Организационная культура на производстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование содержания организационной культуры фирмы и анализ роли организационной культуры в менеджм
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- охарактеризовать понятие и содержание организационной культуры фирмы;
- исследовать свойство и структуру организационной культуры фирмы;
- проанализировать роль организационной культуры в менеджменте фирмы на примере компании «САНИ».

Оглавление

Введение 2
1 СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 4
1.1 Понятие организационной культуры 4
1.2 Структура организационной культуры 6
1.3 Содержание организационной культуры 9
2. СВОЙСТВА И СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ФИРМЫ 12
2.1 Свойства организационной культуры фирмы 12
2.2 Структура организационной культуры фирмы 14
3. РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ ФИРМЫ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «САНИ» 18
3.1 Особенности организационной культуры компании «САНИ» 18
3.2 Стратегия и организационная культура «САНИ» 20
Заключение 30
Приложения 34

Файлы: 1 файл

орг. культура готово.doc

— 233.00 Кб (Скачать)
  • принцип совместимости представлений о целях и ценностях, нормах стратегии и культуры организации;
  • принцип комплексности символических и реальных действий механизма управления культурой на всех уровнях организации;
  • принцип лидерства, а не силового воздействия, что означает исключение искусственного насаждения культуры: оно должно эволюционно преобразовываться при активной роли руководства;
  • принцип мотивации работников к изменениям, достижения соответствия новой системы знаний и поощрений за использование этих знаний в индивидуальных трудовых достижениях;
  • принцип гласности и доверия. Залог успеха изменения культуры – в поддержке коллективом и принятии перемен;
  • принцип целостности представлений о назначении организационной культуры: культура должна выражать не только отношения между членами организации, но и комплекс представлений о назначении данной организации в целом и ее членов в частности, цели, характер деятельности, перспективы и проблемы;
  • принцип первоочередности определения ценностей и философии организации;
  • принцип историчности, который предполагает, что культура не поддается простому манипулированию, она складывается годами, и сама в значительной мере определяет характер экономической системы, стиль управления;
  • принцип отрицания силового воздействия;
  • принцип комплексной оценки (учет не только прямого воздействия, но и опосредованного).

     Таким образом, в современных организациях работают люди разных способностей, возраста, образования, разного менталитета. Поэтому я считаю, что наиболее сложной задачей менеджеров является умение трансформировать систему индивидуальных ценностей в корпоративную системы ценностей, установок во имя успеха общего дела. На культуру фирмы влияет общество, рынок. Культура фирмы проявляется через представление о ценностях (жизненных установок) каждого работника и всего коллектива в целом, из которых выводятся нормы и правила поведения, по которым формируется конкретное поведение работников не только внутри фирмы, но и вне нее.

3. Роль организационной  культуры в менеджменте  фирмы на примере  компании «САНИ»

3.1 Особенности организационной  культуры компании  «САНИ»

 

     Воронежская компания «САНИ» занимается производством и реализацией компьютерной техники. Основными принципами организационной культуры компании «САНИ» являются: удовлетворение потребностей потребителей, поддержание низкого уровня издержек, рабочая этика, традиционные еженедельные совещания в штаб-квартире компании, проводимые с целью обмена идеями и анализа проблем, обязанность менеджеров посещать торговые точки и беседовать с покупателями, а также рассмотрение предложений от работников компании.

     Организационная культура компании связана с ценностями организации, убеждениями, традициями, стилем работы и внутренней средой организации.

     Менеджеры компании «САНИ» постоянно подчёркивают важность основных понятий, характеризующих стиль компании: качество, сервис, уровень цен. Персонал компании постоянно обращает внимание на детали и пути обеспечения основных составляющих бизнеса компании.

     Основой организационной культуры являются убеждения и философия в компании, определяющая, как ей вести дела, с обоснованием причин, почему это должно выполняться именно таким образом, а не иначе. В частности, организационная культура «САНИ» проявляется в системе ценностей и принципах ведения дела, определяемых руководством компании, в этических нормах и официальной политике (особенно по отношению к работникам, акционерам, покупателям), в традициях организации, в межличностных отношениях, практике контроля за работой персонала, в чётких установках и кредо компании, отношении к работникам компании и в особой внутренней сфере фирмы. Всё это социальные силы, действие некоторых из них совсем незаметно, но, тем не менее, они объединяют в себе и определяют понятие «культура организации».

