Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 16:47, реферат
Целью данной работы является выявление проблем антимонопольной политики в России и нахождение путей их решения. Задачи работы - рассмотреть роль конкуренции в рыночной экономике, выявить достоинства и недостатки монополий, определить основные методы антимонопольного регулирования, а так же выявить недостатки российского рынка с точки зрения антимонопольной политики и найти пути решения этих проблем.
Введение..................................................................................................................3
1.Монополия как элемент рыночной экономики..................................................5
1.1 Особенности рыночной экономики и конкуренция.......................................5
1.2 Монополия.........................................................................................................9
1.3 Последствия монополизации экономики......................................................13
2.Антимонопольная политика государства.........................................................15
2.1 Законодательное регулирование.....................................................................15
2.2 Контроль над рыночной концентрацией.......................................................18
2.3 Регулирование деятельности естественных монополий..............................21
2.4 Федеральная Антимонопольная Служба.......................................................23
3.Проблемы антимонопольной политики и пути их решения в современной России.....................................................................................................................25
3.1 Предпосылки формирования и развития монополий в России...................25
3.2Долгосрочная антимонопольная политика по стимулированию конкуренции...........................................................................................................27
3.3 Краткосрочная антимонопольная политика..................................................32
Заключение.............................................................................................................41
Список используемых источников..............
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Реферат по дисциплине: «Организация и планирование деятельности предприятий сервиса»
На тему: «Основные направления антимонопольной политики: определение, законодательство, функции, государственные органы, направления»
Выполнила: Сайкина К.Ю.
Проверил: Жариков Р.В.
Тамбов 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1.Монополия
как элемент рыночной экономики.....................
1.1 Особенности
рыночной экономики и конкуренция...................
1.2 Монополия.....................
1.3 Последствия
монополизации экономики.....................
2.Антимонопольная
политика государства...................
2.1 Законодательное
регулирование.................
2.2 Контроль
над рыночной концентрацией....
2.3 Регулирование
деятельности естественных монополий.....................
2.4 Федеральная
Антимонопольная Служба........
3.Проблемы
антимонопольной политики и
3.1 Предпосылки
формирования и развития
3.2Долгосрочная
антимонопольная политика по
стимулированию конкуренции....
3.3 Краткосрочная
антимонопольная политика......
Заключение....................
Список используемых источников....................
Пол Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии, автор одного из самых популярных учебников по экономике, писал, что, начиная с конца XIX века, почти во всех странах происходит неуклонное расширение экономических функций государства. Причём это находит своё выражение не только в прямом участии государства в национальном производстве и росте удельного веса государственной собственности, но и в непосредственном регулирующем воздействии на субъекты экономической деятельности. "Человек сегодня, по-видимому, уже не руководствуется тем соображением, что лучше всего регулирует то государство, которое меньше всего регулирует»[1] Механизмы рыночной экономики усложнились до такой степени, что самостоятельное действие рынка не представляется возможным: рыночная экономика может успешно функционировать лишь в случае эффективного регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства. Вряд ли экономику большинства капиталистических стран мира можно считать рыночной, скорее всего она представляет из себя так называемую смешанную экономику, которую можно назвать "системой свободного предпринимательства, экономический контроль в которой осуществляется как со стороны общества, так и по стороны частных институтов" С необходимостью регулирования экономики с помощью государства соглашаются, по существу, все политики и экономисты: разногласия возникают лишь по вопросу о том, какие стороны предпринимательской деятельности, в каких масштабах и формах, а также с помощью каких инструментов и методов должны подвергаться государственному регулированию.[3]
Россия, как страна, лишь недавно перешедшая на рыночную экономику, сталкивается с теми же проблемами, с которыми приходилось сталкиваться другим капиталистическим странам
(будь-то
США, Великобритания, Франция и другие).
И нашей стране, как никакой
другой, необходимы действенные
решения в области
Целью данной работы является выявление проблем антимонопольной политики в России и нахождение путей их решения. Задачи работы - рассмотреть роль конкуренции в рыночной экономике, выявить достоинства и недостатки монополий, определить основные методы антимонопольного регулирования, а так же выявить недостатки российского рынка с точки зрения антимонопольной политики и найти пути решения этих проблем.
Тема данной работы является актуальной в настоящее время, так как грамотное регулирование рыночных отношений государством является необходимым условием существования рыночной экономики во всех развитых странах; особенно это важно для России - страны, лишь недавно перешедшей на капиталистическую форму рынка.
