Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 04:01, контрольная работа
В последнее время отчетливо видно желание российских бизнесменов расширить деятельность своего бизнеса за пределы страны и начать играть более значимую роль в мире, и, следовательно, надолго закрепиться на рынках других стран. Компании нефтегазовой отрасли могут быль «локомотивом» этого процесса для российской экономики, для этого им нужно активно инвестировать в разведку и добычу энергоресурсов в других странах или расширять своё присутствие в других сегментах мировой экономики. Первые шаги по интенсификации данного процесса мы можем наблюдать уже сейчас. К примеру, «Газпром» активно осваивается в Западной Европе, вкладывает в развитие газотранспортной системы. «Роснефть» раздумывает об инвестициях в китайские и индийские нефтеперерабатывающие заводы. «ТНК-ВP» проявляет интерес к нефтегазовым активам Туркменистана и Венесуэлы. У «Лукойла» есть проекты по разведке и добыче в Казахстане,
Введение
Некоторые тенденции российского рынка нефтегазового оборудования
Динамика цен на нефть
Мировой финансовый кризис и нефтяные компании
Проблемы российского нефтегазового машиностроения и пути их решения.
О преимуществах российских нефтяных компаний
5.1. О препятствиях на пути их развития.
Заключение.
Список использованных источников.
Успешно
взаимодействовать с
Значительную помощь заводам могут оказать и внешнеторговые структуры. В частности, целесообразно привлечь к участию в тендерах на поставку оборудования для разработки шельфа Сахалина, которые объявляют иностранные компании, российское ФГУП "Рособоронэкспорт". Госкомпания имеет успешный опыт взаимодействия как с иностранными фирмами, так и (по линии военно-технического сотрудничества) со многими российскими производителями оборудования для работ на шельфе.
Негативный
опыт российского участия в
подрядных работах на Сахалине
свидетельствует о серьезном
кризисе с поставками
Приобретению
отечественного оборудования
В
США, Великобритании, Норвегии и
других развитых странах
Имеются
существенные отличия в
В последнее время ОАО "Газпром" через дочернюю компанию "Газкомплектимпэкс" при содействии Союза производителей нефтегазового оборудования проводит планомерную работу по доведению до российских промышленных предприятий процедур закупочной деятельности. В частности, организованы и успешно проводятся ежегодные семинары по закупочной деятельности ОАО "Газпром", собирающие руководителей промышленных предприятий.
Компания
"Газкомплектимпэкс"
Сегодня уже выходят в свет каталоги российского нефтегазового оборудования, которые используют нефтегазовые компании для ознакомления с возможностями российских предприятий: "Буровое оборудование", "Геофизическое оборудование", "Нефтегазовая арматура" и ряд других. Несмотря на практическую пользу таких изданий, нефтегазовые компании отмечают необходимость подготовки перечня поставщиков, прошедших независимую экспертизу. Поэтому Координационному совету предстоит организовывать работу по адаптации международных систем предварительной квалификации к российским условиям для подготовки реестров надежных поставщиков оборудования, работающего на шельфе.
При разработке проектов освоения месторождений на российском шельфе не в полной мере учитываются интересы и возможности отечественных производителей бурового оборудования. Российские заводы имеют большой опыт проектирования и производства технически сложного бурового оборудования для работ на морских месторождениях. Только "Уралмашзавод" (г. Екатеринбург) спроектировал и изготовил около сорока буровых установок для оснащения стационарных, самоподъемных и полупогружных морских платформ, а также буровых судов. Буровое оборудование для шельфа изготавливали ФГУП "ПО "Баррикады" (г. Волгоград) и другие российские заводы. Российское оборудование успешно эксплуатируется на шельфе Баренцева, Охотского, Черного и Каспийского морей. Благодаря отечественному оборудованию и российским специалистам были открыты и разведаны месторождения Сахалинского шельфа, которые сегодня эксплуатируют иностранные компании. Значительным опытом по созданию проектов строительства скважин для шельфовых месторождений обладает Всероссийский научно-исследовательский институт буровой техники (Москва). Работы института явились основой для проектов бурения скважин на Приразломном и Штокмановском месторождениях.
Высокую
конкурентоспособность
Несмотря на это, в реализации подпрограммы "Создание оборудования для морской добычи нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики на 2003–2012 гг." (ФЦП "Мировой океан") приняли участие только государственные судостроительные компании. Наиболее высокотехнологичными компонентами морских платформ являются не сами платформы (объект судостроения), а их технологическое оснащение, значительную часть которого составляет буровое оборудование. Такие системы необходимо проектировать и поставлять комплексно. Недооценка опыта и возможностей российского нефтегазового машиностроения приводит к тому, что узлы таких комплексов приобретаются по импорту, а российские компании в лучшем случае получают заказы на латание подержанных иностранных платформ. Так, для работ на Сахалине закуплена бывшая в употреблении платформа "Моликпак", а для оснащения платформы Приразломного месторождения в Баренцевом море закупили верхнее строение платформы "Хаттон", разработанное четверть века назад.
Такое положение дел требует вмешательства государства. Производство нефтегазового оборудования в Норвегии и Китае начало развиваться только благодаря государственной поддержке. Невиданными ранее темпами развивается производство нефтегазового оборудования в Казахстане, правительство которого проводит последовательную политику замещения импорта в сырьевом комплексе. Большую работу по развитию производства оборудования для освоения шельфа проводит руководство Ирана.
