Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 20:28, реферат
В настоящее время не только сам процесс открытий и не только процесс доведения этих открытий до приемлемой практически реализуемой формы, но и процесс передачи и освоения результатов НТП требует участия науки. И многие другие проблемы жизни общества, которые ранее решались на базе интуиции или здравого смысла, на опыте поколений, сейчас требуют активного и целенаправленного вмешательства, участия науки. Ни один серьезный вопрос в современных условиях нельзя эффективно решить, не опираясь на науку.
•Введение
•1. Наука и научное исследование ………………………………………………….
◦1.1. Наука ……………………………………………………………………
◦1.2. Научное исследование …………………………………………………
◦1.3. Научно-техническая информация …………………………………….
•2. Формулирование темы научного исследования ……………………………….
•3. Формулирование цели и задач исследования …………………………………..
•4. Методология теоретических исследований …………………………………….
◦5.Эффективность научных исследований ……………………………….
◦6. Общие требования к научно-исследовательской работе ………………
◦7. Правила оформления научно-исследовательской работы …………….
•Литература …………………………………………………………………………….
Прикладные исследования направлены на создание новых методов, на основе которых разрабатывав ют новое оборудование, новые машины и материалы, способы производства и организации работ и др. Они должны удовлетворять потребность общества в развитии конкретной отрасли производства. Прикладные разработки могут быть долгосрочными и краткосрочными, бюджетными или хоздоговорными.
Цель разработки — преобразовать прикладные
(или теоретические) исследования в технические
приложения. Они не требуют проведения новых науч
ных исследований. ___
Конечная цель разработок, которые проводятся в опытно-конструкторских бюро (ОКБ), проектных, опытных производствах, — подготовить материал для внедрения.
Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя шесть этапов:
1) формулирование темы;
2) формулирование цели и задач исследования;
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и
оформление научных
6) внедрение
и эффективность научных
Каждое научное исследование имеет тему. Темой могут быть различные вопросы науки и техники. Обоснование темы — это важный этап в разработке научного исследования.
Научные исследования классифицируют по различным признакам:
а) по видам связи с общественным производством — научные исследования, направленные на создание новых процессов, машин, конструкций и т. д., полностью используемых для повышения эффективности производства;
научные исследования, направленные на улучшение производственных отношений, повышение уровня организации производства без создания новых средств труда;
теоретические
работы в области общественных, гуманитарных
и других наук, которые используются
для совершенствования
б) по степени важности для народного хозяйства
— работы, выполняемые
по заданию министерств и
исследования, выполняемые по плану (по инициативе) научно-исследовательских организаций;
в) в зависимости от источников финансирования
— госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета;
хоздоговорные,
финансируемые в соответствии с
заключаемыми договорами между организациями-
г) по длительности разработки: долгосрочные, разрабатываемые в течение нескольких лет;
краткосрочные, выполняемые обычно за один год.
1.3. Научно-техническая информация
Характерной чертой развития современной науки является бурный поток новых научных данных, получаемых в результате исследований. Ежегодно в мире издается более 500 тысяч книг по различным вопросам. Еще больше издается журналов. Но, несмотря на это, огромное количество научно-технической информации остается неопубликованной.
Информация имеет свойство "стареть". Это объясняется появлением новой печатной и неопубликованной информации или снижением потребности в данной информации. По зарубежным данным интенсивность падения ценности информации ("старения") ориентировочно составляет 10% в день для газет, 10% в месяц для журналов и 10% в год для книг.
Таким образом, отыскать новое, передовое, научное в решении данной темы — сложная задача не только для одного научного работника, но и для большого коллектива.
.
Носителями информации могут быть различные документы:
книги (учебники, учебные пособия, монографии);
периодические издания (журналы, бюллетени, труды институтов, научные сборники);
нормативные документы (стандарты, СНИПы, ТУ, инструкции, временные указания, нормативные таблицы и др.);
каталоги и прейскуранты;
патентная документация (патенты, изобретения);
отчеты о научно-
информационные издания (сборники НТИ, аналитические обзоры, информационные листки, экспресс-информация, выставочные проспекты и др.);
переводы иностранной научно-технической литературы;
материалы научно-технических и производственных совещаний;
диссертации, авторефераты;
производственно-техническая документация организаций (отчеты, акты приемки работ и др.);
вторичные документы (реферативные обзоры, библиографические каталоги, реферативные журналы и др.).
Эти документы создают огромные информационные потоки, темпы которых ежегодно возрастают.
Различают восходящий и нисходящий потоки информации.
Восходящий — это поток информации от исполь-зователей в регистрирующие органы. Вся научно-техническая информация регистрируется в Республиканском институте НТИ.
