Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:58, курсовая работа
Как и в странах, проводивших жесткую стабилизационную политику, первыми видимыми результатами постсоциалистических реформ становятся падение объема производства и доли денег в валовом внутреннем продукте. Однако в условиях слабой политической поддержки стабилизационной поли¬тики государственные предприятия отвечают на вызов изменившейся эконо-мической среды значительно более быстрым наращиванием взаимных непла-тежей по сравнению со странами, проводившими политику быстрой дезин-фляции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИК
1.1 Черты социалистической экономики…………………………….
1.2 Основные направления выхода из социализма………………….
1.3 Предпосылки устойчивого функционирования рыночной эко-номики……………………………………………..…………………...
1.3.1 Судопроизводство………………………………………………..
1.3.2 Банковская система..…………………………………………….
1.3.3 Менеджмент………………………………………………………
2. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
2.1 Осуществление постсоциалистических реформ на постсовет-ском пространстве………………………………………………….….
2.2 Основные проблемы российской экономики……………………
2.3 Модель социально ориентированного рынка……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..
Бывшие государственные предприятия близки государству. Государство заинтересовано в сохранении социальной стабильности и соответственно занятости, в предотвращении резкого роста безработицы. Финансовые проблемы предприятия нередко действительно порождены факторами, от него независящими (неоплаченные долги за поставленную странам СЭВ продукцию, прекращение поставок комплектующих, получаемых по линии социалистической кооперации, и т. д.). Сама управленческая элита, во многом унаследованная от социализма, объединена общим прошлым, выработанными нормами взаимопомощи, навыками работы в условиях мягких бюджетных ограничений.
Таким образом, анализ опыта стран, проводивших в начале переходного периода жесткую антиинфляционную политику, показывает, что падение объема выпуска и доли денег в валовом внутреннем продукте - неизбежные черты начального периода постсоциалистического перехода. При проведении политики устойчиво низких темпов роста денежной массы и максимального ограничения денежного финансирования дефицита бюджета инфляционный скачок, порожденный ликвидацией денежного навеса, удается быстро остановить. Локомотивом экономического роста, как правило, выступает быстро формирующийся новый частный сектор. При этом для переходного процесса характерны быстрые и масштабные структурные сдвиги в производстве и занятости. В этих условиях эволюция поведения предприятий носит следующий характер:
Финансовые проблемы государства и необходимость ограничения бюджетного дефицита с целью сдерживания инфляции являются важнейшим фактором, заставляющим постсоциалистические власти обеспечивать ужесточение финансового режима работы предприятий. Лишь укоренение жестких бюджетных ограничений приводит нормы поведения постсоциалистических предприятий в соответствие с принятыми в развитых рыночных экономиках и заложенными в основу современной микроэкономической теории. Для постсоциалистических предприятий с мягкими бюджетными ограничениями базовая гипотеза современной микроэкономики о стремлении предприятий к максимизации прибыли не соблюдается. Здесь формируется принципиально иная, отличная и от традиционной социалистической, и от стандартной рыночной система стереотипов и норм поведения. Наибольшего развития эти процессы получают в странах с более медленным развертыванием постсоциалистических реформ, там, где период высокой инфляции оказался растянут.
1.2 Основные направления выхода из социализма
Выход из социализма можно рассматривать по следующим основным направлениям: приватизация; снижение бюджетной нагрузки расширенного правительства на экономику; реформирование социальной сферы; развитие контрактного права.
Имеющийся опыт приватизации государственной собственности в постсоциалистических странах позволяет сформулировать гипотезу о том, что статистически фиксируемый масштаб преобразований собственности (доля приватизированных предприятий, число занятых на них и т. п.) прямого отношения к темпам и завершенности системной трансформации не имеет.
Единственный критически важный с точки зрения системной трансформации аспект приватизации - отделение финансов предприятия от государственных, снятие с государства, с налогоплательщика ответственности, обязательств платить по счетам предприятия, превращение таким образом государственного бюджета в своего рода «предприятие с ограниченной ответственностью». Однако этот аспект может реализовываться и помимо собственно приватизации (в то же время он способен не полностью реализовываться и в рамках приватизации) в разных вариантах корпоратизации.
