Основные направления развития экономики России в 21 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является анализ тенденций развития российской экономики в XXI веке. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
• раскрыть предпосылки нынешнего экономического роста отечественной экономики;
• проанализировать проблемы, с которыми связан экономический рост;
• исследовать предпосылки глобализации российской экономики;
• изучить инновационное направление развития российской экономики.

Оглавление

Вступление........................................................................................................... 3
Глава 1. Современные тенденции экономического развития России................ 5
1.1 Экономический рост: от восстановительных закономерностей к структурным реформам.......................................................................................................... 5
1.2 Анализ проблем восстановительного экономического роста в России.. 10
Глава 2. Исследование основных направлений развития российской экономики в 21 веке............................................................................................................................ 13
2.1 Предпосылки глобализации российской экономики............................... 13
2.2 Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в 21 веке......................................................................................................................... 18
Заключение......................................................................................................... 31
Список использованной литературы................................................................. 33

Файлы: 1 файл

Основные направления развития экономики России в 21 веке.docx

— 56.98 Кб (Скачать)

Остановимся на раскрытии  содержания некоторых из перечисленных  выше свойств инновационной инфраструктуры. Исследования и мониторинг потребностей рынка, необходимость постоянного  и оперативного обновления выпускаемой  инновационной продукции требуют  придания первостепенного значения в инновационной экономике внедрению  гибкой автоматизации. Комплексная  гибкая автоматизация с широким  применением информационных технологий и компьютеризированных систем является сердцевиной инновационной экономики. Поэтому в фундамент всех структурных  преобразований экономики региона, в основу региональной инновационной  инфраструктуры должны быть положены автоматизированные высокие технологии и компьютеризированные системы  со сквозным “безбумажным” циклом: “проектирование - производство - контроль – реализация”. Отсюда следует, что важнейшей региональной проблемой формирования и развития инновационной экономики является решение научно-методических и организационно-технологических вопросов, связанных с разработкой, созданием и освоением автоматизированных интегрированных проектно-производственных систем, осуществляющих в автоматизированном режиме сквозной “безбумажный” цикл и объединяющих в одной системе инновационно направленные научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, процессы технологической подготовки и планирования производства, направленные, в конечном итоге, на создание инновационной продукции. Более того, в таких системах должны быть автоматизированы в сквозной цепи три основных этапа, характерных для создания новой наукоемкой системы: проектирование инноваций; изготовление и комплектация головного образца новой наукоемкой системы; пуско-наладочные работы и испытание новой наукоемкой системы.

Важной проблемой, требующей  своего актуального решения в  условиях инновационной экономики, является опережающее создание в  регионах эффективного механизма информационного  обеспечения инновационной деятельности. Результативность этого механизма  в значительной мере зависит от качества непрерывного социально-экономического мониторинга регионов. Подобный мониторинг, по нашему мнению, должен охватить наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической, научной  и инновационной обстановки в  регионе с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на улучшение и развитие инновационной  деятельности. Мониторинг как инновационных процессов, так и более общих процессов структурных преобразований экономики в регионе нацеливает регионы на эффективное управление этими процессами. Поэтому одной из основных функций в области информационного обеспечения инновационной экономики должна стать функция автоматизированного мониторинга структурных преобразований в регионе. В связи с этим представляется целесообразным создание в регионах автоматизированных центров инновационно-информационного обеспечения (АРЦИ) для постоянного поддержания обновления и эксплуатации инновационных банков данных и знаний. При этом надо исходить из следующего положения: субъектам инновационной деятельности нужна, в первую очередь, информация, которая содержала бы упорядоченную соответствующим образом технико-экономическую, конъюнктурно-коммерческую, статистическую информацию, сведения о характеристиках промышленной продукции, технологий, машин и оборудования, материалов, типов услуг и т.п. И здесь важная роль принадлежит маркетингу инноваций и инновационной деятельности на предприятиях региона как составной части информационного обеспечения инновационной эргономики. Инновационный маркетинг, представляя собой комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с процессом реализации инновационной продукции предприятий, а именно: изучением потребителя и исследованием мотивов его поведения на рынке; исследованием инновационного продукта и каналов его реализации; изучением конкурентов и определением конкурентоспособности их инновационного продукта; изучением "ниши" рынка, в которой предприятие имеет наилучшие возможности по реализации своих преимуществ - должен стать одной из ведущих структур АРЦИ.