Для изменения кризисной ситуации на рынке целесообразно принятие следующих мер:
- внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части порядка исчисления базы по налогу на прибыль, т.е. вернуться к прежней системе налогообложения нефтяных компаний, при которой прибыль, использовавшаяся на капитальные вложения, не облагалась налогом;
- Минприроды и Минэнерго разработать нормативные документы, чтобы увязать получение и продление лицензий на недропользование с обязательством компаний ориентироваться при разработке месторождений нефти и газа на оборудование отечественного производства. Включить программу размещения заказов на оборудование в тендерную документацию по выделению участков недропользования, а Минпромторгу принимать участие в экспертизе таких программ;
- Минфину, Минэнерго, Минэкономразвития разработать нормативные документы, чтобы увязать налогообложение нефтяных компаний с уровнем капитальных вложений на тонну добываемой нефти;
- Минэкономразвития, Минпромторгу, Минэнерго, МЧС, Ростехнадзору разработать концепцию обновления и модернизации основных фондов в нефтегазовом комплексе, включающую мероприятия по импортозамещению и защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции субсидируемых поставщиков;
- Ростехрегулированию разработать с участием Минпромторга, Минэнерго, Ростехнадзора программу модернизации фонда национальных стандартов на основе международных (ИСО/ТК 67) и европейских (СЕН/ТК 12) стандартов, применяемых для ведения работ в нефтегазовой промышленности;
- использовать зарубежный опыт развития машиностроения за счет реализации крупных проектов в нефтегазовом комплексе. Несмотря на то, что основной государственный интерес в этой области переместился в сферу подрядных работ, выполняемых промышленностью, промышленным министерствам здесь всегда отводилась "факультативная" роль. Необходимо привлекать Минпромторг к участию в государственной экспертизе предпроектной и проектной документации, разрабатываемой для освоения шельфа. Следует усовершенствовать практику проведения тендеров на выполнение подрядных работ в рамках СРП, привлекая к подготовке и проведению тендеров профильные промышленные некоммерческие объединения.
- активизировать работу по экспорту российского оборудования для нефтегазового комплекса, особенно в страны СНГ, Ближнего Востока, Северной Африки, которые ранее широко использовали оборудование из СССР. При помощи торгпредств организовать работу по обеспечению предприятий информацией о проводимых за рубежом тендерах. Использовать возможности Межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству с теми странами, которые имеют развитый нефтегазовый сектор. Создавать рабочие группы по техническому перевооружению нефтегазового комплекса при Межправительственных комиссиях с Индией, Ираном, Ираком, Египтом, Алжиром, Ливией, Сирией, Йеменом и другими нефтедобывающими странами. Аналогичную работу необходимо проводить со странами ближнего зарубежья: Туркменистан, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Белоруссия. Поддержать работы по подготовке англоязычного реестра российских поставщиков нефтегазового оборудования;
- ФАС России внедрить антимонопольный контроль при проведении конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не только для государственных нужд, но и для нужд естественных монополий ("Газпром", "Транснефть", "Транснефтепродукт"). Распределение заказов естественных монополий должно проводиться на тендерной основе, как и в случае использования бюджетных средств. Обеспечить участие в экспертизе Минпромторга, Росатома, Ростехнадзора и профильных некоммерческих промышленных объединений;
- законодательно установить приоритет отечественных поставщиков в поставках для нужд естественных монополий, государственных предприятий (с участием государства более 50%) и госкорпораций;
- создание при отраслевых Министерствах постоянно действующих или целевых Экспертных советов, включающих ведущих специалистов предприятий, ВУЗов, союзов для разработки рекомендаций и оценки проектов нормативных или иных документов;
- начать подготовку соглашений о сотрудничестве между Минпромторгом и крупными российскими потребителями нефтегазового оборудования для обеспечения их технического перевооружения на основе передовых отечественных научно-технических достижений;
- реализовать программу подготовки и переподготовки технических и управляющих кадров для предприятий нефтегазового машиностроения. включая стажировки специалистов в зарубежных научно-технических центрах и предприятиях;
- реализовать программу по развитию научно-технического потенциала отечественного нефтегазового машиностроения, включающую выполнение силами отраслевых институтов, ВУЗов и предприятий научно-исследовательских работ по созданию новых образцов техники, финансирование на дальнейших этапах опытно-конструкторских и опытно-методических работ. В рамках этой программы профинансировать закупку за рубежом наиболее совершенных образцов нефтегазового оборудования с целью детального изучения специалистами профильных предприятий. Частично профинансировать закупку предприятиями критически важных машиностроительных технологий и оборудования;
- обеспечить защиту внутреннего рынка от импорта нефтегазового оборудования, аналоги которого производятся на территории Российской Федерации. Поручить Минэкономразвития, Минпромторгу, Росатому совместно с Минэнерго, ГТК и Союзом производителей нефтегазового оборудования обеспечить сбор и обработку предложений предприятий по проблемной номенклатуре;
- сформировать
систему мониторинга импорта оборудования
для нефтегазового комплекса, а также
подготовку в интересах промышленных
предприятий аналитических исследований
по прогнозам развития отдельных секторов
рынка. Решение указанной задачи невозможно
без получения планов технического перевооружения
российских нефтяных компаний, а также
достоверной информации об импортных
закупках. Поэтому необходимо обязать
Минэкономразвития, Минэнерго, ГТК обеспечить
ежеквартальную передачу Минпромторгу
сводной информации по импорту и экспорту
оборудования для нефтегазового комплекса.
Минпромторгу совместно с отраслевыми
союзами обеспечить координацию работ
по созданию импортозамещающего
Информация о работе Нефтегазовая отрасль в России на современном этапе