Несбалансированность рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

На данный момент времени это очень актуальная тема, так как рынок труда – это важнейший элемент рыночной экономики. В связи со спадом производства в 90-х годах в целом по России положение на рынке труда стало напряженным и неустойчивым. Так в нашей жизни появилось такое негативное явление, как безработица. Безработица имеет серьезные социальные последствия, поскольку работа – это, с одной стороны, источник доходов, а с другой – средство самоутверждения человека в обществе. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Целью курсовой работы является анализ несбалансированности рынка труда в России и мер ее регулирования.

Оглавление

Введение …………………………………………………………..………………3
1. Несбалансированность рынка труда в России………………………….……4
1.1 Несбалансированность спроса и предложения на рынке труда в современной России………………………………………………….………..…5
1.2. Основные причины несбалансированности рынка труда …….…..…..14
2. Меры регулирования несбалансированности рынка труда…………...….23
2.1 Государственное регулирование несбалансированности рынка труда………………………………………………………………………………23
2.2 Правовое регулирование несбалансированности рынка труда……..…..26
Заключение…………………………………………………………….………...30
Библиографический список……………………………………………….…….32

Файлы: 1 файл

Харламова курсовая несбалансированность рынка труда.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

    Преодолением  негативных тенденций в экономике  можно существенно содействовать улучшению демографической ситуации, повышению рождаемости. Если же скорейшие меры по нормализации экономического роста не будут приняты, возникнет угроза не только социальной стабильности, но и самому существованию России как государства. [7, c. 51]

    Для решения всех этих задач государство  должно прогнозировать ситуацию на рынке  труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.

    Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости, требуется:

    появление рыночно ориентированного, защищенного  государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;

    привлечение внутренних и иностранных инвестиций;

    обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.

    Таким образом, необходима реформа трудовых отношений, призванная ликвидировать  разрыв между реалиями рынка труда  и иллюзиями сохраняющегося и  поныне трудового законодательства как яркого проявления виртуальности нашего “социального государства”. Цель реформирования этой сферы – повысить гибкость рынка труда и мобильность рабочей силы, одновременно обеспечив реальную защиту прав наемных работников и расширение свободы маневра для работодателей и сократив латентные процессы на рынке труда. Для этого целесообразно провести следующие меры:

    повысить  роль индивидуальных трудовых договоров (законодательно и на практике), упростить  процедуры их расторжения по инициативе работодателя при условии необходимой защиты прав и интересов работника;

    на  уровне предприятий и организаций  изменить содержание и роль коллективных трудовых соглашений с участием профсоюзов;

    реформа трудовых отношений должна проводиться  поэтапно с учетом радикального характера и многообразия требующихся изменений в трудовом законодательстве;

    принять более реалистичные процедуры массовых увольнений.

    Условием  решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения  на основе экономического роста, но и развитие законодательства, и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам. 

2.2 Правовое регулирование  несбалансированности рынка труда 

    Изменение экономической ситуации в РФ, широкое  развитие негосударственного сектора  экономики, утрата государством функции основного работодателя, признание многообразия форм собственности - всё это потребовало изменения действующего законодательства о труде. Определенные новации в трудовом законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений ТК РФ. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде. Оно должно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения Конституции РФ, отечественный опыт в данном вопросе и максимально учитывать реалии сегодняшней экономической ситуации.

    Условия трудовых отношений, возникающих в  процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни конкретного  человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.

    Формирующееся в условиях экономической свободы  и конкуренции трудовое право  РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к. сущность взаимоотношений наемных работников и работодателей в принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранее другими странами и разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.

    Скорее  всего, для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового  законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.

    Вместе  с тем особенностью современной  государственной политики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

    С учетом изложенного, к основным принципам  регулирования трудовых отношений, можно отнести следующие: [12, c. 88]

    - признание правового равенства  сторон трудовых отношений и  выработка механизма защиты более  слабой стороны - работника;

    - учет интересов работников и  работодателей, государственная  защита их интересов;

    - гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;

    - учет особенностей специфических  категорий трудящихся и характера  отдельных видов работ при  разработке механизма регулирования  трудовых отношений;

    - установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.

