Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:38, курсовая работа
Социальная парадигма развития исходит из того, что локомотивом экономического роста является человек, обладающий квалификационными и трудовыми возможностями, социальной активностью и мобильностью, способностью легально адаптироваться к сложившимся условиям и реализовать эффективно возможности своей деятельности. Это взаимообусловленный процесс экономического роста и повышения благосостояния народа, базирующийся на участии всех граждан в развитии и справедливом распределении его результатов, преодолении отчуждения, эксплуатации, неравенства и несправедливости в экономике и обществе.
ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ. ПРИЧИНЫ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ
2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2010 ГОДУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Реструктуризация промышленности и глобализация экономики взаимообусловлены. «Открытие» экономики и создание гарантий для репатриации прибылей повысит интерес к белорусским предприятиям со стороны западных инвесторов.
Идеальным примером начальной модернизации мог бы стать гомельский завод лучевых трубок «Коралл». Американская фирма предполагала организовать там производство ЭЛТ на базе новейших технологий и продавать их на мировом рынке. При этом белорусские телевизионные заводы могли бы иметь качественный узел отечественного производства (СП на базе «Коралла» не состоялось, т.к. зарубежная страховая компания отказалась страховать американские инвестиции в Беларуси).
Таким образом, реструктуризация предприятий дает большую возможность для встраивания их еще жизнеспособных подразделений в глобальные воспроизводственные сети транснациональных корпораций. Можно ожидать, что процессы модернизации промышленности пойдут в двух направлениях. Во-первых, возможная сборка изделий из импортных комплектующих. Во-вторых, специализация на производстве комплектующих для заводов многих стран (возможный пример Гомельского «Коралла»). В будущем эти процессы могут сойтись, т.е. все большее количество узлов и деталей для изделий, производимых в Беларуси, будет производиться здесь же.
В заключение еще раз отметим, что у Беларуси есть лишь одна возможность существенно повысить уровень жизни своих граждан - либерализовать экономику и, открыв ее, включиться в процесс глобализации. В этом случае можно рассчитывать на новые технологии и инвестиции, которые сейчас осуществляются ТНК.
Открытие экономики и ее глобализация требуют пересмотра всей стратегии развития республики в 21-м веке. Основанием этой стратегии должно стать решение задачи многократного повышения эффективности производства.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2010 ГОДУ
В нынешней сложной экономической ситуации, связанной с мировым финансовым кризисом и другими проблемами, вносятся коррективы в текущие государственные программы. Тем не менее, социальная направленность бюджета сохранится. Лучшее тому подтверждение – цифры бюджета нынешнего года. На реализацию социальных задач запланировано направить около 60 процентов расходной части бюджета. И даже с учетом «кризисных» корректировок, сделанных в последнее время, рост расходов на социальные программы сохраняется. В последние годы объемы средств, выделяемых на здравоохранение и образование, росли ежегодно на 20-30 процентов. На 2009 год первоначально был запланирован рекордный показатель роста – 35 процентов. Однако в связи с известной ситуацией, в которой живет и страна, и весь мир, пришлось внести коррективы. Тем не менее, планируется сохранить в этом году рост расходов на здравоохранение на 20, на образование – на 11 процентов. Социальная направленность белорусского бюджета подтверждается и значительной долей основных социальных программ в объеме валового внутреннего продукта страны. Расходы на здравоохранение сегодня составляют 4,2 процента. Для сравнения: в Дании – 5,8 , Бельгии – 6,6 , Германии – 6,7, Швеции – 7,7 процента. В России, как и в Беларуси, – около 4 процентов.
На образование Беларусь планирует израсходовать в нынешнем году около 6 процентов своего ВВП. Здесь также возможны коррективы, но, незначительные. На образование от своего ВВП сегодня расходуют: Австралия – 5,2, Дания – 8,8, Бельгия – 8,1, Швеция – 7,7, Россия – 3 процента. Непосредственно на поддержку населения в бюджете Беларуси предусмотрено порядка 33 процентов от расходной части – это пенсии, социальное страхование, молодежная политика, другие социальные программы. Таким образом, по социально ориентированной структуре своего бюджета Беларусь если и не вышла пока на уровень стран Западной Европы, то уже близка к их показателям. И этот разрыв постепенно сокращается.
