Налоговое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение теоретических основ налогового регулирования в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
1) определение сущности налогового регулирования;
2) изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
3) проведение анализа работы налоговых органов в Республике Беларусь;
4) определение основных проблем налогового регулирования в Республике Беларусь;
5) определение направлений совершенствования налогового регулирования в Республике

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
3
1 Налоговое регулирование…………………………………………………
4
Сущность налогового регулирования…………………………………..
4
1.2 Налоги как инструмент рыночной экономики…………………………
5
2 Содержание и принципы построения налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………….

10
3 Понятие и принципы налогового контроля………………………………
16
4 Направления совершенствования налогового регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………………

19
4.1 Недостатки налогового регулирования республики Беларусь………..
19
4.2 Пути направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь………………………………………………………...

22
Заключение……………………………………………………………………
27
Список использованных источников………………………………………..
29

Файлы: 1 файл

Nalogovoe_regulirovanie - копия.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Первый способ предполагает использование кадастра. Кадастр  - это реестр, содержащий перечень типичных объектов, классифицируемых по определенным признакам. Этот способ в республике используется относительно земельного налога. Ставки этого налога зависят от кадастровой оценки земли, выраженной в баллах.

При втором способе налог  перечисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога. Это, в основном, подоходный налог.

Третий способ предусматривает предоставление налогоплательщиком налоговым органам декларации, то есть официального заявления о полученных за определенный период доходах.

Возможна комбинация трех способов изъятия налога, таким  образом исчисляются и уплачиваются некоторые налоги в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

 

Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование  налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере.

Налоговый контроль—это элемент финансового  контроля и часть налогового механизма.

Основные направления налогового контроля:

1) учет организаций и физических  лиц;

2) налоговый контроль за своевременностью  уплаты налогов и сборов;

3) налоговый контроль  за правильностью исчисления  и полнотой уплаты сумм налогов  и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и объектов налогообложения;

4) налоговый контроль  за законностью использования  налоговых льгот;

5) налоговый контроль  за своевременностью и правильностью  удержания сумм налогов налоговыми  агентами;

6) налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам;

7) налоговый контроль  за своевременностью перечисления  налоговых платежей;

8) налоговый контроль  за правомерностью возмещения  сумм косвенных налогов из  бюджета.

Налоговый контроль занимает весьма значительное место в системе государственного финансового контроля, поскольку посредством осуществления контрольных функций государственными налоговыми органами обеспечивается не только соблюдение налогового законодательства, но и непосредственное привлечение финансовых ресурсов в государственный бюджет. Здесь очевидна большая роль налогового контроля в обеспечении исполнения бюджета государства по доходам, поскольку 80 - 90% бюджетных доходов страны базируется на налоговых поступлениях [10, с. 85].

Налоговый контроль может  быть не только государственным. Так, выделяют такое понятие, как налоговый  аудит. Как и любой аудит, это  вид независимого финансового контроля, который осуществляется на платной  договорной основе аудиторами, имеющими соответствующую лицензию.

Государственный налоговый  контроль в Беларуси осуществляют Министерство по налогам и сборам и его инспекции. Кроме специальных налоговых  служб, налоговый контроль в определенной степени осуществляет Министерство финансов, таможенные органы, иные контролирующие органы государства, в компетенцию которых может входить контроль за отдельными вопросами налогообложения.

На микроуровне контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов осуществляют работники  соответствующих подразделений субъектов хозяйствования, являющихся налогоплательщиками.

Общепризнано, что контроль имеет многостадийный характер и  развивается поэтапно.

1) планирование проверки  и организационных мероприятий  по ее проведению;

2) подготовка к проверке;

3) проведение проверки;

4) составление, обсуждение  и принятие контролирующим органом  (лицом) акта проверки и ознакомление  заинтересованных органов и лиц;

5) реализация принятого  по материалам проверки решения; 

6) рассмотрение возможных  жалоб на принятое контрольным  органом (должностным лицом) решение;

7) контроль за фактическим  исполнением решений, а также  предложений и рекомендаций, содержащихся  в акте проверки.

