Нефтегазовая отрасль в России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 04:01, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время отчетливо видно желание российских бизнесменов расширить деятельность своего бизнеса за пределы страны и начать играть более значимую роль в мире, и, следовательно, надолго закрепиться на рынках других стран. Компании нефтегазовой отрасли могут быль «локомотивом» этого процесса для российской экономики, для этого им нужно активно инвестировать в разведку и добычу энергоресурсов в других странах или расширять своё присутствие в других сегментах мировой экономики. Первые шаги по интенсификации данного процесса мы можем наблюдать уже сейчас. К примеру, «Газпром» активно осваивается в Западной Европе, вкладывает в развитие газотранспортной системы. «Роснефть» раздумывает об инвестициях в китайские и индийские нефтеперерабатывающие заводы. «ТНК-ВP» проявляет интерес к нефтегазовым активам Туркменистана и Венесуэлы. У «Лукойла» есть проекты по разведке и добыче в Казахстане,

Оглавление

Введение
Некоторые тенденции российского рынка нефтегазового оборудования
Динамика цен на нефть
Мировой финансовый кризис и нефтяные компании
Проблемы российского нефтегазового машиностроения и пути их решения.
О преимуществах российских нефтяных компаний
5.1. О препятствиях на пути их развития.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

мой рефик.doc

— 478.50 Кб (Скачать)

 Успешно  взаимодействовать с иностранными заказчиками, одерживать победы в конкурентной борьбе с зарубежными поставщиками оборудования, привлекать средства для развития и создания новой техники способны мощные объединения российских предприятий. Подобные крупные холдинги (Римера, Интегра, Волгабурмаш, Гидромашсервис, Кунгур, Борец, Генерация  и др.) уже начинают появляться на рынке нефтегазового машиностроения.

Значительную  помощь заводам могут оказать  и внешнеторговые структуры. В частности, целесообразно привлечь к участию  в тендерах на поставку оборудования для разработки шельфа Сахалина, которые объявляют иностранные компании, российское ФГУП "Рособоронэкспорт". Госкомпания имеет успешный опыт взаимодействия как  с иностранными фирмами, так и (по линии военно-технического сотрудничества) со  многими российскими производителями оборудования для работ на шельфе.       

 Негативный  опыт российского участия в  подрядных работах на Сахалине  свидетельствует о серьезном  кризисе с поставками отечественного  оборудования для работ на  шельфе. Требуется принятие  действенных мер по предотвращению подобной ситуации при разработке месторождений в Баренцевом море.      

 Приобретению  отечественного оборудования препятствует  и то, что продукция российских предприятий для разработки шельфа мало известна на мировом рынке. Иностранные нефтегазовые компании, не знакомые с российскими предприятиями, предпочитают покупать  более дорогую импортную продукцию, но  у известных им фирм. В результате российские заводы лишаются заказов или осуществляют поставки в собственную страну через иностранную фирму, победившую в таком тендере.       

 В  США, Великобритании, Норвегии и  других развитых странах используются  базы данных добросовестных поставщиков  нефтегазового оборудования, прошедших  процедуры отбора. Отечественные  заводы в этих базах отсутствуют, и российскую продукцию иностранцы используют неохотно, закупая ее по ценам существенно ниже иностранных аналогов.      

 Имеются  существенные отличия в системах  материально-технического обеспечения  (МТО) российских и иностранных нефтегазовых компаний, работающих на территории Российской Федерации. Кроме того, системы МТО нефтяных компаний отличаются друг от друга. Унифицированные системы предварительной квалификации поставщиков и базовые добровольные стандарты, на основании которых такие системы функционируют, в России пока не созданы. В этих условиях каждая нефтегазовая компания вынуждена  самостоятельно проводить обследование потенциальных российских поставщиков, а промышленные предприятия не имеют понятных критериев оценки своей работы. Очевидно, что такая ситуация препятствует объективному выбору поставщиков и создает благоприятную почву для  развития  коррупции в сфере МТО.       

 В  последнее время ОАО "Газпром"  через дочернюю компанию "Газкомплектимпэкс"  при содействии Союза производителей нефтегазового оборудования проводит планомерную работу по доведению до российских промышленных предприятий процедур закупочной деятельности. В частности, организованы и успешно проводятся ежегодные семинары по закупочной деятельности ОАО "Газпром", собирающие руководителей промышленных предприятий.       

 Компания "Газкомплектимпэкс" поддержала  создание и делегировала представителей в Координационный совет потребителей промышленной продукции  для нефтегазового комплекса. Основной задачей этой структуры является разработка и согласование унифицированных процедур организации закупочной деятельности нефтегазовых компаний, работающих на территории Российской Федерации. Координационный совет призван организовывать разработку и согласование унифицированных технических требований к основным видам закупаемой продукции и их внедрение на предприятиях.       

