Нормальная и экономическая прибыль в российском бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль при современных условиях является не только показателем эффективности работы отдельного предприятия (объединения), а имеет и важное народнохозяйственное значение, т.к. прибыль является одним из важнейших источников накопления и пополнения доходной части государственного и местных бюджетов. Часть прибыли остается в полном распоряжении предприятия и является источником самофинансирования развития предприятия, принятия инвестиционных решений и инновационной деятельности, удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..
3
1 ПРИБЫЛЬ КАК ИСТОЧНИК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ……………………………………………………………………


1.1 Сущность, формы и факторы прибыли……………………………………..
5

1.2 Распределение и использование прибыли………………………………….
10
2 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРИБЫЛЬ…………………………………


2.1 Прибыль: нормальная и экономическая……………………………………
14

2.2 Источники и функции экономической прибыли…………………………
16

2.3 Создание экономической прибыли: анализ российских компаний………
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………...
29

Файлы: 1 файл

микроэкономика (курсовая).doc

— 185.50 Кб (Скачать)

2. Оптимальный объем производства. При данном уровне цен на ту или иную продукцию выручка зависит от количества произведенной и реализованной продукции, и чем больше ее производится, тем больше оказывается прибыль. Но мы уже знаем, что при определенных объемах производства начинают расти предельные издержки, так что получение максимальной прибыли требует учета равенства цен с предельными издержками.

3. Издержки предприятия. Чем ниже издержки при данных ценах на рынке и объеме производства, тем выше прибыль, и наоборот. Издержки, в свою очередь, зависят от ряда факторов:

а) цен  на факторы производства, расходы  на которые включаются в состав издержек предприятия;

б) эффективности  факторов производства, технологии производства как способа использования факторов;

в) организации производства и управления им. От этого зависят оптимальность объемов производства, степень загруженности факторов производства, их соответствие друг другу, получаемая от них отдача;

г) структуры  издержек: соотношение постоянных и  переменных издержек, затрат основных и оборотных фондов на их активные и пассивные части. От этого зависит оборот фондов и получаемая прибыль.

Отмеченные  факторы прибыли можно разделить  на внутренние и внешние.

Внутренние  находятся на самом предприятии. Они связаны с организацией производства, управлением им, стимулированием эффективного труда работников, оптимизацией факторов производства и объемов производства . всем тем, что характеризует организаторский и управленческий талант предпринимателей.

Внешние факторы находятся вне предприятия и характеризуют состояние рынков факторов производства соответствующего товара и рынков самих этих товаров. Использование таких факторов требует особых предпринимательских способностей: умения найти и приобрести сравнительно недорогие, но эффективные факторы производства, организовать стабильные поставки сырья, вспомогательных материалов, привлечь квалифицированных работников и т.д. Важно также выбрать тот товар для производства на предприятии, который будет пользоваться устойчивым спросом, уметь привлечь покупателей к своему товару, предвидеть возможные изменения на рынках как фактор производства, так и производимой продукции.

Следует иметь в виду, что внешние факторы  могут меняться, в том числе в неблагоприятном для предприятия направлении. Так что прибыль предстает как форма вознаграждения за предпринимательскую деятельность в условиях рыночной неопределенности.

1.2 Распределение и использование прибыли

В финансовой политике предприятия  важное место занимает распределение  и использование прибыли как основного источника финансирования инвестиционных потребностей и удовлетворения экономических интересов собственников (инвесторов).

В современных условиях предприятия самостоятельно распределяют прибыль, остающуюся в их распоряжении. Рациональное использование прибыли предполагает учет таких факторов, как планы дальнейшего развития предприятия, а также соблюдение интересов собственников, инвесторов и работников. В общем случае, чем больше прибыли направляется на расширение хозяйственной деятельности, тем меньше потребность в дополнительном финансировании. Величина нераспределенной прибыли зависит от рентабельности хозяйственных операций, а также от принятой на предприятии политики в отношении выплат собственникам (дивидендная политика).

К достоинствам реинвестирования прибыли следует отнести:

- отсутствие расходов, связанных с привлечением капитала  из внешних источников;

- сохранение контроля  за деятельностью предприятия  со стороны собственников;

- повышение финансовой  устойчивости и более благоприятные возможности для привлечения средств из внешних источников.

