Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:36, курсовая работа
На данный момент времени это очень актуальная тема, так как рынок труда – это важнейший элемент рыночной экономики. В связи со спадом производства в 90-х годах в целом по России положение на рынке труда стало напряженным и неустойчивым. Так в нашей жизни появилось такое негативное явление, как безработица. Безработица имеет серьезные социальные последствия, поскольку работа – это, с одной стороны, источник доходов, а с другой – средство самоутверждения человека в обществе. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Целью курсовой работы является анализ несбалансированности рынка труда в России и мер ее регулирования.
Введение …………………………………………………………..………………3
1. Несбалансированность рынка труда в России………………………….……4
1.1 Несбалансированность спроса и предложения на рынке труда в современной России………………………………………………….………..…5
1.2. Основные причины несбалансированности рынка труда …….…..…..14
2. Меры регулирования несбалансированности рынка труда…………...….23
2.1 Государственное регулирование несбалансированности рынка труда………………………………………………………………………………23
2.2 Правовое регулирование несбалансированности рынка труда……..…..26
Заключение…………………………………………………………….………...30
Библиографический список……………………………………………….…….32
Существует сложный процесс реализации рассмотренных предпосылок в процессе формирования национального рынка труда. Особенность российской безработицы как показателя несбалансированности спроса и предложения труда определяется структурно- регрессивным характером спада общественного производства наряду с разрушением прежних рынков (экономического пространства) и механизмов функционирования хозяйства при медленном формировании новых рынков.
Скрытая безработица с точки зрения разбалансированности рынка существенно не отличается от открытой формы. Она проявляется как результат общей макроэкономической нескоординированности рынков (товарного и рынка рабочей силы) и служит показателем необходимости изменений структуры общественного производства. Есть все основания считать, помимо прочих причин, что базой для высокого уровня скрытой (а в последнее время и открытой) безработицы являются структурные проблемы, а именно искажение структуры цен и заработков в макроэкономическом плане. Инфляция наделила работников временно привлекательными рабочими местами, которые со снижением ее темпов исчезают. Но самое серьезное последствие - негативное воздействие инфляционных процессов на уровни цен, в том числе цену рабочей силы.
В период реформ фактически сложилась профессиональная и отраслевая дискриминация работников по заработной плате при приоритете сырьевых отраслей. Стоимость рабочей силы оказалась выведенной из системы рыночных оценок, находясь под строгим административным контролем - государственным и предпринимательским [5, c. 73]. Этот факт ведет в конечном итоге к утрате основы для роста производства и занятости, к сохранению скрытой безработицы.
Помимо
макроэкономических аспектов несбалансированность
рынков труда в России проявляется
на уровне регионов. Открытая безработица
существует наряду с дефицитом рабочей
силы из-за несоответствия профессионально-
Очевидно, что сегментация на российском рынке рабочей силы заключается в сосредоточении категорий работников в отдельных отраслях и профессиях, что затрудняет поиск вакантного места и изменения места работы. Высвобождаются в основном работники предприятий легкой промышленности, оборонных производств, научных организаций, а потребность в кадрах предъявляет динамично развивающаяся сфера услуг, рыночная инфраструктура.
Мы не будем останавливаться на нарушениях механизма конкуренции и воздействии НТР на сферу занятости, поскольку в настоящее время они не оказывают существенного влияния на рынок груда. Думается, чего в процессе дальнейшего развития рыночных структур их значение будет возрастать.
Анализ
причин несбалансированности российского
рынка груда еще раз
Количественная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда часто усугубляется качественной несбалансированностью, что подтверждают исследования макроэкономических, демографических и социальных показателей этих территорий, социально-профессионального состава, как их трудовых ресурсов, так и безработных.
Выделенная группа по числу безработных в 2009 г. (в среднем за месяц) составляет более 16% числа безработных РФ, куда входят 89 регионов, а по количеству свободных рабочих мест, заявленных в службу занятости в конце 2009 г., - лишь 3%.
