Налоговое регулирование в формировании инновационной социально-ориентированной экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть налоговое регулирование в формировании инновационной социально-ориентированной экономики РБ.
Основными задачами курсовой работы являются:
- Изучение понятие инноваций и инновационной деятельности как объекта государственного финансового регулирования;
- Рассмотрение роли налогового регулирования в формировании инновационной социально-ориентированной экономики Республики Беларусь.
- Рассмотрение основных направлений совершенствования налогового регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..
1. Понятие инноваций. Инновационная деятельность как объект государственного финансового регулирования. Налоговое регулирование в РБ…………………………………………………………………………………..
1.1 Инновационная деятельность - фактор экономического развития....
1.2 Налоги как инструмент рыночной экономики ………………………
2. Анализ применения инструментов налогового стимулирования в инновационной социально-ориентированной экономике……………………..
2.1 Налоговое стимулирование инновационной деятельности в РБ...
2.2 Исследование применения инструментов налогового стимулирования в инновационной экономике РБ……………………………...
3. Основные направления совершенствования налогового регулирования инновационной деятельности в РБ……………..……………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Шкуда А.А 1111212,курсовая.docx

— 355.84 Кб (Скачать)

В последние годы ГКНТ в ставших уже традиционными годовых аналитических докладах о состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь приводит данные о размере предоставленных организациям налоговых льгот для стимулирования научной и инновационной деятельности. В 2009 г. было предоставлено льгот на сумму 201,7 млрд руб., или 47% от затрат республиканского бюджета на науку. Однако 67,8% их объема составили льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) [13].

Однозначного мнения о стимулирующем характере этой льготы не существует. Приведем некоторые аргументы против. НДС - это налог на потребление, а не на доходы. В случае льготирования НДС не уплачивается, потому что не включается в стоимость товара и, следовательно, производитель (продавец) не получает его от потребителя (покупателя). При получении льготы по данному налогу входной НДС относится на затраты. Эта льгота помогает снизить стоимость продукции, заинтересовывает потребителей в приобретении какого-то конкретного товара, повышает конкурентоспособность отечественных производителей по ценовому фактору.

Действующий сегодня порядок государственной регистрации НИОКР предусматривает проведение экспертизы работ на предмет определения их значимости для реализации приоритетов социально-экономического развития, разработки новых технологических процессов, наукоемкой, конкурентоспособной продукции, формирования перспективных научных направлений. Определение значимости предполагает однозначные выводы о целесообразности (нецелесообразности) выполнения и финансирования НИОКР за счет средств республиканского бюджета. Подавляющая часть зарегистрированных НИОКР финансируется государством, и льгота позволяет избежать излишних перечислений государственных денежных средств, вынуждает предприятия регистрировать НИОКР, что способствует формированию общегосударственной базы выполненных работ. Если эта льгота и имеет стимулирующий эффект, то только для одного инвестора в НИОКР - государства, на долю которого в 2009 г. приходилось 61,8% общего объема внутренних затрат на исследования и разработки.

В 2010 г. льгота по налогу на прибыль составила 63,7 млрд руб., в том числе 26,7 млрд - льготы, полученные организациями, включенными в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь. Эти средства должны быть направлены на финансирование технического переоснащения производства. В случае нецелевого их использования обложение налогом на прибыль производится по установленной ставке.

Таким образом, в стране имеются выработанные механизмы предоставления налоговых льгот, которые являются альтернативой прямому бюджетному финансированию. При ставке налога на прибыль в 24% полученная 50-процентная льгота свидетельствует о том, что балансовая прибыль высокотехнологичных организаций в 2009 г. составила 222,5 млрд руб., или более 50% от затрат республиканского бюджета на науку.

Основная ставка налога на прибыль с 2012 г. установлена в размере 18 %.

Прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, с 2012 г. облагается налогом на прибыль по ставке 10 % (за исключением случаев, когда организация вправе применить освобождение в соответствии с обстоятельствами, указанными далее).

Напомним, что в 2011 г. при налогообложении прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (кроме торговой и торгово-закупочной деятельности), организациями, включенными в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, применялась ставка 12 %.

Техническое переоснащение высокотехнологичных производств - процесс очень дорогостоящий, очевидно, что полученных в результате предоставления льготы средств недостаточно, поэтому предприятия вынуждены будут в целях собственного развития не только использовать остающуюся в их распоряжении прибыль, но и идти на всякого рода взаимодействия, искать дополнительные альтернативные источники финансирования.

