Нефтегазовая отрасль в России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 04:01, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время отчетливо видно желание российских бизнесменов расширить деятельность своего бизнеса за пределы страны и начать играть более значимую роль в мире, и, следовательно, надолго закрепиться на рынках других стран. Компании нефтегазовой отрасли могут быль «локомотивом» этого процесса для российской экономики, для этого им нужно активно инвестировать в разведку и добычу энергоресурсов в других странах или расширять своё присутствие в других сегментах мировой экономики. Первые шаги по интенсификации данного процесса мы можем наблюдать уже сейчас. К примеру, «Газпром» активно осваивается в Западной Европе, вкладывает в развитие газотранспортной системы. «Роснефть» раздумывает об инвестициях в китайские и индийские нефтеперерабатывающие заводы. «ТНК-ВP» проявляет интерес к нефтегазовым активам Туркменистана и Венесуэлы. У «Лукойла» есть проекты по разведке и добыче в Казахстане,

Оглавление

Введение
Некоторые тенденции российского рынка нефтегазового оборудования
Динамика цен на нефть
Мировой финансовый кризис и нефтяные компании
Проблемы российского нефтегазового машиностроения и пути их решения.
О преимуществах российских нефтяных компаний
5.1. О препятствиях на пути их развития.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

мой рефик.doc

— 478.50 Кб (Скачать)

Однако  реальное снижение цен к концу 2008 г. оказалось больше ожидаемого вследствие непредвиденной в модели остроты финансово-экономического кризиса. Динамика макроэкономических показателей в ходе финансового кризиса обусловила падение цен ниже линии сопротивления, заданной в модели на уровне в 100 дол., и снижение цен до следующего уровня сопротивления в 40 дол. за баррель. Скорректированный среднесрочный прогноз 2009 г. показывает, что падение цен (даже кратковременное) ниже 30 дол./баррель. маловероятно. Устойчивость этого уровня цен обусловлена его близостью к реальной среднемировой себестоимости нефтедобычи (издержки + минимально необходимые инвестиции + минимально допустимые налоги), увеличением роли фундаментальных факторов и влиянием ОПЕК в период сравнительно низких цен.

    Согласно  модели, нефтяные цены достигли низшей точки к началу 2009 г. на уровне 32...33 дол. за баррель. К лету 2009 г. ожидается восстановление цен до уровня 55 дол./баррель, а к концу года — рост до уровня 80...85 долларов. Средняя цена нефти в 2009 г. составит 55...57 дол. за баррель. В 2010-2011 гг. ожидается двойной всплеск цен до 120 дол. за баррель, разделенный падением до 65 дол., а к концу 2011 г. - резкое снижение до 50 дол./баррель. Аналогичный прогноз возможного роста цен на уровне 2012 г. до 200 дол. за баррель дает в последнее время и директор МЭА Н. Танака , после чего мир может столкнуться с еще более серьезными экономическими проблемами, чем те, которые наблюдаются сейчас. 

Рис. 6. 

  1.   Мировой финансовый  кризис и нефтяные  компании.

     Осенний обвал цен на нефть и коллапс на фондовых рынках принесли западным нефтяным компаниям многомиллиардные убытки. Так, третья по величине нефтяная компания США ConocoPhillips, которая владеет 20% пакетом акций «ЛУКОЙЛ», получила в четвертом квартале 31,8 млрд дол. чистого убытка, нивелировав тем самым существенную прибыль за первые девять месяцев года, когда цены на нефть были максимальными. Итоговый убыток составил почти 17 млрд долларов. Значительная часть потерь пришлась на приобретенную в 2006 г. за 35,5 млрд дол. Burlington Resources. Падение стоимости акций «ЛУКОЙЛ» стало вторым по величине фактором возникновения убытков. Цена принадлежащего ей пакета упала на 7,4 мпрд долларов. На конец года 20% акций российской нефтяной компании стоили всего около 5,6 млрд долларов. Как говорится в отчетности ConocoPhilli ps , доход американской нефтяной компании от деятельности «ЛУКОЙЛ» (без учета переоценки стоимости акций) в четвертом квартале равнялся нулю. Свою долю в добыче «ЛУКОЙЛ» в октябре-декабре ConocoPhilli ps оценила в 451 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в сутки, а объем переработки — в 250 тыс. баррелей.

