Несбалансированность рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

На данный момент времени это очень актуальная тема, так как рынок труда – это важнейший элемент рыночной экономики. В связи со спадом производства в 90-х годах в целом по России положение на рынке труда стало напряженным и неустойчивым. Так в нашей жизни появилось такое негативное явление, как безработица. Безработица имеет серьезные социальные последствия, поскольку работа – это, с одной стороны, источник доходов, а с другой – средство самоутверждения человека в обществе. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Целью курсовой работы является анализ несбалансированности рынка труда в России и мер ее регулирования.

Оглавление

Введение …………………………………………………………..………………3
1. Несбалансированность рынка труда в России………………………….……4
1.1 Несбалансированность спроса и предложения на рынке труда в современной России………………………………………………….………..…5
1.2. Основные причины несбалансированности рынка труда …….…..…..14
2. Меры регулирования несбалансированности рынка труда…………...….23
2.1 Государственное регулирование несбалансированности рынка труда………………………………………………………………………………23
2.2 Правовое регулирование несбалансированности рынка труда……..…..26
Заключение…………………………………………………………….………...30
Библиографический список……………………………………………….…….32

Файлы: 1 файл

Харламова курсовая несбалансированность рынка труда.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

    Несовершеннолетние, как правило, временно трудоустраиваются  на работы по благоустройству и озеленению населенных пунктов, доставке корреспонденции, оказанию помощи престарелым гражданам и инвалидам, сельскохозяйственные и лесопосадочные работы и др. Реализация мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних осуществляется во взаимодействии с образовательными учреждениями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, организациями, занимающимися трудоустройством несовершеннолетних граждан (молодежные биржи труда, студенческие отряды, учебные заведения).

    Для организации занятости выпускников  учреждений для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, в соответствии с Федеральным  законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" было проведено информирование указанных лиц о профессиях, требующихся на рынке труда региона, а также проведены подготовительные работы по профессиональной ориентации указанных лиц.

    В соответствии с пунктом 5 статьи 9 закона о гарантиях ищущим работу впервые  и зарегистрированным в органах  государственной службы занятости  в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения  родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившейся в субъекте Федерации. Указанное положение распространяется на:

    · детей-сирот - лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или  единственный родитель;

    · детей, оставшихся без попечения единственного или обоих родителей;

    · лиц из числа детей, оставшихся без  попечения родителей;

    · лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у  которых, когда они находились в  возрасте до 18 лет, умерли оба или  единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом о гарантиях право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

    Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей, получившие основное общее  или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы.

    Лица  из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования, образовательных учреждений начального профессионального образования на обучение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Лица  из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения (пункт 3 статьи 6 закона о гарантиях).

    Обучающимся в федеральных государственных  образовательных учреждениях гражданам  из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении (пункт 5 статьи 6 закона о гарантиях).

    Следовательно, указанная категория несовершеннолетних вправе быть зарегистрирована в качестве безработных, получать пособие по безработице  в соответствующем размере и  проходить профессиональную подготовку по направлению органов службы занятости с получением стипендии в повышенном размере.

    Временное трудоустройство несовершеннолетних имеет большое социальное значение, так как в совокупности с организацией отдыха и оздоровления детей оказывает  существенное воздействие на сокращение уровня подростковой преступности, способствует профилактике правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних, улучшению ситуации с детской безнадзорностью и беспризорностью.

    Однако  не во всех регионах России имеется достаточное количество дополнительных и квотированных рабочих мест для данной категории выпускников. Спрос на рабочие места превышает предложения. В этом направлении необходимо работать.

    В целях обеспечения дополнительной материальной поддержки детей органами службы занятости населения за счет средств федерального бюджета реализуются также мероприятия по организации временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, для участия в которых в приоритетном порядке привлекаются безработные граждане из числа одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов.

    Труд  работников в возрасте до 18 лет чаще всего применяется на малопривлекательных  или низкооплачиваемых работах  в таких должностях, как, например, подсобный рабочий, рабочий по обслуживанию зданий либо по уборке территорий, скотник, санитарка, техничка, ученик слесаря, токаря, сварщика, курьер, распространитель рекламных буклетов, продавец газет и др. [12, c. 56]

    Несмотря  на невысокий в целом уровень применения труда работников в возрасте до 18 лет, результаты проверок показывают, что допущенные в отношении них работодателями нарушения законодательства о труде и охране труда в 2004 - первом полугодии 2005 года носили весьма распространенный характер. При этом масштабы, характер и типология выявленных нарушений трудовых прав несовершеннолетних работников, включая право на безопасные условия труда, остаются в целом такими же, что и в предыдущие годы.

    К числу наиболее типичных нарушений  трудовых прав в отношении работников в возрасте до 18 лет относятся следующие. В нарушение части 3 статьи 63 Трудового кодекса Российской Федерации допускались многочисленные случаи приема на работу учащихся, достигших возраста 14 лет, без согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства.

    В нарушение требований статей 66, 67, 68 Трудового кодекса Российской Федерации, а также других нормативных правовых актов, регулирующих порядок приема и оформления работников, работодатели допускали несовершеннолетних до работы без заключения трудовых договоров в письменной форме, без издания приказов о приеме на работу, не оформляли на несовершеннолетних работников трудовые книжки. Приказы (распоряжения) администрации о приеме на работу несовершеннолетним не объявлялись под расписку.  

