Оценка объемов нарушенных земель и перспективы использования этих территорий вследствие их реабилитации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:55, доклад

Краткое описание

Нарушенные земли в результате промышленной деятельности человека должны восстанавливаться своевременно и с надлежащим качеством. Восстанавливают нарушенные земли, проводя рекультивацию в несколько этапов. При этом выделяют мероприятия по восстановлению плодородия или улучшению качества верхнего слоя почвы, устранению вредного воздействия токсичных пород и отходов на окружающую среду, обеспечению требуемых режима и состава поверхностных и подземных вод, а также по обеспечению инженерной защиты объектов рекультивации от эрозии, подтопления, затопления, засоления и т д.
Проведение восстановительных работ способствует более быстрой интеграции нарушенных земель в природную среду.

Файлы: 1 файл

5 симпозиум.docx

— 38.26 Кб (Скачать)

Особое место в системе  организационных мер занимает разработка мероприятий по восстановлению земель, поврежденных от эрозии и дефляции, нарушенных или загрязненных.

3. В системе экономических рычагов выделяются два главных направления, сочетание которых позволяет получить наилучшие результаты при использовании нарушенных и загрязненных земель: методы экономического стимулирования и методы экономической ответственности. Экономическое стимулирование позволит заинтересовать землепользователей в вовлечении в сельскохозяйственное производство нарушенных и загрязненных земель, а правильный подбор технологий и приемов — улучшить их качественное состояние. В то же время применение штрафных санкций за неправильное использование или несвоевременное применение защитных мероприятий, вызвавших ухудшение качественного состояния земель, повысит ответственность землепользователей, допустивших эти нарушения.

4. Экономическое стимулирование использования нарушенных и загрязненных земель и их защиты может включать финансовую и кредитную поддержку в форме прямых субсидийили налоговых льгот для землепользователей, инвестирующих личные средства в повышение плодородия земли и улучшение ее экологического состояния; выплатуденежных компенсаций за возмещение экологического ущерба сельскохозяйственнымтоваропроизводителям; развитие системы экологического страхования земельных ресурсов на государственной основе.

Финансово кредитная поддержка наиболее реально осуществимый способ стимулирования проведения почвовосстановительных мероприятий на нарушенных землях.Льготные кредиты могут предоставляться государством всем землепользователям, эффективно осуществляющим землеохранные мероприятия. При этом они могут быть выделены в виде прямых поставок техники и семян под согласованную программу улучшения использования земель. Например, по Емельяновскому району на мероприятия по восстановлению и окультуриванию земель потребуется 60,4 млн. руб. и на эту сумму могут быть выделены льготные кредиты.

5. Наиболее действенным  способом стимулирования использования  загрязненных земель является  обязательное возмещение ущерба, наносимого сельскохозяйственному  производству, предприятиями-загрязнителями.

Объемы устанавливаемых  в настоящее время платежей за выбросы загрязнений и перечисляемые в экологические фонды, увязаны с сельскохозяйственным производством и не учитывают реально причиняемого ему ущерба. Поэтому в программах природоохранныхмероприятий следует выделять потери сельскохозяйственного производства от загрязнения и нарушения земель отдельной строкой и определять их величину в зависимости от степени загрязнения или нарушения с обязательной выплатой компенсации за нанесенный ущерб.

6. Ущерб от загрязнения  земель для сельского хозяйства  выливается как в прямые потери  сельскохозяйственной продукции  и снижение экономических результатов  производства на загрязненных  землях, так и в издержки на восстановление нарушенного плодородия. Так для условий обследуемой зоны использование в сельскохозяйственном производстве загрязненных водорастворимым фтором земель сопряжено с ущербом, составляющим внушительную сумму в 97,5 млн. руб. Поэтому для стимулирования выполнения всего перечня мероприятий по использованию загрязненных земель необходимо сельскохозяйственным товаропроизводителям выплатить полную компенсацию за причиненный им ущерб за счет средств, дополнительно взимаемых с предприятий-загрязнителей.

 

 

 

 

Действия региона по выведению территорий из депрессии.

