Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:58, курсовая работа
Как и в странах, проводивших жесткую стабилизационную политику, первыми видимыми результатами постсоциалистических реформ становятся падение объема производства и доли денег в валовом внутреннем продукте. Однако в условиях слабой политической поддержки стабилизационной поли¬тики государственные предприятия отвечают на вызов изменившейся эконо-мической среды значительно более быстрым наращиванием взаимных непла-тежей по сравнению со странами, проводившими политику быстрой дезин-фляции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИК
1.1 Черты социалистической экономики…………………………….
1.2 Основные направления выхода из социализма………………….
1.3 Предпосылки устойчивого функционирования рыночной эко-номики……………………………………………..…………………...
1.3.1 Судопроизводство………………………………………………..
1.3.2 Банковская система..…………………………………………….
1.3.3 Менеджмент………………………………………………………
2. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
2.1 Осуществление постсоциалистических реформ на постсовет-ском пространстве………………………………………………….….
2.2 Основные проблемы российской экономики……………………
2.3 Модель социально ориентированного рынка……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н. П. ОГАРЕВА
Факультет экономический
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ
В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕКОМ ГОСУДАРСТВЕ
Автор курсовой работы
Специальность
Обозначение курсовой работы КР-02069964-0611-ЭТ-13-08
Руководитель работы
канд. экон. наук, доцент
Оценка
Саранск 2008
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИМЕНИ Н. П. ОГАРЕВА
Факультет экономический
Кафедра экономической теории
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студент Маслов С. С.
1 Тема «Основное направление развития в постсоциалистическом государстве»
2 Срок представления работы к защите 20.05.2008
3 Исходные данные для научного исследования__________________
______________________________
______________________________
4 Содержание курсовой работы
4.1 Сущность социалистической и предпосылки развития рыночной экономик
4.2 Развитие российской экономики в постсоциалистический период
Руководитель работы
подпись, дата, инициалы, фамилия
Задание принял к исполнению
______________________________
дата, подпись
РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 33 страницы, 5 рисунков, 3 таблицы, 30 использованных источников.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ, ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ, МОДЕЛЬ РЫНКА.
Объектом исследования является процесс развития в постсоциалистическом государстве.
Цель работы – рассмотреть возможные направления развития в постсоциалистическом государстве.
В процессе работы использовались абстрактно-логический, статистический, аналитический методы, сравнительный анализ.
В результате исследования дана характеристика социалистической и рыночной экономик, приведен вариант модели социально ориентированного рынка в качестве основного направления развития в постсоциалистическом государстве.
Область применения – в учебном процессе в рамках курсов «Экономическая теория» и «Макроэкономика».
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
5 |
1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИК |
|
1.1 Черты социалистической экономики……………………………. |
7 |
1.2 Основные направления выхода из социализма…………………. |
11 |
1.3 Предпосылки устойчивого
функционирования рыночной экономики……………………………………………..…… |
15 |
1.3.1 Судопроизводство…………………… |
16 |
1.3.2 Банковская система..……………………………………………. |
17 |
1.3.3 Менеджмент…………………………………… |
18 |
2. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД |
|
2.1 Осуществление постсоциалистических
реформ на постсоветском пространстве……………………………………………… |
20 |
2.2 Основные проблемы российской экономики…………………… |
23 |
2.3 Модель социально ориентированного рынка…………………… |
28 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
30 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. |
31 |
Введение
Вопрос о выборе курса экономического развития в подавляющем большинстве стран, сформировавшихся из республик бывшего СССР, а так же в Румынии и Болгарии, был предметом острой политической борьбы, проводимая финансовая и денежная политика подвергались резким колебаниям. В некоторых из этих стран правительства с самого начала ориентировались на попытки реализации «мягких», «щадящих», постепенных реформ (Румыния, Украина и др.). В других начатые радикальные преобразования оказались политически необеспеченными, быстро сменялись попытками реализации мягкой денежной и бюджетной политики (Россия, Болгария). Результатом стали сохранение в течение длительного времени высоких темпов инфляции и отложенная финансовая стабилизация. Дальнейшее развитие показало, что продолжительный высокоинфляционный период приводит к формированию ряда микро- и макроэкономических феноменов, которые оказываются устойчивыми и существенно влияют на дальнейшее развитие национальных экономик, сдерживая экономический рост и воспроизводя финансовую нестабильность.
Как и в странах, проводивших жесткую стабилизационную политику, первыми видимыми результатами постсоциалистических реформ становятся падение объема производства и доли денег в валовом внутреннем продукте. Однако в условиях слабой политической поддержки стабилизационной политики государственные предприятия отвечают на вызов изменившейся экономической среды значительно более быстрым наращиванием взаимных неплатежей по сравнению со странами, проводившими политику быстрой дезинфляции. Падение выпуска вместе с резким сокращением реальной денежной массы и взрывным ростом взаимных неплатежей предприятий порождают представление о существовании следующих взаимосвязей в экономике: избыточно жесткая денежная политика, проводимая из доктринерских (монетаристских) соображений - нехватка денег в экономике - неплатежи предприятий - падение производства. Отсюда и стандартный рецепт действий в этой ситуации: наращивать денежное предложение («насытить деньгами экономику»), решить проблему неплатежей за счет денежной эмиссии и взаимозачетов, обеспечить базу для начала экономического роста.