Организации, осуществляющие производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме производства составляет не менее 50 %, уплачивают налог на прибыль по ставке 10 %. Они имеют также ряд других льгот по НДС и таможенным платежам.

В эпоху инноваций государственная политика не должна сдерживать (а тем более запрещать) мобильность производственных ресурсов - труда и капитала. Они должны обладать правом перемещения из вчерашних малопроизводительных в современные высокоэффективные отрасли. Не мешать сегодня недостаточно, необходимо активно содействовать этим процессам. Это единственный способ повысить конкурентоспособность отечественных предприятий на фоне роста экономического потенциала и высокотехнологичного производства в развитых странах. Согласно же действующему законодательству, обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав освобождаются от НДС и налога на прибыль только в пределах одного собственника. Этот порядок не был изменен и Указом Президента Республики Беларусь № 432 от 31 августа 2009 г., который разрешил безвозмездную передачу имущественных прав на результаты научно-технической деятельности от государственного заказчика негосударственным организациям, но не вывел эти обороты из-под налогообложения. В связи с этим требуется соответствующая корректировка законодательства для субъектов инновационной инфраструктуры и малого инновационного предпринимательства.

С 1 января 2011 г. в Налоговый кодекс внесен ряд изменений стимулирующего характера. Прежде всего это льготы для венчурных организаций, однако ввиду неразвитости в стране этого института оценить возможный эффект от их применения затруднительно. В то же время установленная ставка при упрощенной системе налогообложения в 3% по экспорту услуг должна способствовать развитию экспорта высокотехнологичных услуг малым бизнесом (ранее указанная ставка применялась только для товаров). Такие условия очень привлекательны для малых предприятий, оказывающих услуги с высокой добавленной стоимостью, в первую очередь для разработчиков программного обеспечения, не являющихся резидентами ПВТ.

Льготы для стимулирования инноваций должны предоставляться в рамках реформирования налоговой системы в целом. При этом национальная инновационная система должна взаимодействовать с национальной налоговой системой на основе концепции налоговых расходов. Необходимо создать привлекательные условия для развития новых высокотехнологичных производств и одновременно обеспечить достаточный для финансовой стабильности социального сектора уровень налогообложения.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. предусмотрено довести долю внебюджетного финансирования ИР до 52-54%. Для решения этой задачи необходимо не только разрешить учитывать в затратах все понесенные расходы, но и предоставить предприятиям льготы по налогу на прибыль в зависимости от затрат на ИР. При этом возможны два варианта:

  • уменьшение суммы налога на прибыль в размере 20-50% суммы прироста затрат предприятия на научные исследования и разработки в среднем за 2-3 предыдущих года;
  • вычитание суммы затрат на научные исследования и разработки в текущем году с повышенным коэффициентом (1,25-1,5) при условии прироста этих затрат не менее чем на 5-10% в среднем за 2-3 предыдущих года.

Предпочтительным представляется второй вариант, поскольку предприятия получают возможность компенсировать часть затрат на ИР в периоде, когда они были понесены, а государство может прогнозировать налоговые потери для бюджетной системы. Необходимым условием предоставления этой льготы является прирост затрат на ИР, который в целях нивелирования негативных влияний должен рассматриваться за ряд предшествующих лет. Так, в 2009 г. в целом по стране затраты на ИР оказались несколько ниже, чем в 2008 г. [13].

Необходима выработка стимулов, в том числе налогового характера, для создания целостной системы непрерывного образования, отвечающей требованиям, предъявляемым к инновационной экономике, развития условий для постоянной переподготовки и повышения квалификации всего экономически активного населения. Для физических лиц можно предусмотреть дополнительные вычеты с налогооблагаемого дохода затрат на второе образование по востребованным инновационной экономикой техническим и естественнонаучным специальностям, так как динамизм современного развития требует переподготовки, а порой и кардинальной смены деятельности не один раз в течение жизни, обучение же за счет собственных средств наименее затратно для бюджета и заслуживает поддержки со стороны государства, затрат на языковые и компьютерные курсы, так как «инновационный» человек должен знать иностранные языки и владеть компьютером. Для предприятий, производящих модернизацию производства, следует предусмотреть налоговые скидки на затраты по переподготовке кадров, в том числе по стажировке за рубежом.

Необходимо освободить от НДС и налога на прибыль обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав субъектам инновационной инфраструктуры и малым инновационным предприятиям.

Затраты по запуску предприятий (особенно для высокотехнологичных производств) целесообразно переносить на будущие периоды (3-5 лет) или до их полного погашения.

