Основные направления антимонопольной политики: определение, законодательство, функции, государственные органы, направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 16:47, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является выявление проблем антимонопольной политики в России и нахождение путей их решения. Задачи работы - рассмотреть роль конкуренции в рыночной экономике, выявить достоинства и недостатки монополий, определить основные методы антимонопольного регулирования, а так же выявить недостатки российского рынка с точки зрения антимонопольной политики и найти пути решения этих проблем.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
1.Монополия как элемент рыночной экономики..................................................5
1.1 Особенности рыночной экономики и конкуренция.......................................5
1.2 Монополия.........................................................................................................9
1.3 Последствия монополизации экономики......................................................13
2.Антимонопольная политика государства.........................................................15
2.1 Законодательное регулирование.....................................................................15
2.2 Контроль над рыночной концентрацией.......................................................18
2.3 Регулирование деятельности естественных монополий..............................21
2.4 Федеральная Антимонопольная Служба.......................................................23
3.Проблемы антимонопольной политики и пути их решения в современной России.....................................................................................................................25
3.1 Предпосылки формирования и развития монополий в России...................25
3.2Долгосрочная антимонопольная политика по стимулированию конкуренции...........................................................................................................27
3.3 Краткосрочная антимонопольная политика..................................................32
Заключение.............................................................................................................41
Список используемых источников..............

Файлы: 1 файл

антимонопольная политика.docx

— 42.08 Кб (Скачать)

В современное время нет единого мнения насчёт монополий: существуют как противники, так и защитники их существования. Рассмотрим аргументы обеих сторон и попытаемся сделать соответствующие выводы:

Аргументы противников монополий:

1) Монополизация  производства приводит к снижению  эффективности использования экономических  ресурсов, сокращению количества  выпускаемой продукции, неоправданному  завышению цен.

2) Монополии  тормозят НТП. Большинство научных  открытий (48 из 61) было сделано мелкими  предпринимателями. Монополии стараются  избегать слишком частых и  глубоких модификаций производства.

3) Монополии  могут оказывать негативное влияние  на политическую ситуацию в  стране. Попросту говоря, подкупать  чиновников, заставляя их принимать  выгодные для себя законы, получать  госзаказы и т.д.

4). Монополизация  производства ведёт к имущественной  дифференциации населения, что чревато  социально-политическими конфликтами.

Аргументы в защиту монополий.

1) Монополистами  становятся сильнейшие, следовательно  их производственная деятельность  соответствовала интересам общества

2) Монополизация  не устраняет конкуренцию, поскольку  в условиях развитого рыночного  хозяйства существуют другие  отрасли и иностранные фирмы, являющиеся потенциальными конкурентами.

3)  Монополии не тормозят, а, напротив, стимулируют НТП. Хоть и большая  часть научных открытий сделана  маленькими фирмами, их реализация  и дальнейшее развитие остаётся  уделом крупных фирм.

4) Монополизация  обусловлена объективными особенностями  технологии современного производства.

Из всех этих доводов можно сделать один вывод: монополия не является негативным явлением в экономике, в случае, если она удовлетворяет потребности потребителей, при этом, не завышает цены, а также развивает ту отрасль, в которой работает.[2]

Любой предприниматель, являющийся монополистом, хотел бы повысить цену на свою продукцию и получить сверхприбыль - вряд ли бы он задумался о потребностях своих покупателей.

Именно для того, чтобы это не происходило, в каждой стране с развитой рыночной экономикой существуют различные законы, направленные на сохранение конкуренции и защиту людей от монопольной деятельности фирм, а также службы и департаменты, следящие за соблюдением законодательства и деятельностью фирм.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

                        

 

 

                             

                               1.3 Последствия монополизации экономики

С повышением уровня монополизации экономики положительные черты монополий начинают проявляться все реже, а отрицательные - всё чаще. Если экономика государства является целиком высокомонополизированной (а не по отдельным отраслям), то ей становятся присущи следующие негативные черты:

· В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда.

· Монополистическая организация рынка уменьшает производственные возможности страны, искусственно их ограничивает. Это вызвано тем, что "монополист всегда пытается увеличить свою прибыль, а это достигается путём уменьшения поставки по сравнению с равновесным объёмом продукции на рынке".[3]

· При высокой монополизации рынка тормозится научно-технический прогресс, что ведёт к отставанию развития страны в целом.

