Оффшорный бизнес: понятие, принципы, предоставляемые льготы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:05, научная работа

Краткое описание

Мнения большинства современных экономистов сходятся сегодня в том, что либерализация международной торговля является необходимым направлением развития мировой экономики. Положительные последствия освобождения международных торговых связей от существующих пут коснутся всех слоёв общества: потребителей – так как выбор предлагаемых ими товаров и услуг расширится, а возникшая конкуренция приведёт к снижению цен; и производителей – так как либерализация увеличит число их потенциальных клиентов, сокращая тем самым угрозу безработицы и т.д.

Файлы: 1 файл

Offshore.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Всех этих неприятностей можно  избежать, зарегистрировав оффшорную компанию В на Кипре. Затем компания В покупает акции фирмы А — либо напрямую, либо через посредническую украинскую инвестиционную компанию С. В последнем случае между компаниями В и С заключается договор комиссии, согласно которому С обязуется от своего имени, но за счет В купить акции фирмы А. При этом в реестре акционеров будет значиться компания С, поскольку она действует от своего имени.

Компания В может уполномочить предпринимателя или его доверенное лицо голосовать на собрании акционеров А. Дивиденды и прибыль от продажи акций перечисляются на Кипр или инвестируются в какой-либо бизнес в Украине, не облагаясь налогом при условии наличия у компании С документов на освобождение их от двойного налогообложения, выполненного в соответствии с требованиями ГНА Украины, заверенного налоговой службой Кипра, с соответствующими легализациями. Никакой другой оффшор, кроме кипрского, в этой схеме использован быть не может.

Существуют и другие варианты этой схемы. Вместо акций компания В через посредника С может владеть и торговать правами, лицензиями, ноу-хау и т.д. Во всех этих случаях прибыль будет получать компания В, и эта прибыль не будет подлежать налогообложению в Украине.

Таможенные льготы

В Законе Украины «О режиме иностранного инвестирования» определено: «Имущество, ввозимое в Украину в качестве взноса в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями (кроме товаров для реализации или личного потребления), освобождается от обложения пошлиной» (статья 18). Кроме того, данная льгота распространяется и на имущество, ввозимое иностранной компанией на срок не менее трех лет с целью инвестирования на основе зарегистрированных договоров об инвестиционной деятельности (статья 24).

Также существует и льгота по НДС. В статье 3.2.8. Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» указано, что не являются объектом налогообложения операции «...по передаче основных фондов в качестве взноса в уставные фонды юридических лиц для формирования их целостного имущественного комплекса...»

Международные перевозки

К ним теперь относятся и перевозки грузов или пассажиров между странами бывшего Союза ССР. Так, представительство кипрской компании может вести этот бизнес на территории СНГ без налогообложения дохода, извлекаемого с этой территории. Автотранспорт (или другой транспорт) может быть как собственным, так и арендованным.

Самофинансирование

Оффшорная компания может выдать кредит или ссуду компаниям-партнерам, не находящимся в оффшорной зоне. Кредит может быть возвращен оффшорной компании с согласованным процентом.

Например, доходы кипрской компании от выплачиваемых ей в Украине процентов налогообложению не подлежат, а на Кипре входят в совокупный доход. Проценты, выплачиваемые зарубежной компании по кредиту, снижают налогообложение в стране, где был получен кредит, но не подлежат налогообложению или подлежат минимальному налогообложению в оффшорной зоне.

Использование средств  со счетов оффшорной компании

То, что в украинской компании есть деньги, это совсем не означает, что это «карманные» деньги ее владельца. Оффшорная компания практически решает эту проблему. За рубежом эти средства можно использовать для любых безналичных платежей или снимать наличными. Их можно перечислить на счет в Прибалтику и обналичить затем в СНГ. Удобно использовать корпоративную пластиковую банковскую карточку. Если речь идет о сравнительно больших суммах, используются другие пути.

