Оффшорный бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:54, реферат

Краткое описание

Увеличение открытости экономики России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности. Значительную роль в этом играет создание свободных экономических зон (СЭЗ).
Наряду с собственно свободными экономическими зонами, в мировой практике существуют особые – оффшорные зоны (ОЗ). А особенности и все новые возможности оффшорного бизнеса заслуживают постоянного внимания.

Файлы: 1 файл

Оффшорный бизнес в Росии.docx

— 18.71 Кб (Скачать)

Оффшорный бизнес в Росии

Увеличение открытости экономики  России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности. Значительную роль в этом играет создание свободных  экономических зон (СЭЗ).

Наряду с собственно свободными экономическими зонами, в мировой  практике существуют особые – оффшорные  зоны (ОЗ). А особенности и все  новые возможности оффшорного бизнеса  заслуживают постоянного внимания.

Наряду с собственно свободными экономическими зонами, в мировой  практике существуют особые – оффшорные  зоны (ОЗ). Оффшорные зоны (от английского offshore, что дословно означает "вне берега") составляют особый

класс свободных экономических  зон. Их главное отличие от СЭЗ  состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют  права осуществлять никакую производственную деятельность.

Основным признаком оффшорной  юрисдикции является льготный характер налогообложения. Налоговые льготы для компаний, зарегистрированных в  ОЗ, или оффшорных компаний (ОК), весьма существенны и, как правило, представляют собой полное освобождение от уплаты всех местных налогов. ОК обязаны уплатить лишь разовый регистрационный сбор и оплачивать годовой сбор, ставки которого обычно фиксированы и не зависят от коммерческой активности ОК.

Другим ведущим признаком деятельности в режиме оффшора является запрет на коммерческие операции на территории страны регистрации ОК.

В настоящее время в мире насчитывается  приблизительно 3 млн. оффшорных компаний, из них примерно 60 тыс. российских (но за пределами самой России). В  настоящее время в России действует  много крупных и не очень крупных  иностранных фирм (в основном из США и Западной Европы), занимающихся оффшорным бизнесом.

Главной экономической причиной в России, обусловившей потребность в оффшорном  бизнесе, явилось то, что с началом  реформирования экономики у российских граждан появилась масса легальных  и нелегальных способов зарабатывать деньги, но при этом вкладывать их в  бизнес внутри страны оказалось или  невыгодно, или рискованно.

Другой  причиной послужило то, что с распадом СССР межреспубликанские хозяйственные  связи превратились в международные  экономические отношения суверенных государств. Это дало возможность  направить дополнительные товарные и денежные потоки через оффшорные  посреднические фирмы и тем самым  вывести полученную прибыль из-под  российского налогообложения.

Неудивительно, что в этих условиях произошло  бурное развитие оффшорного бизнеса  в РФ. Надо отметить, что первыми  обратили внимание на оффшорный бизнес наиболее удачные российские бизнесмены и организованная преступность. Налоговое  планирование или экспорт капитала за рубеж с применением оффшорных  схем строится в основном на использовании  явных "дыр" в российском налоговом  законодательстве, в связи с чем  при документальных проверках факт использования ОК сразу обращает на себя внимание налоговых органов.

Практически сразу оффшорный бизнес в России стал развиваться в трех формах, которые имеют место и в  настоящее время.

Первая  форма – стихийное использование  оффшорных компаний. В этом случае применяются самые примитивные  варианты использования оффшорных  фирм.

Вторая  форма ведения оффшорного бизнеса  связана с возникновением и деятельностью  российских секретарских компаний. Основной бизнес таких фирм заключается в  продаже уже готовых оффшорных  компаний, варианты дальнейшего использования  которых разрабатываются их владельцами.

Третья  форма, связана с появлением и  активной деятельностью на российском рынке международных оффшорных  секретарских компаний, что к тому времени и в данных условиях услуги компетентных иностранных консультантов  оказались весьма кстати. Но и в  настоящее время международные  секретарские компании успешно продолжают свою деятельность на территории Российской Федерации. В частности, применительно  к условиям современной России ими  разработана и активно применяется  методика налогового планирования, которая  основана на комбинировании трех факторов:

1) различия  налоговых систем различных государств;

2) различия  организационно-правовых форм ведения  бизнеса;

3) различия  форм извлечения дохода от  своей деятельности.

Вместе  с этим, следует отметить, что  части российских предприятий благодаря  воплощению в жизнь детально продуманных  оффшорных проектов удалось не только выжить, но и стабилизировать свое финансовое положение.

Кризис  спровоцировал утечку капитала из страны: начиная с августа 2008 г. тренд чистого притока капитала (хотя его замедление наблюдалось и в первой половине 2008 г.) сменился на его отток. Если в 2007 г. чистый приток капитала в Россию составил 83,1 млрд долл., то в августе 2008 г. его отток был около 5 млрд, в сентябре примерно 25 млрд и в октябре — уже порядка 50 млрд долл. Можно с большой долей уверенности утверждать, что значительная часть этого оттока приходилась на оффшорные и тесно связанные с ними (спарринг-оффшорные) юрисдикции. Об этом, в частности, свидетельствуют данные по текущим прямым инвестициям небанковских корпораций из России за рубеж в еще спокойном 2007 г. Из вывезенных ими 46,3 млрд долл. на Кипр приходилось 15,3 млрд, на Нидерланды — 12,7 млрд, на Бермуды — 2,7 млрд и на Великобританию — 2,4 млрд, а в сумме — 33,1 млрд долл., или более 71% всех инвестиций[5].

Как видно из данных таблицы (см. ниже, таб.№2), из 93 млрд долл., на которые в 2007 г. увеличилась задолженность нефинансовых бизнес-структур, почти 70 млрд долл. (около 3/4) приходится на оффшорные и спарринг-оффшорные юрисдикции. Хотя темпы прироста задолженности в первом полугодии 2008 г. несколько замедлились, данная тенденция сохранилась. При этом, исходя из географии привлеченных в Россию средств по ссудам и займам из-за рубежа, обратный поток по их погашению будет связан с теми же офшорными и спарринг-офшорными юрисдикциями. Здесь возникают вопросы иного плана. Насколько вообще оправданно помогать из госрезервов компаниям, которые занимаются минимизацией налогообложения с использованием оффшоров и тем самым не содействовали в полной мере пополнению этих резервов?

Конечно, было бы неправильным утверждать, что  все капиталы, проходившие через  оффшоры в Россию и из России, исключительно российского происхождения. Не секрет, что некоторые крупные западные компании размещали в России средства через оффшоры. Кроме того, значительная часть средств поступала из чисто оффшорных стран. И все же в государственной антиоффшорной политике необходимо учитывать особенности формирования корпоративной внешней задолженности. При этом, нужно заметить, что использование оффшоров российским бизнесом не только имеет негативные последствия, но и свидетельствует о его усиливающейся интеграции в мировую экономику, выступая элементом глобализации.


Информация о работе Оффшорный бизнес в России