Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 00:05, реферат
Рассмотрим некоторые правовые вопросы, связанные с регистрацией выпуска ценных бумаг при учреждении акционерного общества.
Обязательность и необходимость государственной регистрации выпуска ценных бумаг
Чем обусловлена данная проблема?
Переводной вексель - обычно выписывает и подписывает кредитор, т. е. в условиях хозяйственных, коммерческих операций-сделок - поставщик, иными словами, тот, кому должны определенную сумму. Такого векселедателя называют трассантом. Переводной вексель представляет собой письменный приказ должнику (трассату) с требованием оплатить в указанный в векселе срок обозначенную на векселе сумму трассанту или третьему физическому лицу - держателю векселя (ремитенту). В нем указывают дату и место составления векселя, наименование и подпись предприятия, выдавшего вексель.
Надежность векселя увеличивает вексельное поручительство (аваль), в силу которого юридическое лицо (авалист) принимает на себя ответственность за выполнение обязательства каким-либо из обязанных по векселю лицом.
Вексель можно погасить до истечения его срока в банке под определенный учетный процент.
С целью ускорения введения вексельного оборота Министерство финансов РФ в настоящее время ввело векселя единого образца. Это касается прежде всего "товарных" векселей, применяемых при расчетах между предприятиями за поставку продукции.
В целях ускорения расчетов в народном хозяйстве, укрепления платежной дисциплины, повышения финансовой ответственности хозяйствующих субъектов в хозяйственный оборот Узбекистана также введены векселя. Они используются в качестве долгового обязательства по платежу с отсрочкой и средства расчета за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) между хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан.
Таким образом, вексель, являясь средством оформления кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки уплаты денег за проданные товары, способствует ускорению реализации товаров и увеличению оборачиваемости оборотных средств. В результате уменьшается потребность хозяйствующих субъектов в кредитных ресурсах и денежных средствах в целом.
Определенное место на рынке ценных бумаг занимают сертификаты. Разновидностями сертификата как ценной бумаги являются депозитный и сберегательный сертификаты.
Депозитный сертификат - ценная бумага, свидетельствующая о депонировании в кредитном учреждении денежных средств держателя на определенный срок за определенное вознаграждение. До истечения срока депозита они могут быть проданы банку-эмитенту или дилерам с дисконтом (скидкой).
Сберегательные сертификаты - выпускаются через систему сберегательных учреждений Сбербанка РФ и распространяются среди мелких и средних держателей. Данные облигации могут быть предъявительскими и именными.
3.
ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБРАЩЕНИЕ И
Реализация основной задачи рынка ценных бумаг зависит от четко разработанного механизма организации, обращения, регулирования и обеспечения.
Организация рынка ценных бумаг
С одной стороны, существующий рынок ценных бумаг представляет собой множество самостоятельных, не связанных между собой рынков их отдельных видов, связь которых потребует создания инфраструктур рынка ценных бумаг (депозитариев, клиринговых центров и др.); с другой - не все ценные бумаги эмитентов пользуются одинаковым спросом у инвесторов. Определенная группа эмитентов имеет высоколиквидные акции, остальные эмитенты имеют акции, пользующиеся невысоким спросом. Таким образом, объективно выделяются группы ценных бумаг, пользующиеся общенациональным, региональным и местным спросом.
Следовательно, в основу построения организационной структуры рынка ценных бумаг следует положить спрос инвестора на ценные бумаги, а не предложения эмитента. Единый рынок ценных бумаг может состоять из трех уровней:
1) межрегиональный биржевой;
2) региональный биржевой;
3) местный внебиржевой.
На первом уровне находится межрегиональный рынок ценных бумаг, включающий в себя фондовую биржу, клиринговый банк и центр, выполняющие интегрирующие функции для региональных рынков ценных бумаг. На данном уровне обращаются высоколиквидные акции и другие ценные бумаги.
Региональные рынки ценных бумаг включают в себя региональные депозитарии и филиалы банка, выполняющие роль клирингового центра.
На третьем уровне функционируют местные рынки ценных бумаг, или внебиржевые. Механизм внебиржевой торговли реализуется брокерско-дилерскими фирмами, секциями внебиржевой торговли фондовых бирж. При разработке механизма организации управления ценными бумагами необходимо учитывать, что на каждом уровне используются соответствующие формы и методы организации рынка ценных бумаг.
На местном рынке целесообразна организация простых аукционных рынков, на региональном - двойных аукционов, на межрегиональном - непрерывного аукционного рынка. Должна быть предусмотрена реализация единства котировки на верхнем уровне, т. е. фиксирование курса ценных бумаг на межрегиональном уровне.
