Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 13:30, курсовая работа
Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического. Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I. РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ………….4
II. СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА……………………………………………………….15
III. АНАЛИЗ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА ……………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..41
Двухфакторная теория Герцберга.
Герцберг разработал еще одну модель мотивации, основанной на потребности. Согласно выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две большие категории, которые он назвал «гигиеническими факторами» и «мотивацией».
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации – с самим характером и сущностью работы. Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. На их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.
Вот как Герцберг описывал
соотношения между
Согласно теории Герцберга,
Теория ожиданий.
Теория ожиданий базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным, необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Ожидание можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Большинство людей ожидают, например, что окончание колледжа позволит им получить лучшую работу и что, если работа с полной отдачей, можно продвинуться по службе. При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда – результаты; результаты – вознаграждения и валентность. Ожидание в отношении затрат труда – результатов (З-Р) – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Если люди чувствуют, что прямой связи между затраченными усилиями и достигаемыми результатами нет, то, согласно теории ожидания, мотивация будет ослабевать. Отсутствие взаимосвязи может произойти из-за неправильной самооценки работника, из-за его плохой подготовки или неправильного обучения, или же из-за того, что работнику не дали достаточно прав для выполнения поставленной задачи.
Ожидания в отношении
Третий фактор, определяющий мотивацию
в теории ожидания – это
валентность или ценность
III. Анализ затрат рабочего времени
как
критерий оценки деятельности
В определение степени эффективности труда заключается цель оценки результатов деятельности, которую можно представить себе как продолжение функции контроля. Процесс контроля предусматривает учреждение стандартов и измерение результатов для определения отклонения от установленных норм и при необходимости принятие корректирующих мер. Аналогичным образом, оценка результатов деятельности требует, чтобы руководители собирали информацию о том, насколько эффективно каждый работник выполняет делегированные ему обязанности. Сообщая эти сведения своим подчиненным руководитель информирует их о том, как хорошо они справляются со своей работой, и дает им возможность исправить свое поведение, если оно не соответствует принятому. Вместе с тем, оценка результатов деятельности позволяет руководству определить наиболее выдающихся работников и реально поднять уровень их достижений, переводя их на более привлекательные должности.
В основном, оценка результатов деятельности служит трем целям:
Административные функции:
Каждая организация должна выполнять оценку труда своего персонала для принятия административных решений о повышении, переводе и прекращении трудового договора. Продвижение по службе помогает организации, поскольку позволяет ей заполнить вакансии служащими, которые уже проявили свои способности. Оно помогаете служащим, поскольку удовлетворяет их стремление к успеху, достижениям и самоуважению. Продвижение по службе — отличный способ признания выдающегося исполнения работы. Однако при принятии решений о продвижении по службе руководство должно повышать только тех, кто имеет способности для эффективного исполнения обязанностей на новой должности. К сожалению, иногда повышают тех работников, которые хорошо исполняют свои нынешние обязанности, но не располагают потенциалом для эффективной работы в новой должности. Очень многие отделы сбыта впадали в ошибку, выдвигая отличного продавца на должность заведующей. В результате они теряли хорошего продавца и приобретали посредственного заведующего.
Перевод можно использовать, чтобы расширить опыт работника, а также в тех случаях, когда руководство считает, что он или она будут работать более эффективно на другой должности. Иногда перевод используется и в тех случаях, когда человек работает неудовлетворительно, но в связи с его большим стажем или прошлыми заслугами руководство считает, что прекращение трудового договора с ним было бы неэтичным. В такой ситуации перевод представляет собой понижение в должности, и бедняга оказывается на такой должности, где он или она еще могут приносить какую-то пользу, но не будут блокировать карьеру способному молодому работнику или фактически препятствовать реализации целей организации.
В тех случаях, когда работнику сообщили оценку результатов его труда и предоставили достаточные возможности для ее улучшения, но работник не хочет или не может работать по стандартам организации, трудовой договор с ним должен быть расторгнут во имя реализации целей организации. Какова бы ни была административная ситуация, ясно, что без эффективного метода оценки результатов деятельности невозможно принять обоснованное решение.
Информационные функции. Оценка результатов деятельности нужна и для того, чтобы можно было информировать людей об относительном уровне их работы. При должной постановке этого дела, работник узнает, не только достаточно ли хорошо он или она работает, но и что конкретно является его силой или слабостью и в каком направлении он может совершенствоваться.
Мотивационные функции. Оценка результатов трудовой деятельности представляет собой важное средство мотивации поведения людей. Определив сильных работников, администрация может должным образом вознаградить их благодарностью, зарплатой или повышением в должности. Систематическое, положительное подкрепление поведения, ассоциирующегося с высокой производительностью, должно вести к аналогичному поведению и в будущем. Как вы могли уже понять, информационные, административные и мотивационные функции оценки трудовой деятельности взаимосвязаны, т.е. информация, ведущая к административному решению о повышении по службе, должна положительно мотивировать человека к хорошей работе.