Разноплановость предлагаемых направлений развития в постсоциалистическом государстве определило актуальность данного исследования.
Объектом исследования является процесс развития в постсоциалистическом государстве.
Цель исследования – рассмотреть возможные направления развития в постсоциалистическом государстве.
Объект и цель работы определили следующие задачи исследования:
- проанализировав экономическую литературу по проблеме исследования, сопоставить особенности социалистической и рыночной экономик;
- рассмотреть возможности осуществления постсоциалистических реформ на постсоветском пространстве;
- выявить основные проблемы российской экономики;
- предложить модель развития экономики в постсоциалистическом государстве.
Практическая новизна исследования заключается в приведенном варианте модели социально ориентированного рынка в качестве основного направления развития в постсоциалистическом государстве.
1 Сущность социалистической и предпосылки развития рыночной экономик
1.1 Черты социалистической экономики
Характерными чертами высокоиндустриальной социалистической экономики является то, что значительная часть сформированных в ее рамках производственных структур оказывается неэффективной и нежизнеспособной в рыночных условиях. К тому же экономическое развитие в СССР и странах СЭВ в 70-80-х годах находилось под влиянием масштабной нефтяной ренты, которая была обусловлена вводом в эксплуатацию высокоэффективных западносибирских нефтяных месторождений и благоприятной конъюнктурой мирового рынка нефти. Резкое снижение мировых цен на нефть в середине 80-х годов усугубило кризис сложившихся при социализме производственных структур.
В этой ситуации сокращение объема производства в постсоциалистических странах в течение первых трех-четырех лет после краха социализма носит общий характер и крайне слабо зависит от проводимой экономической политики.
Еще одна черта поздней социалистической экономики - существование денежного навеса, превышение объема денежной массы над предъявляемым экономическими агентами спросом на деньги, проявляющееся в форме товарного дефицита. Социалистическое хозяйство по своей природе - экономика подавленной инфляции. В условиях фиксированных цен государство имеет широкие возможности наращивания денежной массы. Избыточное денежное предложение, рождаемое финансированием дефицита бюджета или кредитованием предприятий государственного сектора, не имея возможности реализоваться в более высоком уровне цен, накапливается в вынужденных сбережениях, неудовлетворенном спросе на товары и услуги.
Экономика подавленной
инфляции может устойчиво
Таким образом, два крупных макроэкономических процесса, с которыми сталкиваются постсоциалистические страны, - это резкое падение производства и реальной денежной массы. Причем эти процессы, как правило, носят значительно более масштабный характер, чем ожидали начинавшие реформы правительства. Отсюда повсеместное появление сразу после начала реформ в экономико-политических дискуссиях построений, связывающих падение производства с избыточным сжатием кредита и денежной массы, предложений увеличить темпы роста денежной массы для стабилизации производства.
Там, где правительства
оказывались устойчивыми к
Первым макроэкономическим индикатором, свидетельствующим о приближении подъема, становится рост экспорта на конвертируемую валюту, начинающийся, как правило, сразу после либерализации цен, за ним следует общий рост экспорта. Начиная со второго года реформ, обычно стабилизируются и начинают расти уровень реальных доходов населения и реальная заработная плата. Динамика инвестиций запаздывает по сравнению с динамикой выпуска. Рост инвестиций в основной капитал начинается обычно лишь после начала общего экономического подъема.
Одна из важнейших
причин экономической стагнации
и нарастающего кризиса социализма,
приведшая к его краху, - отсутствие
в социалистической экономике набора
институтов, обеспечивающих генерирование
и внедрение эффективных
Формирование среды, обеспечивающей подобные стимулы, - стратегическая задача постсоциалистического перехода. В условиях развитой рыночной экономики важнейший механизм, позволяющий решать эти задачи, основывается на жестких бюджетных ограничениях предприятий. Предприятия, не способные эффективно использовать ресурсы, не внедряющие наиболее рациональные способы производства, оказываются неконкурентоспособными, начинают испытывать проблемы с ликвидностью, становятся убыточными, их менеджеры теряют работу, а хозяева - собственность. Именно жесткая связь эффективности и финансовой устойчивости с сохранением контроля над соответствующими ресурсными потоками - важнейший механизм, обеспечивающий рыночной экономике успех в соревновании с социализмом.
В социалистической экономике, напротив, бюджетные ограничения - мягкие. Сохранение позиции руководителя прямо зависит от его лояльности по отношению к вышестоящему начальству, выполнения значимых для руководства заданий по объектам и номенклатуре выпуска, но отнюдь не от эффективности использования ресурсов и финансовых результатов. Сами масштабы выделяемых в распоряжение предприятий финансовых и кредитных ресурсов формируются в процессе иерархических торгов и крайне слабо связаны с финансовыми результатами деятельности. Очевидные негативные последствия подобного положения вещей для стимулирования эффективности производства создали базу для формирования концепции рыночного социализма, в рамках которого, при сохранении фундаментальных характеристик социалистической системы (доминирующая роль государственной собственности, авторитарный политический контроль коммунистической партии), предприятия получают значительную самостоятельность в текущей экономической деятельности, формировании структуры производства и хозяйственных связей, а финансовые результаты становятся важнейшим критерием их деятельности.
Информация о работе Основное направление развития в постсоциалистичеком государстве