Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:31, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является анализ тенденций развития российской экономики в XXI веке. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
• раскрыть предпосылки нынешнего экономического роста отечественной экономики;
• проанализировать проблемы, с которыми связан экономический рост;
• исследовать предпосылки глобализации российской экономики;
• изучить инновационное направление развития российской экономики.
Вступление........................................................................................................... 3
Глава 1. Современные тенденции экономического развития России................ 5
1.1 Экономический рост: от восстановительных закономерностей к структурным реформам.......................................................................................................... 5
1.2 Анализ проблем восстановительного экономического роста в России.. 10
Глава 2. Исследование основных направлений развития российской экономики в 21 веке............................................................................................................................ 13
2.1 Предпосылки глобализации российской экономики............................... 13
2.2 Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в 21 веке......................................................................................................................... 18
Заключение......................................................................................................... 31
Список использованной литературы................................................................. 33
Остановимся на раскрытии
содержания некоторых из перечисленных
выше свойств инновационной
Важной проблемой, требующей
своего актуального решения в
условиях инновационной экономики,
является опережающее создание в
регионах эффективного механизма информационного
обеспечения инновационной
Создание на уровне регионов
отраслей и предприятий подобной
принципиально новой
Становление инновационной
экономики в значительной мере зависит
от создания эффективного механизма
управления практической реализацией
в регионах сложных инновационных
проектов. И здесь без государственной
поддержки инновационных
Для успешной реализации региональной
инновационной политики по формированию
инновационной экономики должен
быть выполнен комплекс научных и
организационно-технических
1. Разработка концепции
развития инновационной
2. Разработка программы
инновационного развития
3. Включение основных положений
программы инновационного
4. Организация практической
деятельности органов местного
и регионального управления по
реализации и принятию
Считаем необходимым особо
выделить следующее положение. В
условиях развития инновационной деятельности
(в обществе с инновационной экономикой)
должно совершенно измениться отношение
к главной производительной силе
общества - человеку высокоинтеллектуального,
высокопроизводительного труда. Роль
высококвалифицированных
· становление, развитие и самореализация творческой личности;
· постоянная нацеленность на генерацию перспективных научно-технических нововведений и изыскание путей и методов их практической реализации в инновации;
· ориентация на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных специалистов, системных менеджеров инновационной деятельности;
· рассмотрение обучения и подготовки кадров как составной части производственного процесса, а расходов на подготовку кадров - не как издержки на работников, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятий, отраслей и регионов;
· обучение управлению социальными и психологическими аспектами процесса создания наукоемких нововведений, использованию творческого потенциала коллектива ускоренному широкомасштабному внедрению в практику инновационных разработок;
· создание системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции;
· сотрудничество университетов и других вузов региона с передовыми предприятиями региона, реализующими инновационные проекты, и их совместную деятельность в области разработки учебных программ, издания учебников и монографий по инновационным технологиям, системам машин и оборудования, в деле подготовки специалистов высшей квалификации по новым профессиям и перспективным научно-инновационным направлениям.
Инновационная практика (производство
наукоемких инновационных услуг
в широком смысле) требует оборотного
капитала. Получить этот оборотный
капитал (например, кредит) в современных
условиях без специальных мер
поддержки практически
Эффективным механизмом реализации
единого инновационно-
Заключение
Итак, подводя итог изложению нашего видения формирования и развития экономики в нашей стране в 21 веке, постараемся дать коротко ответы на следующие три вопроса:
1. Какова стратегическая
цель формирования и развития
экономики в России на
2. Каким ресурсом обеспечить
достижение поставленной
3. Как обеспечить достижение
стратегической цели
Стратегической целью развития экономики в нашей стране на ближайшие годы должно быть комплексное развитие отечественных производств и территорий до уровня их конкурентоспособности в мире.
Главным ресурсом для достижения
поставленной цели должна стать высшая
школа. Система высшего образования,
обеспечивающая главную составляющую
развития – кадровую, должна быть срочно
дополнена инновационной
Для обеспечения эффективного достижения стратегической цели инфраструктура высшей школы России должна быть дополнена инновационно-инвестиционными структурами (центрами, комплексами, компаниями, институтами…) так, чтобы вузы образовали учебно-научно-инновационные комплексы. Именно система высшего образования является наиболее перспективной для построения на ее базе российской инновационно-инвестиционной сети, которая должна играть роль моста, соединяющего науку и производство всех регионах и отраслях. Это объясняется следующими свойствами отечественной высшей школы: распределенностью высшей школы по всем регионам; высоким научно-техническим потенциалом высшей школы; универсальностью системы высшего образования, ее межотраслевым характером: научные школы вузов России перекрывают все области экономики страны; взаимодействием высшей школы через своих выпускников со всеми региональными и отраслевыми структурами; относительно высоким уровнем системы информационного обеспечения высшей школы, включая глобальные и локальные вычислительные информационные сети, соединенные в единую систему; высокой поддержкой высшей школы общественностью; гибкостью системы высшей школы.
Главное достоинство предлагаемого
подхода заключается в том, что
через такое развитие системы
высшего образования можно
Список использованной литературы
1 XXI век. Формирование правовых основ экономической деятельности субъектов Российской Федерации / А.Городилов и др. - Калининград: Янтар. сказ, 2002. - 200 с.
2 Алексеев А.И., Мироненко Н.С. Территориальная организация и интеграция в мировое хозяйство России на рубеже веков // Изв. РАН. Сер. География. - 2000. - N 6. - С.18-27.
3 Антикризисная экономика России: начало тысячелетия. - СПб.: Лики России, 2000. - 446 с.
4 Валовой Д. Альтернативы экономического развития России в XXI в. / Записал В.Семенов // Пробл. теории и практики управления. - 1999. - N 6. - С.44-47
5 Владимирский Е.А. Экономика России в ХХ веке (политэкономический аспект): Учеб. пособие / СПбГАСУ. - СПб., 2000. - 206 с.
6 Качество - стратегия XXI века: Матер. Всерос. науч.-практ. конф., 27-28 февр. 2001 г. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. - 188 с.
7 Кудров В. Место России в мировой экономике в начале XXI века // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2000. - N 5. - С.75-83.
8 Оболенский В.П. Внешнеэкономическая политика России на пороге нового века // Миров. экономика и междунар. отношения. - 2000. - N 2. - C.51-61.
9 Путь в XXI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. - М.: Экономика, 1999. - 793 с. - (Системные проблемы России).
10 Соколова О.Ю. Тенденции
взаимодействия субъектов
Информация о работе Основные направления развития экономики России в 21 веке