Основное направление развития в постсоциалистичеком государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Как и в странах, проводивших жесткую стабилизационную политику, первыми видимыми результатами постсоциалистических реформ становятся падение объема производства и доли денег в валовом внутреннем продукте. Однако в условиях слабой политической поддержки стабилизационной поли¬тики государственные предприятия отвечают на вызов изменившейся эконо-мической среды значительно более быстрым наращиванием взаимных непла-тежей по сравнению со странами, проводившими политику быстрой дезин-фляции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИК
1.1 Черты социалистической экономики…………………………….
1.2 Основные направления выхода из социализма………………….
1.3 Предпосылки устойчивого функционирования рыночной эко-номики……………………………………………..…………………...
1.3.1 Судопроизводство………………………………………………..
1.3.2 Банковская система..…………………………………………….
1.3.3 Менеджмент………………………………………………………
2. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
2.1 Осуществление постсоциалистических реформ на постсовет-ском пространстве………………………………………………….….
2.2 Основные проблемы российской экономики……………………
2.3 Модель социально ориентированного рынка……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..

Файлы: 1 файл

ПолныйТекст.doc

— 689.50 Кб (Скачать)

Рисунок 3 – Структура инвестиций в основной капитал по группам отраслей экономики России в 2005 и 2006 гг. (в %)

3. Монополизация и неразвитость конкурентного рынка. Россия развивается как страна сверхкрупного и в основном сырьевого бизнеса, В то время как малый бизнес создаст только около 17% ВВП и около 25% рабочих мест. При этом концентрация и монополизация российской экономики нарастают: если в 2000 г. 80% ВВП производили 1200 компании, то в 2006 г. - только 500. По данным исследования «Эксперт-РА», среди сверхкрупных российских компаний доминировали сырьевые, причем их доля в объеме производства в 2003—2005 гг. постоянно увеличивалась (таблица 2).

Таблица 2 – Доля секторов экономики России в рейтингах 400 крупнейших компаний «Эксперт-РА», 2003-2005 гг. (в %)

 

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Сырьевые отрасли

48,1

48,9

49,3

Машиностроение

7,7

7,0

6,1

Электроэнергетика

8,4

6,8

5,9

Другие отрасли промышленности

9,5

7,7

4,8

Транспорт

10,8

9,1

8,4

Розничная и оптовая торговля

2,2

6,5

7,8

Банки

4,1

3,6

4,4

Связь

3,9

4,3

4,3

Другие отрасли

5,3

5,8

9,6


Среди барьеров на пути развития бизнеса можно назвать следующие:

1. Высокая налоговая нагрузка. Сегодня средняя совокупная налоговая нагрузка в России составляет 50 - 55% от доходов предприятий. Уровень рентабельности сырьевых компаний позволяет ее выдерживать, но в секторе переработки, где норма прибыли значительно ниже, такой уровень налоговых изъятий является, по существу, запретительным (рисунок 4).

Рисунок 4 – Рентабельность производства, I кв. 2006 г. (в %)

Сохраняющаяся высокая  налоговая нагрузка делает ведение  бизнеса в несырьевом секторе экономики России высокорисковым и выталкивает предприятия в теневой сектор. В результате, по данным МВД России, до 40% оборотов российского бизнеса в 2006 г. по-прежнему находилось «в тени».

2. Дефицит трудовых ресурсов. В 2006 г. возник новый дефицит на российском рынке - квалифицированных трудовых ресурсов. Он обусловлен рядом факторов: недостаточно быстрым ростом производительности труда; снижением спроса на квалифицированную рабочую силу в обрабатывающем секторе в 1990-е годы и упадком системы начального и среднего профессионального образования; сложностью иммиграционного законодательства и его правоприменения; разницей в рентабельности сырьевого и перерабатывающего видов бизнеса, что дает возможность крупным компаниям создавать более высокооплачиваемые рабочие места.