Клиринговые
банки выполняют функции
Обращение ценных бумаг
Механизм обращения ценных бумаг предполагает создание ликвидного рынка ценных бумаг, в котором заинтересован и эмитент, и инвестор. На первичном рынке ценных бумаг продаются вновь выпущенные ценные бумаги. Деятельностью по размещению ценных бумаг на рынке должны заниматься специализированные учреждения (инвестиционные банки, брокерские фирмы, инвестиционные компании), а в их отсутствие - сами эмитенты. Первичное размещение (частное или публичное) ценных бумаг может осуществляться путем подписки, аукциона, открытой продажи.
В России в настоящее время основной формой продажи акций являются специализированные чековые аукционы.
На первичном рынке осуществляется выпуск и размещение акций приватизированных государственных предприятий и институциональных инвесторов. На этом этапе осуществляется регистрация ценных бумаг и вырабатываются определенные требования к брокерским (дилерским) фирмам. Для хранения и учета движения ценных бумаг создается сеть депозитариев.
Основной задачей вторичного рынка ценных бумаг является формирование вторичного рынка, на котором ценные бумаги перепродаются и покупаются уже после того, как они ранее были первично размещены среди инвесторов. Вторичный рынок ценных бумаг делится на организованный (фондовая биржа) и внебиржевой рынок.
Механизм вторичного рынка ценных бумаг включает в себя формирование предложения со стороны продавца, организацию фондовой биржевой деятельности, включающую в себя торговый блок, расчетно-депозитарный блок и организацию внебиржевой деятельности, а также формирование спроса со стороны покупателя с его объемами покупок и определенной ценой спроса.
Биржевая торговля строится на принципах законности отношений между брокером и инвестором, регулирования деятельности фондовой биржи и гласности. Фондовая биржа работает по принципу публичной аукционной торговли, и цена продаваемых на ней "товаров" определяется соотношением спроса и предложения.
Внебиржевой рынок ценных бумаг представляет собой обращение ценных бумаг без гарантии выполнения сделок в силу отсутствия во внебиржевом обороте системы клиринговых центров и банков. Торговля ведется децентрализованно.
К выпуску и обращению на территории Республики Узбекистан допускаются только те ценные бумаги, которые прошли государственную регистрацию и получили в установленном порядке регистрационный номер. Выпуск ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию, является незаконным, влечет за собой изъятие у владельца ценных бумаг и выручки от их продажи и возвращение ее инвесторам с учетом компенсации упущенной выгоды.
Регулирование рынка ценных бумаг
Основной
задачей механизма
Схема 21
Механизмы регулирования рынка ценных бумаг
Государственное регулирование осуществляется в форме прямого и косвенного регулирования.
Роль государства в регулировании сводится к следующему:
а) идеологическая и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);
б) концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь опережающего создания инфраструктуры;
в) установление "правил игры" (требований к участникам операционных и учетных стандартов);
г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);
д) создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
е) формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
з) предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).
Косвенные меры государственного регулирования предусматривают разработку и применение системы налогов и налоговых льгот по операциям с ценными бумагами, контроль над процентной ставкой банковского кредита.
Саморегулирование осуществляется самими участниками, где ведущую роль занимают фондовые биржи. Саморегулирование направлено в конечном счете на достижение высоколиквидного рынка и предполагает установление квалификационных и этических норм для его участников, их ответственность перед клиентами, установление правил и осуществление торговых операций, а также контроля за соблюдением этих норм и правил. Создаваемые биржами биржевые ассоциации, федерации вправе издавать свои внутренние документы (решения, правила, регламенты, инструкции), регулирующие фондовую деятельность.
Регулирование сделок по ценным бумагам, осуществляемых на территории Республики Узбекистан, распространяется на биржевые и внебиржевые сделки купли-продажи, а также на дарение, наследование ценных бумаг, внесение изменений в уставный фонд и другие акты, влекущие за собой изменение их собственника.
Обеспечение рынка ценных бумаг
Для
реализации механизма организации,
обращения и регулирования
Информационное обеспечение выполняет функции сбора, обработки, хранения, защиты, передачи информации и решает задачи ведения распределенных баз данных, поддерживающих операции на рынке ценных бумаг и функционирования распределительных информационно-справочных систем по текущему состоянию рынка ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг должен быть компьютеризирован и состоять из сетей различного уровня.
Программные средства должны обеспечивать выполнение задач, связанных с проведением электронных торгов, обслуживанием депозитариев, расчетно-клиринговых систем, а также защиту информации.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Рынок
ценных бумаг, эмитент, инвестор, акция,
облигация, вексель, сертификат, регулирование
рынка ценных бумаг.
НДС
Хотя теоретически НДС является налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог с оборота, когда каждый торговец добавляет в выписываемые им счета-фактуры этот налог и ведёт учёт собранного налога для последующего представления информации в налоговые органы. Однако покупатель имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья). Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.