Основы научных исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 20:28, реферат

Краткое описание

В настоящее время не только сам процесс открытий и не только процесс доведения этих открытий до приемлемой практически реализуемой формы, но и процесс передачи и освоения результатов НТП требует участия науки. И многие другие проблемы жизни общества, которые ранее решались на базе интуиции или здравого смысла, на опыте поколений, сейчас требуют активного и целенаправленного вмешательства, участия науки. Ни один серьезный вопрос в современных условиях нельзя эффективно решить, не опираясь на науку.

Оглавление

•Введение
•1. Наука и научное исследование ………………………………………………….
◦1.1. Наука ……………………………………………………………………
◦1.2. Научное исследование …………………………………………………
◦1.3. Научно-техническая информация …………………………………….
•2. Формулирование темы научного исследования ……………………………….
•3. Формулирование цели и задач исследования …………………………………..
•4. Методология теоретических исследований …………………………………….
◦5.Эффективность научных исследований ……………………………….
◦6. Общие требования к научно-исследовательской работе ………………
◦7. Правила оформления научно-исследовательской работы …………….
•Литература …………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Основы научных исследований.docx

— 53.96 Кб (Скачать)

Большое значение для выбора тематики имеет четкая формулировка общих задач заказчиком (министерством, ведомством и пр.).

Важное значение при разработке общей программы исследования имеет выделение долгосрочных и краткосрочных исследований, фундаментальных и прикладных. Соотношение между ними зависит от многих факторов — требований заказчика, научного потенциала коллектива, наличия современного экспериментального оборудования, научного задела коллектива и его работоспособности и т. д.

Приведенные выше требования (критерии), предъявляемые  к выбору тем, позволяют всесторонне  оценить и установить пригодность  их для данной научно-исследовательской  организации.

Математический  метод основан на использовании  различных показателей, определяющих перспективность исследований. Наиболее часто в прикладных темах применяют  показатель перспективности Кп, в основе которого лежат экономические показатели: В последние годы при выборе тем все шире применяют методы экспертных оценок. Суть этого метода заключается в том, что планируемую тему оценивают специалисты-эксперты. Каждому эксперту выдается оценочная балльная шкала, с помощью которой он устанавливает баллы по теме. В табл. 1 приведен вариант оценочных систем.

После ответа экспертов  на вопросы результаты обрабатывают различными методами. Наиболее простым  является метод максимального балла  — отдают предпочтение той теме, которая набирает наибольший суммарный  балл. В данном случае тема является перспективной, если сумма баллов положительна. После всего этого тема еще  раз рассматривается, обсуждается  на заседании научного совета кафедры, факультета, лаборатории, НИИ, вуза и  др., утверждается и принимается  решение о работе над ней.

3. ФОРМУЛИРОВАНИЕ  ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ

Каждое научное  исследование после выбора темы начинают с тщательного изучения научно-технической  информации.

Цель поиска, проработки, анализа информации —  всестороннее освещение состояния  вопроса по теме, уточнение ее (если это необходимо), обоснование цели и задач научного исследования.

Для ускорения  поиска необходимо прибегнуть к помощи Украинского научно-исследовательского института НТИ, а также региональных центров НТИ и областных НТИ.

В зависимости  от оснащенности организации поиск  производят самостоятельно (ручной способ, по перфокартам) или механизированно-автоматизированным отбором с привлечением специалистов НТИ.

Следует уделить  внимание изучению различных литературных источников как в оригинале, так и по переводным изданиям. Анализ иностранной информации позволит исключить дублирование по исследуемой теме. Это требует от научного работника знания одного или двух иностранных языков (предпочтительны английский, немецкий, французский).

Без личного  ознакомления с оригиналом или квалифицированным  переводом базироваться на литературном анализе иностранной информации других авторов не рекомендуется, поскольку  каждый автор прорабатывает литературу применительно к своей теме исследования. Решение этого вопроса в последнее  время упрощается, поскольку из ЦНИИПИ и ВИНИТИ можно получать обзоры, новости техники, экспресс-информацию по зарубежным исследованиям с высоким  качеством переводов. Кроме непосредственно  относящейся к теме информации, необходимо проработать основную литературу по родственным специальностям.

Так, при разработке темы по обоснованию режимов профилактических работ автомобилей, нужно проработать  литературу по вопросам обоснования  режимов профилактики железнодорожного, авиационного и других видов транспорта.

