Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа
Прибыль при современных условиях является не только показателем эффективности работы отдельного предприятия (объединения), а имеет и важное народнохозяйственное значение, т.к. прибыль является одним из важнейших источников накопления и пополнения доходной части государственного и местных бюджетов. Часть прибыли остается в полном распоряжении предприятия и является источником самофинансирования развития предприятия, принятия инвестиционных решений и инновационной деятельности, удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..
3
1 ПРИБЫЛЬ КАК ИСТОЧНИК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ……………………………………………………………………
1.1 Сущность, формы и факторы прибыли……………………………………..
5
1.2 Распределение и использование прибыли………………………………….
10
2 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРИБЫЛЬ…………………………………
2.1 Прибыль: нормальная и экономическая……………………………………
14
2.2 Источники и функции экономической прибыли…………………………
16
2.3 Создание экономической прибыли: анализ российских компаний………
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………...
29
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический
университет
имени М.Т.Калашникова»
(«ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т.Калашникова»)
Чайковский технологический институт
(филиал)
Кафедра экономических дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Микроэкономика»
Тема: «Нормальная и экономическая прибыль в российском бизнесе»
Выполнил студент группы Э-11/5 оз Масленникова Н.В.
Проверил к.ф.н., доцент
Ложкина Н.В.
г. Чайковский
2012
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 | |
1 ПРИБЫЛЬ КАК ИСТОЧНИК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ …………………………………………………………………… |
||
1.1 Сущность, формы и факторы прибыли…………………………………….. |
5 | |
1.2 Распределение и
использование прибыли……………………… |
10 | |
2 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРИБЫЛЬ………………………………… |
||
2.1 Прибыль: нормальная и экономическая…………………………………… |
14 | |
2.2 Источники и функции экономической прибыли………………………… |
16 | |
2.3 Создание экономической
прибыли: анализ российских |
22 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
26 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… |
29 |
ВВЕДЕНИЕ
Реализуя созданную продукцию, предприятие возмещает затраты на производство, образующие себестоимость продукции, и получает денежные накопления - прибыль.
Прибыль при современных условиях является не только показателем эффективности работы отдельного предприятия (объединения), а имеет и важное народнохозяйственное значение, т.к. прибыль является одним из важнейших источников накопления и пополнения доходной части государственного и местных бюджетов. Часть прибыли остается в полном распоряжении предприятия и является источником самофинансирования развития предприятия, принятия инвестиционных решений и инновационной деятельности, удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника.
Прибыль в условиях рынка используется не на потребление, а на инвестиции и инновации, которые обеспечивают экономический рост предприятия и его конкурентоспособность.
Величина прибыли зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и финансовой деятельности предприятия. Поэтому при новых условиях хозяйствования, перехода предприятий промышленности к рыночной экономике одним из важнейших показателей оценки эффективности их деятельности является прибыль - обобщающий качественный показатель эффективности хозяйствования.
Именно этот показатель, который отображает в стоимостной форме конечный результат работы предприятия, по своей природе наиболее - сравнительно с другими стоимостными показателями - подходит для оценки деятельности предприятий в условиях их работы по принципам самофинансирования. В прибыли аккумулируются итоги всех сторон деятельности предприятия: рост производства продукции и его реализации соответственно договорам заказчика, эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
Тема прибыли особенно остра для российских предприятий, поскольку затяжной экономический кризис, составляющими которого являлись высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивал получаемые прибыли. К тому же, оказавшись с начала реформ в условиях «свободного экономического плавания», предприятия уже не могли полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность вышеназванных проблем обосновывает необходимость и актуальность темы курсовой работы.
В то же время, несмотря на то, что исследованию формирования и распределения прибыли предприятия уделяется большое внимание, существует достаточно много вопросов, связанных с выявлением резервов роста прибыли, требующих в настоящее время дополнительного изучения.
Целью курсовой работы является определение сущности экономической и нормальной прибыли в российском бизнесе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- определить экономическую сущность прибыли;
- рассмотреть особенности формирования экономической и нормальной прибыли фирм;
- осветить экономическую прибыль как источник функционирования российских предприятий.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды отечественных экономистов: Колчиной Н.В., Кодоцкого В.П., Савицкой В.А., Фирсовой А.А. и других, а также материалы экономических газет и журналов по исследуемой проблеме.
1 ПРИБЫЛЬ КАК ИСТОЧНИК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Сущность, формы и факторы прибыли
Рассмотрение
содержания предпринимательской
На первый взгляд источник прибыли очень прост - это надбавка к себестоимости производимой продукции. Но такую надбавку в состоянии осуществлять только предприятия-монополисты. Предприятия, действующие в условиях совершенного рынка, находят цену готовой на рынке. К тому же следует учитывать, что за денежной выручкой предприятий и каждой ее составной частью, включая прибыль, стоит стоимость материальных благ и услуг. Откуда она берется в обществе, если предприниматели просто делают надбавки к ценам на производимые товары?
Микроэкономический анализ использования и вознаграждения факторов производства показал, что каждый фактор принимает участие в создании чистого дохода, выступающего в виде разницы между расходами на факторы производства и приносимым им доходом. Часть чистого дохода идет на вознаграждение вещественных факторов производства в виде процента и ренты. Чистый доход, в свою очередь, является частью валового дохода, или чистого продукта, остающегося на предприятии после возмещения материальных затрат, включая амортизационные отчисления. Разница между валовым и чистым доходом образует фонд заработной платы. Получается, что источником вознаграждения по факторам производства и прибыли является чистый продукт.
