О рынке ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 00:05, реферат

Краткое описание

Рассмотрим некоторые правовые вопросы, связанные с регистрацией выпуска ценных бумаг при учреждении акционерного общества.
Обязательность и необходимость государственной регистрации выпуска ценных бумаг
Чем обусловлена данная проблема?

Файлы: 1 файл

О рынке ценных бумаг.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

     Переводной  вексель - обычно выписывает и подписывает  кредитор, т. е. в условиях хозяйственных, коммерческих операций-сделок - поставщик, иными словами, тот, кому должны определенную сумму. Такого векселедателя называют трассантом. Переводной вексель представляет собой письменный приказ должнику (трассату) с требованием оплатить в указанный в векселе срок обозначенную на векселе сумму трассанту или третьему физическому лицу - держателю векселя (ремитенту). В нем указывают дату и место составления векселя, наименование и подпись предприятия, выдавшего вексель.

     Надежность  векселя увеличивает вексельное поручительство (аваль), в силу которого юридическое лицо (авалист) принимает на себя ответственность за выполнение обязательства каким-либо из обязанных по векселю лицом.

     Вексель можно погасить до истечения его  срока в банке под определенный учетный процент.

     С целью ускорения введения вексельного оборота Министерство финансов РФ в настоящее время ввело векселя единого образца. Это касается прежде всего "товарных" векселей, применяемых при расчетах между предприятиями за поставку продукции.

     В целях ускорения расчетов в народном хозяйстве, укрепления платежной дисциплины, повышения финансовой ответственности хозяйствующих субъектов в хозяйственный оборот Узбекистана также введены векселя. Они используются в качестве долгового обязательства по платежу с отсрочкой и средства расчета за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) между хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан.

     Таким образом, вексель, являясь средством  оформления кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям  в виде отсрочки уплаты денег за проданные товары, способствует ускорению реализации товаров и увеличению оборачиваемости оборотных средств. В результате уменьшается потребность хозяйствующих субъектов в кредитных ресурсах и денежных средствах в целом.

     Определенное место на рынке ценных бумаг занимают сертификаты. Разновидностями сертификата как ценной бумаги являются депозитный и сберегательный сертификаты.

     Депозитный  сертификат - ценная бумага, свидетельствующая  о депонировании в кредитном  учреждении денежных средств держателя на определенный срок за определенное вознаграждение. До истечения срока депозита они могут быть проданы банку-эмитенту или дилерам с дисконтом (скидкой).

     Сберегательные  сертификаты - выпускаются через  систему сберегательных учреждений Сбербанка РФ и распространяются среди мелких и средних держателей. Данные облигации могут быть предъявительскими и именными.

     3. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБРАЩЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ  РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

     Реализация  основной задачи рынка ценных бумаг  зависит от четко разработанного механизма организации, обращения, регулирования и обеспечения.

     Организация рынка ценных бумаг

     С одной стороны, существующий рынок  ценных бумаг представляет собой  множество самостоятельных, не связанных  между собой рынков их отдельных  видов, связь которых потребует создания инфраструктур рынка ценных бумаг (депозитариев, клиринговых центров и др.); с другой - не все ценные бумаги эмитентов пользуются одинаковым спросом у инвесторов. Определенная группа эмитентов имеет высоколиквидные акции, остальные эмитенты имеют акции, пользующиеся невысоким спросом. Таким образом, объективно выделяются группы ценных бумаг, пользующиеся общенациональным, региональным и местным спросом.

     Следовательно, в основу построения организационной  структуры рынка ценных бумаг  следует положить спрос инвестора на ценные бумаги, а не предложения эмитента. Единый рынок ценных бумаг может состоять из трех уровней:

     1) межрегиональный биржевой;

     2) региональный биржевой;

     3) местный внебиржевой.

     На  первом уровне находится межрегиональный  рынок ценных бумаг, включающий в себя фондовую биржу, клиринговый банк и центр, выполняющие интегрирующие функции для региональных рынков ценных бумаг. На данном уровне обращаются высоколиквидные акции и другие ценные бумаги.

     Региональные  рынки ценных бумаг включают в себя региональные депозитарии и филиалы банка, выполняющие роль клирингового центра.

     На  третьем уровне функционируют местные  рынки ценных бумаг, или внебиржевые. Механизм внебиржевой торговли реализуется  брокерско-дилерскими фирмами, секциями внебиржевой торговли фондовых бирж. При разработке механизма организации управления ценными бумагами необходимо учитывать, что на каждом уровне используются соответствующие формы и методы организации рынка ценных бумаг.

     На  местном рынке целесообразна  организация простых аукционных рынков, на региональном - двойных аукционов, на межрегиональном - непрерывного аукционного рынка. Должна быть предусмотрена реализация единства котировки на верхнем уровне, т. е. фиксирование курса ценных бумаг на межрегиональном уровне.

     Клиринговые банки выполняют функции расчетно-клиринговых  операций. Функции учета, хранения и  движения ценных бумаг закрепляются за депозитариями соответствующего уровня.

     Обращение ценных бумаг

     Механизм  обращения ценных бумаг предполагает создание ликвидного рынка ценных бумаг, в котором заинтересован и эмитент, и инвестор. На первичном рынке ценных бумаг продаются вновь выпущенные ценные бумаги. Деятельностью по размещению ценных бумаг на рынке должны заниматься специализированные учреждения (инвестиционные банки, брокерские фирмы, инвестиционные компании), а в их отсутствие - сами эмитенты. Первичное размещение (частное или публичное) ценных бумаг может осуществляться путем подписки, аукциона, открытой продажи.