Это хорошо демонстрирует постсоциалистическая экономическая история. Так, страны, имевшие традицию частной собственности (мелкой и средней) и предпринимательства даже в рамках социалистической экономики (Польша, Венгрия) и не проводившие в постсоциалистический период массовой приватизации государственных предприятий, в плане реализации стратегических целей приватизации (рост инвестиций, повышение эффективности менеджмента, усиление хозяйственных мотиваций, внедрение рыночных стимулов и механизмов на микроуровне и пр.) продвинулись дальше, чем многие страны, осуществившие массовую приватизацию и формально имеющие более высокую долю частных предприятий в структуре производства ВВП, но не имеющие опыта некриминального частного хозяйствования (большинство государств бывшего СССР). В то же время некоторые государства, осуществившие массовую приватизацию в постсоциалистический период и имевшие крайне ограниченный опыт частного предпринимательства в рамках социалистической экономики (Чехия, Словакия, Эстония), достигли больших успехов в формировании механизмов и стимулов эффективного частного хозяйствования.
Приватизация становится
не формальной, а реальной только в
случае, если она дополняется
Снижение доли государственных изъятий, расходов расширенного правительства имеет более прямое воздействие на содержание и темпы системной трансформации. Нельзя, конечно, напрямую увязывать темпы экономического роста с долей государственных изъятий в ВВП. Это, в конце концов, противоречит исторической фактуре. Да и в период постсоциалистической трансформации ряд стран, дальше других продвинувшихся в «капиталистическом строительстве», имеет более высокий уровень государственных изъятий в ВВП, чем у остальных постсоциалистических стран, таких успехов не добившихся.
Другое дело, насколько долгосрочной может оказаться стратегия сохранения больших объемов государственных обязательств (главным образом социальных), хотя бы и в полной мере профинансированных за счет высоких государственных изъятий. Есть основания считать, что она имеет довольно ограниченные временные рамки. Об этом же говорит и опыт развитых рыночных экономик. Те из них, которые долгое время держали завышенной долю расходов расширенного правительства в ВВП (прежде всего скандинавские страны), столкнулись с долгосрочной тенденцией затухания экономического роста и вынуждены были пойти на весьма радикальное сокращение государственных социальных расходов. Тем не менее в краткосрочном плане увязать возможности выхода из социализма, его темпы и результативность с быстротой снижения доли государственных изъятий из ВВП и уровнем, на котором они стабилизируются, не представляется возможным.
Реформирование социальной сферы вообще оказалось в весьма небольшой степени реализованным и почти во всех постсоциалистических странах очень существенно отстало от других сфер. Огромный груз государственно-патерналистской системы удовлетворения социальных потребностей, зафиксированный в бесконечном реестре государственных социальных обязательств, сохраняется практически во всех постсоциалистических странах. И даже в тех случаях, когда он существенно уменьшился, это не было результатом продуманных реформ, а специфическим феноменом послевоенных кризисных экономик, когда сама разруха девальвирует государственные обязательства.
Отчасти такое положение связано с повышенной инерционностью самих социальной и коммунальной систем. В свое время они дольше всего сопротивлялись вторжению социализма, его отношений и критериев. Теперь же точно так же препятствуют утверждению капиталистических отношений и институтов.
Отчасти оно связано и с разноуровневостью решения социальных проблем, большей их вмененности региональному и муниципальному уровням власти, а также их большей политической «температурой». Если реформирование социальной сферы не попадает в первое «окно политически возможного» сразу после распада социалистической системы, то затем оно становится вообще практически неосуществимым даже на градуалистской основе до открытия второго «окна», что может быть связано с чрезвычайным обострением бюджетного кризиса либо с внеэкономическими катаклизмами.
Развитие контрактного права важно потому, что оно создает институциональную структуру, присущую капиталистической рыночной экономике. Для социализма характерны не горизонтальные (контрактные, договорные), а вертикальные (директивные, плановые) отношения. Даже связи двух в юридическом смысле независимых хозяйствующих субъектов опосредовались отношениями каждого из них с государством и его институтами. И обязательства этих хозяйствующих субъектов относительно друг друга могли существовать только как проявление взаимных обязательств хозяйствующего субъекта (как, впрочем, и физического лица) и государства. Поэтому выход из социализма - одновременно и сокращение роли обязательств по линии «хозяйствующий субъект – государство», и формирование горизонтальных отношений по линии «субъект – субъект», оформляющихся в виде контрактного права. При этом отношения «субъект – государство» становится частным случаем отношений «субъект – субъект» и также оформляются контрактным правом.