· Получение монополистами сверхприбылей позволяет им незаконными способами (обычно с помощью взяток или шантажа) добиваться принятия выгодных для них политических решений, которые могут быть направлены на устранение потенциальных конкурентов и усиление монопольной власти.

· В государстве высокими темпами растёт имущественная дифференциация населения, что может вызвать социальные волнения и повышение уровня преступности.

Что касается степени монополизации российской экономики, то она до сих пор остаётся высокой, и в ближайшее время надежд на уменьшение уровня монополизации нету. Именно поэтому в экономике современной России присутствует большинство негативных черт. Также было охарактеризовано положение российской экономики на конференции "Международной конкурентной сети" в 2007 году: "…ФАС добивается успехов, когда следит за соблюдением норм этики в рекламе или когда требует соблюдения правил госзакупок. Но экономика страны в целом остается чрезвычайно монополизированной.[5]

Проведенное Высшей школой экономики и Всемирным банком исследование конкуренции в России показало крайне низкий ее уровень. Около 40% опрошенных руководителей обрабатывающих предприятий заявили, что они не конкурируют ни с кем: дело не в высоком качестве производимого товара, а в отсутствии конкурентов". Хоть эти данные и не являются самыми свежими, но по ним чётко видно, что тенденция к снижению рыночной концентрации в России в значительной степени отсутствует.

Если же рассматривать экономику промышленно-развитых стран, то проблема монопольного злоупотребления возникает значительно реже. Это вызвано не только высоким уровнем развития малого и среднего бизнеса, в котором присутствует сильная конкуренция, но и отличительно другой структурой всего рынка. В развитых странах рыночные отношения формировались в течение нескольких веков, и экономика изначально была рыночной. Россия же в течение многих десятилетий являлась государством с плановой высокомонополизированной экономикой и относительно недавно с исторической точки зрения перешла на "рыночные рельсы".[5]

                       2. Антимонопольная политика государства

                         2.1 Законодательное регулирование

Главным инструментом, государственно-правовым механизмом, формирующим конкурентную среду, является антимонопольное законодательство и система органов государственной власти, следящей за его соблюдением. Сегодня почти в каждой стране мира существует собственное антимонопольное законодательство, отражающее специфическое развитие и положение своей страны, но в целом законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияние компаний (в целях защиты конкурентного рынка от монополизации), во-вторых, запрещает соглашение и тайные сговоры предпринимателей (с целью создания искусственного дефицита или установлению недобросовестных цен) и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию.

К недобросовестной конкуренции относятся следующие действия:

1) Распространение  ложных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому  хозяйствующему субъекту либо  нанести ущерб его деловой  репутации;

2) Введение  потребителей в заблуждение относительно  характера, способа и места изготовления  товара, а также его потребительских  свойств и качеств;

3) Некорректное  сравнение хозяйствующим субъектом  производимых или реализуемых  им товаров с товарами других  хозяйствующих субъектов;

4) Продажа  товара с незаконным использованием  результатов интеллектуальной деятельности  и приравненных к ним средств  индивидуализации продукции, выполнения  работ, оказания услуг;

5) Получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой  информации, в том числе коммерческой  тайны, без согласия её владельца;

На международном рынке конкуренция регулируется специальными межправительственными соглашениями, а также документами Комиссии ООН по промышленности и торговли, документами Европейского Экономического Сообщества, а также другими организациями. Монопольное положение на рынке не преследуется, в случае, если не зафиксировано непосредственное нарушение законодательства - запрещены лишь те формы поведения, которые наносят вред другим участникам рынка.[4]

В целом можно выделить два типа антимонопольного законодательства - американское и западноевропейское. Американский тип законодательства пресекает любую форму монополистического сговора или союза. Европейский же тип законодательства является более либеральным - в нём преследуются не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности в том или ином секторе рынка.[7]

Во всех странах антимонопольную политику проводят органы исполнительной власти. В развитых странах создаются специальные агентства, комиссии и службы, следящие за соблюдением антимонопольной политики. Основные органы федерального регулирования в США: антитрестовский отдел Министерства юстиции, Федеральная торговая комиссия. В ФРГ - Федеральное агентство по картелям, во Франции - Комиссия по конкуренции, в Австралии - Комиссия по торговой практике, в Англии - Агентство по справедливой торговле и специальный суд, рассматривающий дела об ограничительной торговой практике. В РФ - Федеральная Антимонопольная Служба. В Европейском Экономическом Сообществе дела о нарушении свободы торговли в масштабах объединённой Европы рассматривают Комиссия и Суд Сообщества.

