Налоговое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение теоретических основ налогового регулирования в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
1) определение сущности налогового регулирования;
2) изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
3) проведение анализа работы налоговых органов в Республике Беларусь;
4) определение основных проблем налогового регулирования в Республике Беларусь;
5) определение направлений совершенствования налогового регулирования в Республике

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
3
1 Налоговое регулирование…………………………………………………
4
Сущность налогового регулирования…………………………………..
4
1.2 Налоги как инструмент рыночной экономики…………………………
5
2 Содержание и принципы построения налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………….

10
3 Понятие и принципы налогового контроля………………………………
16
4 Направления совершенствования налогового регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………………

19
4.1 Недостатки налогового регулирования республики Беларусь………..
19
4.2 Пути направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь………………………………………………………...

22
Заключение……………………………………………………………………
27
Список использованных источников………………………………………..
29

Файлы: 1 файл

Nalogovoe_regulirovanie - копия.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

4.2 Пути направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь

 

В развитых странах мира предельный консолидированный уровень  изъятия всех налогов из прибыли  составляет 35 — 40 %, в Республике Беларусь он по ряду предприятий в полтора-два раза выше, что гасит всякую инициативу и не способствует развитию производства и предпринимательства

При определении основных направлений налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественного параметра. В основу приоритетов также должно быть заложено решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения. В стратегическом плане в основу налоговой политики должна быть заложена концепция приоритетных направлений развития тех отраслей и производств, которые обеспечат эффективный экономический рост.

Одной из важнейших налоговых  проблем является упрощение налоговой  системы Беларуси. В будущем целесообразна  отмена некоторых налогов, которые  можно охарактеризовать как финансово  неэффективные. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов, а контроль за их уплатой затруднен или невозможен. Было бы логично также объединить налоги, имеющие сходную налоговую базу и аналогичный контингент налогоплательщиков.

Минимизация бюрократических  процессов, «затрат труда» и материальных ресурсов по взиманию налогов является одним из важнейших критериев в формировании налоговых систем экономически развитых государств. Руководствуясь этим критерием, в Республике Беларусь целесообразно было бы пересмотреть процедуру уплаты налогов и представления налоговой отчетности. Их периодичность должна соответствовать объемам платежей и дифференцироваться от ежемесячных до годовых сроков сдачи налоговых деклараций и перечислений платежей в бюджет.

Главным остается усиление стимулирующей предпринимательство  функции налогов, поощрение товаропроизводителей, осуществление региональной экономической  политики и устранение противоречий в налоговом законодательстве.

Особо важным направлением в налоговой политике является стабильность налогового законодательства. Недопустимо вносить изменения каждые два-три месяца. Необходимо анализировать ситуацию, накапливать необходимые изменения и дополнения, вносить их на рассмотрение вместе с бюджетом, но ни в коем случае задним числом. В результате нарушается главное требование, необходимое для бесперебойного функционирования налогового механизма — устойчивость и предсказуемость налогового законодательства в части налогообложения юридических и физических лиц. Нестабильность налогового законодательства сдерживает как отечественных, так и иностранных инвесторов.

Для большей стабильности законодательства и упрощения налоговой  системы необходимо привести в порядок  всю систему не только законодательных, но и подзаконных нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы. Огромно количество ведомств, имеющих право издавать документы, касающиеся налоговых законов, и трактующих их по-разному. Нередко даже инструкции подправляют налоговые законы. Необходимо, чтобы право на толкование законодательных и других нормативных актов, связанных с налоговыми вопросами, было предоставлено только тем органам, которые их принимают.

Не менее важным является установление паритетных отношений  между налогоплательщиками и налоговыми органами. В настоящее время права налогоплательщиков ограничены, что выражается в бесспорном взимании налогов, пени, штрафных санкций, в невозможности получения консультаций в налоговых инспекциях и в том, что налоговая инспекция не несет ответственности за разъяснения, оказавшиеся неточными. Даже в случае обращения налогоплательщика в суд и принятия решения в его пользу ранее изъятые налоговыми органами суммы не всегда ему возвращаются, а засчитываются в уплату текущих налогов.

В современных условиях налоговое бремя для плательщиков налогов в Беларуси высоко, льготы несовершенны, эффективность многих из них невелика. Тяжесть налогообложения во всех развитых странах является показательной характеристикой уровня налогообложения. Однако общепринятой методики исчисления тяжести и уровня налогов нет. Существуют разрозненные показатели, которые в косвенной форме могут давать представление о тяжести уплачиваемых налогов.

Особо важно подчеркнуть, что главным направлением совершенствования  налогообложения было и остается сохранение существующей и наращивание налогооблагаемой базы, что прямо зависит от налоговой политики, проводимой государством. Первостепенное внимание при совершенствовании налогообложения должно быть уделено расширению налогооблагаемой базы, в том числе и с помощью налогов, которые могут оказывать стимулирующее влияние на налогообложение. Налоговый механизм должен взаимодействовать с банковско-кредитной системой, процентными ставками, предоставлять определенные преимущества финансовым и кредитным учреждениям и предприятиям, которые используют долгосрочные ссуды на инвестиционные цели.

С целью расширения налогооблагаемой базы должны быть разработаны методы налоговой защиты новых инвестиций и налоговые методы стимулирования НТП: возмещающий эффект от этих мероприятий скажется на получении дополнительного налога на прибыль. В то же время нельзя вводить льготы на капиталовложения без учета их значимости в воспроизводственном процессе. Льготы, связанные со структурной перестройкой экономики и стимулированием инвестиций, необходимо сохранить. В нынешних условиях они должны иметь временный и направленный характер, и, что особо важно, льготы должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным регионам и территориям.

