Кадастровая оценка земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:35, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей контрольной работы является анализ нормативного правового регулирования государственного кадастрового учета земельных участков Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
1.Теоретические основы функции государственного управления земельным фондом 4
2.Особенности кадастрового учета земель 6
3.Характеристика правового регулирования земельного кадастра 9
4.Проблемы развития государственного земельного кадастра в России 11
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Кадастровая Оценка Земель Контрольная.doc

— 94.50 Кб (Скачать)


 

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 

Информация о земле и ее ресурсах - само существо каждого государства. С начала 1990-х гг. в Российской Федерации идет процесс реформирования земельных отношений. Земля стала объектом гражданского оборота и объектом налогообложения. Переход прав на целые земельные участки от одних землевладельцев к другим, т.е. распоряжение землей осуществляется на сегодняшний день по воле этих лиц без доминирующего участия органов власти. Это привело к тому, что органы местной и государственной власти теряют информацию фискального характера о земле и не могут правильно исчислять и взимать плату за землю. Резко активизировался оборот большого числа земельных участков, переданных в собственность гражданам для ведения садоводства и индивидуального жилищного строительства. В ходе проведения нормативно-правовой и организационной реформы стало очевидным отсутствие современных методов ведения государственного земельного кадастра как адекватного инструмента управления земельными ресурсами. В настоящее продолжается реформирование правовых основ государственного кадастрового учета земельных участков, причем данное реформирование перешло в активную его фазу.

Целью настоящей контрольной работы является анализ нормативного правового регулирования государственного кадастрового учета земельных участков Российской Федерации.

Задачи исследования:

    • рассмотреть теоретические основы функции государственного управления земельным фондом;
    • выявить особенности кадастрового учета земель; 
    • дать характеристику правового регулирования земельного кадастра; 
    • раскрыть проблемы развития государственного земельного кадастра в России; 

Объект исследования –институт  государственного земельного кадастра.

Предмет исследования-особенности  кадастрового учета земель.

Методы исследования: сравнения, аналитический, анализа научной литературы.

При написании  контрольной работы использовалась различная методическая и научная  литература по изучаемым вопросам.

 

1.Теоретические  основы функции государственного  управления земельным фондом

 

Учетная функция земельного кадастра отражена в тексте ст. 4 Закона о ГЗК и постановления РФ (функция, не порождающая факт установления, перехода или прекращения прав на земельный участок). По ст.1 Закона о ГЗК государственный кадастровый учет земельных участков -описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. В отличие от специализированных земельных органов учреждения юстиции осуществляют государственную регистрацию, т.е. вносят соответствующие записи в единый государственный реестр (ЕГРП), на основании п. 2 ст.131 ГК РФ, Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”* (в ред. от 4 декабря 2006 г.), используя данные земельного кадастра. Система регистрации прав также создана для обеспечения правовой защиты оборота недвижимости. Что же касается земельного кадастра, то это свод достоверных данных о натурном описании объекта недвижимости. Будучи источником информационного обмена, сведения государственного земельного кадастра используются при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основная задача учёта состоит в том, чтобы дать характеристику земельного фонда по составу угодий и их подвидам, в соответствии с принятой классификацией угодий, по землепользованиям, срочности пользования, районам и другим административно-территориальным разделениям. Государственный учёт земель проводится по фактическому состоянию земельных угодий на основе доброкачественных планово-картографических материалов и данных учёта текущих изменений, выявленных графическим способом. Особое внимание уделяется учёту орошаемых и осушенных земель. Степень детальности учёта зависит от характера использования земель и потенциальных возможностей земельных ресурсов. Наиболее детальному учёту подлежат земли сельскохозяйственного назначения и земли населённых пунктов. [4, С.155].

Учёт качества земель в системе земельного кадастра предусматривает проведение классификации  не только почв, но и земель. При классификации  земельного фонда под землями  понимают генетически самостоятельные  участки самой верхней, наиболее активной части суши, являющиеся основным средством производства сельского и лесного хозяйства, с характерным природно-хозяйственным качеством, определяющим назначение и использование земель, а также мероприятия по их охране и окультуриванию. В определении земли как сложного природно-хозяйственного комплекса почва рассматривается в качестве основной составной части, наиболее полно выражающей сущность и свойства, включая основные закономерности развития, возможности таксономизации и систематизации земель.

