Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:27, курсовая работа
Налог - необходимое условие существования государства. Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ. В соответствии со ст.57 Конституции РФ, каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Государство использует налоги как один из инструментов реализации избранных в обществе приоритетных направлений развития экономики. При этом следует отметить, что устойчивого улучшения собираемости налогов нельзя добиться без целенаправленных усилий государства по формированию налоговой системы.
Система налогообложения любого государства в силу динамики всего комплекса социально-экономических факторов активно изменяется и совершенствуется. Это характерно и для Российской Федерации.
Следует отметить, что поступления по акцизам по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, в 2004 г. оказались на 0.78 млрд.руб. ниже годовых бюджетных назначений и на 55.8% ниже соответствующего показателя 2003 г. Удельный вес акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, в общем объеме поступлений налогов и сборов в бюджет составил в 2004 г. 4.1% (в 2003г. – 12.2%).
Такое существенное снижение поступлений акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, в федеральный бюджет в 2004 г. обусловлено, главным образом, исключением природного газа из видов подакцизного минерального сырья, а также изменением порядка уплаты акциза на алкогольную продукцию.
Поступления от уплаты налога на операции с ценными бумагами в 2004 г. составило 0.12 млрд. руб., или 14.7% к годовым бюджетным назначениям. Причиной уменьшения поступлений является снижение ставки налога с 0.8 % от номинальной суммы выпуска до 0.2 % номинальной суммы выпуска, но не более 100 тыс. руб.
Поступление платежей за пользование природными ресурсами составило 434.3 млрд. рублей, или 103.6 % к годовым бюджетным назначениям. Основную долю платежей составляет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), поступление по которому в 2004 г. составило 424.1 млрд.руб., или 103.3% к годовым бюджетным назначениям. На перевыполнение плановых показателей по НДПИ в сумме 13.6 млрд. руб. по экспертной оценке повлияли следующие факторы:
Более 10 % всех платежей за пользование природными ресурсами составляют платежи за пользование лесным фондом, поступления по которым в 2004 г составили 4.5 млрд.руб. (113.0% к годовым бюджетным назначениям). Дополнительные поступления по указанным платежам составили 0.5 млрд.руб.
Поступление сборов за пользование объектами водных биоресурсов составило 4.2 млрд.руб. Бюджетное задание выполнено на 108.6%, перевыполнение произошло за счет повышения удельного веса квот на вылов водных биоресурсов.
Доходы от налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции составили 859.7 млрд. руб., или 102.2% к бюджетным назначениям на 2004 г. При этом доходы от взимания ввозных таможенных пошлин составили 204.2 млрд. руб. (100.7% к бюджетным назначениям на 2004 г.) и от вывозных таможенных пошлин – 655.6 млрд. руб. (102.7% к бюджетным назначениям на 2004 г.).
Доходы по прочим налогам, пошлинам и сборам сложились на уровне 23.7 млрд. руб. и составили 101.7 % к бюджетным назначениям на 2004 г, что на 0.4 млрд.руб., или на 1.7 % больше, чем утверждено законом. Перевыполнение бюджетных назначений отмечается по государственной пошлине, по сборам за использование наименований «Россия», «Российская Федерация».
Рассмотри структуру и
В январе-октябре 2005 г. в федеральный бюджет страны поступило администрируемых ФНС России доходов 2 233.0 млрд. рублей, что на 644.5 млрд. рублей, или в 1.4 раза больше, чем за соответствующий период 2004 г (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Динамика
поступления в федеральный бюджет налоговых
доходов
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями НДС (40.0%), налога на добычу полезных ископаемых (31.0%), налога на прибыль (14.0%), единого социального налога (9.6%) и акцизов (3.5%) (рис. 2.4).
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ в январе-октябре 2005 г. составили 313.6 млрд. руб. По сравнению с январем-октябрем 2004 г. они выросли на 150.3 млрд. руб., или в 1.9 раза.
Поступления единого социального налога,
зачисляемого в федеральный бюджет, в
январе-октябре 2005 г. составили 213.6 млрд.
руб. и снизились по сравнению с январем-октябрем
2004 г. на 39.7%, что связано со снижением налоговой
ставки с 1 января 2005 г.
Рис. 2.4. Структура
налоговых доходов федерального бюджета
в январе-октябре 2005 г.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в январе-октябре 2005 г. составили 894.3 млрд. руб. и по сравнению с январем-октябрем 2004 г. выросли на 286.2 млрд. руб., или в 1.5 раза.
Суммы, фактически возмещенные налогоплательщикам по налоговой ставке 0 %, в январе-октябре 2005 г (по предварительным данным) составили 363.1 млрд. руб. (на 42.4 % больше, чем в соответствующем периоде 2004 г.), что практически соответствует темпам роста экспорта.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-октябре 2005 года 16.9 млрд. руб.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-октябре 2005 г. 77.5 млрд. руб. и выросли относительно соответствующего периода 2004 г. на 30.%.
Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет РФ в январе-октябре 2005 г составили 2.9 млрд. руб., что на 14.9 % меньше, чем в январе-октябре 2004 г.
В федеральный бюджет в январе-октябре 2005 г. мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на территории РФ, 23.6 млрд. руб., что на 23.3% больше поступлений соответствующего периода 2004 г.
