Налоговое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение теоретических основ налогового регулирования в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
1) определение сущности налогового регулирования;
2) изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
3) проведение анализа работы налоговых органов в Республике Беларусь;
4) определение основных проблем налогового регулирования в Республике Беларусь;
5) определение направлений совершенствования налогового регулирования в Республике

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
3
1 Налоговое регулирование…………………………………………………
4
Сущность налогового регулирования…………………………………..
4
1.2 Налоги как инструмент рыночной экономики…………………………
5
2 Содержание и принципы построения налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………….

10
3 Понятие и принципы налогового контроля………………………………
16
4 Направления совершенствования налогового регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………………

19
4.1 Недостатки налогового регулирования республики Беларусь………..
19
4.2 Пути направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь………………………………………………………...

22
Заключение……………………………………………………………………
27
Список использованных источников………………………………………..
29

Файлы: 1 файл

Nalogovoe_regulirovanie - копия.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Фискальной функции  противоположно стимулирование лучшего  и более эффективного использования  имеющихся ресурсов — труда, капитала, природных ресурсов. А налогообложение  как сфера перераспределительных  финансово-бюджетных отношений несет в себе стимулирующие начала. Разумное целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс. Налог обладает самостоятельной стимулирующей функцией. Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Для стимулирующей функции, в отличие от фискальной, характерны две основные черты: во-первых, стимулирование социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений через различные виды льгот по налогам и преференции. Никакая другая функция налогов не обладает непосредственно стимулирующими свойствами, и еще только фискальная функция способствует мобилизации и аккумуляции финансовых ресурсов в централизованном фонде государства [5, с. 76].

Из сущности налогов  вытекает распределительная, а точнее перераспределительная функция, которая обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направление части его на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другой его части — в централизованный фонд государственных ресурсов, то есть в бюджет государства, в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений: через налоги идет формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства — политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.

Регулирующая функция неотделима от других функций, в частности фискальной. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении с последними в процессе производства.

Несмотря на то, что  функции налогов взаимосвязаны  и взаимообусловлены, каждая из них  имеет определенные границы самостоятельности  и обособленности.

Осуществляя налоговое  регулирование, государство проводит всесторонний экономический анализ экономических систем и осуществляет налоговый контроль. Любое экономическое и, в частности, налоговое регулирование предполагает ряд действий, которыми являются экономический анализ и контроль. Налогам, как и финансам, присуща контрольная функция, которая способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и, в конечном счете, позволяет определять необходимость реформирования налоговой системы.

 

 

 

 

 

2 СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной  налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования.

Налоговая система Республики Беларусь закреплена, в основном, в налоговых законах, прежде всего в Законе "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь".

Налоговая система представляет не только систему налогов, сборов (пошлин), но и их взаимосвязь, порядок установления, введения и классификации налогов, сборов (пошлин) в соответствии с их сущностью, порядком принятия и на основании других признаков.

Налоговая система Республики Беларусь, созданная в основном в конце 1991 г., находится все время в динамичном развитии и совершенствовании. Здесь решающую роль должно сыграть принятие и введение в действие Налогового кодекса (Особенной части).

В основу налоговой системы  Республики Беларусь положены следующие принципы:

1) однократность обложения,  то есть один и тот же  объект одного вида налогов  облагается только один раз  за определенный законом период;

2) оптимальное сочетание  прямых и косвенных налогов;

3) одинаковый подход  ко всем хозяйствующим субъектам обложения;

4) установленный порядок  введения и отмены органами  власти разного уровня налогов,  их ставок, налоговых льгот;

5) четкая классификация  налогов, взимаемых на территории  страны;

6) обоснование и точное  распределение налоговых доходов  между бюджетами разных уровней;

7) стабильность ставок  налога в течение довольно  длительного периода и простота  исчисления платежа [7, с. 94].

Главными критериями оценки цивилизованности и эффективности  налоговой системы признаны:

1. Равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.

2. Определенность и  однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его понимать и толковать и налогоплательщику и налоговому инспектору.

3. Удобство для налогоплательщиков, означающее приближение сроков уплаты налогов к моменту получения доходов, минимум бюрократических процедур, простоту исчисления.

4. Стабильность, позволяющая  прогнозировать финансовые результаты, в сочетании с гибкостью реакции  на изменение экономической ситуации.

5. Эффективность, предполагающая не только обеспечение государственного бюджета стабильными и равномерными поступлениями доходов, но и стимулирование налогоплательщиков к развитию бизнеса, совершенствованию техники и технологии производства.

В налоговом законодательстве нашли отражение полномочия налоговых органов, их права и обязанности, а также права и обязанности налогоплательщиков и основные виды ответственности за нарушения налогового законодательства.