В свою очередь, недостатками использования данного источника  являются его ограниченная и изменяющаяся величина, сложность прогнозирования, а также зависимость от внешних, не поддающихся контролю со стороны менеджмента факторов (например, конъюнктура рынка, фаза экономического цикла, изменение спроса и цен и т.п.).

Из общей прибыли  уплачивается налог в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством  о налогообложении прибыли предприятия. Прибыль, оставшаяся после налогообложения (чистая прибыль), поступает в полное распоряжение предприятия и используется в порядке, предусмотренном его уставом и решениями его собственников.

Принципиальные (главные) направления использования предполагают деление прибыли на две части:

1) прибыль, направляемая  за пределы предприятия, называется  распределенной прибылью (выплаты  собственникам корпоративных прав, персоналу предприятия по результатам  работы, на социальную поддержку);

2) прибыль, остающаяся  на предприятии и используемая как финансовый источник его развития (нераспределенная прибыль).

Последняя направляется на создание резервного и инвестиционного  фондов. Резервный фонд является финансовым компенсатором возможных отклонений от нормального оборота средств, источником покрытия дополнительной потребности в средствах. Его формирование является обязательным для хозяйственных обществ, арендных предприятий, кооперативов.

Эту общую схему распределения  прибыли нужно конкретизировать на предприятиях с различными организационно-правовыми формами, что касается прежде всего акционерных обществ (предприятий). Как известно, собственники акций получают часть корпоративной прибыли в виде дивидендов (дохода инвесторов на вложенный капитал). На акционерном предприятии дивиденды можно рассматривать как плату за привлеченный от продажи акций капитал.

Распределение прибыли  на выплату дивидендов и инвестирование является сложной финансовой проблемой, которая существенно и неоднозначно влияет на финансовую стабильность и  перспективы предприятия. Направление достаточной суммы прибыли на выплату дивидендов и высокий уровень таковых увеличивают спрос на акции и повышают их рыночный курс. Однако это ограничивает собственный источник финансирования, усложняет решение задач перспективного развития предприятия.

Управление прибылью выступает в качестве одного из двух базовых направлений финансовой политики.

Основной задачей управления прибылью является: максимизация доходов  по имеющимся источникам финансовых ресурсов и расширением общей номенклатуры этих источников.

Управление процессом  формирования прибыли начинается с  планирования финансовых поступлений  в расчетном периоде. Планирование финансовых поступлений осуществляется на основе исходной инфляции:

- расчетных потребностей  в финансовых ресурсах для обеспечения расширенного воспроизводства как суммы затрат по всем направлениям деятельности;

- результатов маркетинговых  исследований, позволяющих прогнозировать  поступления денежных средств.

Формирование, распределение  и использование прибыли определяет различные виды прибыли: прибыль от реализации, балансовая, налогооблагаемая и чистая прибыль.

Управление прибылью от реализации предполагает:

- четкое определение  вида бизнеса, делающего наибольшую  прибыль;

- увеличение оборачиваемости  оборотных средств, обеспечивающих увеличение массы получаемой прибыли;

- рациональное использование  средств, вложенных в имущество  фирмы.

Управление балансовой прибылью предполагает:

- максимизацию доходов  по имеющимся источникам;

- расширение номенклатуры  источников формирования балансовой прибыли.

Управление налогооблагаемой прибылью предполагает широкое использование  льгот по налогообложению согласно действующему законодательству, уменьшающих  величину налогооблагаемой прибыли  и обеспечивающих увеличение прибыли в распоряжении фирмы.

Управление чистой прибылью предполагает определение принципа распределения прибыли в соответствии с конкретными условиями хозяйствования. Распределение чистой прибыли - это  вопрос инвестиционной, технической  и дивидендной политики.

Управление прибылью - это определение основных направлений  использования прибыли, предвидение  ближайших и отдаленных перспектив развития хозяйствующего субъекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРИБЫЛЬ

2.1 Прибыль: нормальная и экономическая

Прибыль в рыночном хозяйстве является вознаграждением такого специфического фактора, как предпринимательство. Специфического, во-первых, потому, что предпринимательство, в отличие от капитала или земли, неосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли. Эта специфика предпринимательства как фактора производства проявляется через его функции. Функциями предпринимательства являются: соединение других ресурсов - труда, капитала, земли - для производства товаров или услуг; принятие основных решений, связанных с деятельностью фирмы; осуществление нововведений в производстве или в сбыте продукции; взятие на себя рисков, вытекающих из выполнения предпринимательских функций. Предприниматель в результате выполнения этих функций вправе претендовать на определенный доход - прибыль.

