Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 15:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть налоговое регулирование в формировании инновационной социально-ориентированной экономики РБ.
Основными задачами курсовой работы являются:
- Изучение понятие инноваций и инновационной деятельности как объекта государственного финансового регулирования;
- Рассмотрение роли налогового регулирования в формировании инновационной социально-ориентированной экономики Республики Беларусь.
- Рассмотрение основных направлений совершенствования налогового регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………..
1. Понятие инноваций. Инновационная деятельность как объект государственного финансового регулирования. Налоговое регулирование в РБ…………………………………………………………………………………..
1.1 Инновационная деятельность - фактор экономического развития....
1.2 Налоги как инструмент рыночной экономики ………………………
2. Анализ применения инструментов налогового стимулирования в инновационной социально-ориентированной экономике……………………..
2.1 Налоговое стимулирование инновационной деятельности в РБ...
2.2 Исследование применения инструментов налогового стимулирования в инновационной экономике РБ……………………………...
3. Основные направления совершенствования налогового регулирования инновационной деятельности в РБ……………..……………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………
- технологически
модификаторы (26,3%) НИОКР не проводят,
изменяют уже существующие
- технологические адаптеры (21,1%) занимаются приспособление разработок других фирм для себя или иных заказчиков.
Эти модели позволяют оценить основу инновационного развития на микроуровне.
Однако нас больше интересуют показатели, применяемые на макроуровне. Здесь оценка производится по большему числу показателей. В частности, Европейское инновационное табло выделяет 5 групп по 5-6 показателям. Ниже приведена характеристика этих показателей. Первые три показателя характеризуют затраты на внедрение инноваций, с помощью двух последних производится оценка эффекта от их внедрения в экономику.
Затраты инновационной деятельности:
•драйверы инноваций – показатели, характеризующие степень образованности человеческих ресурсов и условий обмена информацией
•создание знания – показатели знания, характеризующие долю затрат различных секторов экономики на инновационную деятельность к ВВП
•инновации и предпринимательство – показатели, характеризующие долю инновационно активных малых и средних предприятий, долю венчурного капитала в ВВП, долю затрат на ИКТ и ВВП.
Эффект от внедрения и инноваций оценивается двумя видами показателей:
В
результате эволюции общества
развилось современное
Инновации являются мощной силой, которая при ее высокой эффективности может двигать экономику страны вперед.
Мировые специалисты предлагают для оценки инновационной активности целый ряд индикаторов, которые характеризуют эффективность инновационного развития.
Рассмотрим важнейшие индикаторы:
1. Наукоемкость ВВП. Пороговое значение этого индикатора составляет не менее 2 %. В Республике Беларусь в настоящее время наукоемксть ВВП составляет менее 1 %;
2. Доля инновационно-активных предприятий — 14 %. Пороговое значение составляет 20 %;
3. Доля высокотехнологичного экспорта в общем экспорте промышленности;
4. Развитие
инновационного
Факторы, противодействующие инновационному развитию республики Беларусь (по мнению хозяйственных руководителей Республики Беларусь):
1. Экономические факторы:
a. Недостаток собственных денежных средств;
b. Недостаток финансовой
поддержки со стороны
c. Никий платежеспособный спрос на новые продукты;
d. Высокая стоимость нововведений;
e. Высокий экономический риск;
f. Длительные
сроки окупаемости
2. Производственные факторы:
a. Низкий инновационный потенциал организации;
b. Недостаток квалифицированного персонала;
c. Недостаток информации о новых технологиях;
d. Недостаток информации о рынках сбыта;
e. Невосприимчивость организации к нововведениям;
f. Недостаток возможности кооперирования с другими предприятия, организациями, научными организациями;
3. Другие факторы:
a. Низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию;
b. Недостаточно
законодательных и нормативно-
c. Неопределенность
сроков инновационного
d. Неразвитость инновационной инфраструктуры;
e. Неразвитость рынка технологий. [5]
Для эффективного развития нужно постоянное обновление, совершенствование и внедрение новых разработок. Инновационный процесс требует принятия грамотных управленческих решений, в котором одним из наиболее важных пунктов является правильное определение объекта инновационных действий.
1.2
Налоги как инструмент
Необходимость
налогов вытекает из функций и задач государства
(политических, экономических, внешнеэкономических,
оборонных, социальных и др.), выполнение
которых требует средств. Кроме налогов
у государства нет иных методов мобилизации
средств. Для покрытия расходов оно может
использовать государственные займы,
но их необходимо возвращать и уплачивать
проценты, что также требует дополнительных
расходов по их обслуживанию. При особых
обстоятельствах государство прибегает
к выпуску денег в обращение. Однако это
чревато тяжелыми экономическими последствиями
для страны — инфляцией. Таким образом,
на долю налогов, являющихся важнейшим
средством формирования финансовых ресурсов
государства, приходится 80-90 % всех бюджетных
поступлений (в развитых странах).
