Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:58, курсовая работа
Как и в странах, проводивших жесткую стабилизационную политику, первыми видимыми результатами постсоциалистических реформ становятся падение объема производства и доли денег в валовом внутреннем продукте. Однако в условиях слабой политической поддержки стабилизационной поли¬тики государственные предприятия отвечают на вызов изменившейся эконо-мической среды значительно более быстрым наращиванием взаимных непла-тежей по сравнению со странами, проводившими политику быстрой дезин-фляции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИК
1.1 Черты социалистической экономики…………………………….
1.2 Основные направления выхода из социализма………………….
1.3 Предпосылки устойчивого функционирования рыночной эко-номики……………………………………………..…………………...
1.3.1 Судопроизводство………………………………………………..
1.3.2 Банковская система..…………………………………………….
1.3.3 Менеджмент………………………………………………………
2. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
2.1 Осуществление постсоциалистических реформ на постсовет-ском пространстве………………………………………………….….
2.2 Основные проблемы российской экономики……………………
2.3 Модель социально ориентированного рынка……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..
Впрочем, само формирование последних - пожалуй, одна из наиболее сложных задач постсоциалистического перехода. То, что суть экономики постсоциалистического перехода - это в первую очередь перераспределение ресурсов, связанных в неэффективных производственных процессах и предприятиях, в пользу эффективных, способных выдерживать рыночную конкуренцию, ни для кого не было секретом к моменту краха коммунизма. Неожиданными стали масштабы трудностей, связанных с формированием самого сектора эффективно функционирующих в рыночных условиях предприятий; время, необходимое для того, чтобы этот сектор стал на ноги, оказался в состоянии компенсировать своим ростом свертывание нежизнеспособных производств.
1.3.3 Менеджмент
Сегодня, по накоплению опыта,
причины соответствующих
Не стоит переоценивать
и возможности
Таким образом, крах тоталитарного политического режима автоматически запускает процесс саморазрушения социалистической экономической системы, для которой он был необходимым несущим каркасом. Быстро выявляется невозможность сохранения значительной части экономических структур и производств. Вместе с тем, формирование институтов и традиций, необходимых для удовлетворительного функционирования, тем более роста рыночной экономики требует времени. Отсюда - неизбежность протяженного периода падения производства после краха социализма (постсоциалистической рецессии), когда высвобождение ресурсов из традиционных секторов и производств не в полной мере компенсируется ростом рыночного сектора.
2. Развитие российской экономики в постсоциалистический период
2.1 Осуществление постсоциалистических реформ на постсоветском пространстве
Деморализованная советская элита была неспособна к жесткому и немедленному подавлению любых признаков недовольства, это решило судьбу социалистической системы. Достаточно сравнить кровавое и решительное подавление протеста в период расцвета империи (Новочеркасск, 1962 г.) с картиной трясущихся рук власти при любых попытках применения насилия (Тбилиси 1989 г., Вильнюс 1991 г. и т. д.), чтобы понять главное из того, что в это время происходило в Советском Союзе: из страны уходил вбивавшийся десятилетиями панический ужас перед начальством.
То, что смыслом всей системы государственного устройства СССР было всевластие КПСС, ни у одного разумного человека, жившего в нашей стране, никогда не вызывало сомнения. Поэтому вполне естественно, что когда страх перед партией и тайной полицией начал ослабевать, вся государственная машина, лишенная стержня, стала распадаться на куски. Ни в формальных законах, ни в традициях не было ответов на базовые вопросы: как соотносятся права Союза с правами союзных республик, союзных республик с правами автономных, областей с республиками, городами и районами? Что делать, если органы власти разного уровня принимают противоположные решения при рассмотрении одного и того же вопроса? И все это в стране, где вся система хозяйственных связей может действовать лишь при жестком контроле за выполнением директивных планов.