Поступления акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла) в федеральный бюджет в январе-октябре 2005 г. составили 38.8 млрд. руб. и относительно января- октября 2004 г. выросли на 17.7%.
Налога на добычу полезных ископаемых в январе- октябре 2005 г. поступило в федеральный бюджет 691.6 млрд. руб., в том числе: на добычу нефти – 615.4 млрд. руб.; на добычу газа горючего природного – 65.1 млрд. руб; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 4,0 млрд. рублей. В целом по сравнению с январем-октябрем 2004 года поступления НДПИ выросли более чем в 2 раза, в том числе налога на добычу нефти – в 2.1 раза.
Доходы федерального бюджета в 2006 году предусматриваются в сумме 5046,1 млрд. рублей (20,70% к ВВП). В составе доходов федерального бюджета налоговые доходы составляют 3167.8 млрд. руб. (12.99% к ВВП), в том числе без учета средств единого социального налога и отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации 2591.2 млрд. рублей (10.63% к ВВП). 9
Поступления НДС планируются в размере 1634.3 млрд. руб. Планируется, что меры по реформированию НДС приведут к увеличению поступления этого налога в федеральный бюджет с 6.5% ВВП в 2005 г до 6.7% ВВП в 2006 г.
Как ожидается, поступления налога на добычу полезных ископаемых составят 731.6 млрд.руб., налога на прибыль организаций – 337.9 млрд.руб., единый социальный налог – 302.1 млрд.руб. Согласно плану, акцизы составят 110.2 млрд.руб.
При расчете доходов
1) установление
общего порядка принятия к
вычету сумм НДС при
2) введение "амортизационной премии" в виде разрешения отнесения на расходы и учета при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10 % стоимости введенных в действие основных фондов;
3) увеличение
с 30 до 50% верхнего предела для
уменьшения налоговой базы по
налогу на прибыль в следующем
году на сумму убытков,
4) совершенствование
действующего порядка
5) совершенствование применения нулевой ставки НДС по транспортным услугам, а также режима налогообложения при реорганизации;
6) переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате НДС всеми налогоплательщиками по методу начисления;
7) индексация
специфических ставок акцизов
на 9% (кроме акцизов на
8) отмена
налогового режима акцизного
склада в отношении
9) отмена
льготы по денатурированному
спирту и денатурированной
10) увеличение специфической ставки НДПИ при добыче газа на 9 % (установление ставки в размере 147 рублей за 1 тыс. куб. метров газа);
11) отмена
налога с имущества,
12) повсеместное
введение главы Налогового
13) внесение поправок в действующие специальные режимы налогообложения малого бизнеса;
14) увеличение
ставки налога на игорный
15) исключение
из перечня доходов,
16) введение
особого режима
По сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2005 г., прогнозируемые в 2006 г. доходы увеличатся на 75.4 млрд. руб. Однако доля доходов в валовом внутреннем продукте снизится с 23.67% до 20.7%. Относительное (в % к ВВП) снижение уровня доходов федерального бюджета в 2006 г по сравнению с оценкой 2005 г. на 2.97 % предусматривается за счет следующих факторов:
- изменение макроэкономических показателей - 1,74% к ВВП;
- изменение налогового законодательства - 0,07% к ВВП;
-прочие факторы -1,16% к ВВП.
Анализ задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации и уплате налоговых санкций и пеней за 2004 год произведем по данным Федеральной налоговой службы.10
Задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему РФ на 1 января 2005 г. составила 879.0 млрд.руб., в том числе по федеральным налогам и сборам – 783.9 млрд.руб, что составляет 89.2 % от общей суммы задолженности по налоговым платежам; по региональным, местным налогам и сборам, специальным налоговым режимам соответственно – 5.8%, 4.4% и 0.6%.
В период с января по декабрь 2004 г. задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ увеличилась на 356.7 млрд. руб., в том числе увеличение по федеральным налогам и сборам составило 345.5 млрд. руб. Прирост задолженности по федеральным налогам и сборам за I квартал 2004 г составил 23.5 млрд. руб., за II квартал 2004 г. – 44.2 млрд. руб., за III квартал 2004 г. – 28.7 млрд. руб., за IV квартал 2004 г. – 249.1 млрд. руб.
На графике 2.5 показана динамика задолженности по федеральным налогам и сборам за период с 1 января 2003 года по 1 января 2005 года.
Рис. 2.5 Динамика
задолженности по федеральным налогам
и сборам
Как видно из графика, в IV квартале 2004 г. произошел значительный рост задолженности по федеральным налогам и сборам, что связано с доначислением значительных сумм налогов и сборов к уплате по результатам проведенных выездных налоговых проверок по нескольким крупнейшим налогоплательщикам, таким как ОАО “ЮКОС” и ОАО “Сибнефть”.
В территориальном разрезе основная доля задолженности по федеральным налогам и сборам на 1 января 2005 года приходится на Ханты – Мансийский АО - Югра (38.8%), город Москва (7.1%), Самарскую область (3.1%), Читинскую область (2,9%), Республику Башкортостан (2,4%), Омскую область (2.3%), Республику Калмыкия (2,2%), Кемеровскую область (2.0%), Московскую область (1.8%) и Челябинскую область (1.7%).