Одной из важных проблем в современной ситуации налогообложения является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Она касается целого ряда налогов, и в первую очередь — налога на прибыль. Было бы целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком методе понижающая прогрессия ставок будет стимулировать стремление не уменьшить (скрыть) налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога. Регрессия ставок привела бы к стимулированию капитальных вложений в научно-технический прогресс. Причем поступления в бюджет не сократятся, поскольку сумму платежей в бюджет определит не столько ставка, сколько величина налогооблагаемой базы, которая в этом случае будет иметь тенденцию к росту.

Ряд налогов требует  серьезного реформирования. Например, налог на недвижимость. Отработка  механизма его функционирования предполагает создание кадастров земли и недвижимости, реестра собственников, автоматизированной системы управления недвижимостью и системы юридического консультирования по вопросам оценки земли. В отдаленной перспективе следовало бы предусмотреть возможность вместо трех налогов — на землю, на имущество предприятий и имущество физических лиц — введение единого налога на недвижимость как для юридических, так и физических лиц. Цель введения такого налога на недвижимость — увеличение налоговых доходов местных бюджетов за счет более эффективного налогообложения имущества и земельной составляющей.

Что касается земли, то она  как главный вид общественного  богатства должна быть очень дорогой, особенно для иностранных инвесторов.

Требует налоговой поддержки  малое предпринимательство, которое  создает новые рабочие места для населения, в том числе инвалидов и домохозяек; экономит пособия по безработице; дает возможность использовать вторичное сырье, материалы, отходы производства; создает новые формы обслуживания населения.

Следует учитывать, что  между налогами и инфляцией существует многосторонняя связь, когда рост налогов, особенно косвенных, может усилить инфляцию, так как ведет к росту цен на потребительские товары. В результате инфляция обесценивает доходы не только населения, но и государства, что усиливает налоговое давление на население.

Обобщая отмеченное, можно  сделать вывод о том, что основными  направлениями налоговой реформы  являются:

1) сокращение числа  налогов путем их укрупнения  и отмены некоторых налогов,  не приносящих значительных поступлений;

2) уменьшение количества  льгот и исключение из общего  режима налогообложения в основном  редко используемых налоговых льгот;

3) построение стабильной  налоговой системы, обеспечивающей  единство, непротиворечивость и  неизменность в течение финансового  года системы налогов и платежей при сохранении действующих ставок налогов в течение двух-трех лет;

4) облегчение налогового  бремени производителей продукции  и недопущение двойного налогообложения  путем четкого определения налогооблагаемой  базы;

5) консолидация в государственном бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств;

6) ослабление финансовых  санкций и ряд других направлений.

Вывод: таким образом, следует отметить, что налоговое регулирование является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налогового регулирования позволит эффективно и надежно решить практически все проблемы, мешающие Беларуси развиваться.

Перед Республикой Беларусь стоит сложная задача разработки эффективной налоговой политики и построения справедливой налоговой системы, способствующей развитию рыночных отношений. Следует отметить, что осуществление этой задачи весьма затруднено и потребует не одного года усердной и кропотливой работы, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования. Кроме того, налоговые законы должны быть законами прямого действия и одинаково трактоваться налогоплательщиками и налоговыми органами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Тикам образом, сущность механизма налогового регулирования представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода и является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, социальную сферу по средством налогового законодательства, налогового планирования, налоговой системы.

Налоговая система Республики Беларусь на начальной стадии своего становления приобрела преимущественно  фискальный характер, выразившийся в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в неэффективных способах его осуществления. Это привело увеличению налоговой нагрузки на приоритетные для республики трудоемкие отрасли национальной экономики.

Помимо фискальных целей  налоговая система должна выполнять  функции, регулирующие и стимулирующие развитие приоритетных для государства отраслей экономики и отдельных производств, а также выполнять роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества, быть выразителем налоговой политики правительства, от обоснованности, которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения.

Современный уровень  развития общественных отношений в  сфере налогообложения, а также  постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере.

Проведенный анализ показывает, что налоговая система Республики Беларусь пока имеет в своей основе преобладание косвенной формы налогообложения, высокие налоговые ставки и уровень изъятий доходов, неравномерность распределения налогового бремени, сужающуюся налоговую базу, с одной стороны, недостаточно обеспечивает, требуемую доходность бюджета, а с другой - отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.

Совершенствование налогов  в разных государствах является непрерывным процессом, обусловленным изменениями экономических условий. Иными словами, налоговые системы являются отражением налогового регулирования государств, которая проводится в реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной.

Можно сделать вывод  о том, что уже сегодня на уровне государства необходимо ставить и решать проблему гармонизации и унификации налоговых систем, бюджетного процесса, государственных расходов, системы контроля с целью координации внутренней и внешней политики. Выход здесь возможен только на пути совершенствования самого налогового регулирования.

Таким образом, следует  отметить, что налоговое регулирование  является важнейшим инструментом государства  по стимулированию развития экономики  и социального прогресса в  стране. Совершенствование налогового регулирования позволит эффективно и надежно решать проблемы развития Беларуси.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Балабин В. И. Проведение  налоговых проверок и оформление  их результатов /Балабин В.  И. // Налоговый вестник. - 2009. - N 5. – С. 53.

Информация о работе Налоговое регулирование