     Убеждение компании «САНИ» и её деловая практика, лежащие в основе организационной культуры, формируются на основе самых различных источников. Это отдельные личности, рабочие группы, отделы или подразделения компании от самого низа до вершины иерархической пирамиды. Достаточно часто основные компоненты организационной культуры ассоциируются с именем основателя компании или первых руководителей, которые возвели их в ранг философии компании, установили набор принципов, которым организация должна следовать, разработали политику, стратегию и ведение компании. С течением времени менеджеры и работники компании также начинают придерживаться этих основных принципов, а вновь пришедшие на работу вынуждены адаптироваться к ним и следовать их профессиональным ценностям и опыту. Организационная культура «САНИ» является продуктом внутренних социальных сил; она представляет собой взаимозависимую систему ценностей и норм поведения, превалирующих в данной компании.

     Принципы  организационной культуры могут быть упрощены путём подбора новых членов команды, чьи цели и поведение соответствуют стилю компании, путём систематического ознакомления новых работников с основными принципами фирмы, а также постоянным упоминанием основных ценностей компании в разговорах с младшим персоналом, в рассказах, касающихся истории фирмы, регулярном поощрение тех, кто придерживается основных норм организационной культуры, и наказанием тех, кто нарушает их.

     Но  в тоже время, организационная культура «САНИ» не является статичной, раз и навсегда установленной формой взаимоотношений в компании. Кризисы и перемены, происходящие в экономике, нередко приводят к поиску новых методов ведения дел, новых поведенческих стандартов.

     Смена лидеров и руководства компании также может привести к возникновению новых ценностных ориентиров и практики, которая изменит культуру фирмы. Причиной изменений в концепции организационной культуры часто является внедрение компании в новую сферу бизнеса, завоевание новых рынков и её быстрый рост, сопровождающийся увеличением численности персонала.

     Несмотря  на то, что понятие «организационная культура» обычно рассматривают как единое целое, в корпорации «САНИ» существуют и так называемые субкультуры.

     Основные  ценности компании, принципы, методы ведения дела значительно изменяются в зависимости от отдела, географического расположения, подразделения компании или хозяйственной единицы. Причем упомянутые субкультуры могут вступать в противоречия друг с другом в случае, если стили менеджмента, философия бизнеса и принципы ведения хозяйственной деятельности в отдельных подразделениях компании слишком различны.

     Сильная организационная культура и её тесная связь со стратегией фирмы являются мощными рычагами управления персоналом с целью улучшения его работы.

     Если  культура фирмы противоречит принципам  деятельности, необходимым для достижения стратегического успеха, в неё вносятся изменения, причем делается это как можно быстрее, так как продолжительный и глубокий конфликт между основными положениями культуры и стратегии фирму ослабляет и может полностью разрушить все усилия менеджеров по реализации выбранной стратегии.

3.2 Стратегия и организационная  культура «САНИ»

 

     Тесная  связь между организационной  культурой и стратегией является действенным способом управления персоналом, помогающим повысить эффективность его работы в соответствии со стратегией компании. В корпорации «САНИ» это достигается двумя путями:

     - условия работы, созданные с учётом  полного соответствия культуры  компании процессу эффективной реализации стратегии, обеспечивают сотрудников системой правил, определяющих, как им осуществлять деятельность внутри компании и как работать, понимая свои непосредственные задачи. Работники корпорации с достаточно высокоорганизованной культурой не тратят время понапрасну на выяснения, что и как им нужно делать — их организационная культура обладает целой системой правил, привычек и чётких установок, определяющих поведение сотрудников в целом. В организациях со слаборазвитой организационной культурой никогда нет связи стратегии с культурой, отсутствуют чёткие установки и атмосфера неопределённости работы приводят к неуверенности сотрудника и напрасной трате его усилий;

     - высокоорганизованная культура, поддерживающая  стратегию, превращает работу в образ жизни, воспитывая и мотивируя сотрудников; она имеет свою структуру, свои нормы и свою систему ценностей, а также обеспечивает приверженность персонала идеалам корпорации. В результате сотрудники лучше понимают, что они должны и чего не должны делать, и предпринимают все усилия для того, чтобы добиться большего успеха для фирмы.

