Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:54, реферат
Увеличение открытости экономики России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности. Значительную роль в этом играет создание свободных экономических зон (СЭЗ).
Наряду с собственно свободными экономическими зонами, в мировой практике существуют особые – оффшорные зоны (ОЗ). А особенности и все новые возможности оффшорного бизнеса заслуживают постоянного внимания.
Оффшорный бизнес в Росии
Увеличение открытости экономики России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности. Значительную роль в этом играет создание свободных экономических зон (СЭЗ).
Наряду с собственно свободными
экономическими зонами, в мировой
практике существуют особые – оффшорные
зоны (ОЗ). А особенности и все
новые возможности оффшорного бизнеса
заслуживают постоянного
Наряду с собственно свободными экономическими зонами, в мировой практике существуют особые – оффшорные зоны (ОЗ). Оффшорные зоны (от английского offshore, что дословно означает "вне берега") составляют особый
класс свободных экономических зон. Их главное отличие от СЭЗ состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность.
Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения. Налоговые льготы для компаний, зарегистрированных в ОЗ, или оффшорных компаний (ОК), весьма существенны и, как правило, представляют собой полное освобождение от уплаты всех местных налогов. ОК обязаны уплатить лишь разовый регистрационный сбор и оплачивать годовой сбор, ставки которого обычно фиксированы и не зависят от коммерческой активности ОК.
Другим ведущим признаком
В настоящее время в мире насчитывается приблизительно 3 млн. оффшорных компаний, из них примерно 60 тыс. российских (но за пределами самой России). В настоящее время в России действует много крупных и не очень крупных иностранных фирм (в основном из США и Западной Европы), занимающихся оффшорным бизнесом.
Главной
экономической причиной в России,
обусловившей потребность в оффшорном
бизнесе, явилось то, что с началом
реформирования экономики у российских
граждан появилась масса
Другой
причиной послужило то, что с распадом
СССР межреспубликанские хозяйственные
связи превратились в международные
экономические отношения
Неудивительно, что в этих условиях произошло бурное развитие оффшорного бизнеса в РФ. Надо отметить, что первыми обратили внимание на оффшорный бизнес наиболее удачные российские бизнесмены и организованная преступность. Налоговое планирование или экспорт капитала за рубеж с применением оффшорных схем строится в основном на использовании явных "дыр" в российском налоговом законодательстве, в связи с чем при документальных проверках факт использования ОК сразу обращает на себя внимание налоговых органов.
Практически сразу оффшорный бизнес в России стал развиваться в трех формах, которые имеют место и в настоящее время.
Первая
форма – стихийное
Вторая форма ведения оффшорного бизнеса связана с возникновением и деятельностью российских секретарских компаний. Основной бизнес таких фирм заключается в продаже уже готовых оффшорных компаний, варианты дальнейшего использования которых разрабатываются их владельцами.
Третья
форма, связана с появлением и
активной деятельностью на российском
рынке международных оффшорных
секретарских компаний, что к тому
времени и в данных условиях услуги
компетентных иностранных консультантов
оказались весьма кстати. Но и в
настоящее время международные
секретарские компании успешно продолжают
свою деятельность на территории Российской
Федерации. В частности, применительно
к условиям современной России ими
разработана и активно
1) различия
налоговых систем различных
2) различия
организационно-правовых форм
3) различия форм извлечения дохода от своей деятельности.
Вместе с этим, следует отметить, что части российских предприятий благодаря воплощению в жизнь детально продуманных оффшорных проектов удалось не только выжить, но и стабилизировать свое финансовое положение.
Кризис спровоцировал утечку капитала из страны: начиная с августа 2008 г. тренд чистого притока капитала (хотя его замедление наблюдалось и в первой половине 2008 г.) сменился на его отток. Если в 2007 г. чистый приток капитала в Россию составил 83,1 млрд долл., то в августе 2008 г. его отток был около 5 млрд, в сентябре примерно 25 млрд и в октябре — уже порядка 50 млрд долл. Можно с большой долей уверенности утверждать, что значительная часть этого оттока приходилась на оффшорные и тесно связанные с ними (спарринг-оффшорные) юрисдикции. Об этом, в частности, свидетельствуют данные по текущим прямым инвестициям небанковских корпораций из России за рубеж в еще спокойном 2007 г. Из вывезенных ими 46,3 млрд долл. на Кипр приходилось 15,3 млрд, на Нидерланды — 12,7 млрд, на Бермуды — 2,7 млрд и на Великобританию — 2,4 млрд, а в сумме — 33,1 млрд долл., или более 71% всех инвестиций[5].
Как видно из данных таблицы (см. ниже, таб.№2), из 93 млрд долл., на которые в 2007 г. увеличилась задолженность нефинансовых бизнес-структур, почти 70 млрд долл. (около 3/4) приходится на оффшорные и спарринг-оффшорные юрисдикции. Хотя темпы прироста задолженности в первом полугодии 2008 г. несколько замедлились, данная тенденция сохранилась. При этом, исходя из географии привлеченных в Россию средств по ссудам и займам из-за рубежа, обратный поток по их погашению будет связан с теми же офшорными и спарринг-офшорными юрисдикциями. Здесь возникают вопросы иного плана. Насколько вообще оправданно помогать из госрезервов компаниям, которые занимаются минимизацией налогообложения с использованием оффшоров и тем самым не содействовали в полной мере пополнению этих резервов?
Конечно, было бы неправильным утверждать, что все капиталы, проходившие через оффшоры в Россию и из России, исключительно российского происхождения. Не секрет, что некоторые крупные западные компании размещали в России средства через оффшоры. Кроме того, значительная часть средств поступала из чисто оффшорных стран. И все же в государственной антиоффшорной политике необходимо учитывать особенности формирования корпоративной внешней задолженности. При этом, нужно заметить, что использование оффшоров российским бизнесом не только имеет негативные последствия, но и свидетельствует о его усиливающейся интеграции в мировую экономику, выступая элементом глобализации.