1. Монополия как элемент рыночной экономики
1.1 Особенности рыночной экономики и конкуренция
Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирающаяся на личные интересы и ограниченную роль правительства. Обязательными чертами рыночной экономики является наличие таких факторов, как:
Остановимся подробнее на каждом пункте:
Наличие частной собственности означает, что материальными ресурсами (земля и капитал) владеют не органы власти, а частные лица и фирмы. Право частной собственности, наряду с возможностью заключения юридических договоров, позволяет частным лицам приобретать, продавать, обменивать и использовать материальные ресурсы. Собственность не обязательно бывает материальной, различается так же интеллектуальная собственность, реализующаяся через патенты, авторские права и торговые марки (книги, музыка, компьютерные программы).Свобода предпринимательства и выбора означает, что каждый субъект экономической деятельности в праве сам решать, как пользоваться своими ресурсами. Одним словом, каждый сам решает "Что производить?", "Как производить?" и "Для кого производить?". Но всё-таки не стоит забывать, что реализация всех форм свободного выбора осуществляется в рамках довольно широко круга юридических ограничений, т.е. никто без лицензии производить и продавать оружие вам не позволит. Ну и последней, самой важной для моей темы отличительной чертой, является наличие конкуренции.[1]
Конкуренция является ключевым звеном, основополагающим признаком рыночной экономики, именно она побуждает предпринимателя к своей деятельности. Благодаря конкуренции на рынке устанавливаются цены, отражающие реальный спрос на тот или иной товар. Конкуренция позволяет находить ответы на вопросы "Что производить?", "Как производить?" и "Для кого производить?". Адам Смит в своей книге "Богатство народов" отметил, что механизм конкуренции в рыночной системе позволяет объединить частные и общественные интересы. Фирмы и поставщики ресурсов, действующие в сугубо личных интересах, одновременно чутко отвечают на потребности общества. При этом производитель всегда пытается использовать ресурсы наиболее рационально и с наименьшими затратами, т.е. более эффективно, что соответствует интересам общества. Все субъекты экономической деятельности будто направляются "невидимой рукой" рынка, способствующей удовлетворению их интересов.[3]
Конкуренцию, возникающую на рынке, можно сравнить с цивилизованной формой борьбы за существование. Стремление обойти конкурента создаёт мощнейший стимул экономического прогресса, а угроза выбытия из игры в борьбе за экономическое существование и процветание действует надежнее всех иных стимулов (сам термин конкуренция происходит от латинского concurrere, что значит сталкиваться). По сути своей, конкуренция - это соперничество, которое возникает между субъектами экономической деятельности за лучше, выгодные условия производства, купли и продажи товаров и услуг. Обязательным условием конкуренции является большое количество игроков на определённом рынке, распределение экономических ресурсов по большому количеству фирм. Каждой фирме хотелось бы продать товар по высокой цене, но, из-за наличия такого же товара у конкурентов, это не представляется возможным: товар банально никто не купит. Поэтому никакой отдельный производитель не выставит высокую цену: он старается поставить такую цену, которая будет ниже, чем у конкурентов, но при этом обеспечит ему доход, позволяющий окупить своё предприятие. Переманить покупателя возможно не только банальным понижением цены, но и с помощью улучшения качества товара, рекламы, специальных акций и других средств.
При конкурентной среде каждый производитель обладает лишь малой долей рынка, и при этом не может предъявить спрос на продукт или обеспечить его предложение в объёме, достаточном для того, чтобы заметно повлиять на цену продукта. Таким образом, "широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, уже само по себе служит инструментом контроля за использованием этой власти и ограничивает возможности злоупотребления её" [2] Производитель не может требовать за товар цену выше цены равновесия - часть покупателей уйдёт к конкурентам и он потеряет прибыль. То же самое и с предложением: если понизить зарплату работникам, то часть из них опять же может перейти на работу в другие предприятия.
Таким образом, конкуренция является одним из основных условий существования рыночной экономики. Конкуренция способствует таким факторам как:
Наличие конкуренции является положительной чертой экономики, так как потребитель получает необходимые ему блага и услуги, а среди производителей выживают лишь лучшие, которые смогли наиболее точно приспособиться к условиям рынка и удовлетворить потребности покупателей.[6]
К сожалению, конкуренция на рынке существует не всегда. Случается так, что какой-либо производитель становится единственным поставщиком каких-либо услуг или товаров. Проникновение в отрасль других фирм заблокировано, и поэтому действующая фирма образует из себя всю отрасль. На деле абсолютная монополия является редким случаем в экономике, более распространённой считается олигополия, когда несколько крупных фирм (обычно не более 10) контролируют всю отрасль.[2]
Монополия (от греч. "моно" - один, "полио" - продаю) - это фирма, являющаяся единственным производителем какого-либо экономического блага, не имеющего близких товаров-субститутов, и ограждённая от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль. Для лучшего понимания рассмотрим все черты монополии в отдельности:
· Единственный продавец
Абсолютный монополист является единственным производителем какого-то конкретного товара или единственным поставщиком услуги. В данном случае фирма начинает представлять из себя ту отрасль, в которой она работает. Пример такой фирмы - ОАО "Газпром", на долю которой приходится около 85% добычи природного газа в России.
· Отсутствие близких заменителей
Продукт монополии является уникальным, т.е. у него отсутствуют товары-субституты, способные должным образом удовлетворить потребности покупателя, у которого остаётся лишь два выхода: купить товар у монополиста или отказаться от его покупки вообще.
· Ценовой лидер
Абсолютный монополист контролирует весь объём предложения продукта на рынке и в значительной степени может диктовать цену, т.е. является ценовым лидером.
· Заблокированное вхождение в отрасль
Абсолютный монополист не имеет непосредственно конкурирующих с ним соперников. Вход на рынок является закрытым для абсолютного большинства производителей. Это может быть вызвано разными причинами, но обычно они являются чисто экономическими: так для создания новой марки автомобилей необходимо изучить рынок, разработать новые модели автомобилей или получить лицензию на производство уже существующих, провести широкую рекламную компанию, дабы сформировать спрос на производимую марку, построить заводы, нанять необходимое количество персонала. Плюс ко всему этому требуется большой масштаб производства: для эффективного производства автомобилей необходимо выпускать около 300 тыс. единиц автотехники в год, что, понятно, могут позволить себе лишь единицы.
Часто барьеры для вступления в отрасль создаёт само государство, выдавая патенты и лицензии на деятельность. Патенты сыграли огромную роль в становлении таких компаний, как "Ксерокс", "Кодак","Sony" и др. По сути своей, такая политика государства является оправданной: если бы результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок сразу же становились всеобщим достоянием, то у производителя отсутствовал бы стимул вкладывать капиталовложения в исследования. Их тут же бы начинали использовать конкуренты. Монополия также может обладать исключительным правом на использование какого-либо ресурса.