Налог как специфическая форма производственных
отношений оказывает влияние на основные
факторы общественного производства и
различные социальные группы.
Общие элементы налога составляют основное
содержание всякого платежа: субъект налога, объект
(налоговая база) налога, ставка (или норма)
налога, оклад налога, источник налога,
ответственность.
К специфическим элементам налога относятся:
порядок исчисления, порядок уплаты налога,
сроки уплаты налога, льготы по налогу,
налоговый период.
Субъект налога должен отвечать определенным
требованиям: юридические и физические
лица.
Объектом налогообложения признаются обстоятельства,
с наличием которых у субъекта налога
налоговое законодательство связывает
возникновение налогового обязательства.
Перечень субъектов налога определяется
только законодательством Республики
Беларусь. Налоговый кодекс к таким обстоятельствам
относит реализацию товаров (работ, услуг),
доходы, включая дивиденды и проценты.
Налоговая база представляет собой структурную,
физическую или иную характеристику объекта
налогообложения. Налоговая база является
основанием для исчисления суммы налога,
так как именно к ней применяются ставки
налога.
Единицей обложения является величина, на
которую соизмеряется объект (налоговая
база) налога. Наиболее распространенная
единица обложения - рубль. При взимании
земельного налога - 1 / 100 га (сотка).
Ставка (норма) налога — величина, которая взимается
в виде налога с одной единицы налога.
Ставки бывают трех видов: в процентном
отношении, в твердом денежном выражении,
смешанные.
Оклад налога - это величина налога,
которую субъект налога должен внести
в силу закона в доход государства. Оклад
определяется на основе величины налоговой
базы и ставки, установленной для данного
налога.
Источник налога - это те суммы денежных
средств налогоплательщиков, за счет которых
вносятся суммы налога в доход государства.
Ответственность наступает в случае невнесения
в срок или в неполном объеме сумм налога.
Просроченный налог или его часть называется
уже не налогом, а недоимкой, которая подлежит
принудительному взысканию, а не взиманию.
На недоимку начисляется пеня.
Порядок исчисления налога. Основные правила исчисления
налогов установлены ст. 44 Налогового
кодекса Республики Беларусь. Предусмотрены
два порядка исчисления налогов, сборов
(пошлин). В большинстве случаев налогоплательщик
самостоятельно исчисляет сумму налога,
сбора (пошлин), подлежащих уплате за налоговый
период, исходя из налоговой базы, налоговой
ставки и налоговых льгот.
Порядок уплаты налога, сбора (пошлин)
устанавливается применительно к каждому
налогу, сбору (пошлине). Законодательством
предусмотрены три способа уплаты налога,
сбора (пошлины): самостоятельный, безналичный,
через налогового агента.
Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин)
устанавливаются налоговым или таможенным
законодательством применительно к каждому
налогу, сбору (пошлине). Они могут быть
самыми различными и в целом зависят от
суммы налога, сбора (пошлины).
Льготы по налогам. Ими признаются предоставленные
определенным категориям плательщиков
предусмотренные налоговым законодательством
преимущества по сравнению с другими плательщиками,
включая возможность не уплачивать налог,
сбор (пошлину) или уплачивать их в меньшем
размере.
Применяются следующие формы льгот по
налогам, сборам (пошлинам):
- полное освобождение от уплаты;
- установление не облагаемой налогом
части объекта обложения (необлагаемый
минимум); понижение по сравнению «твердыми»
налоговыми ставками;
- уменьшение налоговый базы либо суммы
налога, сбора (пошлины).
Законодатель (Налоговый кодекс Республики
Беларусь) предоставил право устанавливать
Президенту Республики Беларусь дополнительные
льготы отдельным категориям налогоплательщиков
(или конкретному) временно или постоянно.
Под налоговым периодом понимается календарный
год или иной период времени, определяемый
применительно к каждому конкретному
налогу, сбору (пошлине), по окончании которого
определяется налоговая база и исчисляется
сумма этого платежа (ст. 42 Налогового
кодекса).
В числе налоговых функций обычно выделяются:
фискальная, стимулирующая, распределительная,
регулирующая, контрольная.
Фискальная функция проявляется
в бесперебойном обеспечении государства
финансовыми ресурсами, необходимыми
для осуществления его деятельности. Это
основная функция, характерная для всех
государств на различных этапах развития.