Допустим, владелец оффшорной компании хочет купить или построить в Украине объект недвижимости. Он производит эту операцию от имени своего иностранного партнера-инвестора, а далее живет в доме на им же самим оговоренных условиях. Средства, аккумулированные на счете оффшорной компании, могут быть использованы и для приобретения недвижимости за рубежом. Владельцем недвижимости в этом случае может выступать компания, а не частное лицо.

Далее, под залог этой недвижимости в иностранном банке может быть взят кредит на хороших условиях, и деньги снова используются в бизнесе.

Эффективная и недорогая  банковская система

Оффшорные компании могут использовать эффективную и недорогую зарубежную банковскую систему для таких операций, как переводы, аккредитивы и банковские гарантии, принимаемые всеми западными покупателями, а также кредитные карточки и снятие наличных денег.

Можно ли легально управлять оффшорной компанией из Украины?

Управление компанией обычно подразумевает две вещи: подписание от имени компании контрактов и других документов и управление банковским счетом. Вы можете быть директором или при наличии правильно оформленной доверенности полномочным представителем своей компании. Украинское законодательство не запрещает гражданам работать в иностранных фирмах. Главное, чтобы гражданин платил налоги со своих доходов. Однако он может, в принципе, работать и бесплатно, и даже в этом случае государство не должно иметь к нему никаких претензий. Но власти обычно с подозрением относятся к подобному альтруизму, поэтому владельцы оффшорных компаний предпочитают не ставить их в известность о своей бескорыстной работе на инофирму или всё-таки платить себе хоть какую-то зарплату и декларировать её.

Если на глаза налоговому инспектору попадется контракт между украинской и инофирмой, в котором со стороны иностранного партнера стоит подпись «Петренко», у него сразу возникнут вопросы и к местной фирме и к г-ну Петренко. Чтобы избежать подобной ситуации, обычно используют в оффшорных компаниях номинальных директоров – и подписи не вызывают подозрений, и анонимность настоящему владельцу обеспечена.

Что же касается управления банковским счетом компании, то эту миссию владельцы оффшора, как правило, берут на себя. Также это можно поручить и доверенным лицам.

Итак, управление иностранной компанией не является противозаконным деянием. Однако для этого рекомендуется использовать номинальных директоров.

 

3. Последствия функционирования оффшорных зон (мировой опыт)

Позитивные  последствия:

Как свидетельствует  мировой опыт, достижения оффшорных  зон связанны с решением как традиционных для мировой практики так и  новых, еще не апробированных социально-экономических  задач. Короче говоря достижениями свободных экономических зон можно считать:

- повышение степени  интегрированности принимающей  страны в мировой хозяйство;

- эффективное привлечение  к национальной экономике иностранных  инвестиций;

- укрепление экспортного  потенциала принимающей страны;

- стимулирование отечественных фирм в повышение своего технического и технологический уровень, все большей мерой поддавая эти фирмы контролируемым издам конкуренции;

- эффективную занятость  населения;

- повышение уровня  жизни населения сначала определенного  региона, а впоследствии и всей страны.;

- способность оффшорных  зон выполнять функцию полигона, исследовательской лаборатории  для апробации разных рыночных  нововведений;

- способность зоны  стать источником структурных  преобразований в принимающей  стране, модернизирующее влияние на экономику принимающей страны через демонстрационный и учебные эффекты;

- облегчение перехода  от закрытой в более открытую  экономику;

- повышение инновационных  возможностей территории.

Решение этой последней  проблемы является перспективным и связанное с практической реализацией идеи создания в национальной экономике так называемых "центров расту" (или точнее "центров развития").

