Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:16, реферат
Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить. В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Экономические функции государства…………………………………………………...5
Методы государственного регулирования экономики…………………………………6
Причины государственного регулирования рыночной экономики…………………....8
Необходимость сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования экономики………………………………………………………………………………...12
Список литературы………………………………………………………………………15
Во-вторых, государственные инстанции определяют ряд важнейших информационных показателей - уровень налогов и таможенных пошлин, во многих странах тарифы на электроэнергию, коммунальные услуги, железнодорожные перевозки, учетную ставку и т.д. Сведения об этих показателях, их изменениях своевременно доводятся до общественности. Если бы государство не выполняло функции по сбору и распространению информации, принятие хозяйственных решений на всех уровнях ответственности было бы затруднено. Однако государство при рыночной экономике ни в коем случае не располагает монополией на информацию.
Для функционирования народного хозяйства в целом и отдельных его частей (вплоть до предприятий) информации самой по себе недостаточно. Необходимы санкции, которые поощряли бы «правильный» с точки зрения механизма воспроизводства существующего социально-экономического строя образ действий и наказывали бы (штрафами) за «неправильный».
В рыночной экономике главенствующее место занимают материальные (финансовые) поощрения и наказания (повышение или понижение дохода, прибыль или убыток вплоть до разорения). Однако применяются и другие средства мотивационного воздействия - административные меры, судебное преследование, политическое давление, общественное мнение, позиция церкви. Все эти меры в совокупности образуют систему мотивации для обеспечения функционирования хозяйственного строя, как правила игры.
Средства информации постоянно должны сообщать хозяйственным субъектам об изменениях в системе мотивации. Мотивация, как мы выяснили, может быть положительной (поощрения) и отрицательной (наказания, штрафы). На практике термин «мотивация» употребляется чаще всего в смысле поощрения, а термин «санкции» - как наказание.
И в материальной, и в нематериальной мотивации роль государства существенна. Каждый общественно-экономический строй имеет свои системы информации и мотивации, потому что без них невозможно воспроизводство и само существование строя.
Координация хозяйственной деятельности - первый определяющий признак социально-экономического строя государства. Системы информации и мотивации наряду с системой собственности составляют основу общей системы управления народным хозяйством. Государство организационно и юридически обеспечивает информацию и оказывает влияние на материальную и нематериальную мотивацию, тем самым участвуя наряду со всеми остальными хозяйственными и общественно-политическими субъектами в управлении экономикой страны.
Идеи в принципе неуправляемого
народного хозяйства, неограниченной
хозяйственной анархии в
Общественно-экономические системы отличаются не тем, управляют в них народным хозяйством или нет, а тем, каким образом управляют. Координация отдельных планов хозяйственных субъектов может осуществляться централизованным образом, когда органы государственной власти разрабатывают детальный обязательный генеральный план. В рыночном хозяйстве принятие решений, планирование осуществляются хозяйственными субъектами, т.е. децентрализовано, а согласование и координация происходят через рыночный механизм. При этом государство играет важную роль в обеспечении участников рынка информацией и в мотивации их деятельности.
Типы координации
Централизованно управляемую
экономику часто называют плановым
хозяйством. Однако в рыночной экономике
серьезная хозяйственная
Необходимость сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования экономики
В современной рыночной экономике существует немало социально- экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства.
Строго говоря, понятия рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде, нет, и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.
Современная отечественная
мысль не без помощи и участия
зарубежных авторитетов, по существу,
подменила понятие
Рынок - это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации поведения экономических субъектов. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи данного общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических систем, кроме смешанных, не существует.
Одним из главных аргументов работодателя в случае, если не удается договориться с рабочими о величине заработной платы, является его заявление о возможности закрытия и перемещения предприятия в другую страну, с более дешевой и более сговорчивой рабочей силой. Противостоять такого рода аргументам в условиях недостаточной развитости международной солидарности трудящихся, на фоне общего кризиса профсоюзного движения, различий в уровне экономического развития разных стран и уровне жизни рабочих очень сложно. Поэтому под давлением страха потерять работу рабочие часто соглашаются на более низкую заработную плату и худшие условия труда.
Государство, в свою очередь, не всегда готово и не всегда заинтересовано в том, чтобы противостоять этой тенденции. Оно в лучшем случае может заявить о нейтральной позиции и не противодействовать свободному перемещению капитала, а в худшем - соглашается на сокращение государственных инвестиций и социальных расходов под предлогом их неэффективности или увеличения дефицита государственного бюджета. В этом смысле изменение экономических функций государства представляется величиной, зависящей от большого числа переменных, включающих не только изменения в системе материального производства.
Таким образом, эволюцию экономических
функций государства
Список литературы