Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 04:01, контрольная работа
В последнее время отчетливо видно желание российских бизнесменов расширить деятельность своего бизнеса за пределы страны и начать играть более значимую роль в мире, и, следовательно, надолго закрепиться на рынках других стран. Компании нефтегазовой отрасли могут быль «локомотивом» этого процесса для российской экономики, для этого им нужно активно инвестировать в разведку и добычу энергоресурсов в других странах или расширять своё присутствие в других сегментах мировой экономики. Первые шаги по интенсификации данного процесса мы можем наблюдать уже сейчас. К примеру, «Газпром» активно осваивается в Западной Европе, вкладывает в развитие газотранспортной системы. «Роснефть» раздумывает об инвестициях в китайские и индийские нефтеперерабатывающие заводы. «ТНК-ВP» проявляет интерес к нефтегазовым активам Туркменистана и Венесуэлы. У «Лукойла» есть проекты по разведке и добыче в Казахстане,
Введение
Некоторые тенденции российского рынка нефтегазового оборудования
Динамика цен на нефть
Мировой финансовый кризис и нефтяные компании
Проблемы российского нефтегазового машиностроения и пути их решения.
О преимуществах российских нефтяных компаний
5.1. О препятствиях на пути их развития.
Заключение.
Список использованных источников.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
«ЭОПУ»
Самостоятельная работа по дисциплине «Мировая экономика» на тему:
«Нефтегазовая
отрасль в России на
современном этапе»
Студентка
группы 09-ЭК(б)
Брянск
2010
Содержание:
Введение
Заключение.
Список
использованных источников.
Введение
В последнее
время отчетливо видно желание российских
бизнесменов расширить деятельность своего
бизнеса за пределы страны и начать играть
более значимую роль в мире, и, следовательно,
надолго закрепиться на рынках других
стран. Компании нефтегазовой отрасли
могут быль «локомотивом» этого процесса
для российской экономики, для этого им
нужно активно инвестировать в разведку
и добычу энергоресурсов в других странах
или расширять своё присутствие в других
сегментах мировой экономики. Первые шаги
по интенсификации данного процесса мы
можем наблюдать уже сейчас. К примеру,
«Газпром» активно осваивается в Западной
Европе, вкладывает в развитие газотранспортной
системы. «Роснефть» раздумывает об инвестициях
в китайские и индийские нефтеперерабатывающие
заводы. «ТНК-ВP» проявляет интерес к нефтегазовым
активам Туркменистана и Венесуэлы. У
«Лукойла» есть проекты по разведке и
добыче в Казахстане, Узбекистане и Венесуэле.
Компания также инвестирует в восточноевропейские
и американские нефтеперерабатывающие
заводы и АЗС. Причин для активизации своей
деятельности по экспансии на мировые
рынки немало. Во-первых, это большая прибыльность,
чем в России, а во-вторых, возможность
освоить новые технологии добычи нефти
и газа, а так же переработки нефтепродуктов.
Почти
три года назад
правительством был
утвержден план основных
мероприятий по реализации
основных направлений
развития машиностроения.
Планом предусмотрено
подписание Мнипромэнерго
соглашения с Газпромом
о взаимодействии в
разработке и производстве
современного отечественного
оборудования, технических
средств, материалов,
отвечающих требованиям
международных стандартов.
Такте предусмотрено
уточнение порядка проведения
тендерных торгов субъектов
естественных монополий
с целью их технического
перевооружения и модернизации
оборудования на основе
высокоэффективных
технологий и конкурентоспособной
машиностроительной
продукции отечественных
производителей. Практически
все крупные и средние
компании проводят сегодня
тендеры на поставку
машин и оборудования,
однако отечественным
производителям по-прежнему
в них трудно конкурировать.
В целом, по мнению Мнипромэнерге,
ситуация на рынке нефтегазового
оборудования показывает
наличие больших неиспользованных
возможностей .Каковы
же они у российских
производителей нефтегазового
оборудования?
Позиции определены.