1.1 Основные причины  несбалансированности  рынка труда 

    Особенностью  теоретического обоснования политики реформ, осуществляемой в России, в  последнее время стало пристальное  внимание к проблемам рынка труда. В первые годы рыночных преобразований основу для работ экономистов составляли в первую очередь вопросы, связанные с инфляционными процессами и прогрессирующим спадом объемов производства, который по различным причинам не сопровождался адекватным ростом безработицы. Ситуация, сложившаяся в сфере занятости к началу 2010 г. (значительное повышение уровня не только скрытой, но и открытой безработицы, рост числа убыточных предприятий, высвобождение работников в результате структурных сдвигов в экономике), определила значение исследований, касающихся специфики российского рынка рабочей силы. В связи с этим возникает необходимость подробнее остановиться на факторах, определяющих несовершенство этого рынка.

    Прежде  всего, следует иметь в виду отличия, которые существуют между предпосылками, с одной стороны, и причинами дисбаланса на рынке труда - с другой, хотя связь между ними очевидна. Предпосылки. являясь во многом общими для различных национальных рынков, посредством факторов объективного и субъективного свойства реализуют свой потенциал в определенное время в конкретной стране.

    В ортодоксальной экономической теории труд рассматривался как обычный  ресурс, обладающий признаками односторонней  делимости. Для экономистов неоклассического направления рынок труда подобен рынку всякого другого товара. Предполагалось, что в условиях конкуренции заработная плата как цена труда устанавливается в результате свободной игры рыночных сил.

    Однако  едва ли можно было утверждать, что  эти теоретические положения  осуществлялись на практике. В экономической литературе 70-80-х гг. появляются исследования, доказывающие несоответствие ситуации на рынке условиям вальрасовского равновесия [1, c. 88].

    Представляется, что можно разграничить факторы  несбалансированности, определяющие, во-первых, нарушение механизма конкуренции, а во-вторых, собственно рыночного механизма. На наш взгляд, одним из наиболее значимых достижений экономической мысли в объяснении причин отклонений от условий совершенной конкуренции на рубеже 80-х гг. стала теория подразделения рынка труда на сегменты. Роль этого явления заключается в существовании ряда групп работников, различающихся по профессионально- квалификационной структуре, гарантиям занятости и материальной обеспеченности. Переливы рабочей силы между сегментами ограничены. Как правило, сосредотачиваясь в определенной категории, работники не составляют конкуренции представителям других групп и конкурируют в основном между собой [2, c. 75].

    Другим  камнем преткновения для реализации преимуществ конкуренции является ограничение мобильности рабочей силы. Географические ограничения связаны как с объективными (например, недостаток финансовых средств), так и субъективными причинами (психологические трудности переезда и т.п.). Проявлением следующего, социологического, аспекта ограничения свободного перелива рабочей силы является образование так называемых "маргинальных" групп - молодежи, женщин, людей пожилого возраста и др. Практика показывает, что руководители предприятий, даже при недостатке рабочей силы, менее охотно берут на работу эти категории работников. К институциональным ограничениям относятся факторы, зависящие от политики правительства и конкретных юридических норм, а поэтому их можно не рассматривать в качестве общих предпосылок, оказывающих влияние на разбалансированность рынка труда. Наконец, ряд экономистов указывает на несовершенство информации. Даже в пределах одного региона безработные не имеют представления о вакантных местах и условиях работы, предлагаемых работодателем.

    Что касается нарушений функционирования собственно рыночного механизма, то все они так или иначе связаны с элементами экономической структуры рынка - спросом, предложением и заработной платой.

    Несомненно, что наиболее существенной предпосылкой несбалансированности рынка труда являются структурные проблемы: качественное несовпадение структуры спроса и предложения в профессиональном, квалификационном, региональном разрезе. Можно выделить три основные причины, определяющие это несоответствие:

    а) изменения в структуре потребительского спроса;

    б) введение и использование новых технологий;

    в) структурная и ценообразовательная политика государства.

    Не  будет ошибкой объединить первые две причины, имеющие объективный  характер, поскольку они предполагают одно и то же следствие - низкую эластичность предложения по отношению к изменениям в спросе на рабочую силу. Это объясняется, во-первых, консервативностью структуры образования и переподготовки работников, во-вторых, временным лагом между потребностью в изменении профессии или квалификации и возможностью ее реализации, в- третьих ограничениями мобильности, о которых упоминалось ранее. Кроме того, что не менее важно, теория неравновесного рынка акцентирует внимание на том, что цены и заработная плата проявляют себя как "жесткие" в течение короткого промежутка времени, тогда как другие параметры (структура потребительского спроса, производство и др.) меняются быстрее и чаще [3, c. 62].

    Последнее утверждение тесно связано с третьей предпосылкой несбалансированности рынка труда: структурной и ценообразовательной политикой государства. Эта политика обычно направлена на выравнивание диспропорций в структуре общественного производства, которая оказывает влияние как на экономику в целом, так и на рынки труда. По этому поводу Ф. Хайск писал: "...объяснение массовой безработицы... состоит в существующем несоответствии между распределением спроса на различные товары и услуги и размещением трудовых и иных ресурсов между произвола вами, выпускающими эти товары и услуги" [4, с.41].

    Такое несоответствие сопровождается искажением структуры соотношений цен и заработков, обычно возникающих в результате монополистического и централизованною ценообразования. Для восстановления равенства между спросом и предложением фондовых ресурсов во всех секторах экономики необходимы изменения в соотношениях цен и заработков и переливы ресурсов между отраслями.

Информация о работе Несбалансированность рынка труда