Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:30, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение теоретических основ налогового регулирования в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
1) определение сущности налогового регулирования;
2) изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
3) проведение анализа работы налоговых органов в Республике Беларусь;
4) определение основных проблем налогового регулирования в Республике Беларусь;
5) определение направлений совершенствования налогового регулирования в Республике
Введение………………………………………………………………………
3
1 Налоговое регулирование…………………………………………………
4
Сущность налогового регулирования…………………………………..
4
1.2 Налоги как инструмент рыночной экономики…………………………
5
2 Содержание и принципы построения налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………….
10
3 Понятие и принципы налогового контроля………………………………
16
4 Направления совершенствования налогового регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………………
19
4.1 Недостатки налогового регулирования республики Беларусь………..
19
4.2 Пути направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь………………………………………………………...
22
Заключение……………………………………………………………………
27
Список использованных источников………………………………………..
29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Налоговое регулирование…………………………………………… |
4 |
|
4 |
1.2 Налоги как инструмент рыночной экономики………………………… |
5 |
2 Содержание и принципы построения налоговой
системы Республики Беларусь………………………………………………………… |
10 |
3 Понятие и принципы налогового контроля……………………………… |
16 |
4 Направления совершенствования налогового регулирования в Республике Беларусь………………………………………………………… |
19 |
4.1 Недостатки налогового регулирования республики Беларусь……….. |
19 |
4.2 Пути направления совершенствования
налоговой политики Республики Беларусь………………………………………………………. |
22 |
Заключение…………………………………………………… |
27 |
Список использованных источников……………………………………….. |
29 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском и местном уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. На налоговые поступления в структуре доходной части бюджета приходится, как правило, свыше 90%.
В современных условиях создание прочной финансовой основы существования государства и общества в целом является успешное осуществление налогового регулирования. Поэтому вопросы, связанные с изучением организации налогового регулирования в нашей республике и за рубежом, анализом эффективности работы налоговых органов, а также определением путей совершенствования налогового регулирования, представляются весьма актуальными.
В современном обществе налоги — основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Цель курсовой работы – изучение теоретических основ налогового регулирования в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
1) определение сущности налогового регулирования;
2) изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
3) проведение анализа работы налоговых органов в Республике Беларусь;
4) определение основных
проблем налогового
5) определение направлений совершенствования налогового регулирования в Республике Беларусь.
Объектом курсовой работы является налоговое регулирование.
Предмет курсовой работы – организация налогового регулирования.
Для написания курсовой работы использовались законодательные акты Республики Беларусь, научные публикации, статистические материалы, учебные пособия.
1 НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1.1 Сущность налогового регулирования
Объективная необходимость государственного регулирования экономики общепризнанна и осуществляется во всех странах. Одним из инструментов регулирования являются налоги. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве и способствовать развитию предпринимательства.
Сущность механизма налогового регулирования заключается, с одной стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода, а с другой стороны, в том, что он является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, социальную сферу по средством налогового законодательства, налогового планирования, налоговой системы. Варьируя объемом совокупного изъятия доходов юридических и физических лиц, государство обеспечивает финансовыми ресурсами общегосударственные потребности и регулирует пропорции развития национальной экономики.
При переходе к рыночным отношениям можно выделить следующие направления налогового регулирования экономики:
- налоги становятся основным источником доходов государственного бюджета, и от полноты их сбора зависит финансирование общегосударственных расходов. Государство ищет компромисс между потребностями увеличения поступлений средств в бюджет и возможностями их удовлетворения;
- посредством налогов
регулируется хозяйственная ини
- через налоги стимулируется инвестиционная деятельность предприятий. Уменьшением налогооблагаемой прибыли на величину фактически произведенных расходов на финансирование капитальных вложений и предоставлением инвестиционного налогового кредита, государство поощряет развитие производственной базы, строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования, бытового обслуживания;
- налоговая система
обеспечивает выполнение
- налоговое регулирование
позволяет повышать уровень
- налоги способствуют структурной перестройке экономики, развитию малого и среднего бизнеса.
Результативность налогового регулирования производства зависит от обоснованности экономической политики, реализуемой государством.