Преимущества российских поставщиков нефтегазового оборудования на российском рынке очевидны:
● адаптированность оборудования к местным условиям, долговечность, надежность и универсальность;
● соответствие оборудования российским стандартам;
● расположение производств на территории России;
● сложившиеся связи производителей с потребителями;
● близость к регионам нефтедобычи;
● наличие собственной конструкторской базы, позволяющей учесть технические условия заказчиков;
● наличие у потребителей ремонтной базы;
● недорогие цены запчастей;
● обеспеченность потребителей подготовленными кадрами и соответствующей инфраструктурой.
Производители оборудования США, Европы тоже имеют свои преимущества, к которым можно отнести:
● высокое качество производимого оборудования;
● хорошие финансовые возможности;
● сложившуюся культуру производства;
● культуру сервиса;
● традиции активного маркетинга;
● наличие господдержки.
Можно оценить и конкурентные преимущества китайских компаний. Они заключаются в:
● наличии государственного субсидирования;
● низкой
стоимости производимого
● агрессивной сбытовой политике;
● предоставлении покупателю беспроцентных кредитов.
О позициях различных производителей на рынке красноречиво говорит рис. 1
Консолидация в российской промышленности.
Добычу
нефти в России осуществляют 240 организаций,
причем 11 крупных холдингов обеспечивают
90% всей добычи. Добычу газа ведет крупнейший
холдинг — ОАО «Газпром».В российской
промышленности активно формируются крупные
холдинги: в трубной промышленности это
ТМК, ОМК, ЧТПЗ, энергетическое машиностроение
представлено компанией «Силовые машины»,
в транспортном машиностроении — «Трансмашхолдинг».
И другие отрасли промышленности также
имеют тенденцию к формированию крупных
холдингов. Этот процесс аналогичен тому,
что происходит во всех развитых странах.
Укрупнение компаний нефтегазового машиностроения
наблюдается, в частности, в США. Например,
в 2005 г., после присоединения National Oilwell
к Varco, на рынке появилась крупнейшая компания
National Oilwell Varco. Формирование крупных холдингов
неизбежно и для успешного развития и
повышения конкурентоспособности российского
нефтегазового машиностроения.
Преимущества крупных компаний.
Первый заместитель председателя Правительства РФ СБ. Иванов заметил: «Будущее машиностроения за крупными компаниями полного цикла. Только они могут обеспечить модернизацию производства».
Крупные компании стали проводником роста в российской экономике. Они успешно привлекают средства для развития, в том числе с фондового рынка. Крупные компании отличает высокая степень доверия заказчиков. Они имеют возможности для комплексных поставок, способны обеспечить их надежность. Здесь работают квалифицированные, высокооплачиваемые специалисты. Кооперация внутри компании может дать лучшие результаты. Развитый маркетинговый блок, централизация функций снабжения, сбыта, создание сети сервисного обслуживания оборудования, наличие возможностей для успешной работы с иностранными покупателями — их отличительные черты. Российский и зарубежный опыт показывает, что планомерная работа с органами государственной власти по плечу авторитетным, имеющим прочные позиции крупным промышленным компаниям.
Партнерство.
Новые возможности для партнерства промышленных и нефтегазовых компаний проявляются в подписании долгосрочных контрактов, примером чему может служить трехлетнее соглашение ТНК-ВР и ТМК на поставку труб на 500 млн долларов. Потенциал аналогичных соглашений достаточно велик, и нефтегазовые компании могут подписывать их с крупными российскими машиностроительными холдингами. На партнерстве базируются создание нового отечественного оборудования путем финансирования приоритетных НИР и ОКР, планомерная совместная работа по импортозамещению. Только благодаря партнерским отношениям возможна реализация сложных научно-технических проектов, например, разработка Штокмановского месторождения, воплощение в жизнь сахалинских и других масштабных проектов в нефтегазовом комплексе, требующих разработки и создания уникального оборудования. А реализация проектов за рубежом, например, поставка российского оборудования на рынки Узбекистана, Ливии, Венесуэлы и других стран, где активно работает ОАО «Газпром», дает новые возможности для распространения отечественного опыта за рубежом. Взаимовлияние крупных российских производителей и западных поставщиков происходит по нескольким направлениям возможного сотрудничества, будь то закупка сложных высокотехнологичных комплектующих, не производящихся на российских предприятиях, использование которых часто выдвигается потребителями в качестве требования, либо приобретение лицензий на производство нефтегазового оборудования, либо организация в России совместных производств. Другими формами совместной деятельности являются субконтрактация — изготовление в России отдельных деталей по заказу западных компаний, а также стажировки и обучение российского персонала за рубежом. Следует отметить особое значение организации сервисных услуг (рис. 2).