 Сегодня  уже выходят в свет  каталоги российского нефтегазового оборудования, которые используют нефтегазовые компании для ознакомления с возможностями российских предприятий: "Буровое оборудование", "Геофизическое оборудование", "Нефтегазовая арматура" и ряд других. Несмотря на практическую пользу таких изданий, нефтегазовые компании отмечают необходимость подготовки перечня поставщиков, прошедших независимую экспертизу. Поэтому Координационному совету предстоит организовывать работу по адаптации международных систем предварительной квалификации к российским условиям для подготовки реестров надежных поставщиков оборудования, работающего на шельфе.    

   При разработке проектов освоения месторождений на российском шельфе не в полной мере учитываются интересы и возможности отечественных производителей бурового оборудования. Российские заводы имеют большой опыт проектирования и производства технически сложного бурового оборудования для работ на морских месторождениях. Только "Уралмашзавод" (г. Екатеринбург) спроектировал и изготовил около сорока буровых установок для оснащения стационарных, самоподъемных и полупогружных морских платформ, а также буровых судов. Буровое оборудование для шельфа изготавливали ФГУП "ПО "Баррикады" (г. Волгоград) и другие российские заводы.  Российское оборудование успешно эксплуатируется на шельфе Баренцева, Охотского, Черного и Каспийского морей. Благодаря отечественному оборудованию и российским специалистам были открыты и разведаны месторождения Сахалинского шельфа, которые сегодня эксплуатируют иностранные компании. Значительным опытом по  созданию проектов   строительства скважин для шельфовых месторождений обладает Всероссийский  научно-исследовательский институт буровой техники (Москва). Работы института явились основой  для проектов бурения скважин на  Приразломном и Штокмановском месторождениях.

      Высокую конкурентоспособность демонстрируют  и отечественные предприятия трубной промышленности. Это подтверждает использование российских труб в проектах "Бритиш Газ", "Эни", "Шеврон" и других компаний, а также поставка российской продукции для подводной части трубопровода Варандейского месторождения.

      Несмотря  на это, в реализации подпрограммы "Создание оборудования для морской добычи нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики на 2003–2012 гг." (ФЦП "Мировой океан") приняли участие только государственные судостроительные компании. Наиболее высокотехнологичными  компонентами морских платформ являются не сами платформы (объект судостроения), а их технологическое оснащение, значительную часть которого составляет буровое оборудование. Такие системы необходимо проектировать и поставлять комплексно. Недооценка опыта и возможностей российского нефтегазового машиностроения  приводит к тому, что узлы таких комплексов приобретаются по импорту, а российские компании в лучшем случае получают заказы на латание подержанных иностранных платформ.  Так, для  работ на Сахалине закуплена  бывшая в употреблении платформа "Моликпак", а  для оснащения платформы Приразломного месторождения в Баренцевом море закупили верхнее строение  платформы "Хаттон", разработанное четверть века назад.       

 Такое  положение дел требует вмешательства государства. Производство нефтегазового оборудования в Норвегии и Китае начало развиваться только благодаря государственной поддержке.  Невиданными ранее темпами развивается производство нефтегазового оборудования в Казахстане, правительство которого проводит последовательную политику замещения импорта в сырьевом комплексе.  Большую работу по развитию производства оборудования для освоения шельфа проводит руководство Ирана.

      Для изменения кризисной ситуации на рынке целесообразно принятие следующих мер:

-       внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части порядка исчисления базы по налогу на прибыль, т.е. вернуться к прежней системе налогообложения нефтяных компаний, при которой прибыль, использовавшаяся на капитальные вложения, не облагалась налогом;

-       Минприроды и Минэнерго разработать нормативные документы, чтобы увязать получение и продление лицензий на недропользование с обязательством компаний ориентироваться при разработке месторождений нефти и газа на оборудование отечественного производства. Включить программу размещения заказов на оборудование в тендерную документацию по выделению участков недропользования, а Минпромторгу принимать участие в экспертизе таких программ;

-       Минфину, Минэнерго, Минэкономразвития разработать нормативные документы, чтобы увязать налогообложение нефтяных компаний с уровнем капитальных вложений на тонну добываемой нефти;

-       Минэкономразвития, Минпромторгу, Минэнерго, МЧС, Ростехнадзору  разработать концепцию обновления и модернизации основных фондов в нефтегазовом комплексе, включающую мероприятия по импортозамещению и защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции субсидируемых поставщиков;