Очень важно  ознакомиться с циклом дисциплин, близких  к теме, анализ которых может быть полезен при разработке отдельных  вопросов темы. Например, при разработке режимов профилактики автомобильной  техники полезно ознакомиться с  вопросами по физике (физика твердых  тел, диффузия жидкости, газов и паров  и т. д.), прикладной механике (анализ нагрузок, напряжений, деформаций) и  др.

Для всестороннего  анализа информационного материала  необходимо ознакомиться с тематикой  научных исследований, которые проводятся в автомобильно-дорожных вузах и  факультетах, в отраслевых НИИ автомобильного транспорта. Прорабатывая архивный материал этих организаций, нужно делать записи лишь необходимого по теме материала  с указанием номера отчета, года, темы, исполнителей.

На стадии сбора  и анализа информации полезны  командировки в проектные учреждения, особенно на крупные передовые предприятия. Такие командировки позволяют выяснить, в какой степени исследуемая  тема решается на производстве, на какие  стороны темы следует обратить особое внимание, какие вопросы представляют первоочередной практический интерес. Желательно иметь мнение производственных коллективов по теме научного исследования.

После сбора  литературных, архивных, производственных и других информационных данных и  их обобщения полезно узнать мнение крупных ученых. Они могут оказать  существенную помощь в разработке темы и определении объема собираемой информации.

Таким образом, научный работник, прорабатывая тему, накапливает большое количество различной информации. В зависимости  от наименования и научной значимости темы объем информации может достигать 100—200 наименований и более.

4. МЕТОДОЛОГИЯ  ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Теоретические исследования должны быть творческими. Творчество — это создание по замыслу  новых ценностей, новые открытия, изобретения, установление неизвестных  науке фактов, создание новой, ценной для человечества информации.

Опровергнуть  существующие или создать новые  научные гипотезы, дать глубокое объяснение процессов или явлений, которые  раньше были непонятными или слабоизученными, связать воедино различные явления, т. е. найти стержень изучаемого процесса, научно обобщить большое количество опытных данных — все это невозможно без теоретического творческого  мышления.

Творческий процесс  требует совершенствования известного решения. Совершенствование является процессом переконструирования объекта мышления в оптимальном направлении. Когда переработка достигает границ, определенных поставленной ранее целью, процесс оптимизации приостанавливается, создается продукт умственного труда. В теоретическом аспекте — это гипотеза исследования, т. е. научное предвидение.

При определенных условиях процесс совершенствования  приводит к оригинальному теоретическому решению. Оригинальность проявляется  в своеобразной, неповторимой точке  зрения на процесс или явление.

Творческий характер мышления при разработке теоретических  аспектов научного исследования заключается  в создании представлений воображения, т. е. новых комбинаций из известных  элементов, и базируется на следующих  приемах: сборе и обобщении информации; постоянном сопоставлении, сравнении, критическом осмыслении; отчетливом формулировании собственных мыслей, их письменном изложении; совершенствовании  и оптимизации собственных положений.

Творческий процесс  теоретического исследования имеет  несколько стадий: знакомство с известными решениями; отказ от известных путей  решения аналогичных задач; перебор  различных вариантов решения; решение.

Творческое решение  часто не укладывается в заранее намеченное планом. Иногда оригинальные решения появляються "внезапно", после казалось бы длительных и бесплодных попыток.

Чем больше известных (типичных, шаблонных) решений, тем труднее  добиться оригинального решения. Часто  удачные решения возникают у  специалистов смежных областей, на которых не давит груз известных  решений. Творческий процесс представляет по существу разрыв привычных представлений  и взгляд на явления с другой точки  зрения.

Собственные творческие мысли, оригинальные решения возникают  тем чаще, чем больше сил, труда, времени  затрачивается на постоянное обдумывание  объекта исследования, чем глубже научный работник увлечен исследовательской  работой.

Успешное выполнение теоретических исследований зависит  не только от кругозора, настойчивости  и целеустремленности научного работника, но и от того, в какой мере он владеет  методами дедукции и индукции.

Дедуктивный —  это такой способ исследования, при  котором частные положения выводятся  из общих.