Если же сокращение вассальных обязательств предприятия перед государством не сопровождается компенсирующим развитием горизонтальных отношений контрактного права, судебной реформой, то возникает ситуация вакханалии и развала налоговой, финансовой, кредитной дисциплины, ухода предприятий в «тень» и т. п. На практике именно так и развивались события после принятия небезызвестного «Закона о государственном предприятии», который ослабил вертикальные отношения, не дав взамен компенсации в виде развития горизонтальных отношений.
Общий вывод можно сформулировать следующим образом: выход из социализма для большинства постсоциалистических стран, в том числе и России, произошел, скорее, как формальный акт, чем как акт реальный. Имел место слом государственно-политической системы социализма, плановой системы распределения. Однако с собственно экономической точки зрения социализм еще довольно сильно укоренен в хозяйственной системе нынешних постсоциалистических стран. Именно это является наибольшим препятствием для их выхода на траекторию высокого и устойчивого экономического роста.
1.3 Предпосылки устойчивого функционирования рыночной экономики
Когда проблемы падения производства в постсоциалистических странах лишь обозначились, внимание исследователей, изучавших этот феномен, было приковано к самому факту дезорганизации хозяйственных связей, порождаемой их перестройкой применительно к рыночным условиям. Но проблема гораздо шире. Эффективно функционирующая рыночная экономика - это отнюдь не только рыночные цены, прокламированная частная собственность и формальные институты. Это в первую очередь сформированные опытом поколений традиции и обычаи гражданского общества, выработанные в соответствии с его требованиями умения и навыки.
1.3.1 Судопроизводство
Важнейшая предпосылка устойчивого функционирования рыночной экономики - эффективная система судопроизводства и реализация принятых судом решений. Независимый, руководствующийся исключительно правовыми нормами суд невозможен в рамках тоталитарного режима, он полностью противоречит его базовым основаниям. Вся традиция судопроизводства, унаследованная от социализма, - традиция суда как элемента репрессивной системы, лояльно выполняющего указания соответствующих партийных органов. Можно быстро принять правовые акты о судебной реформе и гарантиях независимости судов, это было сделано в подавляющем большинстве постсоциалистических стран. Но справедливый, руководствующийся правом суд - это не только формальные законы и отключенный телефон прямой связи с секретарем партийного комитета. Это, в первую очередь, длинная история формирующейся профессиональной этики, принятых в судебном сообществе норм поведения, репутации. Это функционирующее гражданское общество всегда готовое подвергнуть судью, нарушившего принятые нормы, социальным санкциям. Здесь необходимо время, адекватное финансирование судебной системы, и постоянство усилий. Причем нет никаких гарантий относительно сроков решения поставленной задачи.
Хотя функционирующая
система права и судопроизводст
1.3.2 Банковская система
В рамках реалий, формирующихся после краха коммунистического режима, ни рыночные репутации, ни система общественных связей, их формирующие, ни эффективно функционирующая правовая система просто не могут сразу сложиться с сегодняшнего дня на завтрашний по заказу даже при самом горячем желании новых властей. Отсюда - хронически низкий уровень выполнения принятых обязательств («неплатежи») ставшие на годы привычной нормой, формирование частных, в том числе криминальных форм арбитража и обеспечения выполнения контрактов.
Проблемы формирующейся после социализма банковской системы - лишь частное проявление общего дефицита рыночных традиций. Для создания действенной системы банковского надзора требуются хорошо подготовленные, понимающие, как функционирует отечественная банковская система, некоррумпированные кадры, которые невозможно в адекватных масштабах откуда-то импортировать. Но проблема глубже. В любой нормально функционирующей банковской системе надзор - лишь последний предохранитель. Ее устойчивость в определяющей степени зависит от стандартов профессиональной этики, принятых в банковском сообществе. Однако стандарты эти не возникают по мановению волшебной палочки после сноса памятника местному коммунистическому диктатору и возврата национальной символики. Отсюда - массовое распространение плохих кредитов, выданных аффилированным организациям и гражданам, широкая практика перекачки активов, хроническая ненадежность банковской системы, не позволяющая той стать действенным инструментом, перераспределяющим ресурсы в пользу эффективно функционирующих, растущих предприятий.
Информация о работе Основное направление развития в постсоциалистичеком государстве