В отличие  от большинства монополий, компании «Транснефть» не пришлось серьезно сокращать  инвестиционную программу на 2009 г. В декабре 2008 г. правительственная комиссия по ТЭК утвердила ее в размере 217 млрд руб. (инвестиции в новое строительство до 2020 г. планируются в размере 713 мпрд руб.). Более 70% всех инвестиций 2009 г. пойдет на строительство первой очереди ВСТО (включая терминал Козьмино). В декабре общая стоимость проекта была проиндексирована на размер инфляции, цена ВСТО- 1 выросла на 21% до 390 мпрд рублей. В целом проект подорожал за год на 30%. К настоящему времени линейная часть готова на 83%, нефтеперекачивающие станции, промплощадки и другие объекты — на 65%, обустройство бухты Козьмино — на 27%. Для реализации всех планов компании необходимо привлечь заемные средства в объеме 160 мпрд руб., 54 млрд руб. компания готова профинансировать самостоятельно. «Транснефть» ведет переговоры с Китаем о привлечении кредита на 10 млрд дол. в рамках проекта по строительству ответвления от ВСТО в Китай. По данным руководства компании, вопросы, связанные непосредственно со строительством ответвления, в целом решены, а переговоры о кредитах вышли на уровень, требующий политического решения. 

Рис. 7. 

4. Проблемы российского нефтегазового машиностроения и пути их решения.        

 Бюджет  Российской Федерации во многом  формируется за счет доходов  от продажи углеводородного сырья,  поэтому нефтегазовое машиностроение,  которое определяет технический прогресс в нефтегазовом комплексе, имеет большое значение для российской экономики. Специфической особенностью российского нефтегазового машиностроения является потенциально высокая платежеспособность потребителей. Нефтегазовый комплекс имеет возможность целенаправленно использовать собственные инвестиционные ресурсы и  привлекаемые кредиты.      

 Однако  зачастую практикуемое в нефтегазовом  комплексе стремление к краткосрочной  финансовой оптимизации приводит  не только к прогрессирующему истощению эксплуатируемых месторождений, но и к упадку парков оборудования. В результате, техническое перевооружение  отрасли носит хаотический характер с огромными колебаниями спроса.       

 Такие  колебания спроса негативно влияют  на отечественное нефтегазовое машиностроение, лишаемое надежной основы развития. При этом, освоение новых видов продукции, как правило, сопряжено с большими затратами и с неопределенными перспективами.  Не имея постоянной поддержки ни в лице государства, ни со стороны потребителей (ввиду резких скачков спроса как вверх, так и вниз) нефтегазовое машиностроение в основном проедает научный  и технический потенциал, созданный в 70-80 годах.       

 Ситуация  усугубилась с появлением на  внутреннем рынке китайских производителей. Обеспеченные в полной мере разносторонней поддержкой своего государства китайские производители вытесняют с рынка отечественных производителей, предлагая оборудование по демпинговым ценам. Ввиду значительных резервов рабочей силы китайские компании наладили массовый выпуск нефтегазового оборудования сначала для американского рынка, а затем эти же модели предложили в столь же массовом порядке и для российского потребителя. Конечно, это оборудование, как правило невысокого качества,  слабо приспособлено к российским условиям, но имеет привлекательные цены и сроки поставки. В результате российские компании и как следствие бюджет уже понесли серьезные  потери, а разработка новой продукции поставлена под вопрос, так как ценовой демпинг не позволяет в разумные сроки окупать вложенные инвестиции. Дальнейшая неконтролируемая экспансия зарубежных поставщиков нефтегазового оборудования на российский рынок приведет к сокращению объемов производства в этом секторе экономики уже в 2009-2010 гг.      