Последние десятилетия в мировой практике
характеризуются резким увеличением налоговых
поступлений в бюджет государств. Это
связано с ростом объектов производства,
развитием научно-технического прогресса,
обеспечившими реальные условия для увеличения
национального дохода и, соответственно,
повлекшими рост финансовых ресурсов
государства в основном за счет налоговых
поступлений.
С другой стороны, рост налогов в ряде
стран мира привел к увеличению издержек
производства, росту цен и удорожанию
товаров. Следствием этого стало снижение
темпов экономического роста. Чрезмерное
налогообложение населения отрицательно
отразилось на материальном положении
отдельных социальных групп.
Фискальной функции противоположно стимулирование
лучшего и более эффективного использования
имеющихся ресурсов — труда, капитала,
природных ресурсов. А налогообложение
как сфера перераспределительных финансово-бюджетных
отношений несет в себе стимулирующие
начала. Разумное целевое использование
бюджетных ресурсов стимулирует общественный
прогресс. Налог обладает самостоятельной
стимулирующей функцией. Стимулирующая
функция налогов реализуется через систему
льгот, исключений, преференций (предпочтений),
увязываемых с льготообразующими признаками
объекта налогообложения. Она проявляется
в изменении объекта обложения, уменьшении
налогооблагаемой базы, понижении налоговой
ставки и др.
Для стимулирующей функции, в отличие
от фискальной, характерны две основные
черты: во-первых, стимулирование социально-экономической
деятельности приоритетных для государства
направлений через различные виды льгот
по налогам и преференции. Никакая другая
функция налогов не обладает непосредственно
стимулирующими свойствами, и еще только
фискальная функция способствует мобилизации
и аккумуляции финансовых ресурсов в централизованном
фонде государства.
Из сущности налогов вытекает распределительная,
а точнее перераспределительная функция,
которая обеспечивает процесс перераспределения
части совокупного общественного продукта,
главным образом чистого дохода, и направление
части его на расширенное воспроизводство
израсходованных факторов производства
(капитала, труда, природных ресурсов),
а другой его части — в централизованный
фонд государственных ресурсов, то есть
в бюджет государства, в форме налогов.
В этой функции реализуется общественное
назначение налогов как особого централизованного
инструмента распределительных отношений:
через налоги идет формирование финансовых
ресурсов государства, аккумулируемых
в бюджетной системе и внебюджетных фондах,
необходимых для осуществления собственных
функций государства — политических,
оборонных, внешнеэкономических, социальных,
природоохранных и др.
Регулирующая функция неотделима от
других функций, в частности фискальной.
Расширение налогового метода изъятия
и мобилизации государством части дохода
хозяйствующих субъектов происходит при
постоянном соприкосновении с последними
в процессе производства.
Каждая функция отражает определенную
сторону налоговых отношений: фискальная
— отношение налогоплательщика к государству,
основанное на максимальной мобилизации
ресурсов в бюджет; регулирующая — отношение
государства к налогоплательщику в процессе
создания благоприятных условий для развития
экономики. В результате в фискальной
функции, благодаря которой государство
снабжается финансовыми ресурсами, заложено
противоречие между необходимостью постоянного
и все большего увеличения доходной базы
государства и ограниченными возможностями
юридических и физических лиц в обеспечении
такого увеличения.
Противоречивость регулирующей функции
состоит в том, что реальная потребность
государственного вмешательства в процесс
производства через рост налогового пресса
должна ограничиваться возможностями
экономики, иначе могут последовать замедление
экономического роста и даже необратимые
процессы. Через взаимосвязь и взаимодействие
этих противоречий должен достигаться
оптимальный баланс интересов государства
(в росте доходов бюджета) и хозяйствующих
субъектов (в повышении эффективности
и доходности производства).
Несмотря
на то, что функции налогов взаимосвязаны
и взаимообусловлены, каждая из них имеет
определенные границы самостоятельности
и обособленности.
Осуществляя налоговое регулирование,
государство проводит всесторонний экономический
анализ экономических систем и осуществляет
налоговый контроль. Любое экономическое
и, в частности, налоговое регулирование
предполагает ряд действий, которыми являются
экономический анализ и контроль. Налогам,
как и финансам, присуща контрольная функция,
которая способствует количественному
и качественному отражению хода распределительного
процесса, позволяет контролировать полноту
и своевременность налоговых поступлений
в бюджет и, в конечном счете, позволяет
определять необходимость реформирования
налоговой системы.[6]
Глава 2
Анализ применения инструментов налогового стимулирования в инновационной социально-ориентированной экономике РБ
2.1 Налоговое стимулирование инновационной деятельности в РБ
Главным приоритетным направлением государственного регулирования инновационной деятельности является налоговое стимулирование.