     В России в настоящее время основной формой продажи акций являются специализированные чековые аукционы.

     На  первичном рынке осуществляется выпуск и размещение акций приватизированных  государственных предприятий и  институциональных инвесторов. На этом этапе осуществляется регистрация  ценных бумаг и вырабатываются определенные требования к брокерским (дилерским) фирмам. Для хранения и учета движения ценных бумаг создается сеть депозитариев.

     Основной  задачей вторичного рынка ценных бумаг является формирование вторичного рынка, на котором ценные бумаги перепродаются и покупаются уже после того, как они ранее были первично размещены среди инвесторов. Вторичный рынок ценных бумаг делится на организованный (фондовая биржа) и внебиржевой рынок.

     Механизм  вторичного рынка ценных бумаг включает в себя формирование предложения со стороны продавца, организацию фондовой биржевой деятельности, включающую в себя торговый блок, расчетно-депозитарный блок и организацию внебиржевой деятельности, а также формирование спроса со стороны покупателя с его объемами покупок и определенной ценой спроса.

     Биржевая  торговля строится на принципах законности отношений между брокером и инвестором, регулирования деятельности фондовой биржи и гласности. Фондовая биржа  работает по принципу публичной аукционной торговли, и цена продаваемых на ней "товаров" определяется соотношением спроса и предложения.

     Внебиржевой рынок ценных бумаг представляет собой обращение ценных бумаг  без гарантии выполнения сделок в  силу отсутствия во внебиржевом обороте  системы клиринговых центров  и банков. Торговля ведется децентрализованно.

     К выпуску и обращению на территории Республики Узбекистан допускаются  только те ценные бумаги, которые прошли государственную регистрацию и  получили в установленном порядке  регистрационный номер. Выпуск ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию, является незаконным, влечет за собой изъятие у владельца ценных бумаг и выручки от их продажи и возвращение ее инвесторам с учетом компенсации упущенной выгоды.

     Регулирование рынка ценных бумаг

     Основной  задачей механизма регулирования является обеспечение развития конкуренции на финансовом рынке, обеспечение макроэкономического равновесия, правовая и экономическая защита инвесторов. Государственное регулирование обеспечивает дополнительные гарантии инвесторам, устанавливая обязательность регистрации как для эмитентов, так и для посредников (см. схему 21).

     Схема 21

     Механизмы регулирования рынка ценных бумаг

     Государственное регулирование осуществляется в  форме прямого и косвенного регулирования.

     Роль  государства в регулировании сводится к следующему:

     а) идеологическая и законодательная  функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для  запуска и развития рынка);

     б) концентрация ресурсов (государственных  и частных) на цели строительства и в первую очередь опережающего создания инфраструктуры;

     в) установление "правил игры" (требований к участникам операционных и учетных  стандартов);

     г) контроль за финансовой устойчивостью  и безопасностью рынка (регистрация  и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

     д) создание системы информации о состоянии  рынка ценных бумаг и обеспечение  ее открытости для инвесторов;

     е) формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

     ж) предотвращение негативного воздействия  на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

     з) предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).

     Косвенные меры государственного регулирования  предусматривают разработку и применение системы налогов и налоговых льгот по операциям с ценными бумагами, контроль над процентной ставкой банковского кредита.

     Саморегулирование осуществляется самими участниками, где  ведущую роль занимают фондовые биржи. Саморегулирование направлено в  конечном счете на достижение высоколиквидного рынка и предполагает установление квалификационных и этических норм для его участников, их ответственность перед клиентами, установление правил и осуществление торговых операций, а также контроля за соблюдением этих норм и правил. Создаваемые биржами биржевые ассоциации, федерации вправе издавать свои внутренние документы (решения, правила, регламенты, инструкции), регулирующие фондовую деятельность.

     Регулирование сделок по ценным бумагам, осуществляемых на территории Республики Узбекистан, распространяется на биржевые и внебиржевые сделки купли-продажи, а также на дарение, наследование ценных бумаг, внесение изменений в уставный фонд и другие акты, влекущие за собой изменение их собственника.

     Обеспечение рынка ценных бумаг

     Для реализации механизма организации, обращения и регулирования рынка  ценных бумаг должна быть создана  его информационно-техническая основа, включающая в себя информационное и  программное обеспечение, а также  средства вычислительной техники.

     Информационное обеспечение выполняет функции сбора, обработки, хранения, защиты, передачи информации и решает задачи ведения распределенных баз данных, поддерживающих операции на рынке ценных бумаг и функционирования распределительных информационно-справочных систем по текущему состоянию рынка ценных бумаг.

     Рынок ценных бумаг должен быть компьютеризирован  и состоять из сетей различного уровня.

     Программные средства должны обеспечивать выполнение задач, связанных с проведением  электронных торгов, обслуживанием  депозитариев, расчетно-клиринговых систем, а также защиту информации.

     ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

     Рынок ценных бумаг, эмитент, инвестор, акция, облигация, вексель, сертификат, регулирование  рынка ценных бумаг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             НДС

Хотя теоретически НДС является налогом на добавленную  стоимость, на практике он похож на налог с оборота, когда каждый торговец добавляет в выписываемые им счета-фактуры этот налог и  ведёт учёт собранного налога для  последующего представления информации в налоговые органы. Однако покупатель имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья). Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.

Информация о работе О рынке ценных бумаг