Создание на уровне регионов отраслей и предприятий подобной принципиально новой информационной структуры - автоматизированной интегрированной  информационной системы, ориентированной  на комплексное информационное обеспечение  инновационной экономики, будет  способствовать успешному решению  важнейшей задачи инновационной  экономики государства: обеспечению  конкурентоспособности предприятий, отраслей, регионов и страны в целом.

Становление инновационной  экономики в значительной мере зависит  от создания эффективного механизма  управления практической реализацией  в регионах сложных инновационных  проектов. И здесь без государственной  поддержки инновационных процессов  не обойтись. Необходимость финансовой и правовой поддержки науки и инноваций, активизации инновационной деятельности, перехода на новые формы решения экономических, экологических и социальных проблем регионов, характерных для инновационной экономики, настоятельно требуют от региональных органов управления вырабатывать ответственную политику по отношению к управлению и развитию инновационной деятельности в регионе, активизировать взаимодействие по данной проблеме региональных органов управления с федеральными. Главной формой такого взаимодействия, на наш взгляд, должны стать научно-технические программы: государственные, финансируемые из федерального бюджета, когда приоритетные народнохозяйственные проблемы решаются на базе научно-инновационного потенциала регионов и региональные – с долевым финансированием государства и региона.

Для успешной реализации региональной инновационной политики по формированию инновационной экономики должен быть выполнен комплекс научных и  организационно-технических мероприятий, основными их которых, по мнению автора, являются следующие.

1. Разработка концепции  развития инновационной деятельности  и инновационной инфраструктуры  в регионе с определением долговременных  стратегических целей и средств  их достижения в рамках формирования  инновационной экономики.

2. Разработка программы  инновационного развития региона,  которая должна быть адресным  документом, указывающим по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность  мероприятий, направленных на  достижение целей инновационного  развития региона.

3. Включение основных положений  программы инновационного развития  региона в программу его социально-экономического  развития.

4. Организация практической  деятельности органов местного  и регионального управления по  реализации и принятию соответствующих  нормативных актов регионального  значения, а также по осуществлению  ими организационного и информационного  обеспечения данной программы.

Считаем необходимым особо  выделить следующее положение. В  условиях развития инновационной деятельности (в обществе с инновационной экономикой) должно совершенно измениться отношение  к главной производительной силе общества - человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень  велика и постоянно будет расти. Поэтому, по нашему глубокому убеждению” подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные  проекты, является приоритетной региональной и федеральной проблемой. В связи  с этим следует подчеркнуть, что  объективная потребность инновационного развития, становления инновационной  экономики требуют разработки новой  концепции подготовки кадров. В ее основу, по мнению автора, должны быть положены такие принципы:

·   становление, развитие и самореализация творческой личности;

·   постоянная нацеленность на генерацию перспективных научно-технических нововведений и изыскание путей и методов их практической реализации в инновации;

·   ориентация на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных специалистов, системных менеджеров инновационной деятельности;

·   рассмотрение обучения и подготовки кадров как составной части производственного процесса, а расходов на подготовку кадров - не как издержки на работников, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятий, отраслей и регионов;

·   обучение управлению социальными и психологическими аспектами процесса создания наукоемких нововведений, использованию творческого потенциала коллектива ускоренному широкомасштабному внедрению в практику инновационных разработок;

·   создание системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции;

·   сотрудничество университетов и других вузов региона с передовыми предприятиями региона, реализующими инновационные проекты, и их совместную деятельность в области разработки учебных программ, издания учебников и монографий по инновационным технологиям, системам машин и оборудования, в деле подготовки специалистов высшей квалификации по новым профессиям и перспективным научно-инновационным направлениям.

Инновационная практика (производство наукоемких инновационных услуг  в широком смысле) требует оборотного капитала. Получить этот оборотный  капитал (например, кредит) в современных  условиях без специальных мер  поддержки практически невозможно. Поэтому в настоящее время  лишенное оборотного капитала отечественное  производство инновационных услуг  проигрывает лучшие (наукоемкие) проекты  в стране зарубежным фирмам, использующим сбалансированный зарубежный рынок  для получения требуемого оборотного капитала. Выполненные нами исследования, а также провезенный анализ передового отечественного и зарубежного опыта  показывают, что в инновационной  экономике с целью устранения упомянутого недостатка необходимо объединить под единым управлением  инновационную и инвестиционную функции. Такое объединение будет  способствовать повышению заинтересованности исполнителей в успешном осуществлении  всех этапов единого инновационно-инвестиционного цикла, которая может быть достигнута при ориентации всех исполнителей на конечный результат: ответственную сдачу инновационной продукции “под ключ” и участие в реализации и сопровождении созданных инновационных товаров и услуг.