Следует отметить, что в экономической науке и практике в настоящее время отсутствует общепринятое определение понятия «налоговое стимулирование». В связи с этим недостаточно разработана классификация инструментов налогового стимулирования, что снижает воздействие налоговых рычагов на повышение инновационности экономики. Таким образом, налоговое стимулирование инновационной деятельности реализуется посредством установления государством особых условий исчисления и уплаты налогов, взимаемых в бюджет страны, в зависимости от характера и масштабов новаторских мероприятий субъектов хозяйствования, действующих на её территории. [7, с 103]
В рамках реализации налоговой составляющей инновационной политики важнейшую роль должны играть налоговые льготы, большая часть которых в ведущих в экономическом отношении государствах мира ориентирована на содействие реализации достижений научно-технического прогресса. В зарубежной практике накоплен достаточно большой опыт их применения. При этом концепция соответствующего налогового стимулирования связывается с активизацией частной инициативы и предпринимательства через рыночные регуляторы.
На мой взгляд, налоговое стимулирование представляет собой комплекс мер по предоставлению налоговых льгот и преимуществ субъектам экономических отношений, создающих благоприятные условия для осуществления ими инновационной деятельности.
Налоговое стимулирование реализуется через использование определенных методов налогового регулирования. Ими следует считать меры по предоставлению субъектам экономических отношений имущественных или иных преимуществ при выплате ими налогов.
Исходя из этого, можно выделить следующие методы налогового стимулирования:
Налоговое стимулирование инновационной деятельности может реализоваться в следующих основных направлениях:
Не последнюю роль в создании условий для продуктивной научной деятельности должны играть общеэкономические меры налогового регулирования, обеспечивающие снижение издержек при осуществлении научной и инновационной деятельности.
В последнее время в Беларуси придается определенное значение мерам по стимулированию инновационной деятельности. Так, Указом Президента Республики Беларусь № 662 от 4 декабря 2008 г. «О налогообложении высокотехнологичных организаций» утвержден реестр высокотехнологичных производств и предприятий, прибыль которых, полученная от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства, облагается налогом на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 % [9]. А так же, Указ Президента Республики Беларусь № 123 от 9 марта 2009 г. «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь» в целях активизации инновационной деятельности, стимулирования производства высокотехнологичных товаров (работ, услуг) предоставил научным организациям право создавать унитарные предприятия за счет превышения остающихся в их распоряжении от осуществления данной деятельности доходов над расходами [10]. Научным и инновационным организациям предоставлены также определенные льготы по налогообложению.
Так организации, осуществляющие научную деятельность, а части выручки от реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполненных за счет средств бюджета, освобождаются от уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Прибыль, полученная от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства организациями, включенными в перечень высокотехнологичных операций, облагается налогом на прибыль по ставке, уменьшенной на 50% от основной ставки (основная ставка налога на прибыль – 24%).
Освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, зарегистрированных в государственном реестре. При ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь от налогообложения освобождается оборудование и приборы для научно исследовательских целей, а также материалы и комплектующие изделия, предназначенные для выполнения заданий разделов научного обеспечения президентских программ, государственных программ фундаментальных и прикладных исследований, государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ, ввозимые резидентами Республики Беларусь [11,c.68].
За земельные участки, предоставленные в пользование организаций, осуществляющих научную деятельность или обеспечивающих ее, платежи за землю не взимаются.
Резиденты Парка высоких технологий (ПВТ), специализацией которого является IТ-сфера, полностью освобождены от налога на прибыль и прочих налогов. Эта ситуация - классический пример воздействия налоговых льгот на формирование человеческого капитала. Несмотря на то, что государство, предоставив беспрецедентные 100-процентные льготы, не указало конкретные направления использования высвобождаемых средств (например, 20% - на науку, 10% - на образование и т.д.), значительная их часть в ПВТ тратится именно на образовательные программы, поскольку наличие высококвалифицированных специалистов сегодня очень важно для любой отрасли, и особенно - для IТ-сферы. ПВТ тесно связан с системой образования. Учебные лаборатории открыты во всех профильных вузах Минска, а также во всех областных городах республики. Главная задача лабораторий - сократить время вхождения специалиста в специальность. Вузам это выгодно, поскольку они получают современное оборудование, преподавателей и курсы. Для преподавателей вузов два раза в год проводятся семинары. После теоретической подготовки преподаватели проходят практику в компаниях [12].