Депрессия применительно  к экономике представляет собой одну из фаз развития хозяйствующих субъектов. Она всегда наступает вслед за кризисом и отличается от него большей продолжительностью. В период кризиса наблюдается резкое ухудшение показателей

развития и возникает  опасение возможного краха (банкротства). При прекращении же их ухудшения, но и при отсутствии какого-либо заметного улучшения (т.е. при отсутствии признаков и предпосылок экономического роста) наступает фаза депрессии. Таким образом, если был кризис, то фаза

депрессии неизбежна. Но поскольку ухудшения нет, возникает надежда на преодоление возникших трудностей. И первой задачей в таких случаях является поиск возможных направлений преодоления депрессивности, определение новых точек роста попавшего в беду хозяйствующего субъекта. Их разработку и обоснование можно вести лучше всего

посредством маркетинговых  технологий, применимых, как известно, в любых сферах хозяйственной (и не только) деятельности, в том числе и в управлении территориями, переживающими фазу депрессии.

Обобщающими являются

показатели спада производства, большие, чем в среднем по России, и заметного отставания данной территории от других, подобных по размерам и численности населения, по уровню жизни.

В  связи с этим в России утвердилось мнение, что при возникновении на той или

иной территории признаков  депрессивности преодоление их, выражающееся

в придании этой территории того или иного вектора развития, возможно

только при точно ориентированной  и весьма значительной государственной

поддержке.

С большой долей уверенности  можно утверждать, что одним из таких инструментов, как уже, собственно, и указывалось выше, является маркетинг. Но маркетинг не традиционный, ориентированный на эффективное функционирование отдельных предприятий в условиях рынка, а

маркетинг территорий, маркетинг  регионов, маркетинг мест, а именно маркетинг отдельных городов  и сел.

Под маркетингом территорий предлагает понимать такую деятельность государственных органов и частных структур, которая направлена на выявление уникальных характеристик территорий с целью

привлечения к ним внимания заинтересованных сторон. Кроме основных постулатов традиционного маркетинга, кафедра в своем определении  маркетинга территорий опирается и  на позиции экономической науки  вообще.

Если территория не обладает уникальностью, необходимо разрабатывать  ее типичные характеристики, которые  при определенных маркетинговых  действиях могут стать уникальными  и в силу этого привлекательными.

Кафедра экономики предпринимательства  и маркетинга АлтГУ предлагает конкретную методологическую

схему маркетинга территорий, полагая, что в ее основе должны лежать, во-первых, принципы использования маркетинга в управлении объектами региональной экономики; во-вторых, система измерений развития территорий;

в-третьих, возможные направления, стратегии развития территорий и, в-четвертых, методы маркетинга, их трансформация в применении к территориям.

Что касается принципов маркетинга территорий, то к их числу можно  отнести следующие: принцип системности  ( применение системного подхода в анализе территории при выборе ее уникальных характеристик),принцип «изучения лучших практик» (генерирование идей по поводу уникальности данной территории на основе

опыта и успехов других территорий и не только территорий, или бенчмаркетинг); принцип разнообразия характеристик в концепции развития территории.

Что касается системы измерений  развития конкретных мест, как еще одной составляющей методологии маркетинга территорий, то в мире уже накоплен опыт по разработке ее отдельных элементов. Так, в частности, всю информационно-измерительную базу принято подразделять на четыре уровня:

1. Первичные статистические  показатели, содержащиеся в документах официальной статистики. Эти показатели служат основой для расчетов более сложных измерителей развития территорий.

2. Индикаторы представляют  собой несложные расчетные показатели, отражающие реальные изменения, происходящие во времени на той или иной

территории. Индикаторы обычно строятся таким образом, чтобы их легко

можно было отождествить с  целями развития территорий, что делает эти показатели как бы точками контроля при проведении конкретных плановых мероприятий на территориях.

3. Сводные индексы –  это более сложные группы расчетных  показателей,

характеризующие комплексные  параметры развития территорий (например,

индексы качества жизни и  др.).

4. Рейтинги – еще более  сложные информационные образования, показывающие в виде шкал состояние дел по тем или иным параметрам различных

территориальных образований, чаще всего городов.

Как можно использовать эту  «систему мер и весов» в маркетинге территорий? Производя сравнительную оценку территорий, т.е. сравнивая «свою»

территорию с другими, ориентируясь при этом на содержание представленных выше групп измерителей, можно увидеть сферу, где находится или может находиться уникальная характеристика «своей» территории.