 

2.Особенности кадастрового учета земель

 

Существует ряд  особенностей кадастровой системы  учета земель.

Внесенные в государственный  кадастр недвижимости сведения при  постановке на учет земельного участка  носят временный характер. Орган  кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при преобразовании объектов недвижимости. Кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев преобразования земельного участка при выделе из него доли в натуре, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

При кадастровом  учете в связи с уточнением границ земельного участка, которые  одновременно являются границами другого  земельного участка (далее- смежный  земельный участок), орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.

Кадастр - это  методологически упорядоченный  государственный учет данных по земельной собственности в пределах определенного государства или района, базирующийся на результатах съемки границ участков собственности. Каждой собственности присваивается определенный номер – идентификатор. Следовательно, земельный кадастр - это система государственных мероприятий по всестороннему изучению правового, природного и хозяйственного положения земель путем проведения регистрации землепользований, учёта количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель для организации их рационального использования в народном хозяйстве. Материалы земельного кадастра широко применяются при решении многих вопросов, связанных с использованием земельных ресурсов. С помощью земельно-кадастровых данных можно определить место земельных ресурсов в составе национального богатства страны, устанавливать задания по повышению продуктивности использования земельных ресурсов путем перевода земель из одной категории в другую, трансформации и улучшения угодий, мелиорации земель, борьбы с эрозией почв, кислотностью, засолением, заболачиванием земель, давать оценку экономической эффективности планируемых мероприятий. Важнейшее значение земельного кадастра заключается и в том, что он необходим для организации наиболее полного, рационального и эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, размещения и специализации сельскохозяйственного производства, мелиорации земель и химизации сельского хозяйства, а также проведения других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель. Материалы земельного кадастра находят широкое применение при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве. Они используются при формировании землепользований, размещении отделений и хозяйственных центров в совхозах, бригадных массивов и производственных центров в колхозах, установлении состава соотношения угодий и севооборотов, их размещении, трансформации угодий, устройстве территории севооборотов и сельскохозяйственных угодий, размещении сельскохозяйственных культур в соответствии с экологической пригодностью земель для их выращивания. Данные земельного кадастра позволяют дифференцировать ценность земель для рационального использования и охраны по агропроизводственным группам почв природно-сельскохозяйственных зон страны. Тем самым земельный кадастр приобретает большую значимость на разных уровнях народнохозяйственного планирования и управления земельными ресурсами. Понятие земельного кадастра неразрывно связано с понятиями учета, оценки состояния и использования земельных ресурсов и в своей основе предполагает выделение и описание земельных участков, их территориальных границ с последующим картографированием и представлением количественных и качественных характеристик. Государственный земельный кадастр ведется в целях защиты прав собственников земли и создания объективной основы для налогообложения, обеспечения рационального использования и охраны земель, планирования использования земельных ресурсов. Легальное определение государственного земельного кадастра дано законодателем в ст.1 Закона о земельном кадастре, - это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра). Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения: [5, С.88],

государственного  и муниципального управления земельными ресурсами;

государственного  контроля за использованием и охраной  земель;

мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

государственной регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним;

землеустройства;

экономической оценки земель и учета стоимости земли  в составе природных ресурсов;

установления  обоснованной платы за землю;

иной связанной  с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Все эти функции государственного и муниципального управления имеют  своей целью обеспечить средствами права рациональное использование  и охрану земельных ресурсов страны, что, в свою очередь, является главной целью государственного земельного кадастра. Формула «иной деятельности», заключающаяся в последней части статьи 4 Закона подразумевает, что перечень, указанных непосредственно в законе действий – не исчерпывающий. К «иной деятельности» относят такие не менее важные функции государственного и муниципального управления, как планирование использования и охраны земель, зонирование и резервирование земель, мониторинг земель. Земельный кадастр служит инструментом реализации всех указанных государственных функций в области рационального землепользования, поскольку предоставляет достоверные и необходимые сведения органам управления и их должностным лицам. Итак, земельный кадастр служит, прежде всего, публичным интересам государства о рациональном использовании и охране земельных ресурсов страны. Но как совершенно справедливо отмечают исследователи, нельзя забыть о служении земельного кадастра также частным интересам и целям собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земли.