 После  распада Союза значительная часть специализированных предприятий нефтегазового машиностроения осталось за пределами Российской Федерации. В частности, большая часть нефтепромыслового оборудования  изготавливалось в Азербайджане. В начале 90-х годов сложившаяся экономическая ситуация вынудила приступить к освоению данной номенклатуры изделий предприятия оборонного комплекса, которые имеют более жесткую технологическую дисциплину. Теперь серьезные объемы продукции нефтегазового машиностроения производят такие известные оборонные заводы, как "Уралвагонзавод", "Воткинский завод", Челябинский "Станкомаш", "Зеленодольский завод", "Нижегородский машзавод", "Мотовилихинские заводы",  "Воронежский механический завод" и другие предприятия. Привлечение подобных предприятий положительно сказалось на повышении качества изготовления российского нефтегазового оборудования, но при этом его технический уровень возрос  не столь значительно, так как многие конверсионные предприятия пошли по пути слепого копирования устаревшей техники.       

 Сегодня в России выпускается широкая номенклатура оборудования для нефтегазового комплекса, но, к сожалению, значительная часть уже морально устарела. Отечественные агрегаты для текущего и капитального ремонта скважин за 30 лет претерпели только небольшие конструктивные изменения. Следствием этого является низкая производительность спускоподъемных операций. Наработка на отказ у зарубежных штанговых насосов значительно выше российских. Длина проходки импортным долотом существенно больше, чем при использовании отечественного инструмента. В целом трудоемкость операций на отечественном оборудовании примерно в два раза превышает трудоемкость на аналогичном импортном оборудовании. Отсюда стремление потребителей заплатить больше, но за продукцию, которая отвечает современным требованиям. Технический уровень и качество отечественного оборудования сегодня уступает лучшим мировым образцам.       

 Предприятия  нефтегазового машиностроения остро  нуждаются в техническом перевооружении, во внедрении современных машиностроительных технологий. К сожалению, в стране отсутствует развитая структура промышленного подряда. В этой ситуации каждое предприятие, производящее конечную продукцию, стремиться построить самодостаточную технологическую цепочку, что приводит к неэффективному использованию (недозагрузке) оборудования. Идея  промышленных парков, оснащенных современным  оборудованием, на котором частные предприятия могли бы размещать заказы на выполнение отдельных наиболее сложных технологических операций или изготовление отдельных деталей так и не получила развития.       

 Общей  проблемой российского машиностроения  является кадровый дефицит. Остро  ощущается нехватка квалифицированных  рабочих кадров и технических  специалистов – конструкторов,  технологов, мастеров. Во многих  случаях утрачена связь между предприятиями и отраслевыми ВУЗами. Преподаватели ВУЗов опираются в обучении на опыт 70-80-х годов и часто не знают текущей, а тем более перспективной производственной проблематики. Кадровый потенциал отраслевых технических ВУЗов неотвратимо стареет, а молодежь не привлекает откровенно нищенский уровень заработной платы государственных ВУЗов.       

 Еще  одной проблемой развития нефтегазового  комплекса является отсутствие  системы государственной поддержки  научно-технического развития отрасли. Мировая практика, в первую очередь США, состоит в поддержке государством через специальные правительственные программы процессов поиска, оценки, создания и внедрения новой техники и технологий. Чем сложнее техника, тем более дорогостоящим является изготовление макетов и опытных образцов. а также их испытания. Опыт мирового машиностроения показывает, что первые образцы являются, как правило, весьма несовершенными  и преждевременный их вывод на рынок способен серьезно испортить имидж новой техники и производителя, особенно на фоне десятилетиями отработанных зарубежных аналогов. Этим вопросам уделяется настолько важное внимание, что вводятся специальные запреты на экспорт наиболее продвинутых образцов нефтегазового оборудования и технологий. К сожалению, у нас в стране отсутствуют такого рода программы и практически разрушена система независимых отраслевых научно-технических центров, не финансируется отраслевая ВУЗовская  наука.       

