Основные тенденции миграции капитала в 21 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:50, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение основных тенденций вывоза государственного капитала, их причин, особенностей и последствий.
Задачи исследования:
1 Рассмотреть понятие «вывоз капитала» в масштабе мировой экономики;
2 Изучить основные факторы и причины оттока капитала
3 Проанализировать утечку капитала из России: масштабы, тенденции и влияние на экономику;
4 Рассмотреть перспективы развития вывоза капитала из России.

Оглавление

Введение
1 Миграция капитала: сущность, этапы и факторы развития
1.1 Экономическое содержание миграции капитала: этапы и формы развития
1.2 Факторы развития миграции капитала. Причины международной миграции капитала
1.3 Показатели участия страны в процессе миграции капитала
2 Влияние миграции капитала на воспроизводственные процессы в экономике России
2.1 Предпосылки возникновения бегства капитала из России
2.2 Влияние внешней миграции капитала на эффективность осуществления воспроизводственного процесса
3 Тенденции миграции на рубеже 21 века и статус России в этом процессе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.docx

— 59.90 Кб (Скачать)

   Не  переведенную в Россию экспортную выручку. Только в 1999 г. ее объем составил около 4,6 млрд. долл. В 2009 г. Эта цифра составила 2 млрд. долл. Наибольшие недодачи в  федеральный бюджет отмечены по таким  видам товаров, как нефть, нефтепродукты  и цветные металлы.

   Занижение экспортных и завышение импортных  цен, особенно активно используемых в бартерных сделках;

   Осуществление авансовых платежей под импортные  контракты без последующей поставки товара и зачисления валюты на зарубежные счета российских резидентов. Утечку валюты на импортных операциях эксперты оценивают в 3-4 млрд. долл. в год.

   В результате недобросовестных бартерных  операций из России ежегодно "утекает" около 1 млрд. долл.

   Контрабандный вывоз СКВ и другие ухищрения.

   В понятие "утечка капиталов" некоторыми экономистами предлагается включать также  упущенную выгоду для российской экономики в рамках внешнеторговых операций, а также иностранную  валюту во внутреннем обороте российской экономики.

   Бегство капитала характерно для стран с  галопирующей инфляцией, высокими налогами и политической нестабильностью. Все  это характерно для России. К этим причинам можно добавить факторы  недоверия государству, отсутствие льгот и стимулов для хранения и инвестирования капиталов внутри страны.

   "Убегая" из России, частный капитал вывозится  за рубеж не столько по классическим  причинам, сколько из-за стремления  его владельцев поместить его  в более стабильной экономике.  Одновременно, вспоминая о криминале  в 90-е годы, следует отметить, что  немалую часть составляют средства, нажитые незаконным путем, вывоз  которых за рубеж является  одним из способов их "отмывания". Этот процесс характерен не  только для России, но и для  многих стран, где имеются значительные  криминальные структуры. 

   Правительство России пытается ограничить, взять  под контроль процесс утечки капитала за рубеж, превратить его в канализируемый, контролируемый вывоз капитала.

   Контроль  над движением валютных средств - это, в первую очередь, контроль над  банковскими учреждениями, осуществляющими  операции по их переводу. Такое движение за пределы России может осуществляться в двух формах: наличной и безналичной. Первая форма - это компетенция таможенных органов, вторая - преимущественно Центробанка  России. Важно также, чтобы средства российских предприятий и организаций  находились на счетах именно российских банков. Если они уйдут на счета  зарубежных банков (а именно это  сейчас и происходит), то окажутся вне  досягаемости российских контролирующих органов.

   Нужно иметь в виду, что любая система  контроля и регулирования должна быть комплексной и внедряться целиком, чтобы не образовать новых дыр  для утечки капитала.

   В рамках создания комплексной системы  по предотвращению или значительному  сокращению "бегства капитала" предлагаются следующие меры. Прежде всего, усиление государственного регулирования  российских зарубежных инвестиций, направление  их в наиболее прибыльные, благоприятные  в инвестиционном отношении страны, зоны, регионы. Например, в страны СНГ, свободные экономические зоны, Азиатско-Тихоокеанский  регион. Целесообразность инвестиций российских фирм за рубежом должна определяться общегосударственными интересами. Приоритет должен отдаваться развитию внутреннего российского производства.

   Ограничение процесса "бегства капитала" может  осуществляться путем применения следующих  конкретных мер:

   1 Единого таможенно-валютного контроля над репатриацией выручки от экспорта и импорта товаров и услуг;

   2 Особого контроля над бартерными  операциями;

   3 Лицензирования вывоза капитала;

   4 Инвентаризации российских инвестиций  за рубежом, выяснения действительного  числа предприятий и объемов  капитальных вложений.