Даже с учетом недавно принятой программной корректировки, предусматривающей пополнение резервного фонда (что, безусловно, необходимо). Но если наша экономика сработает на уровне, который запланирован, и будут получены необходимые доходы, расходы на социальные нужды будут расти и дальше. Либерализация белорусской экономики – это, по сути, изменение ее структуры. И ее проведение невозможно без внесения серьезных корректив в налоговую политику государства – по сути, без налоговой реформы.
На сегодняшний день уже отменены двадцать малоэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономику налогов и сборов, объединены платежи, имеющие сходные налоговые базы. Наряду с упорядочением состава применяемых налоговых платежей значительно упрощен порядок определения налоговых баз по основным налогам, сборам и пошлинам, оптимизирован размер их налоговых ставок и конкретизированы условия исчисления и уплаты. Обеспечено упрощение проводимых налоговыми органами процедур налогового администрирования: с 1 января 2010 года отменен сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автомобильных транспортных средств предприятиями, местные целевые сборы, местные сборы с пользователей и местный налог с продаж товаров в розничной торговле [11]. Безусловно, такие налоговые послабления неизбежно «облегчат» доходную часть бюджета страны. В то же время снижение налоговой нагрузки позволит предприятиям направлять высвободившиеся средства на расширение производства, повышение качества своей продукции, на продвижение своего товара на внутреннем и внешнем рынках. А это однозначно приведет к увеличению доходной части бюджета. То есть те 2,8 триллиона белорусских рублей (по предварительным расчетам, именно столько составят потери доходов бюджета в результате налоговой реформы) не будут потеряны для страны. Они уйдут на развитие экономики республики, повышение эффективности работы предприятий и вернутся в бюджет еще большими суммами. В связи с этим можно напомнить, что когда обсуждалось введение с 1 января 2009 года единого 12-процентного подоходного налога с физических лиц, высказывалось мнение, что это приведет к снижению налоговых поступлений. Однако практика показала обратное: объем поступлений в первом полугодии 2009 года в Республике Беларусь от данного налога возрос. Безусловно, предлагая изменения в налоговое законодательство, мы внимательно изучаем аналогичный опыт других стран, прежде всего России, которая уже давно пошла по пути снижения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Мы сегодня тоже идем по этому пути, и разница направлений налоговой реформы у нас небольшая.
Проводя налоговую реформу, мы должны четко понимать то, что она – составная часть масштабной программы, которая должна быть реализована в ходе либерализации всей экономики страны. Предстоит серьезное перераспределение функций, обязательств и ответственности между государством и частным сектором. Уменьшая налоговую нагрузку и упрощая налоговое законодательство, государство совершенно обоснованно надеется на повышение деловой активности во всех сферах экономики и, естественно, на повышение эффективности работы предприятий всех форм собственности.
Стоит также обратить внимание на такое направление совершенствование налоговой политики Республики Беларусь, как повышение ставки налога на добавленную стоимость. В целях компенсации выпадающих доходов бюджета в связи с упрощением налоговой системы и сокращением числа налогов увеличена ставка НДС с 18% до 20%. Новая ставка НДС будет применяться в отношении услуг и товаров, отгруженных с 1 января 2010 года [11].
Все плательщики Беларуси с 1 января 2010 года получили право выбора сроков уплаты налога на прибыль: ежемесячно или ежеквартально. Также с 2010 года предлагается принимать при налогообложении все отраженные в бухучете затраты по производству, реализации продукции и услуг.
С 24% до 12% снижена ставка налога на прибыль по дивидендам иностранных организаций. Кроме того, с 2010 года при исчислении и уплате налога на прибыль отменено нормирование расходов на оплату труда, на рекламные, маркетинговые услуги.
Определенные изменения коснулись и подоходного налога. Стандартный налоговый вычет на каждого работника при исчислении подоходного налога с 2010 года увеличен с 250 тыс. до 270 тыс. рублей. Он будет предоставляться не только по месту основной работы. Кроме того, повышена величина предельного уровня заработной платы, в рамках которого предоставляется такой вычет, - до 1,635 млн. рублей. Произошли и другие изменения в части уплаты этого налога: с 24 до 48 базовых величин увеличен размер налогового вычета по страховым взносам граждан по договорам страхования жизни, с 15% до 12% снижается ставка подоходного налога по дивидендам.