Перечитав советскую периодическую печать 1989-91 гг., можно увидеть картину рушившейся плановой дисциплины, невыполненных директив, сорванных обязательств по поставкам, барьеров, выстраивавшихся на пути межрегиональных товаропотоков, исчезающего потребительского рынка и нарастающего дефицита. Все это под руководством опытных советских хозяйственников: Н. Рыжкова, В. Павлова, И. Силаева. Они понимали, что надо сделать в рамках старой системы, чтобы навести хоть какой-нибудь порядок. Но для этого была необходима фундаментальная предпосылка - вернуть страх перед жесткой неограниченной властью. А именно это-то сделать в условиях нарастающей политической дестабилизации, утраты правящей элитой уверенности в собственной правоте, ее делегитимизации было невозможно. События 19-21 августа 1991 года показали это со всей очевидностью.
Если до попытки августовского переворота социалистическая система разваливалась постепенно и у части элиты были надежды силой остановить этот процесс, то с августа он приобретает лавинообразный характер: запрет компартии, повсеместное провозглашение приоритетов республиканских законов над союзными, полная деморализация союзных органов власти, декларация независимости Украины, утрата союзным Госбанком контроля за денежным обращением. Все это свидетельствовало о том, что старого государства уже нет. Между тем, союзные республики от этого, отнюдь, не становились автоматически полноценными государствами: у них не было таких важнейших атрибутов государственности, как границы, таможни, контроль над денежным обращением, армия и т. д.. Не удивительно, что в этой ситуации колхозы и совхозы категорически отказываются сдавать зерно, а вся система межрегиональных поставок продовольствия рушится. Именно в этих реальных условиях и было необходимо выработать программу действий нового российского руководства.
Фундаментальное отличие развития событий на постсоветском пространстве от ситуации в Восточной Европе состояло в том, что здесь крах социалистической политико-экономической системы одновременно совпал с крушением государства. Восточноевропейские страны получили в наследство от социализма действующие государственные институты. Их, разумеется, было необходимо перестраивать в соответствии с новыми демократическими и рыночными условиями, но сам факт их существования, однозначность законодательства, возможность дать четкие ответы на фундаментальные вопросы о том, кто контролирует границы, кто имеет монополию на применение законного насилия, кому подчиняется армия, кто устанавливает налоги, регулирует денежное обращение, расширяли выбор альтернативных программ проведения постсоциалистических реформ и перехода к рыночной экономике. Здесь была реальная возможность выбирать между более решительными и радикальными преобразованиями, которые были осуществлены в Польше, или попытками сохранения широкого круга институтов, унаследованных от социалистической эпохи, как это произошло в Румынии.
На постсоветском пространстве крах союзного государства и порожденный им институциональный вакуум существенно сужал свободу маневра и объективно выдвигал в центр внимания иной набор альтернатив. Осенью 1991 года перед российскими органами власти стояли три ключевые проблемы.
1. Союзное государство де-факто перестало существовать. Российское государство де-юре не является независимым и не имеет важнейших государственных институтов.
2. Сама российская конституция и система органов государственной власти были унаследованы от советского периода и мало приспособлены для радикально изменившихся условий. Конституция не давала однозначных ответов на вопрос о разделении полномочий между ветвями власти, между Федерацией и ее субъектами.
3. Социалистическая командная экономическая система практически перестала функционировать, система снабжения была парализована, заготовки зерна сократились до нуля, потребительский рынок был разрушен. Введенные в подавляющем большинстве регионов продовольственные карточки не отоваривались.
Собственно само наличие первой и второй фундаментальных проблем, разрешить которые в течение нескольких недель было очевидно нереально, исключало возможность выбора сценария продразверстки для преодоления экономического кризиса. Поэтому вопрос о немедленном начале экономических реформ и либерализации цен в этот период перестал быть предметом экономико-политических дебатов.
Суть альтернативы была в ином. Она включала две компоненты.
1. Можно ли объединить по времени решение всех трех обозначенных выше фундаментальных проблем: юридический роспуск Советского Союза, принятие новой конституции и начало экономических реформ.
