Основные тенденции миграции капитала в 21 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:50, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение основных тенденций вывоза государственного капитала, их причин, особенностей и последствий.
Задачи исследования:
1 Рассмотреть понятие «вывоз капитала» в масштабе мировой экономики;
2 Изучить основные факторы и причины оттока капитала
3 Проанализировать утечку капитала из России: масштабы, тенденции и влияние на экономику;
4 Рассмотреть перспективы развития вывоза капитала из России.

Оглавление

Введение
1 Миграция капитала: сущность, этапы и факторы развития
1.1 Экономическое содержание миграции капитала: этапы и формы развития
1.2 Факторы развития миграции капитала. Причины международной миграции капитала
1.3 Показатели участия страны в процессе миграции капитала
2 Влияние миграции капитала на воспроизводственные процессы в экономике России
2.1 Предпосылки возникновения бегства капитала из России
2.2 Влияние внешней миграции капитала на эффективность осуществления воспроизводственного процесса
3 Тенденции миграции на рубеже 21 века и статус России в этом процессе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.docx

— 59.90 Кб (Скачать)

   Основные  модели участия стран в МДК - американо-европейская, азиатская, китайская, российская (восточно-европейская) - различаются по следующим показателям: соотношением сальдо счета текущих  операций и операций, связанных с  движением капитала, структурой инвестиций, долей на международном рынке  капиталов, инвестиционной политикой, институциональной средой. Анализ этих моделей, с учетом положительных  результатов экономического развития ряда стран, позволил выявить признаки или индикаторы эффективного участия  страны в МДК.

   Степень эффективности характеризуется  следующими группами показателей: экономической  эффективности, структурной (качественной) эффективности, институциональной  эффективности, степень рисков и  диспропорций в движении капитала.

   Для определения экономической эффективности  участия конкретной страны в международном  движении капитала предлагается выделить ряд оценочных критериев (индикаторов), показывающих, насколько тот или  иной аспект участия страны в международном  движении капитала отвечает национальным интересам страны и частного инвестора. Критерии формируются на основе данных платежного баланса: сальдо счета операций с движением капитала (ISK), сальдо операций по инвестициям (ISI), сальдо операций по прямым инвестициям (ISPI), сальдо операций по портфельным инвестициям (ISPRI), сальдо операций по прочим инвестициям (ISPOI), сальдо операций по кредитам и займам (ISK), соотношения доходов по инвестициям (ISD), индикатор сравнительной ставки доходности от инвестиций (ISR), индикатор бегства капитала (IKF), индикатор внешнего долга (IED). Для оценки экономической эффективности участия страны на мировом рынке капитала фактические значения показателей приведенных индикаторов сравниваются с базовыми или «идеальными» значениями. Например, для сальдо операций, связанных с движением капитала, сальдо операций по всем видам инвестиций, доходов по инвестициям, базой является положительное значение соответствующих показателей.

   Структурный или качественный анализ эффективности  участия страны на мировом рынке  включает в себя анализ структуры  движения капитала в страну и из нее по видам инвестиций, отраслям экономики, по странам, секторам экономики. Структурный анализ инвестиционных и доходных потоков по видам инвестиций и доходов от соответствующих  инвестиций (прямых, портфельных и  прочих) позволяет определить набор  соответствующих индикаторов эффективной  структуры международных инвестиционных потоков. Немаловажное значение имеет  также отраслевая структура входящих и исходящих инвестиций. Ее анализ позволяет определить набор индикаторов  структурной (отраслевой) эффективности  инвестиционных потоков.

   По  мнению авторов междисциплинарного подхода к анализу вывоза капитала из России, выделяются следующие основные группы стран происхождения зарубежных инвестиций: соседние динамично развивающиеся  страны, оффшорные зоны и развитые западные страны с высоким уровнем  жизни, которые определяют основные интересы инвесторов.

   Можно предположить, что вывоз капитала осуществляется:

   - в оффшорные зоны - для минимизации  налогов; 

   - в соседние страны с динамично  развивающейся экономикой - для развития  бизнеса; 

   - в страны с высоким уровнем  жизни - для сбережений на случай кризиса/преследования.