Рассмотрим понятие  прибыли как факторного дохода. Прибыль обычно определяют как разность между валовым доходом и валовыми издержками. Однако уже этот упрощенный подход к проблеме рождает новые вопросы. Определение валового дохода не составляет трудности (это произведение количества произведенной продукции и цены единицы товара).

Но что следует  включать в валовые издержки? С точки зрения бухгалтера, в издержки должны включаться денежные расходы, которые фирма несет на приобретение машин, оборудования, сырья, материалов, на выплату заработной платы работникам и т. д. Фирма в этом случае несет явные издержки, поскольку выплачивает эти деньги внешним по отношению к ней хозяйствующим субъектам, покупает необходимые ресурсы на рынке. Другими словами, явные, или бухгалтерские, издержки, включают в себя только денежные затраты. В связи с этим, бухгалтерская прибыль представляет собой разность между полной выручкой и явными (бухгалтерскими) издержками. Однако, согласно экономической теории, в экономические издержки должна входить стоимость услуг всех факторов производства, независимо от того, покупаются ли они на рынке или являются собственностью фирмы. Как уже мы неоднократно отмечали, любые затраты, а значит, и издержки производства, должны рассматриваться с точки зрения ценности альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать. Так, любой предприниматель, выбирая сферу приложения своих предпринимательских способностей, сравнивает альтернативные варианты с точки зрения ожидаемых выгод и выбирает наиболее эффективный для себя вариант. Решив, например, заняться производством мебели, он, по-существу, отказывается (жертвует) от получения дохода в сельском хозяйстве или страховом деле. Этот упущенный, или альтернативный, доход должен входить в издержки.

Используя собственные  ресурсы (собственный капитал, собственную  землю, собственные предпринимательские  способности), владелец этих факторов не несет явных денежных затрат, это неоплачиваемые, или неявные, издержки. Но это именно издержки, поскольку они могут быть представлены в денежной форме в виде платежей, которые могли бы быть получены фирмой при альтернативном использовании данных внутренних ресурсов. Потеря этих платежей и означает, что фирма несет издержки.

Вместе  с тем, очевидно, что в условиях совершенной конкуренции, предусматривающих  свободные переливы факторов производства из отрасли в отрасль в поисках более высокого дохода, должно произойти выравнивание альтернативной ценности различных вариантов приложения предпринимательских способностей. В этом случае полные издержки совпадут с полной выручкой. Значит ли это, что предприниматель не получит никакого дохода? Такой вывод будет ошибочным.

Вернемся  снова к функциям предпринимательства. Когда предприниматель организует процесс производства, соединяя в  нем различные ресурсы, управляет  фирмой и принимает необходимые  экономические решения, он выступает как разносторонний специалист, являясь одновременно менеджером, инженером, торговым агентом, юристом, начальником отдела кадров и т. д. И только осуществляя все эти функции, предприниматель тем самым выполняет саму предпринимательскую функцию. В этом случае доход предпринимателя будет складываться, по крайней мере, из двух частей. Одна часть дохода будет представлять собой плату за труд предпринимателя, за организацию и ведение дела, т. е. то, что в современной экономической науке принято называть безусловной заработной платой. Вторая часть дохода предпринимателя обусловлена тем, что он, как правило, является собственником капитала и вкладывает этот капитал в дело. Доход на капитал, принадлежащий предпринимателю, может быть выражен в виде годовой процентной ставки, которая, в свою очередь, является количественным выражением чистой производительности капитала.

Эти две  части дохода предпринимателя будут  представлять собой прибыль с  точки зрения бухгалтера, но с точки  зрения экономиста - все это элементы издержек. А в полные издержки, как мы уже знаем, должна входить и нормальная прибыль как минимальный доход предпринимателя, необходимый для привлечения и удержания этого ресурса в данном производственном процессе. Экономическая прибыль возникает в том случае, если общая выручка превышает все издержки - и явные, и неявные, включая в последние и нормальную прибыль. Существует ли экономическая, или чистая, прибыль как разница между полной выручкой и полными издержками, и каковы ее источники?

Информация о работе Нормальная и экономическая прибыль в российском бизнесе