     Для внедрения в жизнь стратегического  плана организационная культура должна идти параллельно со стратегической линией корпорации. Оптимальным условием является рабочая среда, функционирующая вместе с организационной стратегией таким образом, что работа по стратегическим направлениям ведётся с наибольшей эффективностью.

     При создании организационной культуры, оказывающей большое влияние  на реализацию стратегии компании «САНИ», учитывалось три фактора:

     - наличие сильного лидера, который  устанавливает принципы, определяет основные ценности и нормы поведения, являющиеся вполне оправданными с точки зрения удовлетворения потребностей покупателя, условий конкуренции и стратегии;

     - твердое намерение руководства компании действовать в соответствии с установленными традициями, при этом принятие решений происходит на основе принципов организационной культуры;

     - проявление постоянной заботы  о покупателях и сотрудниках  компании.

     Продолжительное лидерство компании «САНИ» в определённой сфере бизнеса — на рынке компьютерной техники, небольшая численность персонала, длительное пребывание на посту руководства компании также способствуют созданию прочных традиций организационной культуры.

     В условиях постоянных изменений, происходящих на рынке, способность быстрого внедрения новых производственных методов и смены стратегии является необходимым условием для удержания компанией лидирующих позиций в течение длительного времени. Но для этого требуется такой тип организационной культуры, который помогал бы компании адаптироваться к новым условиям рынка.

     В компании «САНИ» существует два отличительных признака адаптируемой культуры:

     - наличие руководства, уделяющего больше внимания вечным принципам ведения бизнеса и тем, кто является истинным капиталом организации: потребителям, работникам компании, поставщикам, чем любой конкретной стратегии или деловой практике;

     - наличие менеджеров, способных пойти  на риск, эксперимент, инновацию, смену стратегии, когда это необходимо для удовлетворения интересов корпорации.

     В условиях адаптируемой культуры все  члены корпорации уверены в том, что руководство сможет использовать любую возможность, которая способна принести пользу компании. При этом они чувствуют себя причастными ко всем решениям, принимаемым компанией, и стараются сделать всё необходимое для обеспечения её процветания. Менеджеры обычно принимают все предложения, поступающие от работников, открыто обсуждают новые идеи и берут на себя риск принятия решения для создания новых конкурентных преимуществ компании. Предпринимательство поощряется и вознаграждается. Стратегии и традиционные методы ведения деятельности постоянно претерпевают изменения, необходимые для адаптации к быстро меняющимся условиям рынка. Руководство компании проводит эти изменения только тогда, когда они действительно неизбежны, придерживаясь при этом основных принципов ведения бизнеса. Адаптируемая культура всячески способствует продвижению по служебной лестнице тех менеджеров и работников компании, которые способны генерировать новые полезные идеи.

     Адаптируемая  организационная культура — самый  надежный союзник руководства при  реализации стратегии.

     В условиях адаптируемой культуры руководство  компании проявляет постоянную заботу обо всех участниках деятельности фирмы — потребителях, сотрудниках, поставщиках, стремясь при этом наиболее полно удовлетворить все их потребности. Ни одна категория участников не может быть проигнорирована; такое справедливое отношение ко всем является одним из основных принципов принятия решений в компании «САНИ».

     Когда стратегия определена, менеджеры, занимающиеся её проведением, заботятся о том, чтобы привести корпоративную культуру в строгое в соответствие с выбранной стратегией и удерживать её в дальнейшем в таком состоянии.

     Приведение организационной культуры в соответствии со стратегией представляет собой достаточно сложную задачу. Первым шагом является выяснение того, какие аспекты действующей культуры являются стратегически поддерживающими, а какие нет. Далее менеджеры честно и открыто говорят со всеми заинтересованными сторонами о тех аспектах культуры, которые необходимо изменить. Разговор подкрепляется видимыми действиями по изменению организационной культуры. Действия, которые доступны для понимания каждого, позволяют создать новую культуру, в большей степени соответствующую стратегии.

Информация о работе Организационная культура на производстве