Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 15:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть налоговое регулирование в формировании инновационной социально-ориентированной экономики РБ.
Основными задачами курсовой работы являются:
- Изучение понятие инноваций и инновационной деятельности как объекта государственного финансового регулирования;
- Рассмотрение роли налогового регулирования в формировании инновационной социально-ориентированной экономики Республики Беларусь.
- Рассмотрение основных направлений совершенствования налогового регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………..
1. Понятие инноваций. Инновационная деятельность как объект государственного финансового регулирования. Налоговое регулирование в РБ…………………………………………………………………………………..
1.1 Инновационная деятельность - фактор экономического развития....
1.2 Налоги как инструмент рыночной экономики ………………………
2. Анализ применения инструментов налогового стимулирования в инновационной социально-ориентированной экономике……………………..
2.1 Налоговое стимулирование инновационной деятельности в РБ...
2.2 Исследование применения инструментов налогового стимулирования в инновационной экономике РБ……………………………...
3. Основные направления совершенствования налогового регулирования инновационной деятельности в РБ……………..……………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………
В результате проводимой в стране налоговой политики налоговая нагрузка за 2009–2011 гг. сокращена на 4 п. п. и составила в 2011 году с учетом взносов в ФСЗН 37,56 %. Дальнейшее преобразование налоговой системы представляется в направлении оптимизации налоговых льгот и ставок по НДС и перераспределении налоговой нагрузки между работодателем и работником по отчислениям в ФСЗН. [16]
В Республике Беларусь реализуется несколько довольно перспективных проектов в сфере инновационной политики.
Последний шумный проект – Китайско-белорусский индустриальный парк (КБИП) в Смолевичском районе на немалой территории площадью 8048 гектаров. 5 июня 2012 г. президент Республики Беларусь подписал Указ № 253 «О Китайско-Белорусском индустриальном парке», в соответствии с которым создается особая экономическая зона - Китайско-Белорусский индустриальный парк (далее - КБИП) со специальным правовым режимом особой экономической зоны, срок действия которого в части особого порядка налогового регулирования составляет 50 лет со дня вступления в силу Указа (Указ вступает в силу со дня его официального опубликования).
Указ, в числе прочего, предусматривает ряд льгот в сфере налогообложения.
В частности, резиденты КБИП освобождаются со дня их регистрации в качестве резидентов и в течение следующих 10 календарных лет от:
• налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных ими на территории КБИП;
• налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в том числе сверхнормативного незавершенного строительства), машинно-местам, расположенным на территории КБИП, независимо от направления их использования;
• земельного налога за земельные участки на территории КБИП.
По истечении 10 календарных лет, следующих за годом регистрации резидентов КБИП, в течение следующих 10 календарных лет резиденты уплачивают налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог по указанным выше объектам по ставкам, уменьшенным на 50 %.
Ставка налога на прибыль, а также налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, по дивидендам и приравненным к ним доходам, признаваемым таковыми в соответствии с п.1 ст.35 Налогового кодекса РБ, начисленным резидентами КБИП их учредителям (участникам, акционерам, собственникам), составляет 0 % в течение 5 календарных лет, начиная с первого календарного года, в котором возникла валовая прибыль резидента КБИП.
Ставка налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, по роялти, начисленным резидентами КБИП иностранным организациям, не осуществляющим деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, в виде вознаграждения за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (в т.ч. ноу-хау), платы за лицензию, патент, чертеж, полезную модель, схему, формулу, промышленный образец или процесс, установлена в размере 5 % до 1 января 2027 г.
Доходы физических лиц в виде оплаты труда, полученные по трудовым договорам (контрактам) от резидентов КБИП до 1 января 2027 г., облагаются подоходным налогом с физических лиц по ставке в размере 9 %.
Обязательные страховые взносы не начисляются на часть дохода (выплат) работников резидентов КБИП (за исключением иностранных работников), являющуюся объектом для начисления таких взносов, превышающую однократный размер средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который должны быть уплачены обязательные страховые взносы. При этом работникам резидентов КБИП предоставлено право не применять данную льготу. В случае ее применения пенсии работников резидентов КБИП исчисляются за соответствующий период из расчета фактически уплаченных сумм обязательных страховых взносов. [17]
Другой заметный проект – Парк высоких технологий (ПВТ), в настоящий момент, объединяющий в себе 100 компаний и более 10 000 программистов.
