Нормативное регулирование контроля эффективности в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 07:09, реферат

Краткое описание

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева к народу Казахстана 30 января 2010г. «Новый экономический подъем новые возможности Казахстана» подчеркнуто, что итог экономической политики, это улучшение благосостояния нашего народа, т.е. улучшения социальной защиты населения и есть целенаправленное расходование бюджетных средств. Для этой цели, - «Правительство должно провести целенаправленный аудит, если хотите, «аудит с пристрастием», государственных средств выделяющиеся по основным государственным социально- экономическим программам.

Оглавление

Введение
1. Система нормативного регулирования аудита в РК. Обзор нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность аудита в РК.
2. Функции государственных органов и общественных организаций, регулирующих аудиторскую деятельность. Система профессиональной аттестации и лицензирования аудиторов.
3. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в РК.
4. Нормативно-правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Нормативные регулирования аудита.docx

— 44.64 Кб (Скачать)
  1. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в РК.

 

Государственное регулирование системы  бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан  осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан.

Министерство финансов:

1) обеспечивает формирование и  реализацию государственной политики  в области бухгалтерского учета  и финансовой отчетности;

2) определяет порядок ведения  бухгалтерского учета;

3) принимает нормативные правовые  акты Республики Казахстан по  вопросам бухгалтерского учета  и финансовой отчетности;

4) разрабатывает и утверждает  национальные стандарты и методические  рекомендации к ним;

5) разрабатывает и утверждает  типовой план счетов бухгалтерского  учета;

6) публикует в периодических  печатных изданиях национальные  стандарты в порядке, установленном  законодательством Республики Казахстан;

7) взаимодействует по вопросам  бухгалтерского учета и финансовой  отчетности с иными государственными  органами и профессиональными  организациями;

8) утверждает квалификационные  требования, предъявляемые к профессиональным  бухгалтерам, с учетом рекомендаций  консультативного органа.

Для регулирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в  Республике Казахстан, установления принципов, основных качественных характеристик  и правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Республике Казахстан  принят Закон «О бухгалтерском учете  и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года, № 234-ІІІ. Действие настоящего Закона распространяется на:

-индивидуальных предпринимателей;

-юридические лица, филиалы и  представительства иностранных  юридических лиц, зарегистрированные  на территории Республики Казахстан  в соответствии с законодательством  Республики Казахстан.

В соответствии с Законом индивидуальные предприниматели, применяющие в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальный налоговый режим на основе разового талона или патента, вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности.

Индивидуальные предприниматели  и организации, за исключением государственных  учреждений, субъектов крупного предпринимательства  и организаций публичного интереса, осуществляют составление финансовой отчетности в соответствии с национальными стандартами в зависимости от их принадлежности к следующим категориям:

1) субъектам малого предпринимательства,  применяющим в соответствии с  налоговым законодательством Республики  Казахстан специальные налоговые  режимы для крестьянских или  фермерских хозяйств, юридических  лиц - производителей сельскохозяйственной  продукции, а также на основе  упрощенной декларации;

2) субъектам малого предпринимательства,  а также некоммерческим организациям, филиалам и представительствам  иностранных юридических лиц,  зарегистрированным на территории  Республики Казахстан в соответствии  с законодательством Республики  Казахстан;

3) субъектам среднего предпринимательства,  а также государственным предприятиям, основанным на праве оперативного  управления (казенные предприятия).

Субъекты крупного предпринимательства  и организации публичного интереса обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.

Руководство или индивидуальный предприниматель  может в зависимости от объема учетной работы:

1) учредить бухгалтерскую службу  как структурное подразделение,  возглавляемое главным бухгалтером;

2) ввести в штат должность  главного бухгалтера;

3) передать на договорной основе  ведение бухгалтерского учета  и составление финансовой отчетности  бухгалтерской или аудиторской  организации или профессиональному  бухгалтеру;

4) вести бухгалтерский учет лично.

Государственное регулирование системы  бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан  осуществляется уполномоченным органом.

Наряду с государственным регулированием в Республике вводится и негосударственное  регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, которое  осуществляет консультативный орган.

Консультативный орган создается  в форме консультативно-совещательного органа, состав которого утверждается уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, и действует на основе положения  о нем.

В состав консультативного органа входят представители государственных  органов, некоммерческих организаций, субъектов частного предпринимательства, организаций с долей участия  государства, государственных предприятий.

Наряду с законом о бухгалтерском  учете и финансовой отчетности в  Республике Казахстан действуют  международные стандарты финансовой отчетности и национальные стандарты  финансовой отчетности.

Составление финансовой отчетности осуществляется организациями в соответствии с  международными стандартами, опубликованными  на государственном или русском  языке организацией, имеющей письменное разрешение на их официальный перевод  и публикацию в Республике Казахстан  от Фонда Комитета международных  стандартов финансовой отчетности.

  1. Нормативно-правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций.

 

При централизации  учета за руководителями обслуживаемых  учреждений сохраняются права распорядителей ассигнованиями, в частности: право  заключать договоры на поставку товаров  и оказание услуг и трудовые соглашения на выполнение работ; получать в установленном  порядке авансы на хозяйственные  и другие нужды и разрешать  выдачу авансов своим сотрудникам; разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой; расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения; утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты на списание пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующими положениями; разрешать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Централизованная  бухгалтерия представляет руководителям  обслуживаемых учреждений необходимые  сведения об исполнении смет расходов в сроки, установленные главным  бухгалтером централизованной бухгалтерии  по согласованию с руководителями этих учреждений.