3. Доступ к инвестиционному капиталу. Средняя процентная ставка по кредитам и России составляла в 2006 г. 12%, при этом для малого и среднего бизнеса она почти всегда была более 15%, а срок кредитования редко превышал 1 год. Исключением было сельское хозяйство, где в рамках национального проекта была осуществлена масштабная программа финансирования индивидуальных хозяйств.

Затрудненный доступ к финансовым ресурсам для отечественных  предприятий объясняется низкой капитализацией российского банковского сектора; относительно небольшой полей долгосрочных привлеченных средств в структуре пассивов российских банков; диспропорциями в развитии кредитных операций коммерческих банков в пользу потребительского кредитования; приоритетами в денежно-кредитной политике ЦБ РФ, ориентированной не на стимулирование экономического роста, а на сдерживание инфляции; доступностью финансирования на фондовом рынке только для компаний-лидеров в своих отраслях из-за высокой стоимости организации размещения ценных бумаг и ограниченной ликвидности рынка; несформированностыо системы государственных финансовых институтов развитии (ГФИР).

 

2.3 Модель социально ориентированного рынка

В новейшей истории  для развивающихся стран были характерны несколько базовых социально-экономических моделей (таблица 3).

Таблица 3 – Социально-экономические  модели развивающихся стран

Тип модели

Страны-представители

Либеральная

Польша, Венгрия, Чехия, Эстония

Сырьевая

Венесуэла, Нигерия, Саудовская Аравия

Экспортно-ориентированная, догоняющего  развития

Китай, Индия, Республика Корея, Турция

Мобилизационная

КНДР, Куба, Туркменистан, СССР


Советский Союз развивался по типичной мобилизационной  модели, главная задача которой состояла в том, чтобы при помощи плановых, распределительных методов превратить сырьевой ресурс в источник диверсифицированного производства. В постсоветской России власти выбрали модель либеральной экономики, которая основывается прежде всего на развитии конкуренции, саморегулировании свободного рынка и максимальной открытости.

Но в дальнейшем проводимая политика не соответствовала  выбранной модели и формировалась достаточно хаотично. В результате в России стала доминировать сырьевая модель с присущими ей падениями и подъемами в зависимости от конъюнктуры мировых цен на сырье.

В России необходимо использовать модель социально-экономического развития, основанную не на дешевой рабочей силе, а на высоком уровне жизни, - модель социально ориентированного рынка, или социальной рыночной экономики, успешно реализованную в Германии и других европейских странах, Японии и частично в США. Она опирается на стимулирование внутреннего спроса как главного фактора роста национального производства (рисунок 5), а ее приоритетные задачи — улучшение качества жизни населения, формирование социальных программ и демократических институтов.

Рисунок 5 – Модель развития России: социально ориентированный рынок (промышленный рост на основе высокого внутреннего спроса)

Главной целью  социально-экономической политики российского государства должно стать утроение доходов российских граждан к 2020 г. на базе ускоренного роста ВВП на уровне 10-12% в год и превышение среднеевропейского (ЕС-15) показателя ВВП на душу населения. Но достичь такой амбициозной цели можно только при условии переориентации значительной части внутреннего спроса с растущего импорта на продукцию отечественного перерабатывающего сектора, ликвидации барьеров на пути развития несырьевого бизнеса. Для этого экономическую политику государства необходимо концентрировать на следующих направлениях, которые объединены в «Программе «Деловой России» 5+5», содержащей пять основных направлений деятельности и пять первоочередных блоков мер.

1. Построение эффективной социальной рыночной модели.

2. Развитие массового конкурентного рынки.

3. Инновационно-промышленная политика.

4. Развитие инфраструктуры.

5. Модернизация системы управления.

Можно предложить, не разрушая старую систему, создавать центры нового управления, действующие на принципах нацеленности на конечный результат, некоррупционности, профессионализма и персональной ответственности.

 

Заключение

 

В результате выполненной работы можно сделать следующие выводы:

1. Анализ опыта стран, проводивших в начале переходного периода жесткую антиинфляционную политику, показывает, что падение объема выпуска и доли денег в валовом внутреннем продукте - неизбежные черты начального периода постсоциалистического перехода.