В одном исследовании было установлено, что более 90% компаний имеют ту или иную систему оценки результатов трудовой деятельности. Однако эффективность системы оценки определяется несколькими факторами. Для начала отметим, что наиболее часто работа подчиненного оценивается его непосредственным вышестоящим начальником. Поэтому, он должен обладать способностью точно оценивать работу, не основывая свою оценку на личном отношении к подчиненному. Он должен также уметь довести эту оценку до подчиненного. Это может оказаться довольно трудным делом, когда работа плохая, особенно, если начальник никогда не проходил подготовки по технике общения. Из-за этих потенциальных проблем руководители могут выступать против формальных систем оценки результатов деятельности подчиненных. Дуглас Мак Грегор настоятельно выступает в пользу оценки трудовой деятельности, ориентированной на результаты труда. Он утверждает, что традиционные оценки не являются адекватными, поскольку они сфокусированы на основных чертах характера, таких как инициатива, способность срабатываться с коллективом, надежность, отношения с людьми. Это вынуждает руководителя быть пристрастным, а не объективным. Вместе с тем, если подчиненному говорят, что у него плохие отношения в коллективе, то это несет очень мало информации о том, что же он или она делает не так как надо и что же надо делать иначе. Вместо этого, утверждает Мак Грегор, руководитель и подчиненный вместе должны определить согласованные цели, которые будут использованы как стандарт для будущих оценок. Когда конкретные цели установить невозможно, руководитель должен выдать подчиненному информацию, в которой описывалось бы его желательное поведение, а не свойства характера или расплывчатые производственные цели. Для достижения максимальной точности оценки результатов трудовой деятельности желательно, чтобы собеседование носило двусторонний характер. Работник должен иметь возможность свободно обсуждать, почему его работа не соответствует стандарту, что могло послужить причиной этого и что будет предпринято для исправления положения. И, наконец, руководитель должен пытаться воспринимать работу подчиненного как можно более объективно. Когда, например, руководителя просят дать оценку своим подчиненным по каким-то свойствам их характера (надежность, отношения с людьми), то в рейтингах проявляется эффект «ореола», т.е. какое-то лицо получает одни и те же оценки по всем свойствам характера, хотя какие-то черты у него ярче выражены, а какие-то нет. Было также отмечено, что одни руководители имеют тенденцию давать всем высокие оценки, другие же, наоборот, — низкие, что еще больше снижает точность и полезность оценок работы.
Личность
может управлять тем, что она
расходует. Каждому из нас необходимо
видеть общую картину и структуру своих
дел и чувствовать, что ситуация под контролем.
Это помогает избавиться от спешки и избежать
стрессов. Эффективная загрузка рабочего
времени означает соответствие структуры
затрат этого времени целям и задачам,
стоящим перед ним. Только при таком соответствии
можно говорить о рациональном или не
рациональном использовании рабочего
времени. Проведем анализ эффективности
использования рабочего времени на примере
деятельности старшего администратора
ООО «Персона LAB».
Типовой классификатор
затрат
рабочего времени
старшего администратора
Перечень элементов затрат | Шифр затрат |
Изучение рабочих документов | 01 |
Подготовка нормативных документов, справок | 02 |
Подготовка отчетов | 03 |
Консультации по работе в других подразделениях организации | 04 |
Участие в производственных совещаниях | 05 |
Встреча с коллегами из других подразделений | 06 |
Разговоры по телефону (производственные) | 07 |
Повышение квалификации | 08 |
Регламентированные перерывы | 09 |
Нерегламентированные перерывы | 10 |
Проведение организационных совещаний с персоналом | 11 |
Карта самофотографии рабочего времени старшего администратора
Часы наблюдений | День недели | |||||||
Понедельник | Вторник | Среде | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье | ||
Дата | ||||||||
25.04 26.04 27.04 28.04 29.04 30.04 01.05 | ||||||||
1 | 0-15 | 01 | 01 | 05 | 01 | 01 | 01 | В |
16-30 | 03 | 07 | 05 | 07 | 04 | 03 | ||
31-45 | 03 | 07 | 05 | 04 | 07 | 03 | ||
46-60 | 10 | 07 | 05 | 07 | 07 | 10 | ||
2 | 0-15 | 07 | 11 | 05 | 02 | 03 | 10 | Ы |
16-30 | 11 | 07 | 05 | 02 | 10 | 11 | ||
31-45 | 07 | 07 | 10 | 02 | 10 | 11 | ||
46-60 | 04 | 07 | 10 | 07 | 07 | 11 | ||
3 | 0-15 | 04 | 07 | 01 | 07 | 07 | 07 | Х |
16-30 | 07 | 11 | 10 | 02 | 07 | 07 | ||
31-45 | 07 | 07 | 10 | 02 | 07 | 07 | ||
46-60 | 02 | 07 | 10 | 07 | 07 | 07 | ||
4 | 0-15 | 02 | 07 | 10 | 07 | 07 | 06 | О |
16-30 | 07 | 03 | 04 | 07 | 04 | 06 | ||
31-45 | 10 | 03 | 04 | 04 | 10 | 06 | ||
46-60 | 10 | 03 | 02 | 04 | 04 | 06 | ||
5 | 0-15 | 09 | 09 | 09 | 09 | 09 | 09 | |
16-30 | 09 | 09 | 09 | 09 | 09 | 09 | Д | |
31-45 | 09 | 09 | 09 | 09 | 09 | 09 | ||
46-60 | 09 | 09 | 09 | 09 | 09 | 09 | ||
6 | 0-15 | 04 | 07 | 11 | 02 | 07 | 04 | |
16-30 | 07 | 07 | 07 | 02 | 07 | 01 | ||
31-45 | 07 | 04 | 07 | 10 | 07 | 07 | Н | |
46-60 | 07 | 07 | 07 | 07 | 07 | 07 | ||
7 | 0-15 | 07 | 07 | 03 | 07 | 03 | 07 | |
16-30 | 03 | 07 | 03 | 07 | 07 | 07 | ||
31-45 | 03 | 07 | 02 | 10 | 07 | 04 | О | |
46-60 | 03 | 07 | 07 | 02 | 03 | 07 | ||
8 | 0-15 | 03 | 07 | 07 | 10 | 03 | 07 | |
16-30 | 07 | 04 | 03 | 07 | 07 | 03 | ||
31-45 | 07 | 03 | 03 | 07 | 07 | 03 | ||
46-60 | 07 | 03 | 03 | 07 | 03 | 07 | Й |