Основные правила функционирования фирм в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….….3
1. Конкуренции и её роль в рыночной экономике……….……..4
2. Сферы распространения и виды конкуренции…………..……7
3. Основные правила функционирования фирм в рыночной экономике ………………………………………….…………….…...9
3.1 Фирмы на рынке совершенной конкуренции……………..…9
3.2 Поведение фирмы-монополиста ………………...……………13
3.3 Фирмы на рынке монополистической конкуренции…...…16
3.4 Фирмы на рынке олигополии…………………………………18
Заключение…………………………………………………………..26
Список используемой литературы………………………………..28

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Безусловно, модель Курно выглядит несколько упрощенно, однако она обращает внимание на факт сильной взаимообусловленности поведения при олигополии.

Модель конкурентных рынков достаточно новая концепция. Ее базовая посылка состоит в том, что вход и выход из отрасли ничего не стоят. Сразу следует оговориться, что на практике подобная ситуация не часто встречается. Как открытие новой фирмы, так и ее ликвидация нередко сопряжены со значительными издержками.

Если же принять указанное выше допущение, то появление новых фирм на рынке становится высоковероятным. Следовательно, даже очень крупные фирмы-олигополисты постоянно испытывают угрозу появления конкурентов и утраты своей рыночной власти. В результате угроза конкуренции действует ничуть не меньше, чем сама конкуренция, понижая общий уровень издержек, уровень цен, увеличивая объем производства и сокращая экономическую прибыль (вплоть до сохранения только нормальной прибыли).

 

Заключение

Современная конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • Способствует более эффективному использованью ресурсов;
  • Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
  • Создаёт условия по оптимальному использованью научно – технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;
  • Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
  • Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

  • Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);
  • Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;
  • Не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.);
  • Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства;
  • Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;
  • Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной  несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

Итак, перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распространения в реальной действительности. Совершенная конкуренция является скорее научной абстракцией, чем фактическим состоянием современного рынка. Видимо, в прошлом (в XIX в. в Европе) ряд товарных рынков во многих отношениях приближался к данной структуре. В настоящее же время с известной долей успешности к совершенной конкуренции может быть отнесен, в частности, рынок зерна и ценных бумаг. Чистая монополия в рыночных экономиках также представляет собой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны.

Что касается других форм рынка, то они широко распространены в современной практике хозяйствования. Двусторонняя монополия встречается на рынке труда, где сталкиваются две монопольные силы — профсоюзы и предпринимательские организации. Дискриминация в области цен имеет место в пассажирских авиаперевозках, во врачебной практике, в адвокатских услугах и т. п.

Но наиболее массовыми рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия. Выпечка хлеба, производство шампуней, розничная торговля и многие другие виды деятельности осуществляются в условиях монополистической конкуренции, поскольку производимые фирмами товары и услуги хотя бы в небольшой степени отличаются от товаров и услуг конкурирующих производителей. Львиная доля промышленного производства находится в руках компаний, которые формируют олигополистический рынок: автомобильная, металлургическая, табачная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение.

И в заключении всего можно сказать, что современная конкуренция - это определяющее условие поддержания динамизма в экономической системе, и в её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

 

 

Литература:

  1. Гальперин В. М. Микроэкономика / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. – СПб.: Экономическая школа, 2007. – 503с.
  2. Долан Э.Д. Микроэкономика / Э.Д. Долан. – СПб.: Санкт-Петербурский оркестр, 2004. – 446с.
  3. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА. – М, 2003. – 672с.
  4. Курс экономической теории / Под редакцией М. Н. Чепурина, Е. А. Кисилевой.- Киров: Аса, 2005. – 640с.
  5. Кузнецов Ю. Монополия и конкурентная политика / Ю. Кузнецов // Вопросы экономики. – 2006. - №6. – С.136-141.
  6. Рузавин Г.И. Основы Экономики: Учебное пособие / Г.И. Рузавин. – М.: Банки и биржи, 2004. – 430с.
  7. Сальников Е. Монополия: вчера, сегодня, завтра / Е.Сальникова //Экономика и жизнь. – 2005. -  №28. – С.34-35.
  8. Фишер С. Экономика / Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш, Ричард Шмалензи. -  М.: Дело, 1998. – 864с.
  9. Экономика: Учебник / Под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. — М.: Проспект, 2008. — 792с.
  10. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова.- М.: БЕК, 2009.- 632с.
  11. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 672с.
  12. Юданов  А.Ю. Конкуренция: теория и практика / А.Ю. Юданов. -  М.: ЮНИТИ, 1998. – 320с.

 

 

 

1 Юданов  А.Ю. Конкуренция: теория и практика / А.Ю. Юданов. -  М., 1998. – С.11.

 

2 Экономика./ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М., 2008. –С.63

 

3 Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова.- М., 2009.- С.228.

 

4 Рузавин Г.И. Основы Экономики: Учебное пособие / Г.И. Рузавин. – М., 2004. – С.98.

 

5 Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова.- М., 2009.- С.231.

 

6 Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова.- М., 2009.- С.245.

 

7 Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина. – М., 2007. – С.292-294.

 

 

 


Информация о работе Основные правила функционирования фирм в рыночной экономике