Учреждения расходуют  государственные средства в соответствии с целевым назначением, согласно утвержденным сметам, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и  максимальную экономию материальных ценностей  и денежных средств. Бухгалтерский  учет должен обеспечить систематический  контроль за ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.

В случаях, когда  министерствам, ведомствам, управлениям (отделам) администрации разрешено  в установленном порядке централизовать в своих сметах средства по входящим в их систему учреждениям для  снабжения их материальными ценностями, учет расчетов по этим операциям осуществляется в порядке, изложенном в приложении к Инструкции по бухгалтерскому учету  в бюджетных учреждениях. Руководители министерств, ведомств, учреждений и  их бухгалтерских служб, главные  бухгалтеры централизованных бухгалтерий  осуществляют руководство организацией бухгалтерского учета и отчетности, контроль за исполнением смет расходов учреждениями своей системы.

Таким образом, бухгалтерский  учет в бюджетных организациях имеет  свои специфические особенности, обусловленные  законодательством о бюджетном  устройстве и бюджетном процессе, инструкцией по бухгалтерскому учету  в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:

-организацию учета  в разрезе статей бюджетной  классификации;

-контроль исполнения  сметы расходов;

-выделение в  учете кассовых и фактических  расходов;

-отраслевые особенности  учета в учреждениях бюджетной  сферы (здравоохранения, образования,  науки).

Специфические особенности  учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить  общие задачи бухгалтерского учета  более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово – бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных расходов.

Контроль эффективности  является основным инструментом оценки экономности, результативности, продуктивности исполнения бюджетных программ, а  также достижения целей деятельности, проводимой объектом контроля, результатов  ее практической реализации и их влияния  на социально-экономическое положение  страны. Он охватывает государственные  структуры, а также различные  социальные группы населения, в чьих интересах использованы бюджетные  средства и активы государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1. «Закон об аудиторской деятельности» Закон РК от 20.11.1998 г. (с изменениями и дополнениями от 10.07.2003г.);

2. Международные стандарты аудита Т.1.Стандарт 120 «Концептуальная основа Международных стандартов аудита». –Алматы: Раритет,2001.;

3. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит.- М. ИНФРА, 2001-351с.;

4. Адамс Р. Основы аудита.- М: ЮНИТИ, 1995-398 с.;

5. Дюсембаев К.Ш. Теория аудита. – Алматы: Экономика, 1995-329с.;

6. Решение проблем эффективного использования бюджетных средств социальной сферы в интересах детей и семьи// Сборник материалов Международной конференции: «Повышение социальной  ориентированности и эффективности республиканского и местных бюджетов в интересах детей и семьи в Республике Казахстан».- Астана: 2007.- С.103-110;

7. Проведение контроля эффективности расходования бюджетных средств в Республике Казахстан // Бюджетная политика и финансовый контроль. - Астана: Академия государственной службы при Президенте Республики Казахстан, 2004.- С.70-78;

8. Контроль эффективности как новая форма госуарственного финсового котроля//Қаржы  - қаражат.- 2004.-№3.- С.27-35;

9. Контроль эффективности – как важный путь решения стратегических задач государства// Сборник материалов Международной научно-практической конференции: «Аудит эффективности: теорические и практические аспекты внедрения».- Астана: 21-22 апреля , 2005.- С.131-136 ;

10. Закон об аудиторской деятельности в Республики Казахстан 1998 г.– Инф. Бюллетень МинФина Республики Казахстан, 1999, №1.;

11. Алборов. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК – М.: Дело и сервис 1998 г. – 464 с.;

12. Данилевский Ю.А. Общий аудит. Учебное пособие.– М.: Бух. учет.–144с.;

13. Аудит Монгомери / Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М. О. Рейли, М.Б. Хирм. Перевод с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. М.: Юнити, 1997. – 542 с.;

14. Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита: Пер. с англ.–М.: Финансы и статистика, 1992.240с.;

15. Дюсембаев К.Ш. Аудит и анализ в системе управления финансами. – Алматы: Экономика, 2000. –291с.;

16. Кармайкл Д.Р., Бенис М. Стандарты и нормы аудита: Пер. с англ..–М.: Аудит,  ЮНИТИ,  1995.–527 с.;

17. Казахстанские стандарты аудита.– Алматы,  1995;

18. Торшаева Ш.М. Аудит. – Караганды, 2002. –174с.;

19. Стандарты бух. учета от 1998.–Алматы, 1998.–557 с.

Дополнительная  литература
  1. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика.,  1995.– 560 с.;
  2. Аудит: Учебник для ВУЗов \ В.И. Подольский,  Г.Б.Поляк,  А.А. Савин, Л.В.Сотникова.– М.:Аудит, ЮНИТИ,  1997.–432 с.;
  3. Ковалев А.И., Привалова В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1997. – 192 с.

Информация о работе Нормативное регулирование контроля эффективности в Республике Казахстан