Подобный подход не противоречит трудовой теории стоимости, согласно которой прибыль есть превращенная форма прибавочной стоимости, создаваемая трудом рабочих. Живой труд рабочих, впрочем как и предпринимателя как организатора и управляющего производством, создает вновь созданную стоимость, часть которой идет на заработную плату, часть . на выплату процентов, ренты, а остаток образует прибыль.
Так что не только прибыль, но и процент, и рента предстают как формы прибавочной стоимости. Причем ее распределение происходит с учетом вклада вещественных факторов и предпринимательской деятельности в образование чистого дохода.
Обращение к трудовой теории стоимости для объяснения источника прибыли позволяет увидеть такой источник не только на предприятии, где она получается, но на других предприятиях. Это означает, что прибыль предстает не только как результат производства, но и распределения всей произведенной в обществе стоимости в результате внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции.
Внутриотраслевая конкуренция возникает между предприятиями, производящими однородные товары, по поводу сохранения и увеличения своей доли в производимой отраслью продукции и в ее предложении на рынке. В ходе этой конкуренции предприятия стремятся снизить издержки и, соответственно, иметь возможность продавать товары по более низким, чем у конкурентов, ценам, что позволяет им завоевывать рынок данных товаров, укреплять и расширять на нем свои позиции. При этом, имея более низкие издержки, можно получать повышенную прибыль, так как рыночные цены отражают среднеотраслевые издержки и отраслевую стоимость. Так, если отраслевая стоимость какого-то товара равна 100 рублей, а предприятие сумело снизить стоимость своего товара до 90 рублей, то 10 рублей у него составит дополнительная прибыль. Чтобы получить преимущество на рынке, предприятие может предложить товар не за 100, а за 95 рублей. Это позволит быстрее реализовать товар и получить от каждого товара 5 рублей дополнительной прибыли.
Внутриотраслевая
конкуренция проявляется и
Межотраслевая конкуренция возникает между предпринимателями, занятыми в разных отраслях, по поводу наиболее прибыльного вложения своего капитала. Такая конкуренция проявляется через перелив капитала из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, если эта прибыльность обусловлена внешними факторами: устойчиво высоким спросом на товар и, соответственно, высокими ценами на него, дешевыми факторами производства: сырьем, рабочей силой и т.д.
Однако когда в высокоприбыльную отрасль устремляются капиталы из других отраслей, то в отрасли происходит перепроизводство товаров и их предложение начинает превышать спрос, что влечет понижение цен и прибыли. Зато в отраслях, из которых из-за низкой прибыли произошел отток капитала, происходит сокращение производства товаров и их предложения на рынках. Если предложение оказывается ниже спроса, то происходит повышение цен, делая производство товаров выгодным. Сюда вновь устремится капитал из других менее прибыльных отраслей. Конечным результатом такого рода межотраслевой конкуренции является установление относительного равновесия в экономике, при котором на одинаковые вложения капитала при прочих равных условиях получается одинаковая или средняя прибыль.
Средняя прибыль в одних отраслях может быть выше той части чистого продукта предприятия, которая после возмещения затрат на факторы производства остается в качестве прибыли, а в других . ниже. Это означает, что произведенный в обществе чистый доход, идущий на формирование прибылей, перераспределяется между предприятиями, занятыми в разных отраслях, таким образом, что если предприятие имеет средние условия производства, получается средняя прибыль. Такую прибыль микроэкономика называет нормальной. Она характеризуется таким уровнем, который необходим для удержания предпринимателя и его капитала в данной отрасли.
Нормальная прибыль позволяет предприятию обеспечивать воспроизводство своих фондов, а предпринимателю иметь доход, возмещающий его усилия как хозяйственника. Такого рода усилия рассматриваются как элемент издержек, то нормальная прибыль включается в состав полных издержек предприятия.
В действительности
предприятие может иметь
Последняя после процентных и рентных платежей, а также уплаты налогов образует чистую прибыль. Эта прибыль остается в распоряжении предприятия, и именно она характеризует успех деятельности предпринимателя. Эта деятельность успешна, если чистая прибыль выше нормальной, и наоборот.
Помимо внешних издержек у предприятия есть и внутренние издержки. В этой связи микроэкономика выделяет экономическую прибыль, которая возникает в том случае, если выручка превышает полные издержки, включающие не только внешние, но и внутренние издержки, в том числе нормальную прибыль. Наличие экономической прибыли является свидетельством особого успеха предпринимательской деятельности. Такой успех требует знания тех факторов, которые определяют прибыль предприятия. Отметим основные из этих факторов:
1. Цены на производимую продукцию. Поскольку выручка предприятия находится в непосредственной зависимости от цен, то рост цен предполагает рост прибыли, и наоборот. Отсюда следует, что предпринимателю важно организовать производство такого товара, цены на который на рынке достаточно высокие. Возможна также организация производства какого-то нового товара, которого еще нет на рынке. В этом случае у его производителя не будет конкурентов, и можно установить монопольно высокую цену и получать монопольную прибыль.
Информация о работе Нормальная и экономическая прибыль в российском бизнесе