При несоблюдении законов  о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность в трех видах:

1) взыскание всей суммы  сокрытого или заниженного дохода  или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения;

2) уплата штрафа за  отсутствие учета объекта налогообложения  или ведение учета объекта  налогообложения с нарушением  установленного порядка, а также  непредставление или несвоевременное  представление в налоговые органы документов для исчисления налогов;

3) уплата пени за  каждый день задержки перечисления  налогов.

Классификация налогов  — это группировка налогов  по различным признакам. Она важна  для организации рационального  управления налогообложением. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия — на прямые и косвенные.

Прямые налоги — это  налоги, взимаемые государством непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщика.

В свою очередь прямые налоги делятся на реальные и личные.

Реальные налоги построены  без учета личности плательщика  и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми  видами реальных налогов были поземельный  и подомовой. К реальным налогам  относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.

Личные налоги представлены следующими видами: подоходный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль и др.

Косвенные налоги — это  налоги на товары и услуги, устанавливаемые  в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины.

Одним из классификационных  признаков налогов является их деление  на общие и специальные (целевые).

Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий. Специальные (целевые) налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.).

Налоги классифицируются и в зависимости от принадлежности и уровня управления органов, взимающих  налог и в распоряжение которых  он поступает: республиканские и  местные.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) Налоговый кодекс Республики Беларусь (ст. 8) относит:

- налог на добавленную  стоимость;

- акцизы;

- налог на прибыль;

- налог на доходы;

- налог на доходы  с физических лиц;

- экологический налог;

- налог с пользователей  природных ресурсов;

- налог на имущество;

- земельный налог;

- дорожные налоги  и сборы;

- таможенную пошлину  и таможенные сборы;

- гербовый сбор;

- оффшорный сбор;

- консульский сбор;

- государственную пошлину;

- регистрационные и  лицензионные сборы; 

- патентные пошлины.

Согласно ст. 9 Налогового кодекса Республики Беларусь к местным  налогам и сборам относятся:

-налог с продаж;

-налог за услуги;

-налог на рекламу;

-сборы с пользователей.

Учет плательщиков налогов  и других обязательных платежей в  бюджет осуществляется в Государственном реестре налогоплательщиков. Учет собственников имущества (учредителей, участников) ликвидированных юридических лиц - субъектов хозяйствования, имеющих задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, ведется Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь в специальном реестре собственников имущества (учредителей, участников) ликвидированных юридических лиц - субъектов хозяйствования, имеющих задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонд.

Юридическое или физическое лицо Республики Беларусь, признаваемое для целей налогообложения, согласно законодательству Республики Беларусь постоянным представительством иностранного юридического лица, через которое  иностранное юридическое лицо осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь, проходит регистрацию (становится на учет) в налоговых органах по месту своего нахождения и удерживает с сумм платежей, причитающихся этому иностранному юридическому лицу, налоги и другие обязательные платежи, подлежащие уплате указанным иностранным юридическим лицом в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В организационном плане  налоги, отчисления и сборы в Республике Беларусь можно подразделить на следующие  группы:

1. Платежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции, работ, услуг по факту ее получения (косвенные налоги):

1.1. Налог на добавленную  стоимость;

1.2. Налог с продаж  автомобильного топлива;

1.3. Отчисления в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

1.4. Отчисления средств  пользователями автодорог;

1.5. Сбор на формирование  местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных  фондов и сбор на финансирование  расходов, связанных с содержанием  и ремонтом жилищного фонда;

1.6. Целевые сборы;

1.7. Акцизы.

2. Платежи, включаемые  в себестоимость продукции (работ,  услуг):

2.1. Отчисления в фонд  социальной защиты населения;

2.2. Платежи за землю;

2.3 Налог за использование  природных ресурсов (экологический налог);

2.4. Отчисления в инновационный  фонд.

3. Платежи, уплачиваемые  из прибыли:

3.1. Налог на недвижимость;

3.2. Налог на доходы;

3.3. Налог на прибыль;

3.4. Налог на приобретение  транспортных средств;

3.5. Транспортный сбор;

3.6. Местные налоги  и сборы.

Кроме налогов и сборов, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», в бюджет Республики Беларусь поступают установленные законодательством неналоговые платежи [2, с. 81].

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (ст. 10) предусмотрены особые режимы налогообложения. Ими признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин). К особым режимам относятся:

- упрощенная система  налогообложения;

- налогообложение в  свободных экономических зонах (СЭЗ);

- налог на игорный  бизнес;

- налог на лотерейную  деятельность;

- единый налог для  производителей сельскохозяйственной  продукции;

- единый налог с  индивидуальных предпринимателей  и иных физических лиц, осуществляющих  реализацию товаров (работ, услуг);

- налогообложение отдельных  категорий плательщиков.

Налоговую систему государства, кроме структуры налогов, определяют способы взимания налогов. В налоговой  практике применяется три основных способа взимания налогов: кадастровый, у источника, по декларации.

Информация о работе Налоговое регулирование