Исполнитель научно-технической работы (НИИ, вузы и др.) после утверждения плана работ обязан в месячный срок представить информационную карту в Республиканский институт НТИ. К восходящему потоку относят также статьи, направленные в различные журналы.
Нисходящий — это поток информации в виде библиографических обзорных реферативных и других данных, который направляется в низовые организации по их запросам.
Сбор, хранение и выдачу информации осуществляют справочно-информационные фонды (СИФ). В стране имеются отраслевые, республиканские и местные (в НИИ, вузах, ОКБ и т. д.) СИФ.
В СИФ установлен определенный порядок хранения информации. Имеется основной и справочный фонды.
Основной фонд (книги, журналы, переводы, отчеты и пр.) размещается на полках в алфавитном порядке по видам информации. Диссертации, отчеты, проектные материалы и другие громоздкие документы микрофильтруются с уменьшением в 200 и более раз. Отчет или диссертация объемом до 150 страниц помещается в контейнере диаметром 35 мм. Удобны также микрокарты (105x148 мм). На одной карте размещается более 80 страниц текста.
Справочный фонд — это вторичные информационные документы основного фонда. Он представлен в основном библиографическими и реферативными карточками (125x75 мм), хранимыми в каталожных выдвижных ящиках.
Справочный фонд состоит из главной картотеки (содержащей все опубликованные и неопубликованные документы, хранимые в данном СИФ), каталогов и карточек.
2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В научно-исследовательских разработках различают: научные направления, проблемы и темы.
Под научным
направлением понимают сферу научных
исследований научного коллектива, посвященных
решению каких-либо крупных, фундаментальных
теоретических и
Под проблемой понимают сложную научную задачу, которая охватывает значительную область исследования и имеет перспективное значение. Полезность таких задач и их экономический эффект иногда можно определить только ориентировочно. Решение проблем ставит общую задачу — сделать открытие; решить комплекс задач, обеспечивающих высокую техническую готовность автомобильной техники и т. д.
Проблема состоит из ряда тем. Тема — это научная задача, охватывающая определенную область научного исследования. Она базируется на многочисленных исследовательских вопросах. Под научными вопросами понимают более мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной области научного исследования. Результаты решения этих задач имеют не только теоретическое, но, главным образом, и практическое значение, поскольку можно сравнительно точно установить ожидаемый экономический эффект.
При разработке темы или вопроса выдвигается конкретная задача в исследовании — разработать новую конструкцию, прогрессивную технологию, новую методику и т. д.
Выбору тем предшествует тщательное ознакомление с отечественными и зарубежными источниками данной и смежной специальности.
Постановка (выбор) проблем или тем является трудной, ответственной задачей, включает в себя ряд этапов.
Первый этап
— формулирование проблем. На основе
анализа противоречий исследуемого
направления формулируют
Второй этап включает в себя разработку структуры проблемы. Выделяют темы, подтемы, вопросы. Композиция этих компонентов должна составлять древо проблемы (или комплексной проблемы). По каждой теме выявляют ориентировочную область исследования.
На третьем
этапе устанавливают
Тема должна быть актуальной, т. е. важной, требующей разрешения в настоящее время. Это требование одно из основных. Критерия для установления степени актуальности пока нет. Так, при сравнении двух тем теоретических исследований степень актуальности может оценить крупный ученый данной отрасли или научный коллектив. При оценке актуальности прикладных научных разработок ошибки не возникают, если более актуальной окажется та тема, которая обеспечит большой экономический эффект.
Тема должна
решать новую научную задачу. Это
значит, что тема в такой постановке
никогда не разрабатывалась и
в настоящее время не разрабатывается,
т. е. дублирование исключается. Дублирование
возможно только в том случае, когда
по заданию руководящих
Грань между научными и инженерными исследованиями с каждым годом все более стирается. Однако при выборе тем новизна должна быть не инженерной, а научной, т. е. принципиально новой. Если разрабатывается пусть даже новая задача, но на основе уже открытого закона, то это область инженерно-экономических, не научных разработок. Поэтому необходимо отличать научную задачу от инженерно-экономической. Все то, что уже известно, не может быть предметом научного исследования.
Тема должна
соответствовать профилю
Важной характеристикой темы является ее осуществимость или внедряемость. При разработке темы следует оценить возможность ее окончания в плановый срок и внедрения в производственных условиях заказчика. Если это нельзя осуществить вообще или осуществить в сроки, которые не устраивают заказчика, то заведомо планируют разработку бросовых, неэффективных тем.
Обосновывая тему, научный работник должен хорошо знать производство и его запросы на данном этапе. Для этого необходимо организовывать командировки в крупные производственные объединения, управления, предприятия, занимающиеся внедрением.
Эффективно на
этом этапе подготовить 1—2 реферата,
провести поисковый эксперимент, консультации
с работниками НИИ и