Классификация налогового контроля:

1. В зависимости от  субъектов, осуществляющих контрольную  деятельность: налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами; налоговый контроль, осуществляемый таможенными и другими органами.

2. В зависимости от  характеристики контролируемых  лиц: налоговый контроль организаций;  налоговый контроль индивидуальных  предпринимателей; налоговый контроль физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

3. В зависимости от  объема контролируемой деятельности  проверяемого лица: комплексный  налоговый контроль, подразумевающий  исследование всего комплекса  деятельности исследуемого лица по вопросам, касающимся налогообложения; тематический налоговый контроль, подразумевающий проверку отдельных вопросов уплаты определенных налогов и сборов и соблюдения налогового законодательства; целевой налоговый контроль, производимый по отдельным финансовым операциям налогоплательщика, например, по вопросам правильности применения налоговых льгот, правомерности возмещения сумм косвенных налогов из бюджета.

4. В зависимости от  используемых методов и приемов  поверки документов налоговый  контроль делится на два подвида:

1) в зависимости от  степени охвата предметов контроля: сплошной налоговый контроль (проверка  всех имеющихся документов, связанных  с вопросами налогообложения); выборочный  налоговый контроль (проверка только  части специально отобранных документов).

2) в зависимости от  источников получения сведений  и данных: документальный налоговый  контроль (базируется на изучении  документально зафиксированных  данных); фактический налоговый контроль (основан на изучении фактического  состояния объектов налогообложения, осуществляется посредством инвентаризации имущества, обследования помещений и т. д.); встречный налоговый контроль (предусматривает получение информации от контрагентов проверяемых лиц).

5. В зависимости от  стадии осуществления мероприятий налогового контроля: предварительный контроль; текущий контроль; последующий контроль.

6. В зависимости от  места проведения мероприятий  налогового контроля: камеральный  налоговый контроль (осуществляется  по месту расположения налогового  органа); выездной налоговый контроль (проводится по месту нахождения проверяемого субъекта).

7. В зависимости от  плана проведения контрольных  мероприятий: плановые и внеплановые.

 

 

 

 

 

 

4 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

4.1 Недостатки налогового регулирования республики Беларусь

 

Созданная налоговая  система в силу разных причин имеет  существенные недостатки. Во-первых, налоги носят в основном фискальный характер. При решении вопросов о налогах  главным выступает доходность бюджета, тогда как регулирующей и стимулирующей роли налогов не придается серьезного значения, хотя именно эти функции налогов могут способствовать экономическому росту государства.

Во-вторых, важным недостатком  системы является высокий уровень  налогообложения хозяйствующих субъектов. Несмотря на то, что по ставке он сравним с развитыми странами (США, Япония и др.), экономическое положение национальных юридических лиц намного скромнее, вследствие чего налоговое бремя отечественных предприятий очень велико.

Суммарные налоговые  платежи (все налоги и внебюджетные средства) по разным оценкам составляют от 40 до 70 % валовых доходов юридических  лиц. Высок уровень косвенных  налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины), оплачиваемых населением, именно они  выступают одним из генераторов инфляционных процессов.

В-третьих, большое количество налогов, сборов, отчислений, взносов  — республиканских, местных, целевых, внебюджетных осложняет налогообложение.

В-четвертых, сложность  для плательщиков создает и нестабильность налоговых законов, особенно касающихся налога на прибыль и НДС: существует огромное количество нормативных актов, к которым не гарантируется право  доступа. Если указы Президента, законы, постановления Правительства публикуются в печати, то ведомственные письма, инструкции, приказы с важными изменениями и дополнениями не всегда доходят до налогоплательщиков. В налоговой практике отсутствуют регулярная публикация и бесплатная раздача тематических сборников, брошюр, как это принято за рубежом.

Порой нечеткость, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности плательщику  в правильности совершаемых им действий, а налоговым органам оставляют  возможность вольного их толкования в пользу бюджета. Методически исчисление налогов и налоговой базы представляет большие трудности для плательщиков. Особые трудности возникают при определении НДС, в налоговую базу которого заложена себестоимость продукции, что создает криминальную основу, связанную с уклонением от уплаты налогов.

