от чистой конкуренции и от чистой монополии численностью субъектов рынка: здесь действует не один монополист и не масса продавцов, их число умеренное.

Под олигополией следует понимать ситуацию на рынке, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Ситуация монополии возникает в случае, если одна из фирм выступает на рынке единственным производителем продукта и у этого продукта нет близких заменителей.

Нефтяная промышленность особенно важна для экономики России, поскольку несмотря на все попытки уйти от сырьевой зависимости, нефтяная промышленность является важнейшим источником доходов государства. Деятельность нефтяников во многом определяет уровень поступления доходов в бюджет государства. За счет этих поступлений в свое время был сформирован Стабилизационный фонд.

Если говорить об отрасли, то она носит олигополистический характер. Рынок нефтепродуктов контролируются несколькими ВИНК. ВИНК контролируют объемы добычи нефти, объемы сбыта внутри страны и на экспорт, процессы ценообразования. Рынки сбыта внутри страны также разделены между ведущими ВИНК.

После сравнения крупных российских компаний можно сделать вывод, что компания «Лукойл» занимает лидирующее место по добыче нефти за период 2003-2010 гг., по добыче нефти с газовым конденсатом в 2008 г., по эксплуатационному фонду скважин и фонду скважин дающих продукцию в 2008 г. среди других российских ВИНК. На втором месте - «ТНК-ВР», на третьем - «Сургутнефтегаз».

Олигополии характеризуются взаимозависимостью. Взаимосвязь субъектов олигополии особенно четко проявляется в ценовой политике. Если одна из фирм снизит цену, другие немедленно отреагируют на подобное действие, ведь в противном случае они потеряют покупателей на рынке. Взаимозависимость в действиях выступает универсальным свойством олигополии.

В силу такой структуры рынка, важности рынка для экономики всей страны регулированию рынка уделяется большое внимание со стороны государства, в частности Федеральной антимонопольной службы (ФАС). ФАС отмечает, что практически на всех территориях России уровень конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, существуют завышенные цены.

Когда на рынке много фирм - действует конкуренция, снижающая цены на товары и услуги. Если в отрасли одна компания - это монополия контролирует объем продаж и устанавливает монопольно высокую цену.

«Газпром» - это пример естественной монополии в России, он является крупнейшим экспортёром. Создание конкурентного рынка газа в России в настоящее время практически невозможно. Это может произойти лишь в том случае, если все месторождения на севере Западной Сибири будут исчерпаны. Тогда менее выгодные месторождения станут более востребованными.

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства.

 
 

Список использованных источников

 

1. Зайцев Н.А. Экономика  промышленного предприятия. М.: «ИНФРА - М», 2008.

. Земенкова Ю.Д. История и перспективы развития нефтегазовой промышленности и топливно-энергетического комплекса: Учебное пособие. - СПб.: Недра, 2008.- 224с.

. Красникова Е. Рыночная  трансформация российской экономики  как процесс первоначального  капитала. «Учебник. Вопросы экономики» №2, 2006.

4. Максимова В. Ф. - Рыночная  экономика. Учебник. Т. 1. Теория

рыночной экономики. Часть 1. Микроэкономика. - М.: «Совмин-ТЭК»,2006.-168с.

. Поздняков В.Я., Казаков  С.В. Экономика отрасли: учебное пособие. М: ИНФРА-М - 2009, 309 с.

. Пахомова Н.В. Экономика  отраслевых рынков и политика  государства: Учебник для экономического  факультета СПбГУ. - М.: ЗАО, 2009. - 815 с.

7. Райзберг Б.А., Лозовский  Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный  экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2008.- 512с.

. Розанова Н.М. Экономика  отраслевых рынков: учеб. Пособие. - М.: ИД Юрайт, 2010. - 906 с.

. Россия и страны мира: Стат.сб/Росстат.-М.,2008.-361с

10. Рынок его функции  и структура. Рефераты на 5 баллов [Электронный ресурс]: Режим доступа: #"justify">11. Руднева Л.Н., Краснова  Т.Л., Ёлгин В.В. Основы экономической  деятельности предприятий нефтяной  и газовой промышленности. Учебник  для вузов.- Тюмень: ТюмГНГУ, 2008. - 248 с.

12. Рыночные структуры  и виды конкуренции. Золотая коллекция 2007: рефераты и сочинения [Электронный  ресурсы]: интеракт.учебник.- ООО «БИЗНЕССОФТ», Москва, 2007г. - 1 электрон.диск (CD-ROM)

13. Современная экономическая  теория [Электронный ресурс]: Режим доступа: www. modern-econ.ru (дата обращения 06.10.2011).

14. Структура рынка [Электронный  ресурс]: Режим доступа:<http://www.cooldoclad.narod.ru/> (дата обращения 29.09.2011).

. Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ О естественных монополиях

. Шафраник Ю.К. Нефтегазовый  фактор России: Москва, 2006-160с.

. Яркина Т.В. Основы экономики  предприятия: учебник. - М.: Наука, 2007 - 569с.

 

 


 



Информация о работе Особенность структуры рынков нефтяной и газовой отрасли