С 2012 г. инновации в Беларуси могут быть выведены из налогообложения. В частности, в налоговой системе будут внедрены дополнительные стимулы для осуществления научных разработок и приобретения результатов научных исследований для промышленного использования, для выпуска высокотехнологичной продукции и деятельности инновационных предприятий [14].

Система белорусского инновационного развития требует совершенствование, так как она, по сравнению с рядом стан, далеко не идеальна. Но, тем не менее, нельзя сказать, что для этого ничего не делается. Правительство и Академия наук обеспокоены этой проблемой и постоянно ищут пути их решения. Стоит привлекать больше инвестиций в инновационную деятельность, снижать налоговые нагрузки, тем самым побуждая юридические и физические лица заниматься инновационной деятельностью.

 

 

 

2.2 Исследование применения инструментов  налогового стимулирования в  инновационной экономике РБ

 

Целью  стимулирования  инновационной  деятельности  являются ускоренное развитие субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной  инфраструктуры,  создание  благоприятных  условий  для формирования и функционирования рынка инноваций.

Государство осуществляет стимулирование инновационной деятельности  путем  проведения  соответствующей  налоговой, бюджетно-финансовой,  денежно-кредитной, таможенной и иной политики.

  Одним из направлений реформирования налоговой системы Республики Беларусь является снижение налоговой нагрузки, от величины которой зависит чистая прибыль субъекта хозяйствования, возможность расширенного воспроизводства, а также инвестиционная привлекательность страны.

В рамках проводимой государством налоговой политики для минимизации налогового давления на экономику Республики Беларусь за последние годы был предпринят ряд действий, результатом которых явилось его постепенное снижение с 41,55 % в 2009 г. до 37,56 % в 2011 г. (табл. 1).

 

           Таблица 1 — Динамика налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь


 

 

 

 

 

 

 

 

             Источник: [15]

 

 

На ослабление налогового давления на экономику страны оказали влияние законодательные изменения отечественной налоговой системы: отменен оборотный  налог,  изъята  из-под  объекта  обложения  налогом  на  недвижимость активная часть основных средств, отменены практически все местные налоги и сборы, снижены ставки налогов при упрощенной системе налогообложения и ряд других важных новшеств.

В настоящее время структура отечественной налоговой системы по составу и количеству платежей соответствует общепринятым мировым стандартам. Поэтому в наступившем году вектор взят на улучшение ее качественных характеристик. Снижение в 2012 г. ставки налога на прибыль с 24 % до 18 %, введение «амортизационной премии», перенос убытков на будущие прибыли, льготирование инновационной и высокотехнологичной продукции собственного производства — меры, направленные на дальнейшую оптимизацию налоговой нагрузки, на повышение инвестиционной привлекательности экономики Республики Беларусь и ее конкурентоспособности.

Однако налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь остается на достаточно высоком уровне. Предлагаем усовершенствовать систему предоставляемых  субъектам  хозяйствования  налоговых  льгот  за  счет  отмены неэффективных, например, в виде освобождения от обложения НДС определенных оборотов. Предприятия, применяющие освобождения от уплаты НДС хотя и несут на себе меньшую налоговую нагрузку, но в отличие от организаций,  не  применяющих  данное  освобождение,  получают  чистую прибыль значительно меньшую. Существующая система освобождений от обложения НДС приводит к росту затрат, сдерживая его развитие. Поэтому логическим шагом в данном направлении будет введение пониженных ставок НДС по реализации продукции вместо действующего освобождения от обложения, в выручке которой доля материальных затрат составляет значительный вес. Согласно мировой практике, освобождение от обложения НДС должны использоваться в минимальных размерах (образование, медицинское обслуживание, религиозная деятельность).

Также  назрела  необходимость  в  снижении  отчислений  в  ФСЗН  в  той части, которую несут на себе работодатели. По величине социального налога (платежей в ФСЗН) Беларусь превосходит другие страны Единого экономического пространства. В Беларуси платежи в ФСЗН составляют 34 % от фонда заработной платы предприятий. В России, если брать в среднем, социальный налог составляет порядка 26 %, а в Казахстане — 11 %. За счет высокой составляющей в структуре себестоимости расходов на заработную плату, включая обязательные отчисления в государственный внебюджетный ФСЗН, реализация наукоемких производств становится в стране невозможной из-за ее высокой цены, что является неконкурентоспособным в рамках Единого  экономического  пространства.  Поэтому,  реформирование  пенсионной системы можно произвести путем перераспределения отчислений в ФСЗН между работодателем и наемным работником в целях снижения налоговой нагрузки для организаций.

Информация о работе Налоговое регулирование в формировании инновационной социально-ориентированной экономики Республики Беларусь