Необходимость сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:16, реферат

Краткое описание

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить. В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3
Экономические функции государства…………………………………………………...5
Методы государственного регулирования экономики…………………………………6
Причины государственного регулирования рыночной экономики…………………....8
Необходимость сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования экономики………………………………………………………………………………...12
Список литературы………………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

реферат грэ 1.docx

— 34.96 Кб (Скачать)

Во-вторых, государственные  инстанции определяют ряд важнейших  информационных показателей - уровень налогов и таможенных пошлин, во многих странах тарифы на электроэнергию, коммунальные услуги, железнодорожные перевозки, учетную ставку и т.д. Сведения об этих показателях, их изменениях своевременно доводятся до общественности. Если бы государство не выполняло функции по сбору и распространению информации, принятие хозяйственных решений на всех уровнях ответственности было бы затруднено. Однако государство при рыночной экономике ни в коем случае не располагает монополией на информацию.

 

  1. Мотивация.

Для функционирования народного  хозяйства в целом и отдельных  его частей (вплоть до предприятий) информации самой по себе недостаточно. Необходимы санкции, которые поощряли бы «правильный» с точки зрения механизма  воспроизводства существующего  социально-экономического строя образ  действий и наказывали бы (штрафами) за «неправильный».

В рыночной экономике главенствующее место занимают материальные (финансовые) поощрения и наказания (повышение  или понижение дохода, прибыль  или убыток вплоть до разорения). Однако применяются и другие средства мотивационного воздействия - административные меры, судебное преследование, политическое давление, общественное мнение, позиция церкви. Все эти меры в совокупности образуют систему мотивации для обеспечения функционирования хозяйственного строя, как правила игры.

Средства информации постоянно  должны сообщать хозяйственным субъектам  об изменениях в системе мотивации. Мотивация, как мы выяснили, может  быть положительной (поощрения) и отрицательной (наказания, штрафы). На практике термин «мотивация» употребляется чаще всего в смысле поощрения, а термин «санкции» - как наказание.

И в материальной, и в  нематериальной мотивации роль государства  существенна. Каждый общественно-экономический  строй имеет свои системы информации и мотивации, потому что без них  невозможно воспроизводство и само существование строя.

  1. Государство в координации хозяйственной деятельности.

Координация хозяйственной  деятельности - первый определяющий признак социально-экономического строя государства. Системы информации и мотивации наряду с системой собственности составляют основу общей системы управления народным хозяйством. Государство организационно и юридически обеспечивает информацию и оказывает влияние на материальную и нематериальную мотивацию, тем самым участвуя наряду со всеми остальными хозяйственными и общественно-политическими субъектами в управлении экономикой страны.

Идеи в принципе неуправляемого народного хозяйства, неограниченной хозяйственной анархии в масштабах  страны никогда в истории человечества, даже в периоды политических потрясений, не несли с собой ничего, кроме  разрушения производительных сил, деградации экономики и общественного порядка. ;

Общественно-экономические  системы отличаются не тем, управляют  в них народным хозяйством или  нет, а тем, каким образом управляют. Координация отдельных планов хозяйственных  субъектов может осуществляться централизованным образом, когда органы государственной власти разрабатывают  детальный обязательный генеральный  план. В рыночном хозяйстве принятие решений, планирование осуществляются хозяйственными субъектами, т.е. децентрализовано, а согласование и координация  происходят через рыночный механизм. При этом государство играет важную роль в обеспечении участников рынка  информацией и в мотивации  их деятельности.

Типы координации хозяйственной  деятельности субъектов экономики - один из двух основополагающих признаков социально- экономического строя. В соответствии с типом координации строй может представлять собой централизованно управляемую экономику или рыночное хозяйство.

Централизованно управляемую  экономику часто называют плановым хозяйством. Однако в рыночной экономике  серьезная хозяйственная деятельность также предполагает планирование. Планы  являются неотъемлемым элементом любого типа организации народного хозяйства. Разница не в том, хорошие эти  планы или нет, выполняются ли они, а в том, на какой мотивации  они основаны и как координируются.

Необходимость сочетания  рыночных и государственных механизмов регулирования экономики

В современной рыночной экономике  существует немало социально- экономических  проблем, неподвластных рынку и  требующих государственного вмешательства.

Строго говоря, понятия  рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде, нет, и  не было ни одной страны, экономика  которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.

Современная отечественная  мысль не без помощи и участия  зарубежных авторитетов, по существу, подменила понятие экономической  системы понятием "рыночная система", или просто "рынок". И хотя заявлений, отождествляющих эти понятия, нет, но большинство в своих научных  построениях и рекомендациях  исходят из такого отождествления.

Рынок - это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации поведения экономических субъектов. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи данного общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических систем, кроме смешанных, не существует.

Одним из главных аргументов работодателя в случае, если не удается договориться с рабочими о величине заработной платы, является его заявление о возможности закрытия и перемещения предприятия в другую страну, с более дешевой и более сговорчивой рабочей силой. Противостоять такого рода аргументам в условиях недостаточной развитости международной солидарности трудящихся, на фоне общего кризиса профсоюзного движения, различий в уровне экономического развития разных стран и уровне жизни рабочих очень сложно. Поэтому под давлением страха потерять работу рабочие часто соглашаются на более низкую заработную плату и худшие условия труда.

Государство, в свою очередь, не всегда готово и не всегда заинтересовано в том, чтобы противостоять этой тенденции. Оно в лучшем случае может  заявить о нейтральной позиции и не противодействовать свободному перемещению капитала, а в худшем - соглашается на сокращение государственных инвестиций и социальных расходов под предлогом их неэффективности или увеличения дефицита государственного бюджета. В этом смысле изменение экономических функций государства представляется величиной, зависящей от большого числа переменных, включающих не только изменения в системе материального производства.

Таким образом, эволюцию экономических  функций государства недостаточно рассматривать только с позиции  тех изменений, которые происходят в материальном производстве по мере развития общества. Не менее значимым как в теоретическом, так и  в практическом плане является анализ эволюции экономических функций  государства с позиции его  роли в качестве института политической власти и того влияния, какое этот институт оказывает на экономическое  развитие, т. е. с позиции диалектики экономики и политики.

 

 

Список литературы

  1. Амосова В., Гукасьян Г., Маховикова Г. «Экономическая теория» - Санкт-Петербург 2001г.
  2. Курилин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 2006
  3. Ходов Л.Г. Наука управления М.,2007

Информация о работе Необходимость сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования экономики