   Значение  административных мер нельзя преувеличивать, так как побудительным мотивом  деятельности предприятий за рубежом  является экономический интерес, и  именно он определяет направление и  характер движения капитала. Стратегической мерой по сокращению "бегства  капитала" за рубеж должно стать  создание такого инвестиционного климата  в России, который стал бы привлекательным  как для внутренних российских капиталов, так и для зарубежных инвестиций, ищущих прибыльного применения.  

   Заключение

   В ходе работы были изучены процессы международной миграции капитала на всех его стадиях, в результате чего можно сделать выводы:

   1 Вывозя средства за рубеж в виде кредитов иностранным партнерам или через организацию своего дела за границей, оставляя там свои деньги на банковских и других счетах или же покупая иностранные ценные бумаги и недвижимость - во всех этих случаях отечественный предприниматель осуществляет вывоз капитала из России. Капитал вывозит и российское государство, например, через предоставление другим странам займов. По этим же направлениям капитал ввозится в Россию.

   2 Сравнивая ситуацию в России и других странах, в то время как в других странах с экономикой переходного типа отток капитала замедлился или прекратился, в России он достиг беспрецедентного уровня. Неэффективность мер регулирования капитала в пресечении оттока средств из страны в течение последних нескольких лет очевидна. Окончательно преодолеть вывоз капитала можно только при помощи стратегии, направленной на улучшение принципов управления и результатов макроэкономической деятельности, а также укрепление банковской системы.

   3 Одним из основных условий выживания российской экономики в ближайшие годы является резкое сокращение экспорта капитала, и усилия по возврату хотя бы части вывезенных, в принципе, разворованных средств в Россию. Россия вправе рассчитывать в возврате разворованных средств своих граждан на содействие правительств и правоохранительных органов западных государств. Конечно же, первые и действенные шаги в этом направлении должно предпринять правительство России, больше всего заинтересованное в возврате этих средств. Надо обеспечить выгодные условия инвестиций внутри страны, причем условия даже более выгодные, чем инвестиции в любых других странах мирового сообщества.

   4 Основными причинами оттока капитала  являются:

   а) неустойчивая политическая ситуация, макроэкономическая нестабильность, конфискационный  характер налогообложения, несостоятельность  банковской системы и ненадлежащее обеспечение прав собственности. Еще  плохо то, что когда вывозят  капитал, утрачивается производительный потенциал, налоговая база и контроль над денежными средствами - все  это неблагоприятно влияет на общество в целом и затрудняет осуществление  мер государственной политики. В  то же время отток капитала может  быть средством противозаконной  деятельности - часть средств, предоставляемых  международными финансовыми учреждениями, переправляется за пределы страны и  остается на индивидуальных счетах в  зарубежных банках.

   б) непоследовательность реформ, слабость институциональной основы, в том  числе, выраженной в коррупции. Меры регулирования капитала, хотя и приносят определенную краткосрочную выгоду, смягчая изменчивость потоков капитала, представляются все же неэффективными с точки зрения среднесрочных  задач предотвращения оттока капитала, и обходятся очень дорого, так  как приводят к росту коррупции. Таким образом, среднесрочная стратегия  должна предусматривать график постепенной  отмены мер контроля с одновременным  проведением комплексных мер  по совершенствованию управления и  макроэкономических показателей, а  также по укреплению банковской системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованной литературы

   1. Иохин В.Я. Экономическая теория : Учебник. - М.: Экономистъ, 2006. - 861 с.

   2. Гурова И.П. Мировая экономика : Учебник / И. П. Гурова. - М. : Омега-Л, 2008. - 394 с.

   3. Международные экономические отношения : Учебник / ред. В. Е. Рыбалкин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 591 с.

   4. Международные экономические отношения : Учебник / ред. Б. М. Смитиенко. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 512 с

   5. Мировая экономика : Учебник / под ред.проф.А.С.Булатова. - 2-е изд.,испр.и доп. - М. : Экономистъ, 2007, Гл. 27.

   6. Зубченко Л. Международное движение капитала в современных условиях // Экономист. - 2001. - №6.

   7. Хесторец Б. Влияние вывоза капитала на экономику. // Экономист.- 2008.- №6.

   8. Кузнецова О. Мировой и российский  опыт региональной и экономической  политики. - МЭ и МО, 2003 №10.

   9. Гвоздева Е. Каштуров А., Олейник А., Патрушев С. Междисциплинарный подход к анализу вывоза капитала из России // Вопр. экономики. - 2000. - №2.

   10. Данные Росстат www.gks.ru

Информация о работе Основные тенденции миграции капитала в 21 веке