Экспорт
нефтегазового оборудования.
Приоритетными
направлениями экспорта российского
нефтегазового оборудования являются:
бывшие республики СССР; Африка: Египет,
Ливия, Алжир, Ангола, Нигерия; Ближний
Восток: Сирия, Иран, Йемен; Азия: Индия,
Вьетнам, Бангладеш, Пакистан. В последнее
время все более открытыми и перспективными
становятся рынки Южной Америки (Венесуэла,
Бразилия, Колумбия) и Персидского залива
(Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Катар).И
в этом сегменте рынка — преимущества
у крупных промышленных холдингов. Ведь
они осуществляют комплексные поставки
нефтегазового оборудования; сотрудничают
с профильными зарубежными министерствами
и национальными нефтегазовыми корпорациями;
привлекают финансовые ресурсы для участия
в тендерах и выполнении контрактных обязательств,
наконец, имеют возможность использовать
квалифицированных (в т.ч. иностранных)
специалистов с опытом работы на внешнем
рынке, а также содержать представительства
за рубежом (рис. 3).
Рис. 4.
В Институте энергетической стратегии (ИЭС) и его дочерней структуре - Лаборатории «Энергетическая инициатива» (ЛЭНИН) для оценки и прогноза конъюнктуры мирового нефтяного рынка использовалась нелинейная нейронная модель, учитывающая изменения веса и роли многих факторов на различных этапах динамики цен.
Принципиальной особенностью модели является учет циклического характера динамики цен, свойственного волнам Эллиота и их высокой волатильности не только в краткосрочном, но и в долгосрочном плане.. В зависимости от стадии общей 10-12-летней волны роста и падения цен меняется характер влияния различных факторов. Помимо базовых циклов, существуют субгармоники с Т = 3...5 лет и более длинные волны с Т = 28...30 лет, связанные с полупериодом длинных экономических волн. Поэтому средний уровень цен на нефть в 1960-2008 гг. составлял 35 дол./ баррель. (в ценах 2008 г.), при этом чередовались длительные периоды низких цен (15...20 дол.) и продолжительных всплесков в 1970-1980-е и 2000-2008 гг.
В периоды сравнительно низких мировых цен на нефть и низкой маржи спекулятивных сделок (1996-2000 гг.) определяющими становятся фундаментальные факторы спроса и предложения. В то же время среднесрочная тенденция роста цен в 2003-2008 гг., обусловленная ростом спроса, привела к увеличению влияния финансового фактора, что автоматически отразилось в модели.
Рис. 5.
Рост спекулятивной составляющей в ценах на нефтяные фьючерсы ограничен отрицательным влиянием цен на макроэкономическое состояние ведущих экономик, в первую очередь США. Допустимый пороговый уровень цен для американской экономики был оценен в 140...150 дол./баррель. Модельные прогнозы, выполненные в 2006 г., показали, что этот уровень будет достигнут в первой половине 2008 г., после чего ожидается падение цен, что и произошло в действительности.
Прогноз 2006 г. предполагал, что пик цен 2008 г. будет не самым мощным и после некоторого снижения (до 100 дол./баррель.) цены в соответствии с волновой динамикой вновь поднимутся в 2010-2011 гг. до уровня 150 дол. за баррель. Только после этого ожидалось снижение до 50 дол. за баррель и затем на достаточно длительное время стабилизация в коридоре 60...80 дол. за баррель.
Информация о работе Нефтегазовая отрасль в России на современном этапе