Эффективным механизмом реализации единого инновационно-инвестиционного цикла являются инновационно-инжинирингово-инвестиционные центры (фирмы, предприятия). Такие ИИИ-центры будут способны обеспечить эффективное производство наукоемких инновационно-инвестиционных услуг уже за счет собственного оборотного капитала с последующими (на основании полученных результатов) инве-стициями в новые проекты и т. д. Из изложенного следует, что активизация формирования инновационной экономики связаны с форсированным созданием отечественной инновацинно-инжинирингово-инвестициой сетевой инфраструктуры, распределенной по всем регионам.

 

Заключение

 

Итак, подводя итог изложению  нашего видения формирования и развития экономики в нашей стране в 21 веке, постараемся дать коротко ответы на следующие три вопроса:

1. Какова стратегическая  цель формирования и развития  экономики в России на ближайший  период?

2. Каким ресурсом обеспечить  достижение поставленной стратегической  цели?

3. Как обеспечить достижение  стратегической цели намеченным  ресурсом?

Стратегической целью  развития экономики в нашей стране на ближайшие годы должно быть комплексное  развитие отечественных производств  и территорий до уровня их конкурентоспособности  в мире.

Главным ресурсом для достижения поставленной цели должна стать высшая школа. Система высшего образования, обеспечивающая главную составляющую развития – кадровую, должна быть срочно дополнена инновационной составляющей. Система высшего образования  должна и может выполнить функции  системного координатора по восстановлению и развитию предприятий и территорий страны.

Для обеспечения эффективного достижения стратегической цели инфраструктура высшей школы России должна быть дополнена  инновационно-инвестиционными структурами (центрами, комплексами, компаниями, институтами…) так, чтобы вузы образовали учебно-научно-инновационные комплексы. Именно система высшего образования является наиболее перспективной для построения на ее базе российской инновационно-инвестиционной сети, которая должна играть роль моста, соединяющего науку и производство всех регионах и отраслях. Это объясняется следующими свойствами отечественной высшей школы: распределенностью высшей школы по всем регионам; высоким научно-техническим потенциалом высшей школы; универсальностью системы высшего образования, ее межотраслевым характером: научные школы вузов России перекрывают все области экономики страны; взаимодействием высшей школы через своих выпускников со всеми региональными и отраслевыми структурами; относительно высоким уровнем системы информационного обеспечения высшей школы, включая глобальные и локальные вычислительные информационные сети, соединенные в единую систему; высокой поддержкой высшей школы общественностью; гибкостью системы высшей школы.

Главное достоинство предлагаемого  подхода заключается в том, что  через такое развитие системы  высшего образования можно эффективно интегрировать результаты вузовской, академической и отраслевой науки  России, а также передовые результаты науки мирового сообщества при создании, реализации инновационных проектов и развитии инновационной деятельности, что является предпосылкой создания в стране эффективной инновационной  экономики.

 

Список  использованной литературы

 

1   XXI век. Формирование правовых основ экономической деятельности субъектов Российской Федерации / А.Городилов и др. - Калининград: Янтар. сказ, 2002. - 200 с.

2   Алексеев А.И., Мироненко Н.С. Территориальная организация и интеграция в мировое хозяйство России на рубеже веков // Изв. РАН. Сер. География. - 2000. - N 6. - С.18-27.

3   Антикризисная экономика России: начало тысячелетия. - СПб.: Лики России, 2000. - 446 с.

4   Валовой Д. Альтернативы экономического развития России в XXI в. / Записал В.Семенов // Пробл. теории и практики управления. - 1999. - N 6. - С.44-47

5   Владимирский Е.А. Экономика России в ХХ веке (политэкономический аспект): Учеб. пособие / СПбГАСУ. - СПб., 2000. - 206 с.

6   Качество - стратегия XXI века: Матер. Всерос. науч.-практ. конф., 27-28 февр. 2001 г. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. - 188 с.

7   Кудров В. Место России в мировой экономике в начале XXI века // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2000. - N 5. - С.75-83.

8   Оболенский В.П. Внешнеэкономическая политика России на пороге нового века // Миров. экономика и междунар. отношения. - 2000. - N 2. - C.51-61.

9   Путь в XXI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. - М.: Экономика, 1999. - 793 с. - (Системные проблемы России).

10 Соколова О.Ю. Тенденции  взаимодействия субъектов хозяйствования  России в XXI веке / Сарат. гос. соц.-экон. ун-т. - Саратов, 2002. - 228 с.


Информация о работе Основные направления развития экономики России в 21 веке