Индуктивный —  это такой способ исследования, при  котором по частным фактам и явлениям устанавливаются общие принципы и законы. Данный способ широко применяют  в теоретических исследованиях. Так, Д. И. Менделеев, используя частные  факты о химических элементах, сформулировал закон, известный под названием "периодический".

При теоретических  исследованиях используют как индукцию, так и дедукцию. Обосновывая гипотезу научного исследования, устанавливают  ее соответствие общим законам диалектики и естествознания (дедукция). В то же время гипотезу формулируют на основе частных фактов (индукция).

Особую роль в теоретических исследованиях  играют способы анализа и синтеза.

Анализ —  это способ научного исследования, при котором явление расчленяется на составные части.

Синтез —  противоположный анализу способ, заключающийся в исследовании явления  в целом, на основе объединения связанных  друг с другом элементов в единое целое. Синтез позволяет обобщать понятия, законы, теории.

Методы анализа  и синтеза взаимоувязаны, их одинаково  используют в научных исследованиях.

5.Эффективность научных исследований

Под экономической  эффективностью научных исследований в целом понимают снижение затрат общественного и живого труда  на производство продукции в той  отрасли, где внедряют законченные  научно-исследовательские работы и  опытно-конструкторские разработки (НИР и ОКР). Основные виды эффективности  научных исследований:

1) экономическая  эффективность — рост национального  дохода, повышение производительности  труда, качества продукции, снижение  затрат на научные исследования;

2) укрепление  обороноспособности страны;

3) социально-экономическая  эффективность — ликвидация тяжелого  труда, улучшение санитарно-гигиенических  условий труда, очистка окружающей  среды и т. д;

4) престиж отечественной  науки.

Наука является наиболее эффективной сферой капиталовложений. В мировой практике принято считать, что прибыль от капиталовложений в нее составляет 100—200% и намного  выше прибыли любых отраслей. По данным зарубежных экономистов, на один доллар затрат на науку прибыль в  год составляет 4—7 долларов и больше. В нашей стране эффективность  науки также высокая. На 1 грн., затраченную на НИР и ОКР, прибыль составляет 3—8 грн.

С каждым годом  наука обходится обществу все  дороже. На нее расходуют огромные суммы. Поэтому в экономике науки  возникает и вторая проблема —  систематическое снижение народнохозяйственных затрат на исследования при возрастающем эффекте от их внедрения. В связи  с этим под эффективностью научных  исследований понимают также по возможности  более экономное проведение НИР.

Хорошо известно, какое большое значение ныне придается  вопросам ускоренного развития науки  и НТП. Делается это по глубоким стратегическим причинам, которые сводятся к тому объективному факту, что наука и  система ее приложений стала реальной производительной силой, наиболее мощным фактором эффективного развития общественного производства.

Есть два кардинально  различных пути ведения дел в  экономике: экстенсивный путь развития и интенсивный. Путь экстенсивного  развития — это расширение заводских  площадей, увеличение числа станков  и т. д. Интенсивный путь предполагает, чтобы каждый завод с каждого  работающего станка, сельскохозяйственное предприятие с каждого гектара  посевных площадей получали все больше и больше продукции. Это обеспечивается использованием новых научно-технических  возможностей: новых средств труда, новых технологий, новых знаний. К интенсивным факторам относится и рост квалификации людей, и вся совокупность организационных и научно-технических решений, которыми вооружается современное производство.

Сегодня, примерно, каждая гривна, вложенная в науку, в НТП и освоение нововведений (новой техники, новых технологий) в производстве, дает в четыре раза больший эффект, чем та же гривна, вложенная в экстенсивные факторы.

Это очень существенное обстоятельство. Из него вытекает, что  и впредь наша хозяйственная политика будет направлена на то, чтобы во всех сферах общественного производства решать проблемы дальнейшего развития преимущественно за счет интенсивных  факторов. При этом особая роль отводится  науке, а на саму науку распространяется то же самое требование. Сошлемся на характерные цифры. За последние 40—50 лет количество новых знаний увеличилось  примерно в два-три раза, в то же время объем информации (публикаций, различной документации) увеличился в восемь-десять раз, а объем средств, отпускаемых на науку, — более  чем в 100 раз. Эти цифры заставляют задуматься. Ведь рост ресурсов, затрачиваемых  на науку, не самоцель. Следовательно, научную политику надо менять, необходимо решительно повысить эффективность  работы научных учреждений.

Информация о работе Основы научных исследований