   Индикаторы  структурной страновой эффективности отражают степень приближения фактической страновой структуры международных инвестиционных потоков к оптимальному с точки зрения национальных интересов соотношению инвестиций, поступающих из оффшорных зон, соседних динамично развивающихся и развитых стран и вывозимых в аналогичные группы стран.

   При анализе структурной эффективности  участия страны в МДК в разрезе  секторов экономики (государственного, частного, банковского) оценивается  баланс инвестиционных доходов и  расходов по операциям каждого сектора, с учетом степени приближения соотношения долей каждого сектора в МДК к его оптимальной структуре.

   Институциональная эффективность участия страны в  МДК отражает эффективность взаимодействия национальных государственных институтов с частными инвесторами и международными институтами. Роль государства в  повышении эффективности МДК  заключается не только в создании благоприятного инвестиционного климата  для привлечения иностранных  инвестиций, но и в развитии эффективных  инвестиций национального капитала за рубеж. К индикаторам институциональной  эффективности участия страны в  МДК относятся следующие: показатель взаимодействия с международными финансовыми  и инвестиционными институтами, степень поддержки экспорта национального  капитала, инвестиционный климат, эффективность  работы национальных экспортных агентств, системы страхования экспортных рисков, информационной поддержки национальных и зарубежных инвесторов, степень  либерализации системы валютного  регулирования. Немаловажным показателем  эффективного участия страны в МДК  является степень рисков и диспропорций, характерных для капиталопотоков, поступающих в страну и направляемых за ее пределы.

   Считается, что слишком большой дефицит  или профицит текущего, либо капитального счета страны, как в целом, так и относительно отдельных регионов, является индикатором слабой защищенности страны от влияния международного финансового кризиса, либо даже его возможным источником. Страны, имеющие дисбалансы, составляют и представляют на рассмотрение МВФ программу снижения дисбалансов, а МВФ, в свою очередь, дает соответствующие консультации по представленным программам.

   Согласно  ряду исследований причин и индикаторов  валютных кризисов, к индикаторам  таких кризисов также относится  фиксированный, либо управляемый валютный курс, слабая национальная валюта, слишком  быстрая либерализация либо, наоборот, слишком большое количество ограничений  по операциям, связанным с движением  капитала, слишком высокая доля экспорта в ВВП, большой внешний долг.

   К изложенным диспропорциям можно  добавить неравномерность распределения  иностранных инвестиций по регионам и отраслям экономики, долю краткосрочных  обязательств перед иностранными инвесторами  или объем спекулятивных потоков  капитала, долю бегства капитала в  общем объеме капитала, вывозимого из страны.

   На  основании изложенных экономических, структурных и институциональных  критериев и индикаторов риска  можно построить модель комплексной  оценки эффективности участия страны в МДК, которая сводится к следующей  формуле:

   где EK -показатель комплексной эффективности  участия страны в МДК, EM - индикатор  экономической эффективности участия  страны в МДК, ES- индикатор структурной  эффективности участия страны в  МДК, EI- индикатор институциональной  эффективности участия страны в  МДК, ER -индикатор уровня рисков и  диспропорций потоков капитала.

   Методические  особенности оценки участия страны в международном движении капитала базируются, во-первых, на составных  частях этого процесса, главным образом, его многокритериальности, а во-вторых - на возможности оценить такую  эффективность на различных уровнях: эффективность участия страны в  международном движении капитала относительно всего остального мира, относительно союза стран, и, наконец, относительно отдельно взятой страны. Оценка эффективности  международного движения капитала на различных уровнях позволит выявить  слабые места, определить и предпринять конкретные шаги и меры по ее повышению на соответствующих уровнях (мировом, межстрановом).

   В качестве перспектив разработки данной проблемы, можно определить антикризисный  потенциал набора приведенных экономических  и структурных индикаторов, которые  при определенных значениях, в совокупности с другими показателями, характеризующими состояние национальной экономики, могут служить сигналами приближающегося  финансового кризиса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2 Влияние миграции капитала на воспроизводственные процессы в экономике России

   2.1 Предпосылки возникновения бегства  капитала из России

   Если  проанализировать большинство рассуждений  на эту тему, то получится, что капитал  бежит от плохого инвестиционного  климата к хорошему. Действительно, в период перманентной политической и макроэкономической нестабильности, высокого налогообложения, недостаточной развитости банковской системы и финансовых рынков граждане и предприятия вынуждены для сохранения капиталов, а иногда и просто для выживания приобретать валюту.

