Налоговое регулирование в формировании инновационной социально-ориентированной экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть налоговое регулирование в формировании инновационной социально-ориентированной экономики РБ.
Основными задачами курсовой работы являются:
- Изучение понятие инноваций и инновационной деятельности как объекта государственного финансового регулирования;
- Рассмотрение роли налогового регулирования в формировании инновационной социально-ориентированной экономики Республики Беларусь.
- Рассмотрение основных направлений совершенствования налогового регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..
1. Понятие инноваций. Инновационная деятельность как объект государственного финансового регулирования. Налоговое регулирование в РБ…………………………………………………………………………………..
1.1 Инновационная деятельность - фактор экономического развития....
1.2 Налоги как инструмент рыночной экономики ………………………
2. Анализ применения инструментов налогового стимулирования в инновационной социально-ориентированной экономике……………………..
2.1 Налоговое стимулирование инновационной деятельности в РБ...
2.2 Исследование применения инструментов налогового стимулирования в инновационной экономике РБ……………………………...
3. Основные направления совершенствования налогового регулирования инновационной деятельности в РБ……………..……………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Шкуда А.А 1111212,курсовая.docx

— 355.84 Кб (Скачать)

  В результате проводимой в стране налоговой политики налоговая нагрузка за 2009–2011 гг. сокращена на 4 п. п. и составила в 2011 году с учетом взносов в ФСЗН 37,56 %. Дальнейшее преобразование налоговой системы представляется в направлении оптимизации налоговых льгот и ставок по НДС и перераспределении налоговой нагрузки между работодателем и работником по отчислениям в ФСЗН. [16]

В Республике Беларусь реализуется несколько довольно перспективных проектов в сфере инновационной политики.

  Последний шумный проект – Китайско-белорусский индустриальный парк (КБИП) в Смолевичском районе на немалой территории площадью 8048 гектаров. 5 июня 2012 г. президент Республики Беларусь подписал Указ № 253 «О Китайско-Белорусском индустриальном парке», в соответствии с которым создается особая экономическая зона - Китайско-Белорусский индустриальный парк (далее - КБИП) со специальным правовым режимом особой экономической зоны, срок действия которого в части особого порядка налогового регулирования составляет 50 лет со дня вступления в силу Указа (Указ вступает в силу со дня его официального опубликования).

Указ, в числе прочего, предусматривает ряд льгот в сфере налогообложения.

В частности, резиденты КБИП освобождаются со дня их регистрации в качестве резидентов и в течение следующих 10 календарных лет от:

• налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных ими на территории КБИП;

• налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в том числе сверхнормативного незавершенного строительства), машинно-местам, расположенным на территории КБИП, независимо от направления их использования;

• земельного налога за земельные участки на территории КБИП.

По истечении 10 календарных лет, следующих за годом регистрации резидентов КБИП, в течение следующих 10 календарных лет резиденты уплачивают налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог по указанным выше объектам по ставкам, уменьшенным на 50 %.

Ставка налога на прибыль, а также налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, по дивидендам и приравненным к ним доходам, признаваемым таковыми в соответствии с п.1 ст.35 Налогового кодекса РБ, начисленным резидентами КБИП их учредителям (участникам, акционерам, собственникам), составляет 0 % в течение 5 календарных лет, начиная с первого календарного года, в котором возникла валовая прибыль резидента КБИП.

Ставка налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, по роялти, начисленным резидентами КБИП иностранным организациям, не осуществляющим деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, в виде вознаграждения за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (в т.ч. ноу-хау), платы за лицензию, патент, чертеж, полезную модель, схему, формулу, промышленный образец или процесс, установлена в размере 5 % до 1 января 2027 г.

Доходы физических лиц в виде оплаты труда, полученные по трудовым договорам (контрактам) от резидентов КБИП до 1 января 2027 г., облагаются подоходным налогом с физических лиц по ставке в размере 9 %.