Необходимо отметить, что еще в доперестроечное время эти районы отличались несбалансированностью рабочих мест и рабочей силы, что было обусловлено совокупностью факторов - демографических, социально-экономических, природных и др. Так, Дагестану, Ингушетии, Калмыкии традиционно были присущи высокий естественный прирост населения, низкий уровень его мобильности, хронический недостаток рабочих мест, большие масштабы незанятого населения.
В
некоторых выделенных регионах застойная
незанятость являлась в основном
результатом сложившейся
Между тем если в 2009 г. по сравнению с 2008 г. инвестиции в основной капитал в целом по России сократились на 5%, то в рассматриваемых регионах (кроме Калмыкии) сокращение было более существенным.
Данные, полученные в ходе мониторинга регистрируемой безработицы, проведенного государственной службой занятости по состоянию на 1 июля 2009 г., позволяют исследовать ее качественную структуру (по полу, возрасту, месту проживания и т.д.).
Так,
среди безработных в
Важнейший аспект анализа качественного состава безработных - выделение среди них так называемой социально уязвимой группы населения, к которой относятся многодетные семьи; граждане, имеющие длительный (более года) перерыв в работе; лица, не имеющие полного среднего образования; беженцы и вынужденные переселенцы; инвалиды. В большинстве рассматриваемых регионов размеры перечисленных показателей, как правило, существенно превышают средние по стране - соответственно 44%; 21,4; 17,7; 0,6 и 2,1%. По первому показателю лидируют Калмыкия, Дагестан, Архангельская область, Удмуртия; по второму и четвертому - Ингушетия, по третьему - Кировская, Архангельская, Ивановская, Владимирская области, Удмуртия.
Регионы
с опережающей долей указанных
групп населения среди
Сложившаяся
в эпоху централизованного
По мере развития переходного кризиса различия в состоянии региональных рынков труда углублялись и приобретали устойчивый характер, чему способствовала низкая территориальная мобильность рабочей силы. Ее важнейшими ограничителями выступали сохраняющиеся административные барьеры, отсутствие надежной информации о возможностях трудоустройства в других регионах, неразвитость рынка жилья, недостаточная плотность транспортной сети, высокие издержки, сопровождающие перемену места жительства.
Следует, однако, подчеркнуть, что с аналогичными проблемами сталкивались все переходные экономики и во всех них безработица распределяется по регионам крайне неравномерно. Во всяком случае представление о том, что соотношение между спросом и предложением на российском рынке труда отличается какой-то сверхвысокой степенью территориальной несбалансированности, не находит достаточного подтверждения в фактических данных. [3, c. 76]
В
России коэффициент вариации региональных
уровней общей безработицы
Так
называемый индекс территориальной
рассогласованности (mismatch index), был рассчитан
нами в двух вариантах. В первом использовались
данные Госкомстата о численности "мотовских"
безработных и о количестве свободных
вакансий по отчетности предприятий, во
втором - данные Федеральной службы занятости
о численности состоящих на учете лиц,
незанятых трудовой деятельностью, и о
заявленной предприятиями потребности
в работниках. Оценки индекса рассогласованности
по первому методу составили в 2002-2009 гг.
0,23-0,34, по второму - 0,36-0,44. Из них следует,
что наблюдавшаяся безработица не менее
чем на 30-40% объяснялась диспропорциями
в территориальной структуре спроса и
предложения рабочей силы, преодолеть
которые возможно лишь за счет перемещения
или работников, или предприятий из одних
регионов в другие. В странах ЦВЕ значение
структурной составляющей было примерно
таким же - 0,25-0,40 .
2. Меры регулирования несбалансированности рынка труда в России
2.1
Государственное
регулирование
«Чем меньше государство занимается экономикой, тем лучше для экономики» - так говорил Адам Смит. Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный со стремлением к прибыли.
Но
в работах Дж.М. Кейнса эта теория
подверглась критике и
Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.
В
долгосрочном плане при реализации
экономической стратегии Россия
может столкнуться с рядом
объективных ограничений и
Достижение
оптимально высокой, структурно-рациональной,
экономически эффективной и социально-