В-пятых, несовершенство налоговой системы связано с  неоправданно широкими правами налоговых  органов, которые нередко самостоятельно трактуют положения налогового законодательства, наказывая непомерным штрафом за нарушения установленных ими положений, не неся ответственности за собственные ошибки.

Большой недостаток белорусской  налоговой системы видится в  зависимости величин платежей друг от друга. Ошибка в исчислении одного из них приводит к цепи налоговых нарушении по другим платежам и к соответствующим финансовым санкциям, которые могут превышать недоплаченную сумму в 5-6 и более раз [12, с. 52].

Например, если налогоплательщик в начале налоговой цепочки ошибочно излишне начислил отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, то при этом, как следствие, он занизил сумму отчислений в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия, местные бюджетные целевые жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, акцизов, НДС и "сокрыл" прибыль, которая будет изъята полностью в бюджет, плюс финансовые санкции за недоначисление каждого из перечисленных платежей. То же касается и ошибок в пользу бюджета, допущенных при исчислении налогов и отчислений, относимых на себестоимость продукции, работ и услуг.

Подобный механизм построения налоговой системы не применяется  в экономически развитых странах. Каждый налог должен иметь свой четко установленный объект обложения и только за его сокрытие налогоплательщики должны нести финансовую ответственность.

Сложность налоговых  инструкций и их множество привело  к тому, что для правильного  начисления платежей требуется высочайшая квалификация, которую имеют лишь некоторые опытные аудиторы. Рядовые бухгалтеры не в состоянии овладеть всем объемом налоговой информации, уследить за ее изменениями и потому допускают ошибки, чреватые немалыми финансовыми потерями для предприятий.

В настоящее время  налогоплательщики обязаны представлять в налоговую инспекцию ежемесячно минимум 13 форм налоговых расчетов при отсутствии облагаемых оборотов, а также перечислять в бюджет платежи, начиная с одной тысячи рублей (один деноминированный рубль). Стоимость бумаги и затрат труда бухгалтеров, банковских и налоговых работников значительно превышает бюджетный эффект.

Установленные формы  налоговых отчетов также не совершенны. Они сверх меры перегружены информацией. Например, при наличии полного объема компьютерных данных о налогоплательщике, каждый расчет должен сопровождаться обязательными реквизитами, включающими номера кодов налоговой инспекции и налогоплательщика, его полное наименование, адрес, номер телефона, фамилию ответственного лица, в то время как достаточно было бы указать лишь учетный номер и наименование предприятия.

В спектре повышенных интересов налогоплательщиков находится  принцип стабильности налогов. Многочисленные изменения правил уплаты, тем более  вводимые задним числом практикующиеся в Республике Беларусь, вызывают негативную реакцию, уменьшают доверие к государству, не способствуют росту инвестиций в национальную экономику. Поэтому гибкость налоговой системы, адекватно отвечающей на изменения экономической ситуации, должна сочетаться с гарантиями стабильности общей налоговой нагрузки в течение не менее пяти лет.

Нельзя не упомянуть  в работе о порядке исчисления налога на добавленную стоимость. Так, закон Республики Беларусь "О  налоге на добавленную стоимость", который вступил в силу с 1 января 2001 года содержит ряд нововведений в исчислении НДС, которые вводятся практически ежемесячно. Переход Беларуси на новый порядок исчисления налога на добавленную стоимость явился довольно сложной процедурой, требующей изменения системы бухгалтерского учета и отчетности, переобучения бухгалтеров и введения новой документации.

Из отмеченного можно  сделать вывод о том, что уже  сегодня на уровне государства необходимо ставить и решать проблему гармонизации и унификации налоговых систем, бюджетного процесса, государственных расходов, системы контроля с целью координации внутренней и внешней политики. Выход здесь возможен только на пути совершенствования самой налоговой системы.

Информация о работе Налоговое регулирование