2. Локомотивом экономического роста, как правило, выступает быстро формирующийся новый частный сектор. При этом для переходного процесса характерны быстрые и масштабные структурные сдвиги в производстве и занятости.

3. Выход из социализма можно рассматривать по следующим основным направлениям: приватизация; снижение бюджетной нагрузки расширенного правительства на экономику; реформирование социальной сферы; развитие контрактного права.

4. Важнейшая предпосылка устойчивого функционирования рыночной экономики - эффективная система судопроизводства и реализация принятых судом решений, банковская система, эффективный менеджмент.

5. Среди основных проблем российской экономики выделяются: недостаточная эффективность социальной системы, экспортно-сырьевая зависимость экономики, монополизация и неразвитость конкурентного рынка.

6. В России необходимо использовать модель социально-экономического развития, основанную не на дешевой рабочей силе, а на высоком уровне жизни.

 

Список использованных источников

 

  1. Альтернативы модернизации российской экономики / под ред. А. В. Бузгалина. М.: Таурус Альфа, 1997. 325 с.
  2. Брагинский С. В. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления /С. В. Брагинский, Я. А. Певзнер. М.: Мысль, 1991. 278 с.
  3. Бузгалин А. В. Переходная экономика. М.: БЕК, 1994. 202 с.
  4. Вечканов Г. С. Макроэкономика / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. СПб.: Питер, 2007. 240 с.
  5. Гайдар Е. Г. Государство и эволюция. М.: Евразия, 1995. 211 с.
  6. Герасименко В. В. Ценовая политика фирмы. М.: Финстатинформ, 1995. 301 с.
  7. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1976. 198 с.
  8. Долан Э. Макроэкономика /Э. Долан, Д. Линдсей. СПб.: Литература плюс, 1994. 376 с.
  9. Итоги 2006 года и будущее экономики России: потенциал несырьевого сектора (экономический доклад Общероссийской организации «Деловая Россия») // Вопросы экономики. 2007. № 9. С.27-45.
  10. Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1992. 312 с.
  11. Корнаи Я. Путь к свободной экономике. М.: Экономика, 1990. 199 с.
  12. Кульков В. М. В координатах смешанной экономики. М.: Знание, 1994. 232 с.
  13. Курс экономической теории: Учебное пособие / под. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров: АСА, 1995. 624 с.
  14. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело ЛТД, 1993. 321 с.
  15. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М.: ТПО «Квадрат», 1991.
  16. Лившиц А. Я. Экономическая реформа в России и ее цена. М.: Культура, 1994. 234 с.
  17. Макконнелл К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Т 1. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. М.: Республика, 1993. 399 с.
  18. Макконнелл К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Т 2. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. М.: Республика, 1993. 400 с.
  19. Мэнкью Н. Г. Макроэкономика. М.: Изд-во МГУ, 1994. 254 с.
  20. Основы экономической теории: Учебное пособие / под ред В. Д. Камаева. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. 284 с.
  21. Переходы и катастрофы: опыт социально-экономического развития. М.: Экономика, 1994. 199 с.
  22. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. М.: Экономика, 1994. 301 с.
  23. Сакс Дж. Стадилизация российской экономики: концепция и действительность // МЭиМО.1995. № 2. С.15-19.
  24. Синицын К. Ю. На пути к экономической демократии. М.: Знание, 1993. 222 с.
  25. Столерю Л. Равновесие и экономический рост. М.: Статистика, 1974. 189 с.
  26. Теория переходной экономики. Т.1 / под ред. В. В. Герасименко. М.: ТЕИС, 1997. 345 с.
  27. Теория переходной экономики. Т.2 / под ред. Е. В. Красниковой. М.: ТЕИС, 1998. 356 с.
  28. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М.: Новости, 1992. 342 с.
  29. Эклунд К. Р. Эффективная экономика. М.: Экономика, 1991. 287 с.
  30. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.: Начала-Пресс, 1991. 231 с.



Информация о работе Основное направление развития в постсоциалистичеком государстве