Негативные  последствия:

Неудачами или недостатками оффшорных зон на этапе планирования разработки и функционирования можно считать:

- неоправданно большие  средства, вложенные в организацию  зоны сравнительно с объемом  зарубежных инвестиций;

- стремление фирм, расположенных  в зонах, использовать внутренний  рынок как поле для демпинга  не соответствующих международным  стандартам товаров;

- слабость обратных  связей фирм зоны с принимающей  страной, что приводит в невозможность  эффективно реализовать сравнительные  преимущества страны, в частности  ее природных ресурсов;

- культурное потрясение  зарубежных инвесторов свободной  экономической зоны (по мнению западных экспертов, это будет представлять собой значительный недостаток в новых государствах в плане международных сравнений);

- игнорирование психологического  барьера, возникающего при организации  въезда граждан принимающей страны на территорию оффшорной зоны, а также неоправданная попытка решения политических и национально-культурных проблем при помощи создания оффшорных зон (на это и указывают и украинские учённые. Выявлено при анализе проектов зон в Украине);

- высокий уровень непредсказуемости, невозможность точных экономических прогнозов, относительно дальнейшего функционирования зоны;

- необоснованное распространение  льгот практически на все виды  деятельности в зоне и на  операции любых субъектов зоны, что возникает в результате большой множественности и неясности целей, которые ставят перед зоной ее проектировщики и организаторы.

Указанные выше достижения и недостатки оффшорных зон могли  бы служить полезными уроками  для новых независимых государств, которые считают нужным использовать оффшорные зоны как один из способов, способствующих экономическому росту государства и инструментов мировой хозяйственной  интеграции, но на сегодняшний день выносить четкие и окончательные уроки из опыта других стран являются преждевременным. Во-первых тому, что в новых государствах оффшорные зоны вероятнее всего будут отличаться от уже действующих в других странах; во-вторых - до сих пор не делалось системной попытки создать экспертную систему, которая сосредотачивалась б на исследовании развития таких зон.

 

Выводы

В заключение хочется  ещё раз акцентировать внимание на том, что механизм финансовых юрисдикций представляет собой тактику работы в сфере международного бизнеса. Однако не только это. Он можем быть полезен и в общей стратегии  политики государства как временная мера при выходе из кризиса и создания устойчивой экономики, миную международные "подачки" в виде различных кредитов от финансовых под определённые условия, не соответствующие национальным интересам получающей их стороны и влияющей на её политику.

Вместе с тем необходимо отметить, что как иногда бывает, нововведения, не имеющие под собой  достаточного обоснования и не прошедшие  адаптации, принимают в Украине  гипертрофированные, искаженные формы, что во многом обусловлено не только экономическими, но и политическими причинами, как борьба за власть, стремление набрать голоса перед выборами и т. п.

Очень не хочется, чтобы  идея оффшорного бизнеса повторила  подобные ошибки и не принесла того результата, какой могла бы, исходя из теоретических условий (транспортное положение Украины, её трудовой, экономический потенциал). Успех последующих экспериментов можно будет обеспечить, если с самого начала применять тот набор правил, который к настоящему уже отработан в практике оффшорных зон. Во-первых, создание зон должно главным образом преследовать цели привлечения иностранного капитала. Льготы налогового, таможенного и другого характера должны устанавливаться только в случае реальных вложений средств из-за рубежа. В большинстве случаев предусматривается, что владельцами и акционерами оффшорных компаний могут быть только иностранные юридические и физические лица. Весь необходимый капитал они должны ввозить из-за рубежа. Во-вторых, необходимо также ограничить возможность выхода оффшорной компании на внутренний рынок, чтобы не допустить использования ими льготного статуса для конкурентной борьбы с национальными компаниями и подрыва национального валютного, таможенного и налогового законодательства и контроля.

Залогом успеха функционирования может  служить и конкретно определённая заранее цель создания и специализации оффшорной зоны.

Оффшорная зона – не только средство для поднятия и укрепления собственной  экономики, но и один из аспектов успешной интеграции Украины в мировое  хозяйство.

 

Список использованной литературы

1. Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.1997

2. Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.1997

3. Финансовая консультация. Спецвыпуск №36(52) за  1999 год.

4. Балашов. Оффшорный бизнес за рубежом и в России. М.: 1995.

5. Кирш А. В. Легальные экономические манёвры. Харьков: АО "Бизнес-Информ", 1997.

6. Налоги: под ред. Буряковского. Учебное пособие. - Днепропетровск: 1998.

 


Информация о работе Оффшорный бизнес: понятие, принципы, предоставляемые льготы