Вывод. Таким образом, можно подытожить, что государственный земельный кадастр ведется в целях обеспечения реализации государственной политики эффективного и рационального использования и управления земельными ресурсами и иной недвижимостью в интересах укрепления национальной экономики, повышения благосостояния граждан, обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирования полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, а также на совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, органам государственной власти и органам местного самоуправления.

3.Характеристика правового регулирования земельного кадастра

 

Обратимся к рассмотрению современного правового регулирования государственного земельного кадастра. Действующие источники государственного земельного кадастра можно классифицировать по их иерархии (согласно их юридической силе) следующим образом: 1) по вертикали: федеральные, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; 2) по горизонтали: Конституция Российской Федерации, конституционные федеральные и федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты министерств и ведомств Российской Федерации. Конституция закрепляет общие принципы землепользования; Земельный кодекс РФ (п.1 ст.70) закрепляет общее понятие государственного земельного кадастра, отсылая к специальному федеральному закону.

Центральным законодательным актом, направленным на правовое регулирование  государственного земельного кадастра - является Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (с изменениями от 22 августа 2004 г., 30 июня 2006 г.) Федеральным законом от 30 июня 2006г. N93-ФЗв Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» внесены изменения, вступившие в силу с 1 сентября 2006г. В развитие норм Закона о земельном кадастре Правительство РФ утвердило Правила кадастрового деления территории Российской Федерации и Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам (см. Постановление Правительства РФ от 06.09.2000 N 660). Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418[10] (действует с изменениями от 14, 19 марта 2005 г., 11 апреля 2006 г.) установлено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации). В рамках отведенных полномочий Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (ранее Роскомзем) вправе принимать акты, направленные на воплощение норм действующего законодательства. В частности, можно выделить:

Требования Росземкадастра от 23 апреля 2004 г. "Требования к оформлению документов, представляемых для внесения в государственный земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков";

Правила оформления кадастрового плана  земельного участка, утвержденные Росземкадастром 10 апреля 2001 г., а также

Правила оформления кадастрового плана  территории для расчета кадастровой  стоимости земельных участков, утвержденные Росземкадастром 5 марта 2004 г. и др.

Вывод. Таким образом, в настоящее время продолжается совершенствование регулирования системы государственного учета земельных участков.

 

4.Проблемы развития  государственного земельного кадастра  в России

 

В настоящее время системы учета  земли и иной недвижимости разделены, что существенно увеличивает  временные затраты правообладателей при учете недвижимости и регистрации прав на нее, а также при получении информации из систем учета, поскольку для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости и получения информации об объектах недвижимости необходимо обратиться в каждую из систем. Срок постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, а также предоставления сведений из государственного земельного кадастра составляет один месяц. Сведения об объектах недвижимости содержатся в базах данных систем государственного земельного кадастра, технического учета объектов градостроительной деятельности, а также водного, лесного и других природно-ресурсных кадастров. Кроме того, на практике, в системах учета имеют место дублирование функций и наличие погрешностей в сведениях об объектах недвижимости вследствие многократного ручного введения, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и непротиворечивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах. Возможны два варианта решения названных проблем, и, соответственно, два варианта совершенствования действующего законодательства о государственным земельном кадастре. Первым вариантом является переход к централизованному ведению государственного кадастра недвижимости на уровне органов кадастрового учета субъектов Российской Федерации по единому регламенту. [5, С.218].

Преимуществами этого варианта по сравнению с действующей системой учета недвижимости являются:

- объединение данных обо всех объектах недвижимости в едином информационном ресурсе на уровне субъекта Российской Федерации и обеспечение непротиворечивости сведений;

- построение действенной системы  контроля деятельности органов государственного кадастрового учета при проведении учетных операций, что существенно повышает гарантии прав граждан и юридических лиц при обороте недвижимости;

- организационно-технологическое  разделение мест непосредственной  работы с клиентами и мест принятия решений по постановке объектов недвижимости на государственный кадастровый учет.

Информация о работе Кадастровая оценка земель