К настоящему времени отменены 17 малоэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономику налогов и сборов, объединены платежи, имеющие сходные налоговые базы.
Согласно Приложения 2 к Закону Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2010 год» структура доходов республиканского бюджета в 2010 году выглядит следующим образом.
Таблица 1 – Структура доходов республиканского бюджета РБ в 2010 году (тыс.руб.) [11]
Налоговые доходы | 32864557748,0 | 92,52 |
Налоги на доходы и прибыль | 3742415960,0 | 10,54 |
Налог на прибыль | 3550671588,0 | 10,00 |
Налоги на доходы | 191744372,0 | 0,54 |
Налоги на товары (работы, услуги) | 17507138445,0 | 49,28 |
Налог на добавленную стоимость | 12581391000,0 | 35,42 |
Акцизы | 4562080242,0 | 12,84 |
Налоги и сборы на отдельные виды деятельности | 67000000,0 | 0,19 |
Сбор (плата) за проезд автомобильных транспортных средств | 183950225,0 | 0,52 |
Регистрационные сборы | 12993523,0 | 0,04 |
Экологический налог | 99723455,0 | 0,28 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 10114219556,0 | 28,47 |
Таможенные сборы, ввозные таможенные пошлины | 2804974700,0 | 7,90 |
Вывозные таможенные пошлины | 7301143056,0 | 20,55 |
Прочие сборы и поступления от внешнеэкономической деятельности | 6146800,0 | 0,02 |
Оффшорный сбор | 1955000,0 | 0,01 |
Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы | 1500783787,0 | 4,22 |
Отчисления в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий | 33364223,0 | 0,09 |
Отчисления в инновационные фонды | 1104947458,0 | 3,11 |
Государственная пошлина | 122883300,0 | 0,35 |
Иные налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы | 239588806,0 | 0,67 |
Неналоговые доходы | 2642721378,0 | 7,44 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности | 2127490738,0 | 5,99 |
Проценты за пользование денежными средствами бюджетов | 684490738,0 | 1,93 |
Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале | 1443000000,0 | 4,06 |
из них доходы от перечисления части прибыли унитарных предприятий, государственных объединений | 807000000,0 | 2,27 |
Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности | 347030626,0 | 0,98 |
Доходы от сдачи в аренду земельных участков | 594200,0 | 0,00 |
Доходы от сдачи в аренду иного имущества | 58984010,0 | 0,17 |
Административные платежи | 7165500,0 | 0,02 |
Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности | 260100,0 | 0,00 |
Компенсации расходов государства | 147883790,0 | 0,42 |
Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности | 81548275,0 | 0,23 |
Доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства | 49504751,0 | 0,14 |
Доходы от продажи земельных участков в частную собственность гражданам, негосударственным юридическим лицам, собственность иностранным государствам, международным организациям | 1090000,0 | 0,00 |
Штрафы, удержания | 46497352,0 | 0,13 |
Удержания из заработной платы осужденных | 15209700,0 | 0,04 |
Штрафы | 31287652,0 | 0,09 |
Прочие неналоговые доходы | 121702662,0 | 0,34 |
Возмещение потерь, вреда | 17903724,0 | 0,05 |
Прочие неналоговые доходы | 103798938,0 | 0,29 |
Безвозмездные поступления | 15109921,0 | 0,04 |
Субвенции на финансирование мероприятий по развитию национальных парков и Березинского биосферного заповедника из государственных целевых бюджетных местных фондов охраны природы | 15109921,0 | 0,04 |
ВСЕГО | 35522389047,0 | 100,00 |
Таким образом, анализируя таблицу 1, можно заметить, что основной удельный вес в общей структуре доходов республиканского бюджета в 2010 году занимают налоговые отчисления. Их удельный вес в 2010 году составит более 90% от общей суммы доходов республиканского бюджета Республики Беларусь.