В мире уже создано довольно много подобных систем измерителей развития территорий. Так, в частности, начиная с 1994 г. в рамках Программы

ООН по поселениям человека «Хабитат» (UN-Habitat) разрабатывается проект Global Urban Observatory and Statistics. В его состав входит и программа

Urban Indicators Programmed, включающая в свою структуру 129 индикаторов

в расширенном списке и 40 в укрупненном [6]. Есть и другие программы  и

системы, предназначенные 0264026для измерения развития территорий. Все они пригодны для маркетингового анализа при поиске уникальных характеристик

анализируемых поселений, хотя пока для этих целей и не используются. При

этом следует обратить внимание на то, что и в России в разнообразных публикациях уже можно встретить предложения по внедрению в системы оценок

развития территорий отдельные  индикаторы или индексы. При этом довольно часто введение новых таких показателей никак не соотносится с уже известными системами (например, с приведенной выше). Вряд ли это оправдано, и вряд ли на основе отдельных, ни с чем не связанных показателей можно делать точные выводы о направлениях выхода той или иной территории из

состояния депрессии. Нужны  строгие взаимосвязанные системы  показателей

по всем четырем отмеченным выше уровням. Тогда можно будет производить маркетинговый поиск уникальных характеристик «своей» территории на основе сопоставительного анализа.

Еще одним элементом методологии  маркетинга территорий, как указано

выше, следует назвать  возможные направления, стратегии  развития, которые

можно выбирать в решении  задач преодоления отдельными территориями

депрессивности и выхода их на траекторию устойчивого развития. Ф. Котлер

[2] и А.П. Панкрухин [3] в качестве таких направлений указывают имиджевый маркетинг, маркетинг достопримечательностей, инфраструктурный маркетинг, маркетинг людей. Название каждого из этих направлений говорит

само за себя. В этих направлениях и следует искать уникальные характеристики территорий, формулировать цели их развития.

Методические  основы маркетинга территорий

И наконец, последним, четвертым, элементом методологии маркетинга

территорий следует назвать  его методы. К числу таковых, по аналогии с традиционным маркетингом, необходимо отнести все те методы, которые связаны с маркетинговыми исследованиями, развитием товаров, их продвижением

и сбытом. При этом очевидно, что в маркетинге территорий, как уже указывалось выше, содержательное насыщение этих методов иное, соответствующее специфике сферы применения маркетинговых подходов. Так, в

частности, маркетинговые  исследования, безусловно, предполагают сбор и

анализ информации посредством  опросов, анкетирования, глубинных интервью и др., но с принципиально иной целью. Следовательно, и само применение этих методов будет иным. Ясно, что ни о какой разработке продукта в

маркетинге территорий не может идти речи. Речь следует вести о развитии

инфраструктуры для усиления уникальных сторон территории, для привлечения к ним заинтересованных сторон, а именно потребителей территорий.

Ясно также, что и сбыта  территорий в традиционном его понимании не может быть, но привлечение внимания к территориям их потенциальных потребителей, чтобы они принесли ей доход, крайне желательно для преодоления

депрессивности этих территорий.

Исходя из всего вышеизложенного, можно заключить, что выведение депрессивных территорий России из состояния депрессии на траекторию устойчивого развития во многих случаях требует нетрадиционных решений.

Ведь у некоторых территорий другого выхода уже и нет. Традиционные схемы не работают и не заработают никогда. Надо искать новые. Это большая творческая работа. Методология маркетинга позволяет вести этот творческий

поиск на системной основе и в формализованном русле  – с вычислениями,

анализом, позволяющими не допускать просчетов, ошибок, не пропускать

каких-то важных обстоятельств, характеристик территорий, ибо системность

не позволит это сделать. И действительно, в решении непростых территори-

альных проблем есть смысл воспользоваться «услугами» маркетинга. Тем

более что уже есть свидетельства  о положительных результатах  применения

маркетинга в решении  территориальных проблем и за рубежом, и в России.__


Информация о работе Оценка объемов нарушенных земель и перспективы использования этих территорий вследствие их реабилитации