Антимонопольная политика заключается не только в контроле над сделками, осуществлении мониторинга над ситуациями в отраслях, но и в работе с жалобами пострадавших от дискриминации фирм, а так же решении конфликтов между конкурирующими фирмами. Законы предусматривают процедуры расследования дел, правила посредничества в решении конфликтов, штрафные санкции, передачу дел в суды, если конфликт не удаётся решить в административном порядке.[7]

                           2.2 Контроль над рыночной концентрацией

В большинстве своём монополистами становятся крупнейшие предприятия, работающие в отраслях, доступ в которые новым конкурентам затруднён. В первую очередь за этими отраслями и следит антимонопольная служба. Во многих странах антимонопольная служба ведёт постоянный мониторинг рынков с затруднённым доступом, рассчитывает и публикует индексы рыночной концентрации.

Рыночная концентрация - степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм. Определяется с помощью коэффициента рыночной концентрации (CR) и индекса Герфиндаля.

Коэффициент рыночной концентрации - процентное соотношение реализации продукции определённым числом крупнейших продавцов к общему объёму реализации. По сути своей этот коэффициент показывает ту долю рынка, которой владеет предприятие. Хоть этот показатель и довольно условен, так как связь между размерной структурой отрасли и поведением предприятий (ценами на продукцию, объём её выпуска, рентабельность производства) не всегда прямая. Тем не менее, во многих странах существуют своеобразные границы, перейдя которые предприятие начинает занимать доминирующее положение на рынке. В Японии признаётся доминирующее положение фирмы, если доля одного крупнейшего производителя более 50% рынка, либо доля двух крупнейших производителей превышает 75%.В Великобритании и Франции эти значения составляют 25% для одного предприятия.[6]

В России доминирующее положение на рынке определяется 5-ой статьей федерального закона "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 года: "Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

1) доля  которого на рынке определенного  товара превышает 50 процентов, если  только при рассмотрении дела  о нарушении антимонопольного  законодательства или при осуществлении  государственного контроля за  экономической концентрацией не  будет установлено, что, несмотря  на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта  на товарном рынке не является  доминирующим;

2) доля  которого на рынке определенного  товара составляет менее чем 50 процентов, если доминирующее положение  такого хозяйствующего субъекта  установлено антимонопольным органом  исходя из неизменной или подверженной  малозначительным изменениям доли  хозяйствующего субъекта на товарном  рынке, относительного размера долей  на этом товарном рынке, принадлежащих  конкурентам, возможности доступа  на этот товарный рынок новых  конкурентов либо исходя из  иных критериев, характеризующих  товарный рынок".

В законе также прописано, что доминирующим положением на рынке может обладать производство, занимающее менее 35% рынка в случае, если "реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц".

Индекс Герфиндаля-индекс рыночной концентрации товаров разных фирм, представленных на рынке; исчисляется как сумма квадратов долей рынка товаров каждой из фирм. Наибольшее значение достигается при монополизации рынка. Если индекс Герфиндаля меньше 1000, то рынок является слабоконцентрированным (Т.е. ни одно из предприятий не обладает значительной долей рынка и общее число предприятий велико) и не регулируется со стороны государства. При индексе от 1000 до 1800 антиконкурентной (нарушающей конкуренцию на рынке) считается сделка, поднимающая индекс концентрации более чем на 100 пунктов. При индексе больше 1800 - любая сделка, повышающая индекс на 50 пунктов, считается антиконкурентной.[8]

С точки зрения практики, данные индексы применяются во время мониторинга деятельности фирм, а в первую очередь при их слиянии, неважно каким путём (через покупку акций, взаимному соглашению или путём передачи прав управления). У слияния крупных фирм есть как положительные, так и отрицательные стороны. Естественно слияние фирм устраняет конкуренцию и приводит к монополизации рынка (сильнее любого тайного сговора). В то же время слияние - способ реализации экономии на масштабах, чего запрещать нельзя, поскольку экономический эффект от крупномасштабного производства может быть необходим.[8]

Информация о работе Основные направления антимонопольной политики: определение, законодательство, функции, государственные органы, направления