В свою очередь наибольший удельный вес в общей структуре налоговых отчислений занимают такие налоги, как налоги на товары, НДС (налог на добавленную стоимость) и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, которые соответственно составляют 49,28%, 35,42% и 28,47% относительно всей совокупности доходов республиканского бюджета в 2010 году.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев ряд теоретических и практических вопросов государственного регулирования, связанных с политикой стабилизации структурного регулирования, следует заметить, что представление о стабилизации сложилось как об антициклической политике. Первоначально она рассматривалась как политика сдерживания экономического цикла и предотвращения «сползания» в депрессию. Последующее развитие данной политики имело прямую зависимость от:
-макроэкономических диспропорций, возникающих в ходе научно-технических преобразований индустриально развитых стран;
- модернизации развивающихся государств;
-системной трансформации бывших социалистических стран.
Кризис неплатежей в РБ принял перманентный характер. При всем различии мнений разные аналитики признают, что существует некий комплекс причин неплатежеспособности. Так, причиной, породившей денежный голод в экономике, который быстро перерос в кризис неплатежей, является неточный прогноз поведения госпредприятий в процессе проведения реформ, неверная оценка правительством степени «монетаризации» экономики, ошибки в кредитно-финансовой политике.
Среди других причин первое место занимает неконкурентоспособность продукции отечественной промышленности и сельского хозяйства. Далее это - цепная реакция задолженности, в силу чего неплатежеспособными становятся нормально работающие предприятия с хорошей продукцией. Третья причина заключается в массовом несоблюдении действующего законодательства и нормативных актов, регулирующих расчеты. И, наконец, четвертая причина кроется в корыстной заинтересованности руководителей предприятий, которые «забывают» про необходимость своевременной оплаты поставок.
В Беларуси мировой экономический кризис сильнее всего затронул предприятия машиностроения, важнейшей задачей является решение проблемы неплатежей.
По оценке экономическая ситуация на внешних рынках пока не достигла устойчивой равновесной точки и поэтому отрицательно сказалась на результатах января 2009 г. В первую очередь, это касается машиностроительных предприятий, так как эта отрасль в наибольшей степени подвержена спаду в экономиках соседних стран. Потери белорусских предприятий за прошедшие 4-5 месяцев сложились на уровне 30% по объему реализации как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
Сложнее обстоят дела на предприятиях легкой промышленности, предприятиях Минстройархитектуры, поскольку их работа связана с сезонным спросом на выпускаемую продукцию и отсутствием достаточных средств за экспорт товаров.
Важнейшей задачей сейчас является решение проблемы неплатежей с основным торговым партнером – Россией. Сокращение объема взаимных расчетов приводит к снижению товарного потока, нарастанию у предприятий запасов готовой продукции, сокращению оборотных средств.
Уже начата работа по реализации Плана совместных действий с Россией по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли. Планом предусмотрена подготовка предложений по предоставлению субъектам хозяйствования равных условий доступа к мерам государственной поддержки, включая доступ к государственным закупкам и льготным кредитным ресурсам.
Также в настоящее время в Беларуси принимаются меры по развитию внутреннего рынка. Утверждена Система мероприятий, обеспечивающих экономическую безопасность Беларуси в условиях мирового финансового кризиса. Созданы рабочие группы в правительстве, в министерствах, на предприятиях, разработаны соответствующие отраслевые и региональные мероприятия, организован мониторинг ситуации на внутреннем и внешнем рынках. Реализованы первоочередные мероприятия в банковском секторе, бюджетной сфере и реальном секторе экономики.
Также приняты меры по обеспечению стабильной работы валообразующих и иных организаций реального сектора экономики страны, при разработке которых учтен опыт антикризисных решений, принятых в России, Казахстане и других странах СНГ. Реализация этих мер направлена на принятие уже более конкретных, гибких решений, по обеспечению стабильной работы крупнейших предприятий страны.
Теоретическое обоснование стабилизации как основной цели государственного регулирования формировалось в рамках дискуссии между современными макроэкономическими школами в отношении роли государственного регулирования рыночной экономики.
Важнейшими целями экономической политики на этапе стабилизации являются остановка падения ВВП и создание условий для экономического роста, рост доходов населения, обеспечение занятости населения (уровень безработицы 4-5 %), стабильность цен (инфляция 10-12 % в год).