    В заключение следует отметить, что  само по себе наличие должным образом  подготовленного закона не достаточно, чтобы заметно повлиять на общественное сознание. Хороший закон может  просто не применяться, и не действовать эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав работников связаны часто не с отсутствием законодательных актов, а с простым неисполнением закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что гарантированные государством права работников должны защищаться, прежде всего, путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов за 90 годы стали  трудоизбыточными, а в ряде регионов происходит нехватка рабочей силы. Но, несмотря на все трудности можно надеяться, что с этим достаточно скоро будет покончено. В обстановке конкуренции предприятия будут стремиться к оптимизации состава и численности работников, в свою очередь работники получат возможность поиска работы на наиболее выгодных условиях. Однако все это может быть реализовано только при создании подлинно конкурентной среды на основе приватизации, при отмене регистрации, препятствующей свободному передвижению рабочей силы, при создании рынка жилья и действенной системы содействия найму.

    О несбалансированности рынка труда свидетельствуют серьезные структурные перекосы, как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

    Формирование  рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления  рыночного механизма. Основными  направлениями его регулирования  должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.

    На  данный момент уровень безработицы  в России превышает принятый на западе уровень естественной безработицы  на 0,6% и составляет 7,6%, однако, в целом в течение последних 10 лет суммарное число безработных постепенно сокращается. При этом наименее занятой является группа 20-24 лет (выпускники ВУЗов), средний возраст безработных уменьшается. Количество безработных женщин по-прежнему меньше количества безработных мужчин, однако, из года в год доля безработного женского населения растет. Наибольшее количество безработных в нашей стране имеют среднее (полное) общее образование.

    Главный путь решения проблемы безработицы  на рынке труда, по моему мнению, – экономический рост производства (восстановление законсервированных производственных мощностей), что приведет к увеличению темпа роста числа занятых в экономике.

    В России идет формирование конкретных механизмов государственного регулирования рынка трудовых ресурсов. Определенные шаги здесь уже сделаны: принят Закон о занятости, создана государственная служба занятости, развертывается система переподготовки кадров, официально устанавливаются прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Впрочем, пока два последних индикатора являются в России (в отличие от высокоразвитых стран с рыночной экономикой) лишь условными показателями. Дело в том, что минимальная заработная плата установлена на столь низком уровне, что любая – даже откровенно грабительская ставка – легко укладывается в этот норматив.

 

                                 Библиографический список 

    1. Аллагулов Р. Рынок труда: основные  понятия, концепции, взаимосвязи  и показатели//Экономика и управление. 2008. - №5.

    2. Баранов В. Анализ состояния и перспективы занятости в рыночных условиях// Вопросы статистики. 2005. - №10.

    3. Борисова Н. Безработица, напряженность  возрастает.//Экономика и жизнь, 2000. - №18

    4. Бушмарин И. Рынок труда в  современной экономике. Общество  и экономика. 2003. - №1.

    5. Восколович Н. Формирование цены  рабочей силы на рынке труда  переходного периода//Человек и  труд, 2000. - №1.

    6. Дадашев А. Занятость населения  и безработица в России: проблемы  регулирования.//Вопросы экономики, 2004.-№1.

    7. Дадашев А. Регулирование рынка труда // Вопросы экономики, 2003.-№12.

    8. Заславский И. Узловые проблемы  политики на рынке труда.// Вопросы  экономики. 2004.-№2.

    9. Катульский Е.Д. Основные направления  государственной политики на  российском рынке труда// Человек  и труд. 2004.-№1.

    10. Котляр А. Теоретические проблемы  занятости остаются актуальными.// Человек и труд. 2002. - №5.

    11. Котляр А. О понятии рынка  труда.// Вопросы экономики. 1998.- №1.

Информация о работе Несбалансированность рынка труда