Обязательные страховые взносы не начисляются на часть дохода (выплат) работников резидентов КБИП (за исключением иностранных работников), являющуюся объектом для начисления таких взносов, превышающую однократный размер средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который должны быть уплачены обязательные страховые взносы. При этом работникам резидентов КБИП предоставлено право не применять данную льготу. В случае ее применения пенсии работников резидентов КБИП исчисляются за соответствующий период из расчета фактически уплаченных сумм обязательных страховых взносов. [17]

Другой заметный проект – Парк высоких технологий (ПВТ), в настоящий момент, объединяющий в себе 100 компаний и более 10 000 программистов. 

Основными видами деятельности ПВТ являются: разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения как для внутреннего пользования, так и на экспорт, работы по 12 высокотехнологичным направлениям – от создания материалов для микроэлектроники и наноэлектроники до авиационной и ракетно-космической техники.

Обладая высококвалифицированными кадрами в IT-отрасли, Беларусь намерена стать активным участником мирового рынка информационных технологий.

В настоящее время на рынке экспортно-ориентированного программирования Беларуси занято около 15 тысяч специалистов. Белорусские компании (EPAM, IBA, Sam-Solutions, Belsoft, ScienceSoft и др.) выполняют проекты для British Telecom, T-Mobile, Cingular/ATT, BlueCross BlueShield, Reuters, Лондонская Фондовая Биржа, AeroMexico, William Hill, SAP, Microsoft, Hyperion, BEA, Colgate, Samsung, IBM, Siemens, Alcatel и ряда других.

Развитию IT-отрасли содействует специальный режим Парка высоких технологий, который предоставляет определенные льготы его резидентам, а также юридическим лицам, не являющимся резидентами Парка высоких технологий, но реализующим бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий.

Основные преференции резидентов ПВТ:

  1. освобождение от налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, уплачиваемых с выручки от реализации;
  2. освобождение от налога на прибыль;
  3. освобождение от налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации;
  4. освобождение от земельного налога на период строительства, но не более 3 лет;
  5. освобождение от налога на недвижимость;
  6. освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе товаров для осуществления видов деятельности в IT-отрасли;
  7. уплата подоходного налога работников по ставке 9 процентов, не включаемого в совокупный годовой доход.

Основные преференции нерезидентов ПВТ предоставляются только в части реализации зарегистрированного бизнес-проекта и включают:

освобождение от налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, уплачиваемых с выручки от реализации;

освобождение от налога на прибыль;

освобождение от налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации;

уплата подоходного налога работников по ставке 9 %.

Регистрация резидентов ПВТ (бизнес-проектов нерезидентов ПВТ) осуществляется администрацией ПВТ на основании решения Наблюдательного совета Парка высоких технологий при условии ведения ими деятельности по анализу, проектированию и программному обеспечению информационных систем, по обработке данных, по проведению фундаментальных и прикладных исследований, экспериментальных разработок в области естественных и технических наук, и по другим IT-направлениям.[18]

Эти проекты оказались возможны благодаря тому, что в стране существует класс технократов, который влияет на инновационную политику

в стране.

Таким образом, стимулирование  инновационной  деятельности  может  осуществляться в форме:

  • предоставления  налоговых  льгот  субъектам  инновационной деятельности,  производящим  и  реализующим  инновационные  товары, и субъектам инновационной инфраструктуры;
  • финансирования  инновационных  проектов  за  счет  средств  республиканского и (или) местных бюджетов;
  • резервирования  для  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства,  являющихся  исполнителями (соисполнителями)  инновационных  проектов,  финансируемых  за  счет  средств  республиканского и (или)  местных  бюджетов,  доли  финансирования  в  общем  объеме финансирования этих проектов;
  • финансирования расходов на организацию деятельности и развитие материально-технической  базы  субъектов  инновационной  инфраструктуры, включая капитальные расходы;
  • предоставления  права  пользования  государственным  имуществом, права  использования  объектов  интеллектуальной  собственности  для осуществления инновационной деятельности;
  • передачи  субъектам  инновационной  деятельности  имущественных прав  на  результаты  интеллектуальной  деятельности,  полученные  за  счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и необходимые для осуществления инновационной деятельности;
  • осуществления  государственных  закупок  товаров (работ,  услуг) в сфере инновационной деятельности;
  • установления  и  выплаты  вознаграждения  автору (соавторам) инновации;
  • таможенного  регулирования  экспорта  продукции  и  технологий, созданных  на  основе  новшеств,  а  также  импорта  сырья,  оборудования, комплектующих, необходимых для их производства (создания);
  • возмещения  расходов  субъектам  инновационной  деятельности  по патентованию объектов интеллектуальной собственности за рубежом;
  • содействия  в  подготовке,  переподготовке  и  повышении  квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;
  • финансирования  участия  субъектов  инновационной  деятельности и субъектов  инновационной  инфраструктуры  в  международных  выставках, ярмарках, конференциях, семинарах и иных подобных мероприятиях;
  • в иных формах, предусмотренных законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РБ