Основными видами деятельности ПВТ являются: разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения как для внутреннего пользования, так и на экспорт, работы по 12 высокотехнологичным направлениям – от создания материалов для микроэлектроники и наноэлектроники до авиационной и ракетно-космической техники.
Обладая высококвалифицированными кадрами в IT-отрасли, Беларусь намерена стать активным участником мирового рынка информационных технологий.
В настоящее время на рынке экспортно-ориентированного программирования Беларуси занято около 15 тысяч специалистов. Белорусские компании (EPAM, IBA, Sam-Solutions, Belsoft, ScienceSoft и др.) выполняют проекты для British Telecom, T-Mobile, Cingular/ATT, BlueCross BlueShield, Reuters, Лондонская Фондовая Биржа, AeroMexico, William Hill, SAP, Microsoft, Hyperion, BEA, Colgate, Samsung, IBM, Siemens, Alcatel и ряда других.
Развитию IT-отрасли содействует специальный режим Парка высоких технологий, который предоставляет определенные льготы его резидентам, а также юридическим лицам, не являющимся резидентами Парка высоких технологий, но реализующим бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий.
Основные преференции резидентов ПВТ:
Основные преференции нерезидентов ПВТ предоставляются только в части реализации зарегистрированного бизнес-проекта и включают:
освобождение от налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, уплачиваемых с выручки от реализации;
освобождение от налога на прибыль;
освобождение от налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации;
уплата подоходного налога работников по ставке 9 %.
Регистрация резидентов ПВТ (бизнес-проектов нерезидентов ПВТ) осуществляется администрацией ПВТ на основании решения Наблюдательного совета Парка высоких технологий при условии ведения ими деятельности по анализу, проектированию и программному обеспечению информационных систем, по обработке данных, по проведению фундаментальных и прикладных исследований, экспериментальных разработок в области естественных и технических наук, и по другим IT-направлениям.[18]
Эти проекты оказались возможны благодаря тому, что в стране существует класс технократов, который влияет на инновационную политику
в стране.
Таким образом, стимулирование инновационной деятельности может осуществляться в форме:
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РБ
Экономика Республики Беларусь ориентирована на инновационный путь развития. Государство, со своей стороны, прилагает все усилия для эффективной реализации такого направления.
Выделяемые государством средства на науку всегда ограничены и не удовлетворяют все существующие потребности в финансировании. Для осуществления инновационной деятельности предприятиям необходимы свободные финансовые ресурсы, которые могут у них появиться благодаря снижению уровня налоговой нагрузки.
Формирование эффективной системы налогообложения должно основываться, с одной стороны, на классических принципах налогообложения, а с другой – учитывать социально-экономическое положение страны и модель макроэкономического регулирования, определенную национальной программой экономического развития.
Основными направлениями экономической политики Республики Беларусь в сфере инновационной деятельности являются:
Государство имеет устойчивую базу развития лишь в том случае, если оно осуществляет налоговую политику, стимулирующую развитие производства, и использует при этом закономерность зависимости между уровнем налоговых ставок (изъятием доходов) и ростом налогооблагаемой базы (ростом производства). Успешное решение стратегических задач ускорения экономического и социального развития Республики Беларусь требует перевода экономики на инновационный путь развития.
В Республике Беларусь созданы основы нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере инновационной деятельности. Действующее законодательство содержит ряд норм, предусматривающих налоговые льготы, привлечение научно-исследовательских инвестиций, создание и внедрение инновационных технологий.
К налоговым льготам, стимулирующим развитие инновационных проектов можно отнести:
Кроме того, обращаем внимание плательщиков, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2008 года №204 "О дополнительных источниках капитальных вложений" в целях создания дополнительных источников капитальных вложений, установлено, что организациями, реализующими инвестиционные проекты в соответствии с бизнес-планами, утвержденными и согласованными (прошедшими экспертизу) в установленном порядке, в 2008 – 2010 годах при исчислении налога на прибыль уменьшение облагаемой налогом прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства и на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, производится без учета сумм амортизационных фондов, не использованных данными организациями на 1 января 2005г., в размерах, не превышающих суммы неиспользованных этими организациями амортизационных фондов на 1 января 2008г. При этом, следует иметь ввиду, что данный Указ распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2008г.[23]