-       Ростехрегулированию  разработать с участием Минпромторга, Минэнерго, Ростехнадзора программу модернизации фонда национальных стандартов на основе международных (ИСО/ТК 67) и европейских (СЕН/ТК 12) стандартов, применяемых для ведения работ в нефтегазовой промышленности;

-       использовать зарубежный опыт развития машиностроения за счет реализации крупных проектов в нефтегазовом комплексе. Несмотря на то, что основной государственный интерес в этой области переместился в сферу подрядных работ, выполняемых промышленностью, промышленным министерствам здесь всегда отводилась  "факультативная" роль. Необходимо привлекать Минпромторг  к участию в государственной экспертизе предпроектной и проектной документации, разрабатываемой для освоения шельфа. Следует усовершенствовать практику проведения тендеров на выполнение подрядных работ в рамках СРП, привлекая к подготовке и проведению тендеров профильные промышленные некоммерческие объединения.

-       активизировать работу по экспорту российского оборудования для нефтегазового комплекса, особенно в страны СНГ, Ближнего Востока, Северной Африки, которые ранее широко использовали оборудование из СССР. При помощи торгпредств организовать работу по обеспечению предприятий информацией о проводимых за рубежом тендерах. Использовать возможности Межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству с теми странами, которые имеют развитый нефтегазовый сектор. Создавать рабочие группы по техническому перевооружению нефтегазового комплекса при Межправительственных комиссиях с Индией, Ираном, Ираком, Египтом, Алжиром, Ливией, Сирией, Йеменом и другими нефтедобывающими странами. Аналогичную работу необходимо проводить со странами ближнего зарубежья: Туркменистан, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Белоруссия. Поддержать работы по подготовке англоязычного реестра российских поставщиков нефтегазового оборудования;

-       ФАС России внедрить  антимонопольный контроль при проведении конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не только для государственных нужд, но и для нужд естественных монополий ("Газпром", "Транснефть", "Транснефтепродукт"). Распределение заказов естественных монополий должно проводиться на тендерной основе, как и в случае использования бюджетных средств. Обеспечить участие в экспертизе Минпромторга, Росатома, Ростехнадзора и профильных некоммерческих промышленных объединений;

-       законодательно установить приоритет отечественных поставщиков в поставках для нужд естественных монополий, государственных предприятий (с участием государства более 50%) и госкорпораций;

-       создание при отраслевых Министерствах постоянно действующих или целевых Экспертных советов, включающих ведущих специалистов предприятий, ВУЗов, союзов для разработки рекомендаций и оценки проектов нормативных или иных документов;

-       начать подготовку соглашений о сотрудничестве между Минпромторгом и крупными российскими потребителями нефтегазового оборудования для обеспечения их технического перевооружения на основе передовых отечественных научно-технических достижений;

-       реализовать программу подготовки и переподготовки технических и управляющих кадров для предприятий нефтегазового машиностроения. включая стажировки специалистов в зарубежных научно-технических центрах и предприятиях;

-       реализовать программу по развитию научно-технического потенциала отечественного нефтегазового машиностроения, включающую выполнение силами отраслевых институтов, ВУЗов и предприятий научно-исследовательских работ по созданию новых образцов техники, финансирование на дальнейших этапах опытно-конструкторских и опытно-методических  работ. В рамках этой  программы профинансировать закупку за рубежом наиболее совершенных образцов нефтегазового оборудования с целью детального изучения специалистами профильных предприятий. Частично профинансировать закупку предприятиями критически важных машиностроительных технологий и оборудования;

-       обеспечить защиту внутреннего рынка от импорта нефтегазового оборудования, аналоги которого производятся на территории Российской Федерации. Поручить Минэкономразвития, Минпромторгу, Росатому совместно с Минэнерго, ГТК и Союзом производителей нефтегазового оборудования обеспечить сбор и обработку предложений предприятий по проблемной номенклатуре;

-       сформировать систему мониторинга импорта оборудования для нефтегазового комплекса, а также подготовку в интересах промышленных предприятий аналитических исследований по прогнозам развития отдельных секторов рынка.  Решение указанной задачи невозможно без получения планов технического перевооружения российских нефтяных компаний, а также достоверной информации об импортных закупках. Поэтому необходимо обязать Минэкономразвития, Минэнерго, ГТК обеспечить ежеквартальную передачу Минпромторгу сводной информации по импорту и экспорту оборудования для нефтегазового комплекса. Минпромторгу совместно с отраслевыми союзами обеспечить координацию работ по созданию импортозамещающего нефтегазового оборудования;

Информация о работе Нефтегазовая отрасль в России на современном этапе