 

Экономика Республики Беларусь ориентирована на инновационный путь развития. Государство, со своей стороны, прилагает все усилия для эффективной реализации такого направления.

Выделяемые государством средства на науку всегда ограничены и не удовлетворяют все существующие потребности в финансировании. Для осуществления инновационной деятельности предприятиям необходимы свободные финансовые ресурсы, которые могут у них появиться благодаря снижению уровня налоговой нагрузки.

Формирование эффективной системы налогообложения должно основываться, с одной стороны, на классических принципах налогообложения, а с другой – учитывать социально-экономическое положение страны и модель макроэкономического регулирования, определенную национальной программой экономического развития.

Основными направлениями экономической политики Республики Беларусь в сфере инновационной деятельности являются:

  1. государственная поддержка и координация научных исследований по приоритетным направлениям развития национальной экономики;
  2. формирование условий для быстрого внедрения в производство достижений науки и передовых технологий;
  3. создание благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для развития конкуренции и предпринимательства в сфере науки и инновационной деятельности;
  4. совершенствование правовой защиты интеллектуальной собственности.
  5. Смысл налоговых инноваций заключается в усовершенствовании экономико-правовых принципов действующей налоговой системы государства, подведении их к уровню, соответствующему государственной политике экономического развития.

Государство имеет устойчивую базу развития лишь в том случае, если оно осуществляет налоговую политику, стимулирующую развитие производства, и использует при этом закономерность зависимости между уровнем налоговых ставок (изъятием доходов) и ростом налогооблагаемой базы (ростом производства). Успешное решение стратегических задач ускорения экономического и социального развития Республики Беларусь требует перевода экономики на инновационный путь развития.

В Республике Беларусь созданы основы нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере инновационной деятельности. Действующее законодательство содержит ряд норм, предусматривающих налоговые льготы, привлечение научно-исследовательских инвестиций, создание и внедрение инновационных технологий.

К налоговым льготам, стимулирующим развитие инновационных проектов можно отнести:

  • освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации на территории Республики Беларусь научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, зарегистрированных в государственном реестре в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь [19];
  • освобождение от уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки для организаций, осуществляющих научную деятельность, – в части выручки от реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполненных за счет средств республиканского либо местных бюджетов, включая денежные средства по договорам, заключенным с организациями, которым эти средства выделены из бюджета [20];
  • уменьшение прибыли, облагаемой налогом на прибыль на суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Указанное уменьшение налогооблагаемой прибыли производится при условии полного использования сумм начисленного амортизационного фонда на 1-е число месяца, в котором прибыль была направлена на такие цели [21];
  • освобождение от обложения налогом на недвижимость впервые введенных в действие зданий и сооружения юридических лиц в течение одного года с момента их ввода в эксплуатацию [22];

Кроме того, обращаем внимание плательщиков, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2008 года №204 "О дополнительных источниках капитальных вложений" в целях создания дополнительных источников капитальных вложений, установлено, что организациями, реализующими инвестиционные проекты в соответствии с бизнес-планами, утвержденными и согласованными (прошедшими экспертизу) в установленном порядке, в 2008 – 2010 годах при исчислении налога на прибыль уменьшение облагаемой налогом прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства и на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, производится без учета сумм амортизационных фондов, не использованных данными организациями на 1 января 2005г., в размерах, не превышающих суммы неиспользованных этими организациями амортизационных фондов на 1 января 2008г. При этом, следует иметь ввиду, что данный Указ распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2008г.[23]

Информация о работе Налоговое регулирование в формировании инновационной социально-ориентированной экономики Республики Беларусь