   Многие  владельцы крупных состояний  в России неуверенны в легальном  его происхождении, единственный для  себя выход они видят в вывозе заработанного за рубеж. Другие не стремятся или неспособны зарабатывать деньги легально, распоряжаться капиталом эффективно - это сложнее, чем получать не облагаемую налогами прибыль через оффшоры. И такие граждане и предприятия будут заниматься неофициальным вывозом капитала при любом инвестиционном климате. Социально-психологический ряд предпосылок усиленного оттока капитала из России следует дополнить и чрезвычайно короткой “кредитной историей” обновленной России. Тем более что в этой истории имел место дефолт. Исправить этот недостаток, к сожалению, сможет лишь время.

   Однако  самые тяжелые по весомости и  для понимания факторы, определяющие динамику движения капиталов, лежат  совершенно в другой плоскости - это  факторы капиталообразования: сбережение и накопление (или инвестиции).

   Сбережение - часть личного или предпринимательского дохода, не расходуемая на текущее  потребление.

   На  основе валовых национальных сбережений, то есть сбережений всех субъектов  экономики происходит накопление капитала, а затем и его использование, в том числе для вывоза за границу.

   Все дело в том, что масштабы вывоза капитала зависят не только от условий для  его использования, имеющиеся в  России, но прежде всего от динамики и соотношения первых двух факторов - сбережения и накопления. Рост экспорта капитала может происходить от избыточного  сбережения. Странно, но именно это  и наблюдается последние годы в далеко не богатой России. Объем  сбережений превышает возможности  инвестирования в стране, поэтому  излишки образующегося капитала утекают за рубеж. Об этом свидетельствуют  фантастически высокие значения сальдо внешнеторгового баланса  России в 1999 году - 42 млрд. долл., в 2009 году - 82,9 млрд. долл.

   Да  и в целом для России положительное  сальдо было всегда характерно, минимальное  его значение - “плюс” 1 млрд. долл. получено в самый неудачный из последних лет - 1998 год. В США торговое сальдо в 2000 году составляло около “минус” 250 млрд. долларов. Именно на такую сумму  американцы купили товаров больше, чем продали. Подобная ситуация длится там уже не один год, и некоторые  эксперты на основании впечатляющих цифр отрицательного торгового баланса  предрекают крах финансовой системе  США и девальвацию доллара. На деле же пока все движется в совершенно противоположном направлении. Штаты  являются нетто-импортером капитала благодаря  имеющимся у них огромным возможностям для инвестиций, поэтому приток капитала из-за рубежа только усиливается.

   Да  и в целом в развитых странах (кроме Японии) инвестиции превышают  сбережения, у развивающихся стран  и России - сбережения превышают  инвестиции. Поэтому благоприятная  экономическая конъюнктура последних  двух лет приводит к значительному  росту экспорта капитала из России и незначительному росту инвестиций внутри самой России.

   Еще одна серьезная причина усиления оттока капитала - внешние займы  правительства России. Платежи по обслуживанию кредитов тоже можно включить в сумму неэффективно экспортируемого  капитала.

   Подвести  итог можно следующим образом: у  России предостаточно собственных  сбережений, чтобы не занимать у  международного валютного фонда, Всемирного банка и т.д. Вместо составления  всяческих всевозможных программ, которые  сочиняются для МВФ, правительство  должно всерьез заняться созданием  инвестиционных и финансовых инструментов, которые бы позволили сбережениям  оставаться в стране.

   Проблему  бегства капиталов в одночасье  не решить - ни предлагаемой многими  амнистией тех, кто вывез капитал  незаконно, ни либерализацией валютного  законодательства. Слишком непростая  и комплексная это проблема. Поэтому  можно точно сказать, что в  ближайшие годы отток капиталов  продолжится.

Информация о работе Основные тенденции миграции капитала в 21 веке