 Одной  из причин сложившегося положения  дел является низкий уровень  промышленных стандартов. У российских поставщиков в отличие от западных (США, Канада, Европа) отсутствует экономическая мотивация к разработке и применению современных стандартов. Непрерывное сокращение  бюджетного и корпоративного финансирования привело к снижению объемов  работ по стандартизации за последние годы в 10-12 раз. Как следствие замедлилось продвижение инноваций в производство. Из-за отсутствия у нефтяных и газовых компаний спроса на современные российские стандарты фактически разрушена отечественная школа нормализации. Российские стандарты теряют конкурентоспособность в отношении аналогичных стандартов США, Великобритании и Германии. На российском рынке  начинают доминировать иностранные стандарты. Так, например, при разработке проектов  "Сахалин-I" и "Сахалин-II" преимущественно были использованы стандарты США (API, ASTM, ASME, NASE и др.), Германия (DIN), Англия (BSI), Франция (NF) и др. При отсутствии поддержки программ национальной стандартизации неизбежным следствием этих процессов  будет растущая зависимость нашей экономики от западных технологий и появление дополнительных технических барьеров для участия в тендерах российских подрядчиков.      

 Важной  проблемой российских производителей  нефтегазового оборудования является  неразвитость системы сервисного обслуживания. Нефтяники и газовики, приобретающие отечественное оборудование, сталкиваются с серьезными проблемами при приобретении запасных частей, ремонте и модернизации техники. Кроме того, российские предприятия, находящиеся в сложном финансовом положении поставляют технику обычно только на условиях полной предоплаты. Иностранные поставщики в этом отношении обладают большими возможностями, поэтому работа с ними более комфортна для потребителя. Все это имеет большое значение при принятии решения о закупке отечественного или импортного оборудования.       

 Лизинг  нефтегазового оборудования сегодня в России существует в форме, при которой нефтяная компания сама учреждает лизинговую фирму, через которую проводит закупки исключительно с целью  минимизации налогообложения. Успех западных поставщиков во многом связан с применением льготных форм оплаты поставляемого оборудования, а в России для этого отсутствует необходимая финансовая инфраструктура.        

 В  российском нефтегазовом машиностроении  очень слабо идет процесс создания  совместных производств с ведущими  иностранными компаниями. Существующая налоговая система стимулирует ввоз импортного оборудования, а не изготовление оборудования на территории Российской Федерации. В частности, таможенные пошлины на различные виды ввозимого нефтегазового оборудования колеблются от 5 до 10 процентов, что является недопустимо низким уровнем, не способствующим развитию отечественного нефтегазового машиностроения.      

 Особенностью  проектов по разработке месторождений  российского шельфа является значительный объем капиталовложений и привлечение к работам иностранных инвесторов. Российским поставщикам приходится взаимодействовать с иностранными покупателями, которые в условиях режима СРП не очень заинтересованы в снижении издержек и использовании менее дорого российского оборудования.       

 Для  реализации проектов на шельфе требуется осуществление  комплексных закупок сложного оборудования. Поставщиков определяют по результатам тендеров, в которых участвуют и зарубежные фирмы. Отдельному заводу, не имеющему достаточных оборотных средств, опыта работы на мировом рынке,  специалистов по внешней торговле, сложно взаимодействовать с иностранными заказчиками.  Российские поставщики оборудования действуют на рынке подрядных работ по СРП разрозненно, что является негативным фактором в конкурентной борьбе с  инофирмами. Преодолеть такую ситуацию поможет  консорциум российских предприятий, занятых изготовлением оборудования для разработки шельфа.  Консорциум (по законодательству РФ – простое товарищество) удобен тем, что открыт для всех предприятий вне зависимости от их масштабов, формы собственности и ведомственной принадлежности. Подобная форма консолидации усилий различных компаний широко используется в мировой практике при реализации крупных инвестиционных проектов.      

Информация о работе Нефтегазовая отрасль в России на современном этапе