Механизм налогового регулирования опирается на законодательную базу и включает в себя ряд элементов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу предприятий в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет. Сложность его создания заключается в том, что необоснованные решения могут привести к непоправимым последствиям, когда начинает разрушаться налогооблагаемая база, когда оказывается, что, по образному выражению, «налог убит налогом» [2, с. 95].
Элементами налоговой системы налогового механизма выступают: субъекты налога, объекты налогообложения, единица обложения, ставки, источники уплаты, льготы, санкции. Задачей государственных органов власти является законодательное утверждение четких критериев каждого из перечисленных элементов, позволяющее однозначно их толковать в любой ситуации.
1.2 Налоги как инструмент рыночной экономики
Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, внешнеэкономических, оборонных, социальных и др.), выполнение которых требует средств. Кроме налогов у государства нет иных методов мобилизации средств. Для покрытия расходов оно может использовать государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это чревато тяжелыми экономическими последствиями для страны — инфляцией. Таким образом, на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений (в развитых странах).
Налог как специфическая форма производственных отношений оказывает влияние на основные факторы общественного производства и различные социальные группы.
Общие элементы налога составляют основное содержание всякого платежа: субъект налога, объект (налоговая база) налога, ставка (или норма) налога, оклад налога, источник налога, ответственность.
К специфическим элементам налога относятся: порядок исчисления, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога, льготы по налогу, налоговый период.
Субъект налога должен отвечать определенным требованиям: юридические и физические лица.
Объектом налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у субъекта налога налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства. Перечень субъектов налога определяется только законодательством Республики Беларусь. Налоговый кодекс к таким обстоятельствам относит реализацию товаров (работ, услуг), доходы, включая дивиденды и проценты.
Налоговая база представляет собой структурную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база является основанием для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяются ставки налога.
Единицей обложения является величина, на которую соизмеряется объект (налоговая база) налога. Наиболее распространенная единица обложения - рубль. При взимании земельного налога - 1 / 100 га (сотка).
Ставка (норма) налога — величина, которая взимается в виде налога с одной единицы налога. Ставки бывают трех видов: в процентном отношении, в твердом денежном выражении, смешанные.
Оклад налога - это величина налога, которую субъект налога должен внести в силу закона в доход государства. Оклад определяется на основе величины налоговой базы и ставки, установленной для данного налога.
Источник налога - это те суммы денежных средств налогоплательщиков, за счет которых вносятся суммы налога в доход государства.
Ответственность наступает в случае невнесения в срок или в неполном объеме сумм налога. Просроченный налог или его часть называется уже не налогом, а недоимкой, которая подлежит принудительному взысканию, а не взиманию. На недоимку начисляется пеня.
Порядок исчисления налога. Основные правила исчисления налогов установлены ст. 44 Налогового кодекса Республики Беларусь. Предусмотрены два порядка исчисления налогов, сборов (пошлин). В большинстве случаев налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, сбора (пошлин), подлежащих уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Порядок уплаты налога, сбора
(пошлин) устанавливается применительно
к каждому налогу, сбору (пошлине).
Законодательством
Сроки уплаты налогов, сборов
(пошлин) устанавливаются налоговым
или таможенным законодательством
применительно к каждому
Льготы по налогам. Ими признаются предоставленные определенным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) или уплачивать их в меньшем размере.
Применяются следующие формы льгот по налогам, сборам (пошлинам):
- полное освобождение от уплаты;
- установление не
облагаемой налогом части
- уменьшение налоговый базы либо суммы налога, сбора (пошлины) [4, с. 95].
Законодатель (Налоговый кодекс Республики Беларусь) предоставил право устанавливать Президенту Республики Беларусь дополнительные льготы отдельным категориям налогоплательщиков (или конкретному) временно или постоянно.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого платежа (ст. 42 Налогового кодекса).
В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, контрольная.
Фискальная функция
проявляется в бесперебойном
обеспечении государства
С другой стороны, рост налогов в ряде стран мира привел к увеличению издержек производства, росту цен и удорожанию товаров. Следствием этого стало снижение темпов экономического роста. Чрезмерное налогообложение населения отрицательно отразилось на материальном положении отдельных социальных групп.