2. Как в условиях очевидной незавершенности процесса институционального и правового оформления нового российского государства запустить рыночные механизмы, преодолеть кризис снабжения городов, не имея не только важнейших традиций и институтов развитой рыночной экономики, но и даже минимально необходимых предпосылок ее функционирования.
Возможность одновременного осуществления политических и экономических реформ активно обсуждалась осенью 1991 года.
Можно выделить следующие проблемы, определившие экономическую динамику на постсоветском пространстве: 1) протяженность периода постсоветской рецессии; 2) временной лаг в структурных реформах; 3) опасность копирования институциональных решений, хорошо работающих в развитых рыночных экономиках; 4) опасность стратегий дезинфляции, включающих фиксацию валютного курса; 5) взаимосвязь финансовой стабилизации и укоренения жестких бюджетных ограничений на уровне предприятий.
2.2 Основные проблемы российской экономики
На сегодняшний день при общих положительных тенденциях кардинальных сдвигов в социальной сфере, структуре экономики, во внешней торговле РФ до сих пор не произошло; отечественной экономике по-прежнему присущ ряд системных проблем.
1. Недостаточная эффективность социальной системы. В настоящее время до 20% россиян имеют доходы ниже прожиточного минимума. Вместе с тем в топливной промышленности у 50% работников уровень доходов превышает прожиточный минимум в 20 раз, а в банковской сфере у 30% работников - в 26 раз. Коэффициент дифференциации доходов в 2006 г. достиг 15,3 раза (в 2005 г. - 14,8 раза), что является одним из самых высоких показателей в мире. Сегодня самые умные, талантливые и способные работают в сырьевых отраслях, в финансовом и торговом секторах экономики, то есть там, где хорошо платят (рисунок 1).
Рисунок 1 – Уровень средней заработной платы в секторах экономики России, 2005 г. (руб. в мес.)
В 2006 г. сохранялась высокая инфляция. И хотя ее общий уровень снизился по сравнению с 2005 г. до 9 %, ориентир на 2006 г. был превышен. Существенно возросли цепы на основные предметы потребления (таблица 1).
Таблица 1 – Товары и услуги, наиболее подорожавшие в 2006 г.
Товары и услуги |
Рост цен, % |
Квартиры |
35,0 |
Детские сады |
28,5 |
Услуги ЖКХ |
17,9 |
Электричество |
16,7 |
Бензин |
15,8 |
Пассажирский транспорт |
12,9 |
Превышение ориентира Банка России по инфляции во многом обусловлено, во-первых, усиливающимся воздействием ее немонетарных факторов (ростом тарифов в секторах ЖКХ и естественных монополий, продолжающейся корректировкой потребительских цен в соответствии с ценами мирового рынка - импортируемая инфляция, и т. д.) и, во-вторых, определенным влиянием монетарных факторов: значительным притоком ликвидности по экспортным и капитальным каналам, которая была не в полном объеме стерилизована Минфином и ЦБ РФ, а также корректировкой бюджетных расходов в сторону их повышения в течение года. Таким образом, рост денежных доходов населения и потребительского спроса лишь в ограниченной степени влияет на инфляцию, но вместе с тем является одним из факторов, играющих все большую роль в развитии национального производства.
2. Экспортно-сырьевая зависимость экономики. В целом российская экономика по-прежнему характеризуется высокой сырьевой зависимостью. На сырьевые компании приходится , капитализации отечественного фондового рынка. В то же время среди наиболее динамично развивающихся отраслей в 2006 г. оказались сегменты, связанные с потребительским рынком (рисунок 2).
Рисунок 2 – Темпы роста секторов экономики и ВВП России в 2005-2006 гг. (в %)
Рост сырьевых и неторгуемых секторов сопровождается ухудшением положения многих обрабатывающих отраслей: медленнее всего развиваются машиностроение, легкая промышленность, сельское хозяйство, а также высокотехнологичные отрасли. На ситуацию в машиностроении влияет и крайне незначительный объем инвестиций по сравнению с добывающим сектором и сферой услуг (рисунок 3).
Информация о работе Основное направление развития в постсоциалистичеком государстве